Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
К X–XII вв. – времени принятия Русью христианства – византийская алтарная преграда состояла из одного–двух ярусов. Основой ее были колонны и укрепленная на них горизонтальная балка – архитрав. Эта конструкция послужила прототипом русского тяблового иконостаса, который почти сразу по Крещении Руси приобрел свою особую форму.
[caption id="attachment_94509" align="alignright" width="300"] Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло, IX-XI вв. Подобные конструкции стали прототипами первых русских иконостасов[/caption]
Первые православные храмы на Руси были возведены за некоторое время до ее Крещения святым князем Владимиром: известно, что уже при князе Святославе, сыне равноапостольной княгини Ольги, в Киеве их было несколько. По Крещении Руси над созданием церковного убранства трудились как приезжие изографы из Византии, так и отечественные мастера. С конца Х века уже действовали русско-византийские мастерские. Прототипом для храмового благоукрашения, безусловно, служили образцы, созданные в империи ромеев, но национальные черты быстро входили в православное искусство. Этому способствовали многие факторы – и самобытный колорит страны, и характер народа, и особенности национального зодчества: известно, что на Руси строили главным образом из дерева, в то время как основным строительным материалом стран Средиземноморья был и остается камень.
[caption id="attachment_94510" align="aligncenter" width="689"] Оплечный Деисис был написан для украшения алтарной преграды. XII в. Владимирская земля[/caption]
О том, с каким трепетом новокрещеный русский народ относился к созданию и украшению храмов, свидетельствует Киево-Печерский патерик – одно из первых произведений древнерусской литературы, которое столетиями оставалось излюбленным чтением соотечественников. Начальные главы патерика свидетельствуют о возведении лаврской «Великой церкви» – Успенского собора – и сообщают, что заказчиком строительства и росписи этого храма стала Сама Пресвятая Богородица. Она явилась мастерам, а затем и иконописцам в Константинополе и направила их на Русь к преподобным Антонию и Феодосию. Первой иконой в храме стал образ Успения Богоматери, врученный строителям Пречистой. Место для закладки собора преподобному Антонию по его усердной молитве Господь указал с помощью чудесного знамения. О том, как выглядела первоначальная алтарная преграда «Великой церкви», патерик не сообщает – зато говорит о том, что алтарь храма украсила мозаика, привезенная мастерами из Греции. В любом случае по самой тональности рассказа мы можем с уверенностью предположить, что алтарная преграда, как и прочие элементы интерьера этого храма, была создана и украшена с величайшей тщательностью и благоговением.
Как мы знаем, к X–XII столетиям – времени принятия Русью христианства – византийская алтарная преграда состояла из одного-двух ярусов. Основой ее были колонны и укрепленная на них горизонтальная балка – архитрав, на которой и устанавливали иконы. Эта конструкция послужила прототипом русского тяблового иконостаса, который, в отличие от мраморного византийского, почти сразу по Крещении Руси стал изготавливаться из дерева и, в соответствии с этим, приобрел свою особую форму. Впрочем, первые по времени возведения, а главное – богатейшие и украшенные наиболее торжественно русские храмы, очевидно, имели иконостасы, сделанные из драгоценного привозного мрамора (хотя, как мы увидим дальше, встречались и богато украшенные храмы с деревянными алтарными преградами).
Исследователи предполагают, что домонгольский иконостас мог как перекрывать своей длиной всю ширину храма с юга на север, так и закрывать только проем алтарной апсиды. Безусловно, существовали и различные варианты декора преграды. В мраморном иконостасе использовались колонны и полуколонны с капителями различных форм, резные архитравы и плиты. Т.А. Чукова в монографии «Алтарь древнерусского храма конца X – первой трети XIII в.» систематизирует археологические сведения об иконостасах домонгольского периода – как в Киевской и Черниговской, так и в северных русских землях: Владимирской, Новгородской, Переславской и др. Дальнейшие описания древнерусских иконостасов, предложенные различными учеными, мы почерпнули из этого труда. Знакомясь с этими описаниями, можно встретить весьма неожиданные и очень интересные варианты храмового декора.
