- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Великомученик Феодор Тирон
Святой мученик Феодор Тирон родился в Евхаитах (ныне деревня Бейузю, Турция), был воином мармаритского полка в городе Амасии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря). Прозвище его Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут».
Во время проводимой по указанию императора Галерия (305-311) кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор вместе с другими верующими был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам, но воин твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Военачальник Феодора Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой усиленно молился.
После этого Феодора обвинили в поджоге языческого храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор вновь исповедал себя христианином, после чего был заключен в тюрьму и обречен на голодную смерть. Там ему явился Иисус Христос, Господь утешал и подкреплял его.
Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке – его тело строгали железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа, за что был осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 305 или 306 году.
Останки Феодора, по преданию не поврежденные огнем, попросила христианка Евсевия и погребла в своем доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Спустя 50 лет после мученической кончины святого император Юлиан Отступник (361-363), желая оскорбить верующих (согласно Деян.15:29, христиане должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови»), приказал епарху (градоначальнику) Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы они в эти дни не покупали оскверненные продукты и употребляли в пищу коливо (кутью, сочиво), т. е. вареную пшеницу с медом.
В память об этом событии Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается Канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным , а на утрени — Канон написанный святителем Иоанном Евхаитским . После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).
Страдание святого великомученика Феодора Тирона
Память 17 февраля
Нечестивые цари Максимиан и Максимин 1416 разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон 1417 , незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита 1418 по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском 1419 . Когда святой Феодор был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:
– Я – христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я поклоняюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.
Тогда препозит Вринка стал убеждать святого:
– Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам.
Святой Феодор отвечал ему:
– Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.
На сие препозит Вринка сказал:
– Вот эти все воины – христиане, и, однако, же они – воины римского царя».
– Каждый знает, кому он служит, – ответствовал святой Феодор, – я же служу моему Небесному Царю и Владыке – Богу и Единородному Сыну Его – Иисусу Христу.
Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:
– Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына?
Святой Феодор отвечал:
– Он воистину имеет Сына, Слово Истины 1420 , чрез Которое Он сотворил всё.
Препозит спросил его:
– Можем ли мы познать Его?
На сие святой ответствовал:
– Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.
Тогда Посидоний спросил его:
– Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?
– Ничто не препятствует вам, – отвечал святой Феодор, – оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и быть воинами Его, подобно мне.
Тогда препозит Вринка сказал сотнику:
– Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что ему делать.
Во всё то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя вслед за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя – Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав удобное время, зажег ночью капище матери богов 1421 . Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям. Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, взял его, привел к игемону Публию и сказал:
– Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым умыслом он пришел в наш город, сжег храм матери богов наших и обесчестил богов; взяв его, я привел к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению владык вселенной – по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за свою дерзость. Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:
– Ты ли позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?
Тот отвечал:
– Часто я увещевал его, и, наконец, назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принес жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то, что приказали цари.
Тогда игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:
– Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принес ей огонь?
Святой Феодор ответствовал:
– Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?
Разгневанный этими словами, игемон велел бить его, сказав:
– Моя кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его жестокими муками.
На сие святой отвечал:
– Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и готов пострадать за Него.
– Принеси жертвы богам, Феодор, – сказал судия, – и ты будешь свободен от предстоящих тебе мук, иначе тебя ждет ужасная смерть.
Но святой Феодор мужественно возразил ему:
– Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною – Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, так как ты не можешь смотреть духовными очами.
Судья, исполнившись, подобно дикому зверю, ярости, приказал ввергнуть святого в темницу и, запечатав двери, оставить его там на голодную смерть. Но Святой Дух подкреплял блаженного Своею благодатью. Сверх того, однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос и сказал:
– Дерзай, Феодор, Я с тобою; не принимай пищи или пития земного, ибо для тебя уготована жизнь вечная со Мной на небесах.
После сего Господь сокрылся из глаз святого. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душою. Великое множество святых Ангелов внимало ему. Темничные стражи, услыхав сие сладкопение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печать цела, они посмотрели через окно и увидели множество мужей в белых ризах, воспевающих вместе со святым Феодором. В страхе они возвестили о сем игемону Публию. Он тотчас же отправился поспешно к темнице и, придя на место, увидел, что двери на запоре и замок с печатью целы. А так как игемон слышал голоса поющих внутри вместе со святым Феодором, то он приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что вместе с Феодором находятся в темнице некоторые из христиан. Но войдя в темницу, он никого не нашел там, кроме верного раба Божия святого Феодора, который был связан. Страх и трепет напали на игемона и на всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказал давать каждый день святому небольшую часть хлеба и немного воды. Но в подтверждение слов Священного Писания: «праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Святой Феодор не восхотел принимать хлеба и воды, сказав:
– Господь и Царь мой – Иисус Христос питает меня.
