-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Реставрация церковной утвари
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Великомученик Мина Котуанский (Фригийский)
Краткое житие великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284–305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.
Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.
Полное житие великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
Великомученик третьего века св. Мина был египтянином по происхождению, но почти всю жизнь прожил во Фригии (часть нынешней Турции), служа в Римской армии. Ревностный христианин и образцовый солдат, он стал офицером и нес долгую и достойную службу, сражаясь против мародерствовавших варварских племен на азиатской границе Римской империи. Но в конце концов стало известно, что он христианин, и император Максимиан подверг его пыткам за отказ исполнять приказы – те, что были связаны с преследованием его братьев христиан. Он был обезглавлен, а мощи его впоследствии перенесены в родной ему Египет. После его мученической кончины по предстательству вмч. Мины произошло много чудес. Одно из самых известных случилось в наши дни в местечке Эль Аламейн в Египте.
Название Эль Аламейн образовано от арабской формы имени св. Мины. Там сохранились полуразрушенные стены древнего храма вмч. Мины, на которых все еще видны фрески с изображением различных чудес Святого. Есть там и изображение вмч. Мины, ведущего караван с верблюдами, который он спас от гибели.
В ходе II Мировой войны Греция оказалась в трудном положении. Ее войска отважно и весьма успешно сражались против армии Италии, но не смогли противостоять вторжению немецких захватчиков, и Греция была оккупирована. Остатки греческой армии обратились в бегство. Они дошли до Египта – родины св. вмч. Мины, где образовали греческий батальон в составе сил союзников и продолжали сражаться за освобождение своей страны от германцев.
Захватив североафриканские земли, гитлеровские войска во главе с Роммелем дошли до Эль Аламейна и остановились здесь на ночь лагерем. Они готовились к штурму Александрии. Сердца жителей Александрии содрогались при мысли о том, что город скоро падет, и они неминуемо окажутся во власти оккупантов. Для греков победа Роммеля в Египте означала потерю остатков их независимой армии.
Но в ход событий вмешался св. вмч. Мина. Он заступился за египтян, греков, православных, коптов и даже мусульман, чтивших его память, и, благодаря его заступничеству, они одержали победу в битве при Эль Аламейне в 1942 году. Эта победа стала одним из самых известных событий всей II Мировой войны.
В полночь, за несколько часов до начала битвы, толпа верующих ясно увидела, как вмч. Мина вышел из своей полуразрушенной церкви, ведя за собой караван верблюдов – в точности так, как было изображено на древней фреске. Вражеские часовые не видели его, и он беспрепятственно прошел в самую середину немецкого лагеря. На непобедимое немецкое войско напала безотчетная, внешне ничем не обусловленная паника, о причинах которой до сих пор гадают светские историки, так и не нашедшие никакого разумного объяснения этому событию. Охваченные страхом и растерянностью, войска Роммеля обратились в бегство под натиском союзных войск. Союзники преследовали их и многих захватили в плен. Из чувства благодарности и благоговения перед чудом союзники отдали этот участок земли православному Патриархату Александрии. Здесь был построен новый храм и основан монастырь в честь св. великомученика Мины.
Страдание святого великомученика Мины
Память 11 ноября
Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедовал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области 7222 , под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклетиан и Максимиан 7223 . Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитание бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени.
Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» ( Рим.10:20 ).
Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его:
– Кто ты?
Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул:
– Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.
Князь снова спросил святого:
– Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?
Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его слова, некоторые из находившихся около князя воинов признали Мину и вскричали:
– Это Мина воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.
Тогда князь сказал святому Мине:
– Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?
Святой отвечал:
– Да, правда, я был воином и находился в сем городе, но видя нечестие людей, прельщенных бесами, и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии и погибели сих людей. До нынешнего дня я скитался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, врагами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим Словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.
Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.
На другой день утром князь сел на судилище и, приказав привести святого Мину из темницы, всякими способами старался склонить его к идолопоклонству: и обещая дары, и угрожая муками. Когда же он не мог склонить святого к нечестию своими словами, стал принуждать его к тому делом, приказав четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами, так что из ран мученика текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом один человек, по имени Пигасий, сказал святому Мине:
– Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишься к ним, ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.
Но святой с гневом отвечал на это:
– Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся весьма лёгкими и отрадными, а не тяжкими.
Мучитель, изумлённый таковым терпением мученика, повелел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь над святым, говорил ему:
– Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?
