- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ткани для облачений: от парчи до габардина
Современными священнослужителями наиболее востребованы парча и шелк. Помимо них для пошива облачений используются бархат, шинилл, лен, габардин.
Первое, о чем стоит поговорить, выбирая облачение, – это ткань, из которой оно сшито. Материи, используемые для пошива облачений в наши дни, как правило, имеют особый дизайн: на них вытканы орнаменты с христианской символикой. Впрочем, облачение может быть украшено и растительными орнаментами. В промышленных масштабах в России золотные ткани начали производить с XIX столетия, а уже в начале XX века Церковь стала их основным потребителем.
В древности большая часть облачений шилась из простых тканей натурального цвета: красители были доступны далеко не всем приходам и монастырям. Золотные ткани ввозились из-за рубежа и были роскошью. Сначала для церковного и светского шитья в России использовали одинаковую парчу. В коллекции тканей Сергиево-Посадского музея-заповедника можно встретить облачения, украшенные не только цветами и растительными узорами, но и, например, фигурами драконов: дорогую ткань, привезенную из Китая, использовали для пошива стихаря.
Парча – ткань с древней историей. Считается, что она была изобретена в Китае, а само слово «парча» – персидское и означает «материя». В России парчу производят с XVIII столетия. Ранее этот драгоценный материал ввозили из других стран: Турции, Персии, Китая, Италии, Франции. Парча представляет собой толстую, плотную и довольно тяжелую шелковую ткань, в которую вплетены металлические нити. В старину это могло быть настоящее золото. Сегодня вместо него обычно применяется метанитовая нить, придающая ткани блеск, а шелковую основу нередко заменяют вискозной. Благодаря этому современная парча стала намного легче старинной.
Наиболее распространена парча, на которой выткан рисунок – в тон основе или другого цвета. Выпускается и гладкая однотонная парча – ее обычно украшают вышитыми узорами или используют для изготовления деталей облачений. На отечественном рынке представлена парча российского, украинского, китайского, итальянского, французского производства. Высоко ценится за свое качество и пользуется большим спросом материал, изготовленный в Греции. Отечественные производители церковной парчи – Павлово-Посадская фабрика шелка и Рахмановский шелковый комбинат: они также выпускают шелк для пошива церковных облачений и галуны для них.
Парча хорошо держит форму, выглядит дорого и торжественно и потому является несомненным украшением богослужения. Она прочна и долговечна. Но в жаркую погоду совершать службу в облачениях из этой красивой материи бывает тяжело.
Шелк – облачения из этого материала могут почти не отличаться по виду от парчовых. Производители нередко выпускают один и тот же дизайн как в одном, так и в другом материале. Шелковые облачения обычно бывают легче изготовленных из парчи. Они несколько мягче – соответственно, хуже держат форму. Технически узорный церковный шелк отличается от такой же парчи отсутствием в составе ткани металлизированной нити. Отечественные мастерские шьют облачения из шелка российского, украинского, греческого производства. Российские ткани в несколько раз дешевле греческих, но уступают им по качеству. Отечественный шелк для облачений можно приобрести и за 600 руб. за метр, греческие стоят от 3000 руб. Для пошива лицевой стороны облачений обычно используется узорный, рельефный материал. Он содержит в своем составе шелковую нить и добавки, придающие твердость и плотность. Это может быть хлопок, полиэстер и т. п. Гладкий – атласный – шелк применяют для изготовления подкладок, а также отворотов ряс. Шелковые облачения стирают вручную, холодной водой, предварительно замочив. Гладить их можно с любой стороны, но лучше с отпариванием, потому что шелк садится. Также ризы можно сдать в химчистку.
Шенилл – этот вид церковной ткани позволяет создавать облачения, похожие на старинные ризы. Он имеет сложную фактуру: основа напоминает гобелен, фон – гладкий, словно затканный золотом (или другими нитями), а рисунок – ворсистый, как бархат. Подобным образом выглядел аксамит – древняя дорогая ткань из шелка и нитей из драгоценных металлов, имевшая ворсистую поверхность. Таким образом, шенилл можно охарактеризовать как «гибрид» парчи и бархата. Блеск ему придает метанит – та же металлизированная нить, что присутствует в парче современного производства. Облачения из шенилла плотные, достаточно тяжелые, хорошо держат форму.
Бархат. Бархатные облачения имеют красивый и благородный облик. Массовое производство этой аристократической материи началось в Европе в XVIII столетии, это была ткань королей и вельмож. Из нее шили придворные туалеты, ей декорировали роскошные интерьеры.
Самый качественный бархат – на хлопковой основе. Также встречается синтетический бархат – из полиэстера. Он легче по весу, зато не «дышит». По своей цене качественный бархат сравним с парчой. Распространены комбинированные облачения из бархата и парчи. Парчовое оплечье хорошо держит форму, мягкий бархат струится и мерцает в свете свечей, придавая службе благолепие. Приобретая бархатное облачение, следует иметь в виду, что оно требует особенно деликатного и внимательного отношения при эксплуатации, чтобы не засаливаться и не затираться.
