- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Беседа с руководителем мастерской «Шуйский иконостас» Леонидом Шипиным
– Мастерская «Шуйский иконостас» благоукрашает храмы уже семнадцать лет?
– Мы работаем с 1996 года. Начинали трудиться в рамках Дома ремесел Ивановской области – я был заместителем директора детской художественной школы по декоративноприкладному искусству. А поскольку еще до этого занимался церковным искусством, мы почти сразу приступили к изготовлению иконостасов. Наша мастерская находится в интересном месте – вокруг много художественных центров: Палех, Холуй, Иваново, Кострома издревле славятся своими мастерами иконных дел. Правда, когда мы начинали работу, как раз художников, умеющих писать иконы, было немного. Переквалифицироваться на иконопись в тяжелые девяностые годы пытались многие художники, но не у всех получалось писать настоящие иконы. И все же нам удалось сформировать коллектив настоящих мастеров. И сегодня, если мы принимаем когото на работу, то чаще всего это талантливая молодежь. Художника, нашедшего себя в светской живописи, переделать в иконописца бывает сложно.
– Вы помните свою первую работу?
– Конечно, первые работы были намного слабее более поздних: нам еще только предстояло набраться опыта, усовершенствовать навыки, да и художественного, исторического материала, чтобы опираться на образцы, тогда было мало. Но мы общались с интересными архитекторами, художниками – и уже на третий год своей работы сделали заслуживающий внимания иконостас – для храма Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских холмах в Москве. Для нас это был важный опыт работы в команде: иконы писал Никита Нужный, очень сильный художник, со своей артелью. А сам иконостас делали мы. Следующий интересный иконостас, выполненный нашими мастерами, – в Самаре.
– Насколько я знаю, работа мастерской «Шуйский иконостас» украшает одну из главных святынь России – Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря?
– Да, так как артель у нас довольно большая – пятьдесят человек, нам нередко доверяют делать иконостасы для крупных храмов. Помимо храма Преображения Господня в Дивеево, это иконостасы в новом кафедральном соборе г. Читы, в кафедральном соборе г. Рыбинска Ярославской области, в ВознесенскоГеоргиевском храме г. Рыбинска и другие... Впрочем, мы делаем иконостасы и для небольших храмов, сельских. Всего нами выполнено около ста пятидесяти алтарных преград. Мы делаем и всю деревянную церковную утварь, помимо иконостасов выполняем скамьи, аналои, престолы, жертвенники – все, что необходимо.
– Каков состав вашей мастерской?
– Поскольку мы работаем над полным циклом изготовления иконостаса, начинается все с проекта. Мы сотрудничаем с тремя архитекторами – у каждого из них свой почерк, свой стиль. У нас собственное столярное производство – там работают восемь человек, восемь резчиков, двенадцать иконописцев, а также левкасчики, позолотчики, маляры...
Бывает, что из нашего коллектива ктото «вырастает», создает свою мастерскую. Мы сохраняем с ними добрые отношения, иногда размещаем у этих мастеров небольшие заказы на столярные работы. Сами начинали с нуля, так что знаем, как готовить специалистов.
– Наверное, среди ваших мастеров есть потомственные иконописцы...
– Шуя – старинный иконописный центр. Не все знают, что история иконописания в Шуе древнее, чем в Палехе. При советской власти иконописцы, как известно, исчезли. Ктото стал писать плакаты для наглядной агитации. Палеху повезло – там была создана артель для росписи шкатулок, в Шуе такого не было. В перестроечные времена началось возрождение шуйской иконописи. Многие наши иконописцы являются потомками старинных «богомазов», один из сотрудников нашел у себя дома, на чердаке, сусальное золото, пролежавшее там почти сто лет, – и так раскрыл тайну истории своей семьи.
– Создаете ли вы типовые иконостасы?
– На протяжении семнадцати лет мы не сделали двух одинаковых иконостасов. Храмы практически не бывают одинаковыми. Соответственно, и алтарная преграда в каждой церкви должна быть особая. К тому же у каждого заказчика свои вкусы, пожелания. Да и нам самим гораздо интереснее подходить к делу творчески, нежели повторять то, что уже было.
– Сколько времени создается иконостас?
– В зависимости от размера. Минимальный срок – полтора месяца, за это время можно сделать маленький иконостас. А над некоторыми объектами работаем и год, и больше.
– Какие материалы вы применяете?
– Корпус иконостаса мы изготавливаем, используя влагостойкую фанеру. Этот материал не коробится, сохраняет безупречно ровную поверхность. Применяем сосну, липу, при необходимости – ценные породы дерева. Покрываем иконостасы и иконы натуральным золотом. Покрытий, имитирующих позолоту, не используем. Я всегда вижу разницу между золотом и, например, поталью. Золото выглядит значительно благороднее. К тому же применение имитаций не дает желаемой экономии: основную стоимость позолоты составляет не само золото, а подготовительные работы. А они одинаковы, используется сусальное золото или поталь.
– Не так давно вы освоили новый для себя вид церковного искусства – витраж...
– Да, нам очень интересно это направление. Витраж, мозаика всегда манили меня к себе. Поэтому мы были рады, когда нам предложили сделать витражи для одной из часовен. Это классический витраж: перегородки из металла и цветное стекло. Позднее выполнили и запрестольный образ для храма. Процесс создания витража непрост: помимо всего прочего, надо очень четко учитывать тон стекла, представлять – в то время как оно лежит на столе в мастерской, – как это стекло будет выглядеть на просвет. Не менее важно и правильно выполнить эскиз. Создание рамы, подбор стекол ведется в мастерской – а монтируется витраж уже на объекте.
– Будучи руководителем мастерской – удается ли вам реализовать себя как художнику?
– Да, по образованию я художник. С художниками вообще непросто: все они люди талантливые, амбициозные. И хочется отвечать за себя самого, воплощать свои задумки и ни на кого не оглядываться, но так сложилось, что я увлекся церковным искусством, а оно предполагает работу в коллективе. Иконостас одному не выполнить. Теперь у нас большой коллектив, и мне приходится радоваться успехам других, а самому работать руками не приходится, это некоторое время меня огорчало. А потом пришла радость о том, как люди творчески возрастают. Еще встречаем людей, общение с которыми воодушевляет и помогает идти вперед. Один из них – архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий, с которым мы работаем многие годы. Глядя на него, я учусь жить.
Беседовала Наталья Зубкова.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Иконописец» № 42,