Но святой мученик, хотя и сильно страдал, однако, с твёрдостью ответил князю:
– Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают, невидимые для тебя, воины Царя Небесного.
Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и говорить ему:
– Не исповедуй здесь другого царя, кроме Римских императоров.
Мученик же отвечал на это:
– Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.
Тогда князь сказал святому:
– Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?
Мученик отвечал князю:
– Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.
Мучитель же сказал святому Мине:
– Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?
Мученик отвечал:
«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля» ( Пс. 98:1 ). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ).
После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил:
– Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу спасения.
Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал.
Тогда князь спросил его:
– Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?
Святой отвечал: «Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр. 12:29 ).
Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ).
Тогда князь сказал мученику:
– Откуда у тебя такое красноречие? ты всё время был воином, каким же образом ты умеешь говорить, как человек, прочитавший много книг?
Святой отвечал на это князю:
– Господь наш Иисус Христос сказал нам: «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» ( Мф. 10:18–19 ).
Князь спросил святого:
– А ваш Христос знал, что вы будете за Него терпеть такие мучения?
Мученик отвечал:
– поелику Он Истинный, то имеет и ведение будущего. Ведал и ведает всё, что есть; и всё имеющее быть Ему известно, и Он знает наперед все наши мысли.
Князь, не зная, что отвечать на сие святому, сказал ему:
– Оставь, Мина, свое празднословие и избери себе одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или будь Христовым, и мы тебя умертвим.
На это святой громким голосом отвечал:
– Я Христов был, и есмь, и буду Христов.
Князь сказал:
– Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслил, и сказал нам последнее слово.
Но святой отвечал:
– Не два и не три дня, но много лет я исповедую веру Христову, но у меня никогда и в мыслях даже не было отречься от Бога моего, посему и теперь мне не подобает размышлять о сем. Не надейся, князь, слышать от меня что-нибудь другое, но вот мое последнее слово: от Бога моего я не отрекусь, вашим бесам не принесу жертвы и не преклоню колен моих перед бездушными идолами.
Такой твёрдый ответ мученика сильно разгневал князя, и он повелел разбросать по земле крючки, трезубцы и различные железные гвозди, и влачить по ним связанного святого мученика. Но сей, как будто влачимый по мягким цветам, еще сильнее порицал многобожие язычников и смеялся над безумием людей, прельщенных бесами. А князь повелел влачимого святого еще бить оловянными прутьями. И так святого Мину мучили долгое время.
В это время один из бывших при сем воинов, по имени Илиодор, сказал мучителю:
– Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина.
И князь тотчас изрек такой приговор над святым: «Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечом, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом».
Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика.
Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами 7224 . Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию 7225 , где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя святого мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес.
Сказание Тимофея, архиепископа Александрийского, о чудесах святого великомученика Мины
По смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклетиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий г., в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь .
Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской 7226 , чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе:
– Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог по молитве Своего страдальца.
Подумав так, он пошел в церковь , взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:
– Друг, сделай милость, пусти меня в твой дом переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь один идти дальше, так как не имею никого, кто бы меня мог сопровождать.
– Войди брат, – отвечал ему хозяин дома, – и переночуй здесь, пока не настанет день.
Гость принял приглашение и, войдя в дом, лёг спать. Хозяин же, увидав у путника мешок с золотом, соблазнился и, по наущению злого духа, замыслил убить своего гостя, чтобы взять себе его золото. Встав в полночь, он задушил купца, разрезал его тело на части, положил их в корзину и спрятал во внутренней комнате. После убийства он пришел в большое волнение и озираясь по сторонам, искал скрытого места, чтобы зарыть убитого.
Когда он размышлял об этом, ему явился святой мученик Мина верхом на коне, как бы какой воин едущий от царя. Въехав в ворота дома убийцы, мученик спросил его об убитом госте. Убийца, отговариваясь незнанием, сказал святому:
– Не знаю, что ты говоришь, господин, у меня не было никого.
Но святой, сойдя с коня, направился во внутреннюю комнату и взяв корзину вынес ее наружу и сказал убийце:
– Что это?
Убийца сильно испугался и без чувств упал к ногам святого. Святой же, составив рассеченные члены, и помолившись воскресил мёртвого и сказал ему:
– Воздай хвалу Богу.
