- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
На фотографии мужской монастырь на Сретенке в Москве.
Из истории применения керамической черепицы на Руси
Во все века покрытие куполов и крыш храмов было одним из важных элементов декоративной и архитектурной композиции зданий, которым зодчие уделяли немалое внимание.
Натуральная черепица – один из древнейших кровельных материалов в мире, который всегда относился к категории элитных и использовался на самых значимых объектах, на храмах и домах состоятельных людей. Традиции применения этого кровельного материала пришли на Русь вместе с принятием Христианства и были заимствованы у византийских мастеров. Например, для первого каменного храма Древней Руси – Десятинной церкви в Киеве – была применена черепица в форме вогнутых кирпичей размером 30x60 см.
Монголо-татарское нашествие на время приостановило развитие керамического искусства в южных русских княжествах. В силу экономических причин дорогие кровельные покрытия там надолго почти полностью вышли из употребления. Уцелевшие ремесленники бежали в более благополучные земли, в результате чего традиции изготовления керамической черепицы были перенесены в Псков и Москву.
Трудно сказать однозначно, когда кровельная черепица появилась в Москве. Считается, что самый ранний твердо датированный памятник с черепичным покрытием – Архангельский собор в Московском Кремле (1505–1508 гг.). Основной объем собора был перекрыт лотковой черепицей, представляющей собой широкую пластину с поднятыми с двух сторон бортиками. Этот тип черепичного покрытия в период средневековья и Возрождения широко бытовал в итальянском строительстве. Однако от итальянских образцов черепица Архангельского собора и некоторых других сооружений начала XVI в. существенно отличается: черепица Архангельского собора была не красной терракотовой, а чернолощеной – с блестящей серебристо-черной поверхностью. Такая чернолощеная керамика, характерная для Северной Европы, изготовлялась из обычной красной глины и обжигалась при недостаточном доступе воздуха в горн.
Постепенно чернолощеная черепица стала моднейшим покрытием крыш не только храмов и монастырских трапезных, но и иных зданий, заменив кровли из древесины.
В XVI в. получила очень широкое распространение лемеховая черепица, которая использовалась для покрытия не только глав, но и основного объема сооружений. Рисунок завершения лемеховой черепицы XVI в. имел около пяти вариантов. Форма лемеховой черепицы, несомненно, происходит от традиции сооружения деревянных кровель, по которой концы дощечек вырезались по определенной форме (примеры деревянного лемеха до сего дня сохранились в музее-заповеднике «Кижи»).
В подавляющем большинстве случаев черепица XVIв. – чернолощеная. Иногда встречается и красная черепица с поверхностью, покрытой прозрачной поливой желтого или коричневого цвета – поливная (глазурированная) черепица. Несколько экземпляров красной черепицы наряду с чернолощеными были обнаружены при археологических исследованиях Архангельского собора, подобные образцы были найдены и при раскопках в Новгороде в слое XVI в., но в целом они представляют редкое исключение.
Отдельно стоит сказать несколько слов о муравленой черепице, предтече знаменитых русских изразцов, которая использовалась для отделки куполов храмов. Существуют две версии, откуда она получила свое название. По первой – благодаря своему зеленому цвету, как у «травы-муравы». По второй – благодаря технологии «муравления» свинцом, который входил в состав глазури.
В специальной литературе можно встретить разные даты появления муравленой черепицы, начиная с XIII века. Сохранившиеся памятники керамики и письменные документы XVII и начала XVIII столетий указывают на очень широкое применение в Московской Руси для поливки черепицы именно зеленой, «травяной», глазури – «муравы». Так, в 1701 году Каменной слободы каменщик Андрюшка Ермолин на церкви Трех святителей в доме патриарха «обил главу и закомары черепицею мурам-зеленою».
Нетрудно представить себе, как выглядели русские храмы, крытые муравленой черепицей – достаточно посмотреть на купола Архангельского собора Нижегородского Кремля и церкви Ильи Пророка в Ярославле, на шатры собора Казанской иконы Божьей Матери в Московском Кремле и башен самой кремлевской стены, на шатер Суздальского Кремля.
