Предметы богослужебной утвари – неотъемлемая часть Священного Предания Церкви. Каждый из них, помимо практического значения, имеет глубокую символику и древнюю историю. А история церковного искусства сообщает нам об изделиях древних церковных ювелиров, изумляющих тонкостью и роскошью исполнения, становящихся источником вдохновения для современных мастеров.
Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере преподал Своим ученикам Чашу, возгласив: «Сия есть Кровь Моя». Классическая форма потира, используемого Православной Церковью на Божественной литургии, восходит к этой Святой Чаше, послужившей спасению человечества. Первые потиры делали из дерева, камня, металла, стекла. Со временем сформировалась традиция, согласно которой литургические сосуды не должны быть изготавливаемы из материалов хрупких и впитывающих – во избежание невольного попрания святыни.
Потиры классической формы, относящиеся к разным историческим эпохам, сохранились до наших дней; подобные чаши создают и современные мастера. В центре массивной ножки (стояна) потира обычно располагается шарообразное «яблоко» – его практическая функция состоит в том, чтобы священнику было удобнее держать сосуд в руке. Украшением потира традиционно являются священные изображения, выгравированные на самой чаше и основании или сделанные в виде округлых накладок – дробниц. Эмалевые и гравированные дробницы с изображениями Спасителя, Божией Матери, святых могут быть подлинными произведениями ювелирного ис-кусства. Такой облик потира был традиционен во все века, различались лишь применяемые мастерами художественные стили и приемы. И все же сокровищницы древних монастырей и храмов донесли до нас литургические чаши, имеющие несколько иной вид.
На Святой горе Афон сохранились многие древние святыни. Среди них – потир «Яспис», вклад в обитель деспота (правителя) Мореи Мануила II Кантакузина (сына византийского императора Иоанна VI Кантакузина) в монастырь Ватопед. Необычность этого потира, созданного в XIV столетии, – в том, что он имеет две золотые ручки в виде змей (символ мудрости), сама же чаша выдолблена из цельного куска бордовой яшмы. Золотое основание потира украшено филигранным узором, из которого выступают медальоны с ликами святителей и изображением креста.
Не менее интересен другой потир, также хранящийся в сокровищнице Ватопедского монастыря и относящийся к XIV веку. Эта чаша была подарена обители деспотом Янины Фомой Прелюбовичем. Выполненный из позолоченного серебра, этот потир, в отличие от большинства чаш для причащения, имеет крышку, причем венчает эту крышку скульптурное изображение восседающего на троне Спасителя. Также на крышке и основании потира можно увидеть эмалевые и рельефные изображения Пресвятой Богородицы, святых и ангелов; чаша украшена драгоценными каменьями, жемчугом и смальтой.
Еще один дар деспота Фомы – дискос из позолоченного серебра, украшенный полудрагоценными камнями, жемчугом и смальтой. В центре дискоса – эмалевое изображение: плач по снятом со Креста Спасителе, в котором участвуют не только Пречистая Богородица и ученики Христовы, но и Небесные силы. Третий предмет богослужебной утвари, пожертвованный правителем Янины, – позолоченная звездица, украшенная сверху изображением голубя, символизирующим Святой Дух.
Необычные потиры, созданные в эпоху Византии, сохранились не только на Афоне. В Венеции, в ризнице собора Сан-Марко, находится потир императора Романа, созданный во второй половине Х столетия. Как и более поздний потир Мануила II, он имеет выдолбленную из камня чашу, к которой примыкают ручки. Уникальность потира императора Романа – в украшающих чашу и основание миниатюрных изображениях святых, выполненных в технике выемчатой эмали.
Традиция изготавливать чашу потира из камня перешла из Византии и на Русь. Великолепный пример этого – золотой потир с мраморной чашей, дар московского князя Василия II Темного (1425–1462) Троицкому монастырю (ныне – Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Мрамор, из которого выдолблена чаша, имеет красивый золотистый с красными тонами («рудожелтый») цвет, который великолепно гармонирует с золотой оправой. Потир украшен золотой сканью в виде изящных и в то же время простых завитков, выложенных полосой по ее краю, и несет на себе автограф мастера: «А делал Иван Фомин», а также дарственную надпись, гласящую, что это вклад в «церковь святую». В XVII веке внутрь потира была вложена еше одна – золотая – чаша: видимо, таким образом древний богослужебный сосуд благоукрасили в знак его особого почитания.
Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный ювелир», №46, 2015 г.
Русиздат - ORTOX