Тот встал, как бы пробудившись от сна, и уразумев, что пострадал от домохозяина, прославил Бога и с благодарностью поклонился явившемуся воину. А святой, взяв от убийцы золото, отдал его воскрешенному человеку, говоря:
– Ступай своим путем с миром.
Обратившись затем к убийце, святой взял его и сильно бил. Убийца раскаялся и просил прощение. Тогда мученик даровал ему прощение в убийстве и, помолившись о нем, сел на коня и стал невидим.
В Александрии жил один человек, по имени Евтропий. Сей Евтропий дал обещание пожертвовать в церковь святого Мины серебряное блюдо. Посему, призвав златаря, он велел ему сделать два блюда, и на одном написать: блюдо святого великомученика Мины, а на другом написать: блюдо Евтропия, Александрийского гражданина. Златарь стал делать, как велел ему Евтропий, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святого Мины вышло гораздо красивее и блестящее, чем другое. Написав на блюдах имена святого Мины и Евтропия, златарь отдал их Евтропию.
Однажды Евтропий, плывя по морю на корабле, употреблял за обедом оба новые блюда, и увидев, что блюдо предназначенное в дар святому Мине, гораздо красивее его блюда, не пожелал его отдать в дар святому, но приказал слуге подавать себе на нем кушанья, а блюдо со своим именем задумал отослать в дар в церковь святого Мины. По окончании трапезы, слуга взял блюдо с именем мученика, и придя на край корабля, стал мыть его в море. Вдруг напал на него ужас и он увидел, что из моря вышел человек, который взял из его рук блюдо и стал невидим. Раб, сильно пораженный страхом, бросился вслед за блюдом в море. Увидев это, господин его также испугался и горько заплакав, стал говорить:
– Горе мне окаянному, что я пожелал взять себе блюдо святого Мины: так я погубил и блюдо и раба своего. Но ты, Господи Боже мой, не прогневайся на меня до конца и яви Твою милость слуге моему. Вот, я даю обещание: если я найду тело своего слуги, то велю сделать такое же блюдо, и принесу его в дар святому Твоему угоднику Мине, или же отдам в церковь святого деньги, каких стоит блюдо.
Когда корабль пристал к берегу, Евтропий сошел с корабля и стал смотреть по краю моря, думая найти выкинутое морем тело своего слуги и предать его погребению. В то время как он пристально смотрел, увидал своего раба выходящим из моря с блюдом в руках. Испуганный и обрадованный, он громким голосом вскричал:
– Слава Богу! Воистину велик ты, святой мученик Мина!
Услыхав его крик, все бывшие на корабле, сошли на берег, и видя раба, державшего блюдо, исполнились удивления и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, каким образом он, упав в море, остался жив и как вышел из воды невредимым, то он сказал в ответ:
– Как только я бросился в море, благолепный муж с другими двумя взяли меня и ходили вместе со мною вчера и сегодня и привели сюда.
Евтропий, взяв раба и блюдо, пошел в церковь святого Мины, и поклонившись и оставив в дар блюдо, обещанное святому, удалился благодаря Бога и прославляя Его святого угодника Мину.
Одна женщина, по имени София, шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней надругаться, а ее сохранил невредимою. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле, и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на сие зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь всё еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал пред всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощение за свой грех.
Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему:
– Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.
Хромой ответил на это мученику:
– Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?
Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:
– Если не сделаешь сего, не получишь исцеление.
Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они почувствовали свое исцеление – немая заговорила, а хромой быстро побежал, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.
Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:
– Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.
Услыхав такой ответ своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:
– Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.
Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:
– Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.
Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:
– Что это значит?
Раб ответил ему:
– Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.
Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе со своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению – один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.
Кондак, глас 4:
Воинства исхити привременнаго, и нетленнаго показа тя небеснаго общника страстотерпче Мино, Христос Бог наш, иже мучеников нетленный венец.
* * *
Котуан – древний город во Фригии. Фригия – большая область Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того Южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Гелеспонта (Дарданелы), позднее причислявшийся к Мизии. Границы её: на западе – Мизия, Лидия и Кария, на юге – Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке – Каппадокия, на севере – Галатия и Вифиния.
Оба императора царствовали вместе с 284 по 305 г. – Диоклетиан – на Востоке, Максимиан – на Западе.
Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 году. В церковной службе этого дня вместе с мучеником Миною прославляются и свв. мученики Виктор, Викентий и Стефанида, но большинство церковных песнопений посвящено мученику Мине.