Огромной славой пользовалась черепица, изготовленная мастерами города Балахны. Эту черепицу для храмов, а также великолепные многоцветные изразцы местные мастера производили в то время в огромных количествах. Поэтому на многих церквях по всей Волге до сих пор можно полюбоваться изразцовыми вставками со знакомыми цветистыми сюжетами, а уж цветная кровельная черепица радует глаз многие века.
В самой Балахне до сих пор сохранился шатровый храм свт. Николая Чудотворца – первая каменная постройка в маленьком городе, возведенная в I552 г., сразу после взятия Казани. На рубеже XVII–XVIII вв. церковь Николая Чудотворца была покрыта муравленой черепицей, сделанной местными мастерами. Сейчас этот замечательный храм является вторым по древности во всей области после знаменитого Нижегородского кремля. В солнечный день шатер и главка Никольской церкви, сверкая изумрудными переливами, привлекают к себе взгляд издали.
В Балахне говорят, что и шатры Собора Василия Блаженного, возведенного, как известно, в честь покорения Иваном Грозным Казанского ханства, украшали своей знаменитой черепицей и изразцами мастера «ценинного дела» из Балахны. Так что и знаменитый храм-памятник на Красной площади, и маленькая Никольская церковь в Балахне состоят в несомненном родстве как по своему замыслу увековечить победы царя, так и по элементам художественного оформления.
Зеленые, «муравленые», купола можно увидеть на таких церквях, как храмы Николая Чудотворца в Николо-Урюпино (Московская область) и Иоанна Златоуста в Коровниках (Ярославль), на шатрах храмов Тихвинской Божьей Матери и Рождества Христова в Ярославле.
Другой известный центр черепичного дела – всем известный промысел Гжель – значительный по своей площади район современного Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало не только гончарную посуду, но и также черепицу и изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции самого высокого качества. Ярким образцом черепицы гжельского производства является кровля церкви Сретения Господня в Сретенском женском монастыре г. Гороховец, Владимирской обл.
На протяжении XVIII-XIX вв., когда стали доминировать металлические кровли, объемы производства черепицы сократились, хотя в начале XVIII в. еще применялась черепица со скругленным окончанием зеленого и желтого цветов. В это время понятие «мурава» уже обозначает различные виды глазури и эмали. В 1789 году Вольное Экономическое общество даже присудило награду на «немуравленую» черепицу и похвалу за способ обжига «муравленой» черепицы (в обоих случаях слово «муравленый» здесь употреблено в значении «глазурованный»).
Своеобразную эпоху ренессанса керамическая черепица в храмовом строительстве пережила на рубеже XIX–XX вв., когда в моду вошли неорусский (псевдорусский) стиль и стиль модерн. Самый известный храм, покрытый керамической черепицей, – «Спас на крови» в Санкт-Петербурге, на котором уложено 22 тысячи штук этого кровельного материала. Как и на соборе Василия Блаженного в Москве, сходство с которым явно прослеживается в архитектуре петербургского храма, здесь уложена черепица в форме «русский лемех», но не «муравленая», а цветная.
В наше время в Москве можно увидеть прекрасные образцы зодчества того времени: церковь святителя Николы Чудотворца в Голутвине (1-й Голутвинский переулок), храм Знамения иконы Божией Матери (Большая Филевская улица), церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покрово-Успенской общины близ метро «Бауманская» и др. К сожалению, на храме Знамения черепица сохранилась лишь на куполе, а крышу здания при реконструкции обезобразили современной подделкой под древний благородный материал – металлочерепицей.
Во все времена, независимо от того, чьего производства была черепица, она всегда укладывалась на шлемовидных или луковичных главах, купольных сводах, реже – на скатах каменных шатров.