Утром судья приказал привести святого на судилище и сказал ему:
– Послушайся моего совета и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великим богам. Я тогда напишу о тебе нашим царям – властителям вселенной, и они сделают тебя главным жрецом богов, так что ты получишь тогда почести равные со мной.
Воззрев на небо и осенив себя знамением креста, святой Феодор отвечал своему мучителю:
– Жги мое тело огнем, предавай меня разным мукам, секи меня мечами, отдай меня на съедение зверям, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни.
Посоветовавшись с препозитом, мучитель повелел повесить святого на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны кости. Блаженный при сем ничего не говорил своему мучителю, но только воспевал:
«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» ( Рим. 1:17 ). «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Пс. 33:2 ). «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» ( Притч. 16:16 ).
Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:
– Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнен бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?
Христов мученик отвечал на это:
– Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!
Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором. Слыша вопль народный, судья через глашатая спросил Феодора:
– Хочешь ли ты принести жертву богам или же намерен претерпевать еще большие мучения?
Смело отвечал на сие Христов мученик:
– Нечестивый, всякие скверны и лести исполненный, слуга диавола, разве ты не боишься Бога, давшего тебе такую власть и силу: ибо – Им «цари царствуют и повелители узаконяют правду» ( Прит.8:15 ). Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?
Подумав, судья сказал Феодору:
– Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом?
С великой радостью святой ответствовал:
– Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.
Судья, видя, что ничто не может одолеть твердости Феодора, произнес смертный приговор.
– Феодора, – сказал он, – который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.
Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожженный со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.
– И мы видели, – пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, – его честную и святую душу, вознесшуюся как молния на небеса.
Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах 1422 , в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана.
О чуде святого великомученика Феодора Тирона.
После сына Константина Великого , Констанция, на царский престол вступил Юлиан Отступник 1423 . Он отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться ( Деян.15:29 ). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию 1424 , святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:
– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.
Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на торжищах яства людям бедным, имеющим недостаток в домашних запасах:
Святой отвечал:
– Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений!
Но епископ продолжал выказывать недоумение, так как, не знал, что такое коливо. Тогда святой Феодор сказал:
– Коливо – это вареная с медом пшеница 1425 . Так называется это кушанье в Евхаитах. Тогда епископ спросил святого:
– Кто ты и почему так заботишься о православных христианах?
На сие святой отвечал:
– Я – мученик Христов Феодор; я, по Божию повелению, послан вам на помощь.
Сказав это, святой стал невидим. Епископ тотчас же собрал всех христиан и рассказал им, что видел и слышал. Приготовив коливо, он сохранил свое стадо от вражеского коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказал доставлять на торжища неоскверненные яства. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы Великого поста совершили празднование святому великомученику, благословив в честь и память его коливо в пищу для употребление верным. И с того времени даже доныне Церковь творит в первую субботу Великого поста освящение колива в память бывшего при архиепископе Евдоксии чуда и прославляет страстотерпца Христова Феодора, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом Промысле Божием о рабах Своих – и о помощи святого великомученика Феодора христианам 1426 .
Тропарь, глас 2:
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 8:
Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, яко непобедимый.
* * *
Под Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана (284–306), соправитель его на Востоке, и после – его преемника (305–311). Максим Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря. Царствовал почти одновременно с Галерием (305–313).
Тирон – слово римское, значить: новобранец, воин новый.
Препозит – слово латинское, значит начальник.
Амасия – сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт – северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название.
Наименование Второго Лица Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, – Слове, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ).
Здесь разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе.
Евхаиты – незначительный город, находившийся в Понтийской области, близ Амасии.
Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества. За это он и называется «Отступником».
Святитель Евдоксий занимал константинопольскую кафедру с 340–341 год.
Коливо, иначе кутия, или сочиво – скудное кушанье. Оно состоит из сухих зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, – что размочив водою едят с медом.
