-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Реставрация церковной утвари
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Инструменты и предметы, которые изменили историю Православия
Вы входите в храм и видите множество непривычных светскому человеку предметов: иконы, утварь, облачения священников. У каждого из них – свое назначение, история и символика. Обратим внимание на некоторые из вещей, составляющих церковный интерьер или необходимых для богослужения, и претерпевших изменения в истории.
Для начала – небольшая шутка. Редактор одного православного журнала, проводя собеседование при приеме на работу, спрашивал соискателей, чем отличается кадило от паникадила. Ответ прост: кадило – это сосуд для каждения, то есть воскурения благовонного ладана. Паникадило – большая храмовая люстра. Сходство названий произошло из-за искажения греческих слов в русской транскрипции. Паникадило было бы правильнее называть паникандилом – от πάς – весь и κανδήλα – свеча, светильник, то есть главный светильник в храме. Кстати, в старину кандилами называли большие церковные лампады, а также подвесные, а иногда и стоячие подсвечники. А еще были поликандила – «многосвещники», подвесные светильники с несколькими ответвлениями. Сейчас они встречаются в храмах довольно редко.
История церковной утвари изменилась с повсеместным распространением электрического освещения. Кстати, вопреки стереотипу о «лампочке Ильича», оно пришло в Россию еще в царское время. Сохранились фотографии Московского Кремля, ярко подсвеченного электрической иллюминацией к торжествам в честь коронации Императора Николая II в 1896 году. На некоторых производствах, например, Фабрике колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева в Москве, электричество использовалось и для освещения, и для работы станков. А вот вопрос, освещать ли электрическими лампами храмы, вызывал серьезные споры. Ревнители старины опасались, что яркий свет будет отвлекать верующих от молитвы. К тому же, горящая свеча или лампада имеет символическое, духовное значение – в частности, как наша жертва Богу.
Тем не менее, электрическое освещение прочно вошло в церковный обиход. Примечательно, что оно не вытеснило ни свечи, ни лампады, скорее разделило с ними функции. Живой огонь в храмах сохранился как эстетический и символический атрибут: приходя в храм, мы привычно ставим свечи перед любимыми иконами. Электричество же используется утилитарно. Более того, за последнее столетие сложилась традиция применения электрического света во время службы: его то гасят, то приглушают. Поэтому в храмах обычно есть не только люстры – паникадила, но и настенные светильники – бра, позволяющие создавать неяркое освещение в моменты, которые требуют особой сосредоточенности.
Все знают, как консервативно церковное искусство и в частности, убранство храмов. Но, парадоксальным образом, главный предмет церковного интерьера постоянно менялся. Пожалуй, в каждом из веков истории Православия он выглядел иначе, нежели в предыдущем и следующем. Догадались, о чем речь? – Конечно, об иконостасе или, говоря иначе, алтарной преграде. Кстати, с ним связано событие, которое тоже изменило историю – если не Православия, то атмосферы в храме. Изначально алтарная преграда представляла собой небольшой парапет, отделяющий алтарь от основного помещения храма, доступного мирянам. С течением лет на нее стали крепить иконы, которых становилось все больше. Но задачи скрыть происходящая во Святая святых от взора прихожан не было. Пока однажды, в IV столетии по Рождестве Христовом, святителю Василию Великому не было открыто, что диакон, совершающий вместе с ним Литургию, согрешает. А именно – вместо молитвы переглядывается со стоящей в церкви женщиной. После этого святитель приказал повесить на иконостас плотную ткань – завесу (катапетасму) и задергивать ее в главные моменты богослужения во избежание соблазнов.
На Руси иконостас превратился в сплошную стену из икон, число ярусов которой увеличивалось вплоть до XVII века и достигло 5. Иногда бывало и больше. Самый высокий иконостас – семиярусный – сохранился в Успенском соборе Рязанского кремля. Он имеет высоту 27 метров и несет на себе 155 икон.
В XVIII веке император Петр I произвел настоящую «революцию сверху» – в том числе, и в церковной жизни, включая убранство храмов. Он отменил Патриаршество в России (его восстановили лишь в 1918 году), подчинив церковь государственному органу – Синоду. Приказал строить и украшать храмы в соответствии с архитектурным стилем барокко, господствовавшим тогда в Европе. Один из самых ярких примеров такого церковного зодчества – собор Петропавловской крепости. Высокий шпиль на колокольне, иконостас с малым числом икон, к тому же, украшенный скульптурами... Со временем убранство храмов вновь стало органичным православным традициям, хотя многие из нововведений Петровского времени прижились.
И вновь возвратимся в глубину веков, чтобы рассказать о еще одном предмете – на этот раз совсем небольшом – изменившем жизнь верующих. Те, кто участвуют в главном православном Таинстве – Евхаристии, знают, как происходит причащение. В конце Божественной Литургии священник выносит из алтаря потир – чашу со Святыми Дарами – и причащает мирян с помощью специальной ложечки, лжицы. Сами же священники приобщаются иначе: в алтаре они понемногу отпивают из потира и влагают в уста освященный Хлеб. В древности миряне причащались так же – отдельно Хлебом и Вином, которые им давали священники. Христианин брал часть освященного Агнца (просфоры) руками или принимал его в чистый платок и благоговейно вкушал. Согласно преданию, все изменилось в том же IV веке – а решение об этом принял еще один великий святой Христианства – святитель Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский. Некая колдунья дерзнула войти в храм, сделать вид, что причащается, и украсть великую святыню – частицу Тела Христова, унеся ее во рту, чтобы потом использовать для какого-то обряда. Во избежание подобного поругания святыни святитель и распорядился впредь причащать прихожан из ложки, предварительно соединив Хлеб и Вино. К тому же, причащение с помощью лжицы безопаснее, чем напрямую из потира: уменьшается вероятность, что кто-то толкнет чашу, отпивая из нее, и святыня прольется.
Каждый из священных предметов, которые мы видим в храме, заслуживает отдельного рассказа. Надеемся, что мы еще продолжим эту интереснейшую тему, связанную с верой, историей и культурой.
Автор статьи Алина Сергейчук