- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Колокольня – для колоколов
Как правильно оборудовать колокольню, чтобы колокола могли показать все свое благозвучие? Как оборудовать рабочее место звонаря? Какие ошибки чаще всего допускаются при возведении звонниц? Наших читателей продолжает консультировать Николай Иванович Завьялов — кампанолог, звонарь, преподаватель колокольного звона Сретенской духовной семинарии г. Москвы
— Николай Иванович, какие параметры следует учитывать при строительстве и обустройстве колокольни?
— Говоря о колоколонесущих сооружениях, первое, о чем хотелось бы сказать — об огромном количестве их разновидностей. Существует два основных вида: звонницы и колокольни. Звонница представляет собой горизонтально организованное сооружение, а колокольня — вертикальное. Для простоты понимания приведу пример: в митрополичьем дворе Ростова Великого — звонница, а в Серафимо-Дивеевском монастыре — колокольня. Еще один вид сооружений — «храм иже под колоколы», когда в качестве колокольни используют барабан центрального купола. Среди сохранившихся до наших дней старых храмов это не очень часто встречающийся тип сооружения, возводятся заново такие церкви тоже достаточно редко. При оборудовании их колоколами в основном следовало бы ориентироваться на тип колокольни. Поэтому отдельно рассматривать их мы сегодня не будем.
— Я знаю храм, где колоколонесущее сооружение со стороны напоминает колокольню, на деле же это — небольшая звонница. То есть, неспециалист не всегда может определить, какой тип сооружения он видит?
— Разделение на колокольни и звонницы — деление простейшее. При рассмотрении каждого из этих двух разделов мы увидим их разветвление на такое количество видов, подвидов и оригинальных элементов, что их описания едва уместились бы в статью и даже в одну книгу. Главное, что объединяет все эти сооружения, это назначение. Они возводятся для того, чтобы поднять колокола вверх для лучшего распространения звука, чтобы организовать группу колоколов для более удобного использования. И только затем они приобретают статус архитектурных частей храмовых ансамблей, фортификации, маяков… и т. д. Новейшее решение — колокольни-антенны (те, что дополнительно используются операторами сотовой связи).
— Всегда ли архитекторы правильно проектируют колокольни и звонницы?
— Встречаются случаи, когда архитекторы вписывают колокольню в общий храмовый комплекс, и она для них — лишь художественный элемент. Но, как только речь заходит о ключевых элементах сооружений, вскрываются не просто недоработки, а полное отсутствие необходимых частей. Отсутствие балок для колоколов можно в шутку назвать «классикой жанра». Но прежде, чем подробно рассматривать проблемы с балками и другими элементами, начнем с ключевого условия — с ландшафта. Говоря о нем, следует иметь в виду расположение колокольни в контексте современной застройки окружающей территории. Часто возникает ситуация, когда колокольня окружена многоэтажными домами, и ярус звона находится напротив окон. Нередки случаи, когда в непосредственной близости располагаются лечебные учреждения, школы и т. п. Если в подобном соседстве будет звучать колокол весом в пять, да даже и в три тонны… это нельзя будет назвать миссионерством. Из соображений человеколюбия тут лучше ограничиться колоколами небольших весов. Если же колокольню предполагается возводить в относительно просторных условиях: на площади, в парке, в селе с невысокими домами — то мы свободны от этих проблем. Но здесь нас иногда поджидает другая сложность: колокольня или звонница слишком мала. Порой она оказывается просто декоративной. При помещении внутрь нее большого колокола не остается места звонарю и необходимому для звона оборудованию.
— Как же колокольня может быть декоративной?!
— Следует, справедливости ради, заметить, что проблема эта появилась задолго до наших дней. Колокольни, не приспособленные для звона, начали строить еще до революции. И сегодня при реставрации старых сооружений архитекторы оказываются в сдерживающих рамках, установленных Обществом охраны памятников истории и культуры. Это, кстати, часто касается и вопроса: какие балки устанавливать? Деревянные или металлические? Охрана памятников настаивает на восстановлении объекта до мелочей в том виде, каким он был раньше, и в этом они формально правы… Но сегодня ситуация другая. Раньше металлические балки были дороже, чем балки из древесины. Приобрести двутавровую горячекатаную балку теперь намного проще и дешевле, нежели заказать дубовую, да еще достаточно выдержанную.
— Но не испортит ли металлическая балка красоты старинной звонницы?
— Балку можно покрыть деревом, чтобы она приобрела нужный вид. При использовании металла мы получаем гарантированную прочность и долговечность (основные, базовые требования) поскольку здесь не происходит неожиданных деформаций, трещин и других подобных неприятностей.