[caption id="attachment_94512" align="aligncenter" width="396"] Интерьеры северных храмов в значительной мере сохранили черты, которые в еще более древние времена были присущи церквям по всей Руси. Фрагмент двухрядного тяблового иконостаса с заворотами в часовне Архангела Михаила. XVII в. д. Леликозеро[/caption]
[caption id="attachment_94513" align="aligncenter" width="394"] Фрагменты декора фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, по мнению некоторых ученых, когда-то могли быть частью иконостаса этого храма[/caption]
[caption id="attachment_94514" align="aligncenter" width="396"] Фрагмент древнего расписного тябла церкви Рождества Богородицы из с. Передки под Боровичами, Новгородская обл.1531 г.[/caption]
Автор приводит несколько вариантов реконструкции облика алтарной преграды «Великой церкви» Киево-Печерской Лавры (освящена в 1089 г.). Она упоминает предположения одного из ученых, работавших над исследованием собора в XIX столетии, – П. Г. Лебединцева, который описывал древний иконостас как состоявший из мраморных столбов и плит. Согласно приведенной там же реконструкции 70-х годов ХХ века, принадлежащей Н. В. Холостенко, алтарная преграда собора представляла собой каменную колоннаду с парапетом, несущую на себе архитрав. Все это вполне соответствует конструкции византийского иконостаса того времени.
[caption id="attachment_94515" align="aligncenter" width="700"] Икона «Спас Эммануил с Ангелами», написанная для украшения алтарной преграды. XII в. Владимирская земля[/caption]
Интересно, что алтарную преграду из дерева в древнерусских храмах устраивали отнюдь не только из стремления к использованию более доступного и экономичного материала. Например, известно, что именно деревянный иконостас украшал Борисоглебский собор в Чернигове (1120-е гг.) – усыпальницу князей рода Давидовичей, выстроенную и украшенную ими с большим тщанием и щедростью. Престол и полы этого каменного храма были выполнены из шифера; скорее всего, в интерьере использовался резной мрамор, – а иконостас из дерева, вероятно, был выбран в соответствии со вкусом заказчиков строительства, предпочетших этот вариант любому другому.
[caption id="attachment_94516" align="aligncenter" width="704"] Иконостас Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря своей небольшой высотой и простотой конструкции в значительной мере восходит к древним образцам. Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Исследователи предполагают, что древнерусский деревянный иконостас мог быть декорирован даже… стеклом – вариант, неожиданный и для современного церковного благоукрашения. Так, воссоздавая облик алтарной преграды Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове, Н.В. Холостенко предполагает, что он украшался разноцветными стеклами различных форм, расписанными растительными орнаментами. Фрагменты этих стекол были во множестве обнаружены археологами при раскопках.
Еще один вариант, кажущийся неожиданным для древнерусского иконостаса, – его создание из плинф (плоских кирпичей), оштукатуренных и украшенных росписью. Именно такими были алтарные преграды на галереях храма Иоанна Богослова в Смоленске (2-я пол. XII в.), фрагменты которых обнаружены археологами.
Реконструировать по найденным археологами фрагментам подлинный облик древнерусского иконостаса – дело непростое. Художественный вкус наших предков рождал композиции, которые поразили бы воображение жителей XXI столетия сложностью и богатством. Так, анализ сохранившихся деталей иконостаса Нижней церкви в Гродно позволил Н.Н. Воронину создать довольно причудливую картину. Деревянная алтарная преграда украшалась позолоченными металлическими пластинами с рельефными изображениями святых, а также цветными стеклянными вставками, которые то ли обрамляли металлические образа, то ли являлись частью декора самого иконостаса (скорее всего, оба эти варианта сочетались). Присутствовала в композиции и мозаика – возможно, из нее были выложены некоторые иконы. На алтарной преграде крепились светильники, а также вышитые пелены. Затейливому иконостасу соответствовало убранство храма: например, пол его был сделан из узорных поливных плиток, составлявших сложный и разнообразный рисунок.