Празднование в память чудесного явления архиепископу Евдоксию великомученика Феодора начинается в навечерие субботы – в пятницу на литургии по заамвонной молитве. В это время и совершается благословение колива вместе с пением молебного канона великомученику, составленного святым Иоанном Дамаскиным . В субботу Церковь постановила читать похвальное слово святому Феодору и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского.
Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)
Вы, народ Христов, святое стадо, царское священие, отовсюду стекшиеся из городов и из сел, – кто подал вам условный знак к пути, что вы собрались к этому священному месту? Кто принудил вас так заботливо и к определенному сроку прибыть сюда, и притом во время зимы, когда война затихает и ратник отлагает свои доспехи и пловец кладет свое кормило под дым и земледелец покоится, поставив к яслям рабочих волов? Не ясно ли, что вострубил из ратного строя святой мученик и, подвигнув множество народа из различных местностей, призвал их к месту собственного упокоения и своей обители, собрав их не для приготовления к военному делу, но для сладостного и наиболее христианам приличного мира? Ибо он, как веруем, и в прошлом году утишил бурю варварского нашествия и предотвратил ужасную войну с дикими Скифами, помавая пред ними, уже бывшими на виду и вблизи, бедственным и страшным для них оружием, – не косматым шлемом, не мечем, хорошо изощренным и сверкающим на солнце, но от бед избавляющим и всесильным крестом Христовым, за который и сам пострадав, стяжал сию славу. Теперь вы, служители сего чистого благочестия и чтители мучеников, рассмотрите внимательным умом, чего по справедливости он заслуживает и каких достоин наград, (говорю о наградах в мире и у нас, ибо о величии тех (наград), кои невидимы, никто не может составить понятия), и точно узнав плод благочестия, поревнуйте расположению тех, кои так предпочтены пред другими; возжелайте и тех почестей, которые Христос раздает подвижникам по достоинству каждого.
А мы, если угодно, оставив речь о наслаждении будущими благами, благая надежда которых отложена праведным до тех пор, когда придет Судия нашей жизни, рассмотрим настоящее состояние святых, как оно прекрасно и величественно. Ибо душа их, отшедшая горе, пребывает в свойственном ей месте и, отрешившись от тела, обитает вместе с подобными ей; а тело, честный и нескверный её орган, нисколько не повредивший своими страстями нетления обитавшей в нем души, погребается с большою честью и благоговением, честно полагается в священном месте, как бы какое многоценное сокровище соблюдаемое до времени пакибытия, во многом несравнимое ни с какими другими тьмами, разрушаемыми общею всем и обыкновенной смертью , – и притом в одинаковом по природе веществе. Ибо всеми другими останками большая часть людей гнушаются; никто с удовольствием не проходить мимо гроба, а когда нечаянно увидит открытый гроб, то посмотрев на безобразие того, что лежит там, полный неприятного чувства и с тяжелым вздохом об участи человечества, скорее бежит прочь. Но кто взойдет в какое-либо место подобное сему, где сегодня мы собрались, где (совершается) память праведного и где святые останки его, тот, во-первых, утешит свою душу великолепием того, что представляется его взорам, видя сей дом, как храм Божий, светло благоукрашенным и величием постройки, и благолепием украшений, где и резчик придал дереву вид различных животных, и камнетес каменные плиты довел до гладкости серебра. И живописец украсил искусственными цветами, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика, его твердое стояние на суде, мучения, зверообразные лица мучителей, их насильственные действия, пламенем горящую печь, блаженнейшую кончину подвижника, начертание человеческого образа подвигоположника Христа; все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика и светло украсил храм, как бы цветущий луг (ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу). И слагатель разноцветных камней сделал попираемый пол достойным описываемого события.
