- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
С окончанием монгольского ига керамическая черепица получила широкое распространение в Московском и сопредельных княжествах. «Пик популярности» черепичные кровли, которые стали прекрасной альтернативой дешевым, но пожароопасным деревянным крышам и по тому времени дорогостоящим металлическим, приходится на XV и XVII века.
В ходе археологических исследований были обнаружены фрагменты черепичных крыш более чем на трех десятках исторических объектов в Москве и Московской области XV–XVII вв. Сохранилось немало зданий (в основном – церквей), купола и крыши которых до сих пор покрыты черепицей того времени. Кроме того, в музеях сохранилось множество образцов черепицы, которая не имеет привязки к тому или иному объекту, из чего можно сделать вывод, что количество построек, особенно в XVII в., было достаточно велико. Например, фрагменты этого кровельного материала были найдены на территории Новодевичьего монастыря.
В то время черепица изготавливалась вручную, из местных глин. Она могла быть обычной, покрытой прозрачной или цветной глазурью, либо ангобом. Особую популярность получила зеленая «муравленая» черепица.
Уже в XV в. сложились устойчивые формы черепицы, которые используются и в современном строительстве. Интересно, что распространенная в наши дни форма «бобровый хвост», в то время по популярности значительно уступала форме «лемех», которая сейчас есть в ассортименте только у одного производителя. Рисунок завершения лемеховой черепицы XVI в. имел около пяти вариантов. (Собор Василия Блаженного, шатры башен и Архангельский собор Московского Кремля, Казанский собор на Никольской улице, церкви Покрова Богородицы в Медведково, Косьмы и Дамиана в Кадашах, Антипы на Колымажном дворе, Николы в Пыжах и многие другие московские здания были покрыты лемеховой черепицей, форма которой восходит еще к форме дощечек деревянных кровель).
Лемеховая черепица, благодаря особой форме, позволяла покрывать не только прямые поверхности крыш, но даже шарообразные маковки церквей.
Черепица, широко применявшаяся в Центральном регионе в XV–XVII вв., еще использовалась в XVIII в., однако постепенно она стала вытесняться металлическими кровлями, которые стали более дешевыми благодаря развитию российской промышленности после петровских реформ. К сожалению, традиции применения этого кровельного материала были окончательно утрачены на протяжении XIX–XX вв.
Тем временем в Европе, где на протяжении веков оттачивалась до совершенства технология производства, стабильно разрабатывались новые формы и покрытия. Сейчас «палитра» керамической черепицы ведущих европейских производителей насчитывает сотни форм, расцветок и покрытий (красная натуральная, ангобированная, глазурованная, «кристальный ангоб», матовая).
Со времени возведения последнего значимого общественного объекта, покрытого керамической черепицей, в России прошло чуть менее века до тех пор, когда, уже в наши дни, началось возвращение этого древнейшего материала на российские крыши, но уже на качественно новом уровне. Современные технологии производства этого материала из глин, прошедших строгий отбор, позволяют создавать покрытие, которое будет лежать на крыше веками.
Постепенно технологи возрождают древние формы черепицы. Например, специально для реконструкции Кафедрального Свято-Николаевского собора в Вене по мотивам древнерусских образцов компанией TONDACH AG была воссоздана керамическая черепица «Русский лемех».
Сегодня при желании можно подобрать как черепицу, наиболее соответствующую древним образцам по форме («лемех», различные виды «бобрового хвоста») и покрытию (зеленая глазурь, глянцевый или классический ангоб), так и модель, которая прекрасно подойдет к современному зданию в стиле «хай-тек». Применение черепицы позволяет творить настоящие чудеса, формируя узоры и орнаменты. Сегодня это единственный материал, который дает архитекторам, дизайнерам и домовладельцам неограниченный простор для фантазии.
Кокорев К.П., Молчанова А.А. ООО «ЭкоТайл».
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» №29,