Александрия – знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 года до Р. X. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря, (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом в мире; в начале IV века стал центром христианства и резиденцией патриарха.
Исаврия – небольшая, мало исследованная и скрытая в горах, местность древней Малой Азии, граничившая на востоке ст. Ликаониею, на севере с частью Фригии, на западе с Писидиею. В Исаврии главный город был Исавра (ныне Улубуиар), весьма богатый и многолюдный.
Акафист святому великомученику Мине
Кондак 1
Возбранный чудотворче и в скорбех скорый помощниче, святый великомучениче Мино: хвалебныя песни от сердца приносим ти недостойнии; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед сохрани зовущия Ти:
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Икос 1
Ангел во плоти на земли явился еси, Мино преславне, слово бо Христово душею чистою прием в пустыню, идольскаго нечестия бегая, удалился еси, идеже яко бесплотен Богови послужил еси: мы же чудное житие твое поминающе, с радостию поем Ти:
Радуйся, Церкви Христовы звездо пресветлая;
Радуйся, солнца Правды луче благодатный.
Радуйся, светильниче святый, житием твоим верныя просвещающий;
Радуйся, заповедей Божиих исполнению научающий.
Радуйся, правоверным, благочестия христианскаго образ являющий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.
Радуйся, неправомыслящих вразумление;
Радуйся, сребролюбивых сердец исправление.
Радуйся, миром духовным, души наша услаждающий;
Радуйся, в печалех присно нас утешающий.
Радуйся, скорое от бед избавление;
Радуйся, злых помыслов наших отгнание.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 2
Видяще господство многобожия языческаго, во граде твоем, Мино всеславне, душею праведною томился еси; посреде же тьмы греховныя, яко светило, житием добродетельным сияюще, пел еси непрестанно Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум просвещен, заповедей Божиих исполнением имея, страстотерпче Христов, непорочно житие твое, посреде людей беззаконных проводил еси, день и нощь Господеви служаще любовию, мы же укрепльшаго тя Бога славяще от сердца зовем ти сицевая:
Радуйся, упованию христианскому верныя научающий;
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий.
Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющий;
Радуйся, в дивнем житии твоем унылыя мужества питием напаяющий.
Радуйся, заповедей Господних блюстителю верный;
Радуйся, благочестия и веры православныя ревнителю твердый.
Радуйся, чтущия тя любовию, покрывающий;
Радуйся, во искушениях, присно нам помогающий.
Радуйся, мира духовнаго мироварнице славная;
Радуйся, сосуде честный, благодатию преисполненный.
Радуйся, токами чудес твоих правоверныя напаяющий;
Радуйся, язвы душ наших, елеем молитв твоих умащающий.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 3
Силою Божиею наставляем, славу мирскую и честь воинскую, Христа ради оставил еси и в пустынях, и горах Господеви служити изволил еси, яко Ангел непрестанно Богови зовя: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще сердце ревностию о славе Божественней распаляемо, со дерзновением пред нечестивым князем предстал еси, многострадальниче Христов, безумие идольское обличающе; он же яростию распаляем и не терпяще слов благодати, из уст твоих исходящих на муки многия предаде тя, мы же поминающе подвиг исповедания твоего с любовию зовем ти таковая:
Радуйся, тернием от рук беззаконных израненный;
Радуйся, исповедания ради огнем опаляемый.
Радуйся, рассечение удов твоих претерпевый;
Радуйся, тело твое иглами острыми исколотое имевый.
Радуйся, млатом во главу люте ударяемый;
Радуйся, многия раны Христа ради приемый.
Радуйся, от трапезы подвиг твоих, мужеством верныя насыщающий;
Радуйся, во искушениях терпению нас научающий.
Радуйся, страданьми твоими многия ко Христу обративый;
Радуйся, мучителей твердостию веры твоея победивый.
Радуйся, в подвизе твоем образ крепости духовныя явивый;
Радуйся, суету идольскаго нечестия посрамивый.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 4
Бури гонения на Церковь Христову прошедше во дни Константина Великаго, воздвигоша христиане во Александрии церковь в честь славнаго имени твоего, Мино всечестне, идеже и положиша честныя мощи твоя, имже и мы ныне поклоняющеся поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша о подвизе исповедания твоего, мучениче славне, любовию теплою воспеваем тя и прославляюще дивное терпение твое, со умилением песни приносим ти сицевыя:
Радуйся, нищету нашу верою обогащающий;
Радуйся, милостивое предстательство твое верным являющий.
Радуйся, сокровище мира духовнаго нам открывающий;
Радуйся, грады и веси в них же имя твое почитается, покрывающий.
Радуйся, домов христианских от огненнаго запаления охранителю;
Радуйся, неправедно страждущих утешителю.
Радуйся, путешествующих добрый путеводителю;
Радуйся, в море плавающих безбедное провождение.
Радуйся, от внезапныя смерти верныя избавляющий;
Радуйся, скорбящих предстателю благодатный.
Радуйся, присно в печалех нам помагающий;
Радуйся, молитвами твоими скорби наша на радость прелагающий.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 5
Боготечною звездою прошел еси житие твое, Мино всехвальне, день и нощь Господеви любовию пламенною работающе; темже и на конец подвигом мученическим веру твою запечатлел еси и венец нетленныя славы от Бога прием, на небесех с лики святых поеши Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще скорби и болезни наша, Мино блаженне, о нас, пред Престолом Господним предстоя ходатайствуешь и молитвами присными от многих бед и напастей чтущих имя твое сохраняеши. Темже и ныне к предстательству твоему притекающих сохрани, да выну зовем ти сицевая:
Радуйся, предстательство верных непостыдное;
Радуйся, страждущих изрядный помощниче.
Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю;
Радуйся, Закона Божия твердый ревнителю.
Радуйся, молитвы к Богу кадило благовонное;
Радуйся, сосуде избранный Святыя Троицы.
Радуйся, во вражде сущия, молитвами твоими, премиряющий;
Радуйся, правоверныя миром и любовию ограждающий.
Радуйся, праведным житием твоим благочестному жительству научающий;
Радуйся, добрых дел присный споспешниче.
Радуйся, покаяния добрый учителю;
Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 6
Проповедник правды Божия, еврей некий, тобою облагодетельствованный явися, Мино преславне; той бо видев чудо, имже христианина, сокровища его утаити беззаконно восхотевшаго, обличил еси, отвержеся нечестия своего и веру Христову прием, воспе Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в сердце евреянина онаго свет веры христианския, егда чудно возвратил еси, Мино добропобедне, сокровища его, беззаконно христианином, другом его утаенное: предстательством бо твоим зло во благо обратися; еврей убо крещение христианин же греха прощение получиша. Мы же дивное сие премененне поминающе, от сердца глаголем ти:
Радуйся, зло во благо, молитвами твоими, претворяющий;
Радуйся, и злотворящих к покаянию обращающий.
Радуйся, страстьми ослепленных просветителю;
Радуйся, правды Божия твердый ревнителю.
Радуйся, пути неблаги предстательством твоим исправляющий;
Радуйся, стопы наша к пристанищу закона Господня наставляющий.
Радуйся, Церкви Христовы изрядное украшение;
Радуйся, рабов Божиих присное поможение.
Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче;
Радуйся, Богоданный в скорбех защитителю.
Радуйся, чудес источниче неоскудеваемый;
Радуйся, чтущих память твою утешителю благодатный.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 7
Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих мучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго Завета благодатию Евангельскою сердце твое насыщая, Мино великомучениче, огнем любве Божественныя Господеви всесожжеглся еси и ликом святых мучеников сочетался еси, с ними же Престолу Вседержителя престоя, молися о чтущих верою память твою, ублажающих песньми тя таковыми:
Радуйся, мучениче Господень преславный;
радуйся, воине Христов добропобедный.
Радуйся, милостивый христианам заступниче;
Радуйся, присный о нас молитвенниче.
Радуйся, недугов наших целителю милосердый;
Радуйся, от напастей многообразных избавителю святый.
Радуйся, в борьбе со страстьми и прилоги вражьими помощниче сильный;
Радуйся, молитвами твоими от падений греховных нас сохраняющий.
Радуйся, сокровищнице Даров Божиих Всебогатая;
Радуйся, чаше, утешение духовнаго преисполненная.
Радуйся, скорби наша молением твоим растворяющий;
Радуйся, любовию к Богу сердца наша запаляющий.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 8
Странник на земли явился еси, Мино преславне, сердцем чистым Господа выну взыскующе; темже венец мученический прием, житие твое славно скончал еси; ныне же в Царствии Небеснем водворяяся со Ангелы песнь вопиеши Богови: Аллилуиа.
