- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Если церковное пение или музыку мы можем оценить душой, то чтобы понимать, почему кажущиеся одинаковыми изделия отличаются по стоимости в разы, если не десятки раз, надо разбираться в технологии их производства, понимать, в чем состоит качество ювелирных изделий и из чего складывается их цена. Разница состоит в соблюдении технологии литья, его обработки, а также в ценности камней, закрепленных в изделии.
Технология литья
Литье – самый древний и самый сложный процесс производства. Рассмотрим его этапы. Cначала художник-модельер разрабатывает мастер-модель. Это то же изделие, только с припаянным к нему литником (ножки, по которой в форму потечет металл). Мастер-модель закладывается в резину, нагревается, и под давлением в резине образуется полость, точно соответствующая мастер-модели. Резинку разрезают, мастер-модель извлекают.
Следующий этап – заливка воска в резинку. Производится она посредством воскового насоса-инжектора. Мы получаем изделия из воска, которые, в свою очередь, напаиваются на восковую палочку, и образуются так называемые «ёлки», т.к. жидкий металл лучше потечет в одном направлении. «Ёлки» вставляются в металлические цилиндры и заливаются гипсом. Для устранения пузырьков воздуха залитая в цилиндры масса обрабатывается с помощью вибрации. Получившаяся опока нагревается в печи, воск вытекает, вместо него образуются пустоты, соответствующие форме изделий. Опоки прокаливаются в печи и вставляются в литьевую машину, из них вытягивают воздух, так что образуется вакуум, в который и впрыскивают жидкий металл: золото, серебро, платину или любой другой, схожий по свойствам и физическому состоянию. Опока охлаждается, гипс удаляют, изделия срезают с «ёлок».
Разница – не только в соблюдении правил
На каждом этапе литья должна соблюдаться технология. Отклонение от заданных температур, неправильные временные рамки процесса приводят к браку. Несмотря на то, что серьезные производства в стране оснащены примерно одинаковым по функциям оборудованием, выпускаемые изделия значительно отличаются друг от друга по сложности. Основной фактор качества – мастерство литейщика. Он должен не слепо выполнять технический процесс, но чувствовать металл, уметь «поймать момент». Без преувеличения скажу, что это дар. Рассмотрите на выставках изделия фирмы «Аквамарин» Новикова И.А. Это застывшая паутинка в росе, это хрустальная капель, замершая в металле. Кажется, еще немного, и металл станет прозрачным. Отливка в несколько микрон – это не просто талант, ее не планировали даже производители той техники, на которой работают специалисты «Аквамарина».
После отливки
После отливки изделие необходимо очистить от облоя и собрать, часто из десятка компонентов, отличных не только по цвету, но и по физическим свойствам. Золоту можно придать огромное количество цветов: желтый, красный, белый, синий, зеленый и т.д. Естественно, со всеми оттенками. И все это будет соответствовать необходимой пробе, в частности, 585. Напомню, что проба – это процентное содержание чистого металла в сплаве, т.е. 585 проба – это 58,5% чистого золота.
Сборка компонентов осуществляется чаще всего пайкой. Сплав для пайки, как правило, используется той же пробы, что и изделие. Хотя на цепевязальных производствах для технологичности часто применяют сплав, не содержащий драгоценных металлов. В таком случае, чтобы проба изделия не снизилась, процент золота, содержащегося в самой проволоке, делают немного завышенным по сравнению с пробой. Припой должен быть легкоплавким, так как при нагревании должен плавиться только он, а не само изделие. При сборке многоуровневых изделий припой первого слоя должен быть более тугоплавким, чем для второго слоя, а второго – более тугоплавким, чем припой третьего слоя и т.д. Это делается для того, чтобы при нагреве не отпаивался уже собранный участок изделия. Хотя опытные мастера умудряются работать и на одном припое. Если в процессе обработки обнаруживаются огрехи литья, они устраняются в процессе монтировки запиловкой и нанесением слоя припоя. Это снижает качество изделия в целом, так как износостойкость изделий из драгоценных металлов и без того не велика, а у «леченого» изделия она становится практически условной. При носке первым износится именно леченый участок. Беда, если «лечению» подвергся участок на замках серег, на ушках подвесок. Такое изделие вообще «не жилец».
От чего зависит блеск и лоск
Блеск и вид изделия зависят от поверхностной обработки литьевого изделия. Это так называемая «финишная обработка». Мастера знают, что нельзя сразу после сборки передавать изделие в полировку. Полировщик может придать блеск тем участкам изделия, которые выступают наружу. Но вся красота литья в его трехмерности. Именно изгибы и глубина рисунка придают литью такое восприятие, которого не добиться на штамповке. И эти изгибы тоже должны быть обработаны и отполированы. Для упрощения задачи художники-модельеры стараются заполнить углубления изделий дражировкой, сделать углы в 90 градусов, чтобы спрятать поверхности.
Каждая мастерская придает своим изделиям тот уровень обработки, на какую ступень качества эта мастерская рассчитывает. Так, изделия из серебра монтировщики обычно обрабатывают под среднюю наждачную бумагу, затем идет процесс галтования, когда изделие вращают в барабанах с разными наполнителями: от металлических шариков до скорлупы грецкого ореха. После него наступает черед полировки. Иногда качество галтования настолько отлажено, что обходятся и без полировки. Золото небриллиантовой группы обрабатывается под мелкую наждачную бумагу, полости обрабатываются мелкими бориками. Галтование заменяют шлифовкой и полировкой. Высший пилотаж – это подготовка литья под закрепку бриллиантов. В костромском «Александрите» шлифовка заканчивается КАРТОНОМ! Представьте себе обработку золота картоном ВРУЧНУЮ! Но изделия «Александрита» – это даже не эталон. Это сродни нерукотворному виртуальному искусству. Металл при такой обработке словно светится изнутри, и понятие красота золота становится осязаемым.
Но, чем сложнее обработка, тем дороже изделие. Как найти баланс между доступностью и качеством? Предприятие «Ризница», которое представляет автор статьи, специализируется на литье церковной направленности. В основном, это лазерные подвески в литьевом орнаменте, наборные оклады икон, кольца каменной и бескаменной групп, крестики и ладанки. Мы не стараемся удивить эксклюзивом. У нас нет полицвета, вращающихся камней и гигантомании. Покупатели нашей продукции, как правило, люди верующие, поэтому наши изделия просто согревают душу качеством и добротой.
Александр Юрьевич Сидоренко.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №28