Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
Формирование классического русского иконостаса
Ключевым моментом в формировании русского иконостаса можно назвать XV век. За это время алтарная преграда «выросла» до четырех ярусов. Увеличение размеров и усложнение продолжалось и в дальнейшем: пятиярусный иконостас распространился в следующем – XVI столетии, а в XVII веке в некоторых храмах появились шести- и даже семиярусные алтарные преграды. И все же, точкой роста, временем формирования самой идеи большого иконостаса стало XV столетие.Считается, что этим первым иконостасом была трехъярусная алтарная преграда Благовещенского собора Московского Кремля, созданная в 1405 году. Над ее созданием трудился уже престарелый Феофан Грек с помощниками: молодым чернецом Андреем Рублевым и старцем Прохором с Городца и артелью мастеров. Современные исследователи ведут дискуссии о том, сохранились ли созданные тогда великими изографами образа: летописи свидетельствуют, что Благовещенский собор сгорел вместе со своим убранством, но, быть может, хотя бы часть икон удалось спасти из огня. В любом случае, факт, что первый известный нам высокий иконостас создавался талантливейшими из иконописцев и украшал моленный храм великих московских князей, говорит о значимости этого явления. В качестве иллюстрации данной мысли приведем интересную деталь: позднее, начиная с Иоанна IV Грозного, в местном ряду Благовещенского собора, как раз напротив царского места, будут ставить ростовой образ небесного покровителя правящего государя. По кончине царя образ этот перенесут к месту его погребения – в Архангельский собор, а святое место займет икона «ангела» нового самодержца... Как мы видим, Благовещенский собор для русских царей был главным местом их моления, а его иконостас – точкой, в которой для них соединялись земной и небесный миры, жизнь временная и вечная. То же значение имеет иконостас православного храма и для каждого из нас. Об этом значении мы скажем чуть ниже, пока же обозначим основные этапы формирования пятиярусного иконостаса.
В 1408 г. прп. Андрей Рублев принимает участие в создании четырехъярусного иконостаса Успенского собора г. Владимира, а в 1425–27 гг. – Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – наилучшим образом сохранившейся алтарной преграды того времени: мы и сегодня можем увидеть его на историческом месте, за исключением переданного в Третьяковскую галерею знаменитого образа Пресвятой Троицы письма прп. Андрея. Отметим неслучайную связь: мы говорили о духовном влиянии Прп. Сергия Радонежского на эпоху, породившую высокий иконостас, а теперь узнаем, что ярчайшим из иконостасов данного типа является алтарная преграда, украсившая храм в обители Преподобного, где почивают его святые мощи. В 1600 году по заказу Бориса Годунова в иконостасе Троицкого собора появился еще один, пятый, ряд – праотеческий. Одновременно по всей Руси храмы украсило еще множество четырех- и пятиярусных иконостасов: традиция сформировалась и стала повсеместной. Иконостасы эти, как и их невысокие предшественники, были тябловыми – то есть состояли из горизонтальных темплонов, на которых стояли иконы, иногда – разделенные между собой небольшими столбиками. В центре располагались Царские врата, по бокам – диаконские. Декор таких иконостасов был достаточно скромен: это могла быть плоская резьба, роспись, либо басменное убранство – в любом случае, иконостас оставался лишь «рамой», несущей в себе иконы, которые и привлекали к себе взоры молящихся.
Каков же духовный смысл высокого иконостаса?