Икос 8
Весь Богови покорився, Мино добропобедне, безвредно море искушения земнаго прошел еси и в пристанище Божественнаго покоя достиг во Обителех Отца Небеснаго водворяешися. Темже и нас, чтущих память твою, у Престола Божия поминай хвалящих песньми тя сицевыми:
Радуйся, образ непорочного служения Богу явивый;
Радуйся, многих к подвигу исповедания укрепивый.
Радуйся, и ныне терпению, житием твоим нас научающий;
Радуйся, коегождо к безропотному несению креста его наставляющий.
Радуйся, нищеты духовныя учителю совершенный;
Радуйся, светом смирения сердца наша просвещающий;
Радуйся, православных христиан изрядный поборниче;
Радуйся, верным людем от напастей и зол ограждение.
Радуйся, присное страждущим поможение;
Радуйся, болящим милостивое исцеление.
Радуйся, страдальче Христов пречестный;
Радуйся, заступниче, от Господа нам дарованный.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 9
Всякую сладость мирскую от души твоея отринул еси, Мучениче Пребогате, темже и честь воинскую оставив, воин Царя Небеснаго явился еси твердостию веры и мужеством праведным просияв. Ныне же на Небесех, Подвигоположник Христу предстоя, вопиеши со Ангелы: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут познати силу Христову, еюже яко оружием облеклся еси, Мино преславне, и мучителей беззаконных в терпении твоем победил еси. Мы же сердцем смиренным и душею сокрушенною, подвиг твой восхваляюще, со умилением песни ти зовем таковыя:
Радуйся, неправедно страждущих утешение;
Радуйся, обидящих вседейственное вразумление.
Радуйся, земле благая, плод добродетелей возрастившая;
Радуйся, честными твоими страданьми землю Сирийскую осветивший.
Радуйся, многая преславная чудеса по смерти твоей явивший;
Радуйся, крине святый, посреде идольскаго нечестия процветший.
Радуйся, яко злато в горниле скорбей искусивыйся;
Радуйся, светом правды Евангельския просиявший.
Радуйся, теплыми лучами молитв твоих, притекающия к тебе, согревающий;
Радуйся, от нечаемых зол, чтущия тя покрывающий.
Радуйся, Святыя Горы Афонския похваление;
Радуйся, православным людем присное защищение.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 10
Спасение дивно даровал еси купцу на поклонение к местным твоим мощем идущему; той бо от сребролюбца беззаконнаго смерть претерпе, тобою же воскрешенный, Богу воспе: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и заступник теплый явился еси купцу оному, Мино Святе; того бо за злато убиеннаго воскресив, убийцу неправеднаго обличил еси; мы же чудо сие поминающе умильно поем ти:
Радуйся, чудотворче преславный;
Радуйся, предстателю благодатный.
Радуйся, злотворящих грозное обличение;
Радуйся, чтущих тя, присное защищение.
Радуйся, купца убиеннаго воскресивший;
Радуйся, сребролюбца и убийцу к покаянию обративший.
Радуйся, жертводателей благий споспешниче;
Радуйся, от сердца дающих теплый предстателю.
Радуйся, пред иконою твоею смиренно молящихся скорый послушателю;
Радуйся, от козней лукаваго и людей злых, верным хранителю.
Радуйся, напасти житейския, молением твоим разрушающий;
Радуйся, скорби наша, миром духовным растворяющий.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 11
Пение похвальное приносим ти, мучениче доброхвальне, устне сердца смиреннаго любовию отверзающе: прославляем дивное житие твое и славим мученическую кончину твою, Богу укрепляющему тя зовя: Аллилуиа.
Икос 11
Светом явления чудесе славнаго, сердце Евтропия, сребролюбием омраченное просветил еси, Святе, той бо блюдо сребряное со именем твоим в дар тебе уготованное помыслив себе оставити, раба возлюбленнаго и блюдо оное, в пучине морстей потопляема узре; но обаче предстательством твоим спасена раба паки восприим, благодарная ти воспе пения; мы же чудо сие восхваляюще, умильно зовем тебе таковая:
Радуйся, сердце Евтропия к покаянию применивший;
Радуйся, того раба в пучине морстей сохранивший.
Радуйся, явлением чудесе твоего печаль в радость претворивший;
Радуйся, слугу вернаго от потопления спасший.