Особенной осторожности бархатные ризы требуют при стирке и отглаживании. Их необходимо отпаривать при невысокой температуре, лучше – на специальной гладильной доске, причем гладить только по изнаночной стороне. Если бархат примнется, он уже не будет иметь вида, а след от утюга будет невозможно убрать.
Лен – легкая, «дышащая» натуральная ткань. Для России она наиболее традиционна, хотя в наши дни при пошиве облачений используется не так часто. Богослужебные облачения из льна используются главным образом в летний период. Также священники любят использовать ризы из этой ткани в «походных» условиях: выезжая на требы или в паломничество. Это понятно: льняные облачения проще транспортировать, а затем стирать и гладить; они менее подвержены порче да и стоят дешевле. Отечественные швеи изготавливают облачения изо льна как российского, так и китайского производства. Российский лен имеет более тонкую нить и ценится выше. Поскольку лен сам по себе практически не держит форму, производители фелоней русского кроя изо льна уделяют особое внимание укреплению оплечья. Правильно сделанное, оно придаст изделию четкие очертания.
Габардин (костюмная ткань). Эта гладкая, плотная ткань может быть создана на основе разных материалов: шерсти, шелка, полиэстера. Шелковый габардин по своей легкости и способности «дышать» может соперничать со льном. Шерстяной – хорош в холодное время года, особенно при совершении богослужений на открытом воздухе или в прохладном помещении. В любом случае, габардину свойственна плотность, непродуваемость, стойкость к намоканию и способность неплохо держать форму. Сам по себе габардин достаточно экономичен. Из него шьют как недорогие облачения – любого цвета и на любой сезон, так и великолепные ризы, украшенные богатой вышивкой, в том числе – и архиерейские.
Оплечье фелони – у русской ризы это твердый ворот, придающий форму облачению. Внутри оно сделано из флизелина – клеевой ткани, которую нельзя мочить. Поэтому некоторые производители делают оплечье съемным, крепящимся с помощью молнии. Если оплечье пришито – перед стиркой его отпарывают.
Подкладка. Приобретая фелонь или стихарь из натурального шелка или парчи, обратите внимание на подкладку. Она может быть изготовлена из натурального шелка, хлопка (что неплохо) или синтетики, что сказывается как на цене изделия, так и на комфортности его ношения. Приобретать фелони и стихари без подкладки опытные ризничие не рекомендуют: основная ткань такого облачения очень быстро приходит в негодность.
Подкладку легко постирать. Для этого ее отпарывают от облачения – что гораздо проще, нежели стирать всю фелонь или стихарь. Сшитые из золотных тканей облачения лучше стирать как можно реже, чтобы они не изнашивались, а подкладку при необходимости можно и заменить на новую.
Галуны – тесьма, изготавливаемая, как правило, из метанити. Она бывает достаточно жесткой и помогает облачению держать форму. Швейные мастерские используют галуны российского и индийского производства. Отечественный галун более плотный и долговечный. Индийский – потоньше, через несколько стирок он может потерять свой вид. Впрочем, если у вас на приходе есть швея, она сможет его заменить. Галуны помогут обойтись и без вышивки: вместо нее фелонь, поручи, епитрахиль украсят нашитые кресты и галуны. Хорошо смотрится ансамбль, в котором таким же галуном, как на облачении, украшен подризник.
Бахрома – бывает витой (крученой) или простой, в виде «щетки». Витая бахрома стоит немного дороже прямой. На мелких предметах – таких как покровцы, воздухи – многие священнослужители предпочитают видеть короткую бахрому.
Кисти – используются для украшения епитрахили, палицы. Изготавливаются из прямой или крученой нити, как правило, золотого или серебряного цвета.
Вышивка – может превратить облачение в настоящее произведение искусства. В старину ризы расшивали жемчугом, драгоценными каменьями, золотыми и серебряными нитями, причем зачастую эти нити были фактурными – скаными. В наши дни вышивка может быть простой и компьютерной. Компьютерная вышивка позволяет создавать сложнейшие композиции. Разработанный художником рисунок заносится в компьютер – и машина под управлением мастера создает многоцветную икону, плащаницу, вышитую тонкими цветными и металлизированными нитями. Полностью вышитое облачение стоит достаточно дорого. Более экономичный вариант – фелонь с вышитым оплечьем и расшитой надставкой по краю и епитрахиль с вышитыми «оконцами». Еще более доступно облачение с нашитой небольшой иконой на оплечье и вышитыми нижними «оконцами» епитрахили. По краю фелони может идти вышитая надставка. Также часто вышивают и палицу.