Утешив взор этими чувственными произведениями искусства, (посетитель храма) желает наконец приблизиться и к раке, почитая освящением и благословением самое прикосновение к ней. Если кому позволено бывает взять земли лежащей на поверхности места его упокоения, тот прах приемлет как дар и землю собирает как сокровище. Если кому счастье доставит возможность прикоснуться к самым останкам, то, как это вожделенно и какой возвышенной молитвы почитается даром, знают те, кои испытали это и которые сами одушевляемы были этим желанием. Взирающее на них лобызают оные, как самое живое и цветущее жизнью тело, приближая их к глазам, устам, ушам, ко всем чувствам; затем, проливая слезы благоговения и сердечного умиления, приносят молитву о ходатайстве, как бы самому в целости видимому мученику, умоляя его как оруженосца Божия, взывая к нему, как к преемлющему дары (молитвы) когда ему угодно. Из всего сего познай, благочестивый народ, что «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. 115, 6 ). Ибо одно и тоже тело у всех людей, будучи составлено из одного и того же вещества; но одно умирает простою смертью , повергается как случится; другое же, облагодатствованное страданием мученическим, так достолюбезно и всем вожделенно, как мы выше сказали. Посему, на основании видимого будем веровать невидимому, на основании того, что опытом дознаем в мире, – тому, что обещано в будущем. Ибо многие, ценя выше всего чрево, тщеславие и здешний сор, ни во что вменяют будущее, думая, что все ограничивается пределом сей жизни. Но мыслящий так, от малого научись великому, по тени уразумей первообраз. Кто из царей почитается такою честью? Кто из людей, получивши преимущественную известность, прославляется такою памятью? Кто из военачальников, бравших укрепленные города, порабощавших множество народов, стал так знаменит, как сей убогий воин, новобранец, которого вооружил. Павел, которого приготовляли к подвигу ангелы, которого после победы увенчал Христос? Но теперь, поелику мое слово приблизилось к подвигам мученика, лучше, оставив общие похвалы, повести речь преимущественно о сем святом; ибо каждому любезно свое.
Итак, отечество сего доблестного мужа, – страна лежащая на восток солнца, ибо и он, подобно Иову, был «благороднейшии сущих от восток солнца» ( Иов. 1, 3 ) и имея общее с ним отечество, был подражателем и нравам его. Ныне же мученик сей есть общее достояние всей вселенной, будучи гражданином всей подсолнечной. Будучи зачислен там в воинские списки, он с своим полком приходит в нашу страну, так как начальствующими был назначен здесь зимний отдых для ратников. Когда же внезапно вспыхнула война, не вследствие нашествия варваров, но по повелению сатанинскому и богоборному постановлению, (ибо по нечестивому указу, каждый христианин повергался преследованию и осужден был на смерть), тогда оный преблаженный, будучи известен благочестием и повсюду открыто являвший свою веру во Христа, едва не на челе начертавший исповедание сей веры, оказался уже не новобранцем по мужеству и не неопытным в деле воины и битвы, но доблестным душою, твердо стоящим в виду опасностей, не малодушным, не боязливым, не робким в речах. Ибо когда открылось заседание этого злого суда, правитель и воинский начальник, собравшись на сие, как некогда Ирод и Пилат ( Деян. 4, 27 ), так же поставляют пред судом раба Распятого, как те – его Владыку. «Скажи, говорят ему, откуда у тебя явилась дерзость и смелость, что ты оскорбляешь царский закон, не подчиняешься с трепетом приказаниям Государя, не покланяешься, как угодно твоим властителям?» (Ибо тогда царством правили соправители Максимиана.) А он с мужественным лицом и неустрашимым духом дал такой прямой ответ на их слова: «богов я не знаю, да они и не существуют по истине; вы же заблуждаетесь, почитая и называя именем Божиим льстивых демонов. Для меня Бог , – Христос, единородный Сыне Божий. И так за благочестие и исповедание Его, и наносящий раны пусть рассекает меня, и бичующий пусть бичует, и жгущий пусть приближает огонь, и кому несносны эти слова мои пусть вырывает язык; ибо в каждом члене своем тело обязано терпением Создавшему его.» Поражены были сими словами мучители и не выдержали первого нападения доблестного воина, видя юношу стремящегося к страданию и жаждущего кончины, как какого приятного пития. Когда же в недоумении остановились несколько и стали советоваться, что делать, один из должностных воинов, почитая себя остроумным и вместе посмеиваясь над ответом мученика, сказал: «Итак, Феодор, у твоего Бога есть Сын? И он рождает, страстным образом, как человек?» «Мой Бог не родил страстным образом, – отвечает мученик, – но и Сына я исповедую, и о рождении говорю богоприличном; а ты, малосмысленный и жалкий, не краснеешь и не закрываешь от стыда лицо, признавая бога-женщину, и поклоняясь, как матери двенадцати детей, какому-то многоплодущему демонскому существу, которое, подобно зайцам и свиньям, легко и зачинает и рождает.» Когда таким образом святой отразил двойную насмешку идолопоклонника, мучители, приняв на себя вид человеколюбия, говорят: «пусть будете дано этому сумасшедшему немного времени для размышления; может быть одумавшись на свободе, изменится к лучшему.» Сии безумцы здравомыслие называли сумасшествием, а благочестие исступлением и повреждением ума, подобно тому как пьяные уверяют в собственной страсти трезвых. Но благочестивый муж и воин Христов воспользовался данным ему временем для мужественного дела. Для какого же? Об этом время вам с радостью выслушать рассказ.