Интереснейшую версию относительно облика иконостаса Георгиевского собора в Юрьеве-Польском выдвинул С.Г. Щербов. Как известно, этот древнерусский храм, возведенный в XIII столетии, сплошь украшался белокаменными плитами с диковинной резьбой, в которой фигуры святых соседствовали с растительными орнаментами и изображениями животных. В XV столетии здание обрушилось. Его восстановили, но первоначальные пропорции воссоздать не удалось. Более того: орнаменты не были собраны в прежнем порядке и стали хаотичными. С.Г. Щербов предполагает, что это произошло потому, что реставраторы поместили на фасадах храма не только те панно, которые украшали их первоначально, но и детали внутреннего убранства, в том числе и иконостаса, который, согласно данной версии, также был выполнен из резного белого камня. При всей смелости предположения, красота его заслуживает внимания.
Алтарная преграда Софийского собора в Великом Новгороде изучена довольно хорошо. Исследователи утверждают, что она была деревянной, имела пять пролетов и включала в свою конструкцию столбики, которые в различные годы могли быть то каменными, то деревянными. Иконостасы церкви Спаса-на-Нередице и многих других новгородских храмов также были выполнены из дерева. Колонны и тябла иконостасов украшала резьба с низким рельефом. В основе ее сюжетов, вероятно, были изображения Креста, образы Господа и Богоматери, святых, Ангельских Сил, а также растительные и зооморфные мотивы. Основанием для такого предположения стало, в частности, известное олонецкое тябло, относимое частью исследователей к XIII столетию и трактуемое ими как образец убранства новгородских алтарных преград. Покрывала иконостасы и роспись: документы свидетельствуют, что еще в начале ХХ века в храме Спаса-на-Нередице сохранялось старинное расписное тябло.
Безусловно, главным смысловым центром древнерусской алтарной преграды были иконы. В домонгольском иконостасе, судя по сохранившимся данным, непременно присутствовал Деисис: образ Спасителя с предстоящими ему Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эти изображения могли быть написаны на трех отдельных иконных досках – как это чаще всего бывает в наши дни, либо на одной общей, горизонтальной. Подобный деисис, устанавливавшийся на архитрав и датируемый XII–XIII веками, хранится в Третьяковской галерее. Присутствовали – во всяком случае, в значительной части иконостасов – и образы святых, а также двунадесятых праздников. Из них и начинал формироваться местный ряд иконостаса.
Рассматривая развитие русского иконостаса, начиная с Крещения Руси и завершая началом татаро-монгольского нашествия, мы видим, что со временем он становился все выше и сложнее. К XIII столетию появляются Царские врата, возрастает разнообразие декора и иконописных образов. Все это стало началом формирования высокого иконостаса, о котором мы, с Божией помощью, поговорим в следующих публикациях.
Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Алина Сергейчук
[blockquote align=""] Великолепие церковного убранства, красота иконостаса и утвари – отличительные черты русского православного искусства. Думается, стремление к благоукрашению храма, ставшее частью ментальности нашего народа, коренится еще в истории принятия Русью христианства. Вспомним: одним из мотивов, подтолкнувших послов князя Владимира к выбору православной веры, явилось великолепие храма Софии Константинопольской, показавшегося им Небом на земле. Красота храмового убранства стала для русских людей отражением духовной реальности Горнего мира – и этот факт, сохраненный в народной памяти, запечатленный в «Повести временных лет», способствовал развитию в Русской Церкви особого стремления к благолепному украшению святынь. [/blockquote] [caption id="attachment_94517" align="aligncenter" width="700"] Одноярусный иконостас Успенского храма Зачатьевского монастыря г. Москвы.Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Смотрите также