— Что еще важно учитывать при оборудовании колоколонесущего сооружения?
— Расположение балок. Они делятся на центральные и находящиеся в проемах. Как правило, балки в проемах устанавливаются на уровень пяты свода проема. Трудно обосновать данные решения с помощью современных нормативных документов, но опираясь на правило здравого смысла и сохранившиеся примеры, мы видим традицию, которая присутствует практически повсеместно. Для большого, главного колокола балки устанавливаются, как правило, выше балок в проемах. Часто это тоже уровень пяты свода, но уже не проема, а купола колокольни. Здесь действует правило: большой колокол должен максимально отдавать звук, не встречая на пути преград. Голос же колокола, расположенного слишком низко, может «упираться» в перекрытие. Желательно, чтобы профиль колокола полностью «читался» (был виден) в просвете проемов колокольни, поэтому слишком высоко расположенные балки — тоже не очень верное решение. Центральные балки должны сочетаться под прямым углом и опираться на пилоны, но никак не находиться над сводами. Их не следует сваривать между собой или стягивать специальными конструкциями типа струбцин. Балки должны лежать одна на другой: верхняя — главная несущая, нижняя — поддерживающая. Концы балок, находящиеся внутри пилонов, должны опираться на деревянные подкладки и не привязываться наглухо к основной конструкции (не ввариваться в арматуру, например). Это продиктовано тем, что во время звонов в балку передается динамика удара языка и вибрация звучания, а демпферные подкладки в виде деревянных пластин заметно амортизируют воздействие вибрации на основную конструкцию. Кроме того, балка должна иметь возможность «дышать» вместе с колоколом, который при звоне незаметно для глаза двигается, а также сокращаться или увеличиваться в зависимости от перепадов температуры.
— Да, такие тонкости может знать только специалист по колоколам и их развеске…
— Нет, я так не считаю. Архитекторы знают сопромат, в ВУЗах их учат проектировать и мосты, и более сложные конструкции, и чтобы сообразить насчёт демпферов под балки, не требуется «семи пядей во лбу».
Следующая тема — перекрытия, ограждения и выход на ярус звона. Начнем она с лестниц. Порой лестница, ведущая на ярус звона, выглядит как пожарная — либо почти отвесная, либо расположенная под большим углом. Пройти по ней наверх в церковном облачении почти невозможно, а ведь на колокольню кроме звонарей поднимаются не только пономари и иподиаконы. Туда порой заходят и священники, и даже архиереи. Достаточно вспомнить историю: многие русские цари любили звонить в колокола. В Крещенский сочельник принято окроплять святой водой все храмовые помещения. По лестнице, напоминающей корабельный трап, с чашей не подняться. Не говоря уж о том, что падать кувырком с этой лестницы никому не пожелаешь. Впрочем, что тут обсуждать… существует СНИП, где четко указано — какой ширины и под каким углом должны сооружаться подобные конструкции. Однако об этом часто почему-то даже не вспоминают.
Выходы на ярус в виде люков — тоже «притча во языцех». Приходится просто упрашивать проектировщика, чтобы вместо люка на ярус выходила дверь. Для сооружения дверей требуется тамбур, а это, по мнению архитектора, портит внешний вид. Приходится убеждать, что даже небольшой, даже в полтора метра высотой, тамбур намного функциональнее, чем люк. Люки могут захлопываться от порывов ветра и при этом ложиться прямо на голову или на пальцы, в люк можно оступиться и упасть, люки часто подтекают и т. д.
Перекрытия на колокольнях следует устраивать металлические, кровельного типа, с небольшим уклоном наружу, чтобы там не застаивалась вода, не залёживались листья и снег. Ограждения желательно делать не глухими, а в виде решёток. При глухих ограждениях на ярусе создаётся ёмкость, и никакие отводы в виде труб не справляются с атмосферными осадками, да ещё вперемешку с листьями.
— По видимому, для того, чтобы правильно спроектировать колокольню, надо просто представить себя на месте звонаря…
— Согласен. Еще одна деталь. Вход на колокольню или звонницу нередко соединяют с входом на хоры. Это тоже неправильно. Звонарю за время службы необходимо подняться на колокольню несколько раз. И всякий раз, проходя, он создает помеху певчим. На старинных храмах лестницы на колокольню традиционно устаивались с отдельным входом и крепкими замками. Нам следует не забывать и о трагических событиях в Оптиной пустыни, происшедших на Пасху
Беседовала Александра Бахманова
Журнал «Церковный строитель» №26,
Кампанолог Н.И. Завьялов