-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Голгофский крест – скорбный знак или символ дарованного спасения?
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского. Каждый христианин носит этот знак веры на своей груди, а перед началом Великого Поста в православных храмах крест-голгофа в полный человеческий рост ставится посредине храма для напоминания людям о Христовом страдании ради нашего спасения.
Начертание креста, наравне с кругом, использовалось людьми в качестве оберега и магического знака еще в древнейшие времена. В мировой культуре изображение креста у разных народов известно как божественный символ - знак Бога. Позднее, крест, становится и предметом жестокой, мученической и позорной казни - нагой человек на протяжении многих часов сгибается под тяжестью собственного тела, прибитый ко кресту, В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников
Почему христиане поклоняются Кресту? Как он выглядит и какие события символизирует? К чему взывает и что пророчит?
Голгофский Крест – традиционно восьмиконечный крест, крепящийся к подставке в виде каменной горы с изображенными на ней черепом и костями (символизируют останки Адама, возрожденного Христовым Подвигом Спасителя).
Вообще, в христианской символике существует различные начертания Крестов, но при изображении Голгофского Креста обычно изображается именно восьмиконечный – вертикально вытянутый крест с двумя малыми перекладинами сверху и снизу. Это не случайно – именно так более двух тысяч лет назад выглядело сие позорное орудие казни: вертикальный столб, на нем большая перекладина, к которой прибивались руки казнимого, сверху – табличка с именем, нижняя перекладина прикреплялась уже после водружение распинаемого на кресте для продления его мучений (казнимый подсознательно опирался на нее ногами, чувствуя мнимую опору). В традициях Православия правая от Креста часть этой нижней перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: “Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия”. То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад “тяготою хуления”, произнесенного им на Христа. На верхней короткой перекладине написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя на табличке, написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, эти слова были на трёх языках (еврейском, греческом и римском), в традиции Русской Православной Церкви надпись представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» - «IНЦI» или «IНЦИ».
Также в традиции Русской Православной Церкви ладони Христа изображаются развернутыми. в отличии от согнутых пальцев на католических изображениях, тем самым распростертые руки Христа как бы обнимают и привлекают весь Мир. По правую руку Распятого Христа изображается Солнце – символ Славы Божественной, по левую Луна, олицетворяющая видимый мир, получивший жизнь и свет от самого Бога.
Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.
В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: « Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями «Иисус Христос Победитель» - «IC.XP.NIKA».
В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.
Голгофский Крест изображается на постаменте, обозначающем гору, называемую Голгофой, что в дословном переводе с арамейского означает «череп». Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. Своё название она получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень – Вера, средняя – Надежда и верхняя – Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».
Рядом с Крестом обычно изображаются Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе, которым приставленный воин вместо воды смочил губы умирающего и Копьё сотника, которым было пронзено в ребра тело Иисуса Христа после смерти. В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на Голгофском Кресте по традиции, изображают именно Трость и Копьё, а рядом соответствующие буквы «Т» и «К».
Под Горой начертан череп – символизирующий Голову Адама – Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама – Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.
Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» - «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» - «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» - что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.
Согласно христианского религии Крест символизирует искупление смертью Спасителя все греховные деяния всего человечества. Однако распятие отличается от иных способов лишение жизни, в том, что даровало способность Спасителю принять смерть с раскрытыми объятьями, принимая «все уголки земли». Он держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ Креста, как алтаря, дарующего каждому из нас Спасение.
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.