- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Как зародились богослужебные облачения и почему сегодня они выглядят именно так, как выглядят? Какие цвета и элементы особенно важны? Как различаются ризы священнослужителей в разных православных странах? Могут ли связанные с облачениями традиции быть заимствованы у других конфессий и почему?
– Совершим краткий обзор этой важной и весьма объемной темы.
Начало: облачения апостолов
Первыми христианскими епископами были апостолы. Представьте себе облачение, в котором совершает службу один из ближайших учеников Христа. Наверное, это что-то особенно величественное? – Вовсе нет. В первом столетии по Рождестве Христовом чин богослужения и его атрибуты еще не были детально проработаны. Поэтому многое из того, что позже приобрело особую декоративность и символику, было простым и практичным. Апостолы странствовали по дорогам Римской империи, проповедовали, обращая людей в Христианство. И молились вместе с братьями и сестрами по вере в том же, в чем ходили, – зачастую в своих дорожных плащах. О таком плаще и напоминает самый крупный и заметный элемент облачения священника – фелонь. Кстати, апостол Павел упоминает его в Послании к Тимофею: «…принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» (2 Тим. 4:13). Интересно, что слово «фелонь» может употребляться как в женском (более распространенный сегодня вариант), так и в мужском роде (как в старину).
Фелонь: от дорожного плаща – к сияющей ризе
Греческое слово «фелонь» означает «сияющий». Но «сиять» великолепными тканями, золотой вышивкой и драгоценными камнями одеяния христианских священников стали уже по завершении гонений, в Византийской империи. Именно тогда, в IV веке, они стали оформляться в отдельный тип одеяния, отличный от бытового. Цари и вельможи, выражая свою преданность вере, дарили священнослужителям драгоценные облачения. Те принимали дары – не для себя, а ради украшения церковной службы, на радость прихожанам. Великолепие богослужения стало символизировать красоту Царства Небесного.
Фелонь в то время представлял собой круглый плащ, передняя часть которого поднималась и закреплялась с помощью шнуров. В церковном сознании он обрел глубокую символику: стал напоминать и об одеянии Спасителя, и о багрянице – одежде, которую в насмешку надели на Христа римские воины после Его ареста. То, что края фелоня скрывают руки священника, говорит о посвященности пастыря Богу, об отсутствии у него права заниматься греховными и суетными делами, а также о том, что при совершении Таинств через священника действует Сам Бог. Святитель Симеон Солунский писал: «Священная же фелонь являет высочайшую и подаваемую свыше силу и озарение Духа, так как светлость горних чинов преимуществует у тех из них, которые выше, означает также всеобъемлющую, промыслительную, всезиждительную и благодельную силу Божию». Из этой цитаты понятно, что первые фелони шились из светлой ткани.
В древности фелонь носили и священники, и архиереи. В определенный момент (еще в Византии) облачения представителей епископата стали украшать множеством вышитых крестов – от этого они получили название «полиставрион» – «многокрестие». Такие облачения можно увидеть на иконах древних святителей, например, Василия Великого. Пришли они и на Русь с ее Крещением. Начиная с XV века, у архиереев на Руси фелони были заменены на саккосы – широкие неразрезные рубахи длиной чуть ниже колена с длинными рукавами. В Греции это происходило постепенно и ранее – начиная с XI века. Изначально же саккос, правда, без рукавов, был частью одеяния византийского императора.
Прочие элементы православного облачения
Еще один важный элемент священного облачения – епитрахиль. Это длинная лента, носимая священником на шее, так что концы ее спускаются вперед. Она символизирует заблудшую овцу, которую добрый пастырь берет на плечи и несет, возвращая в стадо, – то есть человеческую душу, о спасении которой призван заботиться священник. Приблизительно такое же символическое значение имеет омофор, носимый на плечах архиереем – тоже лента, но большей ширины. Впрочем, епитрахиль в облачении епископа тоже присутствует.
И еще один обязательный элемент, без которого священник или епископ не может совершать церковные Таинства – поручи. Говоря простым языком, это манжеты на завязках, надеваемые на руки отдельно от остальной одежды. Они напоминают об узах, которыми был связан Христос, а также о благодати, осеняющей руки священника. Также священнослужитель опоясывается широким поясом – в знак бодрости и воздержания.
Под облачение священнослужитель надевает подрясник – длинную, почти до пола, разрезную впереди одежду, обычно из темной ткани. При служении Литургии к нему добавляется еще и подризник примерно того же покроя, но из тонкой светлой материи, нередко украшенной вышивкой.
С годами службы священник получает богослужебные награды, многие из которых представляют собой дополнительные элементы облачения. Например, палица и набедренник представляют собой сшитые из ткани ромб и квадрат, которые привешивают к поясу. Они символизируют духовный меч – слово Божие, а также силу Господню.
