- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
До революции такой крест являлся наградой, которую жаловал владыкам Государь; сегодня он стал неотъемлемой частью облачения архиепископов и митрополитов. Золотой наперсный крест с бриллиантами был одной из высших наград, жалуемых священникам из Кабинета Его Императорского Величества; в частности, носителем такого креста был святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Церковное ювелирное искусство в наши дни переживает период роста и развития. Если еще десять лет назад на прилавках церковных магазинов можно было увидеть лишь крестики и образки схожих форм, выполненные по одинаковой технологии, то сегодня нашему взору предстает великое многообразие: литье и штамповка, цветное и черно-белое лазерное изображение… Не так давно стали доступны вполне соответствующие православной традиции кресты и иконки, украшенные драгоценными камнями. Эта заслуга принадлежит, главным образом, компании «Бриллианты Костромы».
Бриллиант (по-церковнославянски – адамант) – камень, имеющий глубокое значение в православной символике. Так, устойчивым выражением стало «адамант веры» – эпитет, применяемый к человеку, несгибаемо верному и чистому в следовании Православию (новомученику, святому). Бриллиант – символ чистоты и твердости, что следует и из его природных качеств: сталкиваясь с другими веществами, он чертит на них, сам оставаясь неповрежденным; внутрь него не может проникнуть никакая грязь. Сияли бриллианты и на церковных облачениях – чаще всего поднесенных в дар богатыми жертвователями. Так, в ризнице Чудова монастыря хранилась бриллиантовая митра, пожертвованная знаменитым князем Потемкиным-Таврическим; в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого – кованая золотая митра, украшенная бриллиантами и аметистами, дар графа
Н. П. Шереметева. Украшали драгоценные камни и личные святыни (крестики, образки, ладанки) богатых мирян. У людей, выросших в благочестии и достатке, среди подобных себе, столь дорогое оформление атрибутов веры не вызывало смущения: использовать драгоценности для них было естественным, а, усыпая алмазами и сапфирами веера и заколки для волос, стоило ли скупиться на украшение крестика? Сегодня бриллиантовые кресты не столь традиционны – и все же, думается, если носитель не станет тщеславиться, а будет воспринимать драгоценные камни на святыньке, как честь, воздаваемую Первообразу – Спасителю или изображенной на иконке Богоматери, святому, – это будет вполне благочестиво. Драгоценный крест может стать подлинной семейной реликвией, которой отец благословит своего сына, а тот оставит его в наследство своим потомкам.
Приобретая крестик или образок, особенно выполненный из драгоценных материалов, важно, чтобы он отвечал своему назначению: соответствовал православным канонам и традициям, а также – правилам красоты и гармонии. Чтобы достичь этого, ответственно подходящие к своему делу ювелиры консультируются со священнослужителями, изучают исторические материалы. Так, специалисты компании «Бриллианты Костромы» работают в архивах, исследуют старинные формы крестов и нательных икон. В результате кропотливой и продуманной работы, в сотрудничестве с православными консультантами ими разработана целая коллекция изделий церковной тематики: образков, нательных крестиков, колец с молитвой. Эти драгоценные предметы уже вошли в жизнь многих и многих православных, приобретенные ими в церковных лавках, на православных ярмарках… Так развивается в наши дни церковное искусство.
Елена Вишковская.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №22,