Как утверждает известный автор целого ряда монографий на тему производства и применения глиняной черепицы А. Топоркова, ко времени начала Первой мировой войны Российская империя потребляла до 100 млн. штук керамической черепицы в год. При этом потребность в качественном продукте значительно превышала предложение. Но оно оставалось незначительным, ибо производилась глиняная черепица из местных глин главным образом руками мастеров-горшечников. Преимущество машинного производства керамической черепицы было известно лишь в Прибалтийских губерниях, где черепица применялась и в качестве кровельного покрытия зажиточных горожан.
Великолепные храмы, крытые керамической черепицей XIX–XX вв., можно увидеть по всей Европе, в частности – в Австрии. Возможно, выбор в пользу этого материала был сделан архитекторами еще и потому, что в западных странах керамическая черепица всегда была традиционным материалом.
Сейчас многие из православных храмов Австрии восстановлены. Например, при реконструкции Кафедрального Свято-Николаевского собора в Вене была использована керамическая черепица производства австрийского концерна TONDACH AG. Специалистами этого предприятия была внедрена в производство модель «Русский лемех», выполненная по мотивам древнерусских образцов и аналогичная черепице, украшающей многие храмы, описанные в этой статье (например, соборы Василия Блаженного в Москве и Сретения Господня в Сретенском монастыре г. Гороховец, церковь Ильи Пророка в Ярославле и многие другие).
Возрождение традиций
На протяжении XX столетия в России были забыты и традиции храмовой архитектуры в целом, и традиция применения керамической черепицы в частности. Когда в 1990-х годах стали восстанавливать разрушенное и строить новое, в силу нехватки средств и знаний заказчиков и строителей, в храмовое зодчество хлынули кровельные материалы, которые никак не сочетаются с эстетической точки зрения с традиционными архитектурными канонами, заложенными византийскими, итальянскими и древнерусскими зодчими.
К счастью, в 2000-х годах в Россию пришли ведущие производители керамической черепицы, а особо пытливые русские мастера стали осваивать тонкости монтажа этого материала. Пока, правда, можно встретить больше частных загородных домов, покрытых черепицей, чем храмов. Думается, это связано с тем, что многим заказчикам даже в голову не приходит сделать выбор в ее пользу. Глядя на уже существующие церкви, они, видимо, полагают, что традиционным кровельным материалом являются только металлы. Что ж, Вы-то, дорогие читатели, теперь знаете, кто здесь на самом деле древний и традиционный.
На храме «Спас на крови» 22 тысячи шт. черепицы. Но историческая сохранилась только на главном куполе, причем в хорошем состоянии, несмотря на то, что ей уже 100 лет.
Богатство форм и цвета
Не смотря на то, что черепица – материал с богатой историей, технологии ее изготовления не стоят на месте. На протяжении веков оттачивались все этапы производства, разрабатывались новые формы и покрытия. Сейчас «палитра» керамической черепицы ведущих европейских производителей насчитывает сотни форм, цветов и покрытий (натуральная красная, различные виды ангоба и глазури).
Возможны различные архитектурные приемы сочетания керамической черепицы в архитектуре храмового строительства, при использовании ее:
• на куполе и кровле;
• только на кровле, в сочетании с позолоченным или медным куполом;
• только на куполе;
• на навесах и укрытиях;
• на заборах храмовых оград, в сочетании с кровлей и куполами.
Современная черепица, благодаря усовершенствованным за века технологиям производства, гораздо долговечнее своих исторических предшественниц, которые пролежали под солнцем, дождем и снегом не одно столетие.
При желании можно подобрать черепицу, наиболее соответствующую древним образцам по форме («лемех», разные виды «бобрового хвоста», s–образная, плоская, «римская» и т.д.) и покрытию (натур, различные виды глазури, глянцевый, классический, рустикальный ангоб, средиземноморские и состаренные ангобы). А можно, при желании, пойти по пути зодчих эпохи модерна и псевдорусского стиля, создав свой собственный неповторимый шедевр. Применение черепицы позволяет творить настоящие чудеса, формируя узоры и орнаменты. В любом случае, применение керамической черепицы это – восстановление старинных традиций, возможность для безграничного творчества и украшение строения на века.
Кокорев К.П., Молчанова А.А. ООО «ЭкоТайл».
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» №27, 2010-