Радуйся, правых сердцем присный споспешниче;
Радуйся, о чтущих имя твое к Богу ходатаю.
Радуйся, от злых напастей нас сохраняющий;
Радуйся, помощь твою, православным людем являющий.
Радуйся, правдивому и честному житию научающий;
Радуйся, благих начинаний исполнению помогающий.
Радуйся, от соблазнов греховных нас ограждающий;
Радуйся, прошения наша во благо, ко спасению исполняющий.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 12
Благодать милостиваго твоего заступления, Мино преславне, жена некая, именем София, позна, та бо шедши в церковь твою на поклонение, тобою от бесчестия воина беззаконнаго спасшеся, благодарно Богови возопи: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще многая чудеса твоя, всехвальне великомучениче, поминаем хромого и немую, иже в церкви твоей усердно молишася; тем бо явився, дивным образом исцелил еси; мы же чудо сие поминающе усердно молим тя: и наша, беззаконьми многими расслабленныя, нози укрепи и устне сердечныя отверзи достойно пети песньми тя сицевыми:
Радуйся, нози расслабленнаго укрепивый;
радуйся, узы немаго языка разрешивый.
Радуйся, благосердый врачебник многими явивыйся;
Радуйся, неверных множество чудесами преславными к вере приведый;
Радуйся, боголюбцев веселие и похвале;
Радуйся, странных пристанище и утешение.
Радуйся, нищих питателю благодатный;
Радуйся, вдов и сирот заступлениче непостыдный.
Радуйся, правоверным от напастей и зол избавление;
радуйся, чтущим тя твердое ограждение.
Радуйся, в бедах сущих утешителю благий;
Радуйся, в скорбех житейских помощниче святый.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 13
О, святый и преславный великомучениче Христов Мино, приими ныне малое сие, от усердия приносимое ти пение, и покрый молитвами твоими притекающих ко святей иконе твоей и любовию почитающих честную память твою, да предстательством твоим выну от злых покрываеми в мире и благочестии прочее время живота нашего поживем, хваляще дивнаго во святых своих Бога, песнь поюще Ангельскую: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел во плоти на земли явился еси, Мино преславне, слово бо Христово душею чистою прием в пустыню, идольскаго нечестия бегая, удалился еси, идеже яко бесплотен Богови послужил еси: мы же чудное житие твое поминающе, с радостию поем Ти:
Радуйся, Церкви Христовы звездо пресветлая;
Радуйся, солнца Правды луче благодатный.
Радуйся, светильниче святый, житием твоим верныя просвещающий;
Радуйся, заповедей Божиих исполнению научающий.
Радуйся, правоверным, благочестия христианскаго образ являющий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.
Радуйся, неправомыслящих вразумление;
Радуйся, сребролюбивых сердец исправление.
Радуйся, миром духовным, души наша услаждающий;
Радуйся, в печалех присно нас утешающий.
Радуйся, скорое от бед избавление;
Радуйся, злых помыслов наших отгнание.
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Кондак 1
Возбранный чудотворче и в скорбех скорый помощниче, святый великомучениче Мино: хвалебныя песни от сердца приносим ти недостойнии; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед сохрани зовущия Ти:
Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.
Молитва великомученику Мине Котуанскому
О, страстоте́рпче святы́й му́чениче Ми́но! Взира́юще на ико́ну твою́ и помина́юще цельбы́, тобо́ю подава́емые всем, с ве́рою и благогове́инством к тебе́ притека́ющих, припа́даем ти и, прекло́нше коле́на серде́ц на́ших, от всея́ души́ на́шея мо́лим тя, бу́ди нам хода́тай пред Го́сподом и Спа́сом на́шим Иису́сом Христо́м о не́мощех на́ших, сопу́тствуй и утеша́й нас во вре́мя скорбе́й на́ших, да́руя нам па́мять о гресе́х на́ших, помога́й в напа́стех и треволне́ниях ми́ра сего́, и во всех бедах, в сей юдо́ли плаче́вней нас постига́ющих. Ами́нь.
Тропарь Мине Котуанскому великомученику
глас 4
Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.
Перевод: Как Бесплотных собеседника и поселившегося вместе с мучениками, собравшиеся с верой, Мина, прославляем тебя, мира испроси миру и душам нашим великую милость.
Вернуться к списку
Товары