Облачение диакона состоит из стихаря – длинной рубахи с широкими рукавами, надеваемой на подрясник, поручей и ораря – ленты, носимой через плечо. Последний символически являет крыло ангела.
Особенности пошива и декора
Из видов материи, используемых для пошива облачений, в наши дни наиболее распространены парча, твердый шелк, шенилл, в меньшей степени – лен, а также костюмная ткань – в достаточно плотном варианте, позволяющем хорошо держать форму.
Облачения украшают крестами: вышитыми, накладными или вытканными, иногда – иконами: на ткани или эмали. Также распространены орнаменты, имеющие символическое значение, в частности, виноградная лоза. К архиерейскому саккосу прикрепляются бубенцы – в напоминание о подобном элементе в одеянии ветхозаветного первосвященника.
В разных православных странах облачение священника выглядит несколько по-разному. Например, фелонь в греческом варианте лежит на плечах, в русском же имеет твердый стоячий ворот. Историки отмечают, что он появился, скорее всего, из практических соображений: чтобы защитить шею батюшки от сквозняков, нередких в нашем суровом климате. Еще одно различие состоит в том, что у греческой фелони более длинная передняя часть, нежели у русской.
Символика цвета облачений
В современной традиции Русской Православной Церкви цвет священных облачений имеет символическое значение. Его связывают с праздником или богослужебным периодом, когда совершается служба. В обычные дни облачения имеют золотистый (желтый) цвет, Великим постом они фиолетовые или темно-синие, иногда черные (хотя использование этого цвета вызывает дискуссию). На Пасху и в течение 40 дней после нее ризы священнослужителей бывают красными, как и в дни памяти мучеников. В Господские праздники служат в белом, в Богородичные – в голубом, на Троицу и в дни памяти преподобных – в зеленом.
В Греции эта традиция не распространена, зато там можно увидеть живописные, расшитые разными цветами ризы, в которых служат в разные периоды года. Например, митрополит Ахелойский Евфимий (Стилиос) так ответил на вопрос об этом российскому журналисту: «Мы служим, в чем хотим. Я только слежу за тем, чтобы Великим постом и на Страстной седмице надевали темные тона, а на Пасху служили в белом или в золоте, на отпеваниях, панихидах — в белом. В остальных случаях — кому что угодно» (Цитируется по: «Люди Греческой Церкви». Никея, 2015 г.). Не все знают, что так было и в России – примерно до XVII века. В старину сама возможность окрашивать ткань для облачений была далеко не у всех: к примеру, сохранилась фелонь преподобного Сергия Радонежского, сшитая из простой грубой ткани естественного цвета.
Традиция связывать цвет облачения с праздником пришла к нам с Запада, где она была повсеместно распространена уже в XVI столетии, существовала же гораздо ранее. Впрочем, зародилась она в древней Церкви, задолго до отделения католиков от православных. Святитель Амвросий Медиоланский, живший в IV веке, писал, что фиолетовый цвет символизирует исповедников, красный — мучеников, а белый — посвященных Богу дев. В начале XIII века в католическом Риме был написан трактат «О святом таинстве алтаря», в котором, в частности, регулировались цвета облачений. Белый цвет рекомендовался для праздников, красный — для дней святых мучеников, Креста и службы на Пятидесятницу, чёрный — для времени постов, а зелёный — в обычные дни. Также использовались фиолетовый, алый и шафраново-жёлтый цвета. Эти правила сначала не были повсеместными, но впоследствии распространились. Папа Пий V в XVI столетии сделал пять основных цветов облачений обязательными для всех католических храмов.
Стоит ли видеть нечто противное православной вере в том, что мы переняли традицию использования цвета в богослужебном облачении от католиков? – Вовсе нет. Во-первых, как мы уже сказали, традиция эта существовала уже в первохристианской древности, а затем в некоторых странах развилась, а в других – на время исчезла. А во-вторых, такой декоративный элемент, как цвет, не несет вероучительного, догматического значения, зато может украсить службу в храме и усилить ее восприятие. И наконец, с Запада к нам пришло довольно многое: распространенный и ныне академический стиль церковной живописи, многие из стилей архитектуры храмов, манера церковного пения. Все это было ассимилировано и наполнилось православным духовным содержанием.
Автор статьи Алина Сергейчук
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.
Как правило, прихожане, даже постоянные и многолетние, не догадываются обо всем разнообразии церковной утвари. Например, при слове «церковный подсвечник» перед мысленным взором большинства встает подставка для свечей, возжигаемых перед иконой. И только священнослужители и их помощники знают, что разновидности подсвечников в храме нельзя счесть по пальцам руки.