В главном областном городе Амасии был храм баснословной матери богов, который заблуждавшие тогда люди по суемудрию соорудили где-то на берегу реки. Этот храм доблестный муж во время дарованной ему свободы, улучив удобный час и благоприятный ветер, поджегши, предал пламени, самым делом дав злодеям ответ, которого они конечно ожидали после размышления. Когда же его дело скоро стало явно для всех (ибо яркий огонь запылал посреди города), то он не таил своего поступка и не старался скрыть его, но явно выдавал себя, весьма торжествуя успехом дела и радуясь смятению безбожников и тому смущению, с каким оплакивали они гибель храма и истукана. И вот доносят на него начальникам, как на виновника поджога; опять суд страшнее прежнего, чему и следовало быть, когда случай такой важности раздражил судей. Они всходят на судейское место, а благодерзновенный Феодор предстоит посреди, смело отвечая на вопросы судящего его начальника и скоростью признания пресекая самый допрос. поелику же он был неустрашим и не уступал пред угрозами тяжких мук, то судьи совершенно переменили свое обращена с ним, и человеколюбиво разговаривая, пытались увлечь праведника обещаниями. «Знай, – говорили они, – что если захочешь покорно принять наш совет, то мы тотчас из незнатного сделаем тебя знатным, из бесславного почтенным; обещаем тебе достоинство главного жреца.» Когда же преблаженный услышал о достоинстве главного жреца, то много посмеявшись сказал: «Я и жрецов идольских считаю жалкими и сожалею о них, как служащих суетному делу; а о начальниках жрецов сожалею еще более и гнушаюсь ими; ибо старший над худыми и занимающий первое место еще более жалок, точно также как между неправедными более неправедный, между убийцами более свирепый, между распутными более развратный; посему оставьте теперь же ваши гибельные обещания, ибо вы забыли, что ваши обещания для меня верх зол; тому же, кто избрал жизнь благочестивую и правую, хорошо «приметатися в дому Бога... паче, неже жити... в селениих грешничих» ( Пс.83:11 ). Я и о царях сих, беззаконный закон которых постоянно читаете нам, сожалею, потому что, имея достаточно великое между людьми достоинство – власть царскую, присвоили себе еще и звание первосвященника; они надевают эту плачевную и темную порфиру, подражая первосвященникам злых демонов, и унижают светлое достоинство мрачною одеждою; а бывает и то, что приближаясь к скверному жертвеннику, вместо царей становятся поварами, закалая птиц и исследуя внутренности несчастных животных и как бы какие мясники марая одежду нечистотами крови».
После этих речей праведного начальники уже не стали выказывать ложного и притворного человеколюбия; но объявив его нечестивейшим по отношению к богам и, кроме того, оскорбителем и хульником царей, во-первых повесив его на дереве, устроенном для пыток, терзали его тело. А он в то время, когда палачи сильно делали свое дело, оставался твердым и непоколебимым, припевая среди мук стих псалмопения: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих» ( Пс.33, 2 ). Они терзали его плоть, а он пел, как будто не он, а другой кто терпел казнь. Это наказание сменяет темница; и здесь опять над святым свершилось чудо: ночью слышались голоса множества поющих, и находящимся вне (темницы) виделся блеск светящихся лампад, как бы на всенощном бдении, так что и тюремный сторож, смущенный необычайностью того, что видел и слышал, прибежал в темницу, но никого не нашел в ней, кроме покоящегося мученика и других спящих узников. Когда же после многих страданий (мученик) явился мужем вполне созревшим в исповедании и благочестии, произносится над ним судебный приговор и выходит повеление предать его огню; так он прекрасным и блаженным путем отошел к Богу, а нам оставил назидательную память о своем подвиге, собирая народы, наставляя церковь , прогоняя демонов, низводя мирных ангелов, испрашивая нам у Бога полезное, соделав сие место врачебницею различных болезней, пристанью обуреваемых скорбями, изобильною сокровищницею бедных, удобною странноприимницею для путешественников, постоянным местом праздника для празднующих. Ибо, хотя мы и чтим этот день ежегодными празднествами, но никогда не прекращается усердие множества стремящихся сюда, но ведущая сюда дорога похожа на путь, усеянный муравьями; одни идут вперед, другие уступают место вновь приходящим.
