- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Куранты (фр. courant — бегущий, текущий) — старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности.
Часы с музыкальным боем появились в России при Петре I на колокольне старой Исаакиевской церкви, а также в Петропавловской крепости. Однако тогда такие часы назывались не курантами, а боевыми или колокольными часами. И все же в одном памятнике этой эпохи мы встречаем выражение курантные часы: «...от помянутой молнии загорелась Санкт-Питерскирх, на которой шпиц и часы курантные сгорели» («Походный журнал», 1721).
Для современного человека, говорящего по-русски, слово куранты существует только в устойчивом словосочетании кремлевские куранты — часы на Спасской башне Московского Кремля, мелодичным боем отмечающие каждый час. Бой часов предваряют несколько аккордов, вызванивающих и каждую четверть часа.
До сих пор нет единого мнения исследователей, когда на Спасской башне появились первые часы. Предполагают, что они могли быть установлены сразу же после возведения башни в 1491 году. Однако достоверных свидетельств тому нет. Известно лишь, что первые башенные часы на Руси появились в 1404 году на дворе великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. Это были вторые часы в Европе, изготовил их монах Лазарь Сербин.
В 1585 голу куранты были установлены уже на трех башнях — Троицкой, Тайницкой и Спасской. Таким образом, стрелки были видны практически из любого района Москвы.
Сегодня, как и почти два века назад, куранты занимают три этажа башни и состоят из трех основных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Часы приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до
Общий вес механизма курантов около 25 тонн, диаметр каждого из четырех циферблатов —
Вряд ли удастся подсчитать точное количество пожаров и других катастроф, «пережитых» курантами Кремля. Тем не менее, они все так же мерно отбивают часы уходящих веков.
Если среди музыкальных инструментов провести конкурс на «самый тяжелый» — вне всякого сомнения, победит карильон. Источник звука в карильоне — закрепленный неподвижно колокол, в который ударяет подвешенный изнутри язык. Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Карильонная клавиатура очень напоминает органную, только играют на ней, ударяя кулаками и ногами по клавишам-рычагам. Карильон включает в себя не менее 23-х бронзовых колоколов, настроенных по хроматическому ряду, что дает музыкальный диапазон в две октавы. При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав.
Обычно карильоны размещали и размещают на церковных или городских башнях, но инструмент это скорее светский, прямого отношения к церкви и церковным службам не имеющий.
Искусство игры на карильоне в старину считалось очень престижным и ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. Выборы городского звонаря-карильонера выливались в настоящий праздник.
Сегодня старейшиной является инструмент XV века, находящийся на колокольне собора святого Ромбаутса в Мехелене. А больше всего этих инструментов в Нидерландах: там их насчитывается более ста восьмидесяти (только в одном Амстердаме их семь, не считая мобильного), в Бельгии — 92, во Франции — 55, в Германии — 33, в Северной Америке — около 180. А выпускают карильоны несколько европейских литейных предприятий в Нидерландах, Швейцарии и Франции.
В России первый карильон появился благодаря «западнику» Петру I. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году. После революции карильон был практически уничтожен.
Но к своему 300-летию Петербург все-таки получил карильон — на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских колоколов.
В 2005 году свое 300-летие отмечал уже Петергоф. На свой юбилей он также получил карильон из 51-го колокола общим весом 12 тонн. Инструмент размещен в Верхнем парке Петергофа на высоте
Пожалуй, последним достижением в карильоностроении является конструкция оригинального мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, карильонера Амстердама.
Этот карильон был изготовлен в 2003 году и состоит из 50-ти колоколов весом от 8 до
Карильон для России — это, конечно, экзотика, тем более что традиционный русский православный звон основан не на мелодии, а на ритме. Пока у нас всего два «полномасштабных» карильона. Но нет сомнения в том, что этот светский инструмент уже приобрел немало поклонников среди наших соотечественников. И все-таки никакой экзотический инструмент не способен заменить русскому человеку колокольного звона, доносящегося со звонниц храмов и соборов. Потому что дело вовсе не в необычности инструмента, красоте звучащей мелодии — дело в том, на что откликается твоя душа...
Екатерина Завершинская