В ставшем хрестоматийным труде «Богословие иконы Православной Церкви» Л.А. Успенский говорит о том, что высокий иконостас являет нам Промысл Божий о спасении человечества – в последовательности рядов от верхнего (праотеческого) к нижнему (местному), и ответную устремленность человека к своему Творцу и Искупителю – по линии снизу вверх, от Царских врат с образами несущих Благую Весть евангелистов, через икону Благовещения, знаменующую сочетание воли человеческой с волей Божией, к Евхаристии и, наконец, к Церкви Небесной, которую являют изображения святых в верхних рядах иконостаса. В ракурсе этой мысли рассмотрим последовательность рядов иконостаса XV-XVI веков – конструкции, которую можно увидеть в храмах и сегодня. Верхние ряды – праотеческий и следующий за ним пророческий – символизируют Ветхий Завет с его ожиданием явления в мир Искупителя. В центре праотеческого ряда расположен образ Пресвятой Троицы, «Гостеприимство Авраама» – икона величайшего из богоявлений Ветхого Завета и в то же время – образ Предвечного Совета, на котором Единый в Троице Бог постановил создать человека и затем искупить его ценой Крестной Жертвы Христа. Смысловой центр пророческого ряда – икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – казалось бы, хронологическая неточность: во времена ветхозаветных пророков Пречистая еще не родилась. Но нет, это – зримый образ пророчества Исайи о Деве, Которая «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23) Ниже пророческого ряда расположен праздничный: иконы главнейших событий, ежегодно отмечаемых Православной Церковью – событий, в которых стало реальностью то, чего ожидали праотцы, о чем говорили пророки: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, главные вехи земной жизни Спасителя и наконец – Пасха, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. Годовой круг – исторический и в то же время литургический. Под праздничным рядом располагается Деисис – смысловой центр всего иконостаса, зародившийся еще в древних алтарных преградах, а в большом русском иконостасе получивший свое развитие. Спасителю, изображенному на центральной иконе, теперь предстоят не только ходатайствующие о спасении человечества Богоматерь и Креститель Господень Иоанн Предтеча, но и Архангелы, апостолы, мученики, святители, преподобные. Деисусный ряд являет нам образ Церкви Небесной, неразделимой с Церковью земной; Церкви, созданной Спасителем через Его подвиг. Под Деисисом расположен местный ряд, центром которого являются Царские врата – вход в алтарь, символизирующий врата Небесного Царствия. Этот ряд обычно включает икону праздника, в честь которого освящен храм, а также изображения особо почитаемых святых. И – практически непременно – по сторонам от Царских врат располагаются крупные иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Можно предположить, что, в то время как Деисусный ряд показывает нам происходящее в Горнем мире, ряд местный – это уже присутствие духовного мира в земной жизни. Наши небесные покровители и святые покровители храма (вспомним об иконе патрона царя, перед которой тот стоял), образы святых, особо почитаемых в данной местности... Как известно, каноническая православная икона пишется в обратной перспективе, которая не раскрывает изображение перед взирающим на нее, а как бы «втягивает» в себя смотрящего. Иконостас – символическая граница между земным и небесным мирами. Местный ряд – тот уровень, где через эту границу осуществляется «переход» – путем возведение мыслей и чувств от дольнего к Горнему. Указанием на этот переход и являются священнослужители, проходящие Царскими вратами в положенное чином богослужения время.Иконостас – не стена, закрывающая от мирян Святая Святых, но зримое явление единства Церкви от древнейших времен до тех дней, в которые живут молящиеся, перед этим иконостасом; он показывает нам то невидимое, что происходит во время Богослужения. Миряне не могут наблюдать за действиями священника в алтаре – зато они созерцают то, что совершается вместе с этими действиями в том же храме: предстоящих Господу Ангелов и святых, Спасителя, преподающего верным Свои Пречистые Тело и Кровь...
В XVII-XVIII вв. иконостас стал еще выше: в некоторых храмах были устроены шести- и даже семиярусные алтарные преграды: к описанным нами ранее рядам прибавились повествующие о Страстях Христовых и страданиях апостольских, а также ряд икон Серафимов и Херувимов. Дополнительным рядом стал пядничный – составленный из небольших, всего в пядь размером, икон. Есть версия, что эти иконы приносили в храмы миряне, и их было решено ставить на иконостас, чтобы верующие не молились каждый перед своим образом, повернувшись к разным стенам храма. Традиция сверхвысоких иконостасов практически не прижилась, так что классической осталась пятиярусная алтарная преграда, наиболее распространенная и в наши дни. В следующих выпусках нашего журнала мы, с Божией помощью, поговорим о том, какие духовные и эстетические изменения претерпела эта преграда в истории, а также – как из России она распространилась едва ли не по всему православному миру.
Смотрите также
Какие виды цепей лучше всего подходят для ношения креста? Как отличить качественные изделия от бракованных? Эти вопросы задают нам читатели – руководители и сотрудники церковных лавок. Мы переадресовали их представителю завода, специализирующегося на производстве цепей из золота и серебра.
Подробнее