Мы, о блаженный, человеколюбием Создателя свершивши годовой круг, собрали для празднования тебе священное собрание мучениколюбцев, поклоняясь общему Владыке и совершая победное воспоминание твоих подвигов. Ты же, предстоятель праздника, (ибо к тебе созвавшему нас взываем), приближися к нам, где бы ты ни был, обитаешь ли в эфирной высоте или обходишь какой небесный свод, предстоишь ли Владыке вместе с ликами ангельскими, или, как верный раб, поклоняешься Ему вместе с Силами и Властями, – оставив на малое время горнее, приди, как невидимый друг, к чтущим тебя; посмотри на совершающееся здесь, чтоб удвоить свою благодарность к Богу, за одно страдание и за одно благочестивое исповедание воздавшему тебе такие награды, и возрадоваться за (пролитую тобою) кровь и огненное мучение; ибо сколько было тогда у тебя зрителей твоей казни, столько теперь у тебя служителей твоей чести. Во многих благодеяниях имеем нужду; молися за отечество пред общим всех Царем; ибо отечество мученика – страна, где он пострадал, а сограждане и сродники – те, кои его погребли, у которых его тело, кои чтут его. Предусматриваем скорби; ожидаем опасностей; не далеко ужасные Скифы, замышлявшие войну против нас; как воин поборай по нас, как мученик яви (молитвенное) дерзновение (к Богу) за служащих Ему вместе с тобою. Хотя ты и прешел от сей жизни, но знаешь страдания и нужды человечества; испроси нам мир, чтобы не прекратились сии празднества, чтобы не стал ликовать над храмами и жертвенниками неистовый и необузданный варвар, чтобы не попрал святая сквернитель. Ибо мы и то, что до сих пор сохранились невредимы, – твоим считаем благодеянием; просим у тебя и на будущее время безопасности. А если б оказалась нужда в большем молитвенном предстательстве, собери лик своих братьев мучеников и молись со всеми ими: молитвы многих праведников да разрешат грехи народов и племен. Напомни о нас Петру, возбуди Павла, равно как и Иоанна Богослова и возлюбленного ученика, да позаботятся о церквах, которые они устроили, за которые носили узы, за которые подверглись опасностям и смерти, чтоб идолослужение опять не подъяло главы над нами, чтоб ереси, как терния, не произросли в винограднике, чтобы вновь ожившие плевелы не заглушили пшеницы, чтобы не было среди нас каменистой почвы ( Мф. 13, 20 ), лишенной тука, истинной росы и препятствующей укорениться силе слова для принесения благих плодов; но силою твоей и сущих с тобою молитвы, о, дивный и пресветлый среди мучеников, да соделается гражданство христианское до конца времен местом жатвы на тучной и плодоносной пажити веры во Христа, всегда плодоносящим жизнь вечную, жизнь во Христе Иисусе Господе нашем, с Коим Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитвы великомученику Феодору Тирону
О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры.
Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой.
Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения.
О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая великомученику Феодору Тирону
Святый великомучениче Феодоре! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.
Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию.
Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист святому великомученику Феодору Тирону
Кондак 1
Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души:
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Икос 1
Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:
Радуйся, яко тобою Бог прославлен,
Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,
Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,
Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,
Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,
Радуйся, истолкователю несмешения их.
Радуйся, возвещающий Марию Девой,
Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.
Радуйся, испивший чашу Христову,
Радуйся, правыя веры исправление.
Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.
Радуйся, победителю, увенчанный Христом.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 2
Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.
Икос 2
В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:
Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,
Радуйся, моея родины славо,
Радуйся, дракона губительнаго победителю,
Радуйся, в мужестве неодоленный,
Радуйся, избранниче Христов в мире,
Радуйся, подвижниче ради славы Его.
Радуйся, Православной веры утверждение.
Радуйся, юных в благочестии наставление.
Радуйся, веры великое ограждение,
Радуйся, над безбожием великая победо,
Радуйся, благодати Божией сосуде,
Радуйся сокровищнице читыя добродетели.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 3
Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.
Икос 3
Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:
Радуйся, юный воине Царя царей,
Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.
Радуйся, подвигом Христа прославивший,
Радуйся, огнем истребивший идолов.
Радуйся, победивший силу пламени.
Радуйся, преславне мучеников красото,
Радуйся, великомучениече, ангелов радование.
Радуйся, сладчайший защитниче церкви.
Радуйся, православных неусыпный престателю.
Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 4
Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:
Радуйся, Христа Бога друже,
Радуйся, мужественный исповедниче.
Радуйся, хлебе сладкий Христа.
Радуйся, юных вразумление,
Радуйся, грешных исправление.
Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,
Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.
Радуйся, светлое явление разума.
Радуйся, премудрое обличение безумия.
Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,
Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 5
Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:
Радуйся, Христа Бога мучениче,
Радуйся, страстем Его ревнителю,
Радуйся, темницу за Него приявший,
Радуйся, узами окованный ради Господа,
Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.
Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.
Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.
Радуйся, православных похвало.
Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,
Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.
Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,
Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 6
Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.
Икос 6
Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповедании твоем, взывал тако:
Радуйся, огня угасителю,
Радуйся, сподвижниче великих мучеников,
Радуйся, сообщниче святых Ангелов.
Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.
Радуйся, в росу обративший силу пламени.
Радуйся, возвышающийся над общею смертию.
Радуйся, наследниче Царствия Христова.
Радуйся, в девстве сохранивший тело.
Радуйся, душу просветивший подвигами.
Радуйся, пламенный ревнителю православия.
Радуйся, защитниче его от еретических козней.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 7
Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.
Икос 7
Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:
Радуйся, мучениче истины,
Радуйся, славо евхаитов,
Радуйся, нашей Церкви благолепие.
Радуйся, родителей твоих радование.
Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,
Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.
Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,
Радуйся, яко останки твои в него положу.
Радуйся, моего дома освящение,
Радуйся, души моея веселие.
Радуйся, звездо среди мучеников Христа,
Радуйся, наше прославление и любовь.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 8
Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:
Радуйся, обогативыйся приятством Бога,
Радуйся, исполнивший землю чудесами,
Радуйся, высокое восприятие благочестия,
Радуйся, славящих тя величайший защитниче.
Радуйся, прошедший преславный путь жизни.
Радуйся, победивый со Христом лукаваго.
Радуйся, мужественно соблюдший веру,
Радуйся, неувядаемый венец правды,
Радуйся, исполненный неизреченной славы.
Радуйся, наш неусыпный предстателю,
Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.
Радуйся, собеседниче лика мучеников.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 9
Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси. Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:
Радуйся, православных избавление,
Радуйся, Столпе Христовой Церкве,
Радуйся, врагов Христа победителю,
Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.
Радуйся, отгонителю греховных желаний,
Радуйся, посрамление нечестиваго царя.
Радуйся, содетелю преславных чудес,
Радуйся, обличителю лукавства царя.
Радуйся, исполненный божественных даров.
Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.
Радуйся, прославивший Христа в мире,
Радуйся, прославленный Им на небеси.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 10
Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.
Икос 10
Повеждь верным, о, святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице:
Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,
Радуйся, вестник божественныя воли.
Радуйся, святительскаго града ограждение,
Радуйся, яко объявил ему божественную волю.
Радуйся, вестниче Христа Бога.
Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.
Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,
Радуйся, яко соблюл еси пост верных.
Радуйся, божественное радование мучеников,
Радуйся, нам Богом данный даре.
Радуйся, служителю Всевышняго.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 11
Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:
Радуйся, великий наш попечителю,
Радуйся, Православия покровителю.
Радуйся, нечестия искоренителю,
Радуйся, Христианства опора и утверждение.
Радуйся, помощниче от бога нам посланный,
Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.
Радуйся, научивый нас потребляти коливо.
Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,
Радуйся, неусыпный Христов посланниче,
Радуйся, мучеников Христовых сожителю.
Радуйся, им же Христос воспевается,
Радуйся, им же верные возвышаются.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 12
Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:
Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,
Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,
Радуйся, плененных избавителю и предстателю.
Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.
Радуйся, спасателю в беде на море сущих.
Радуйся, свирель сладкозвучная.
Радуйся, отроческих молений исполнителю,
Радуйся, бедных верное богатство.
Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,
Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, старцев утешение.
Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 13
О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приношение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:
Радуйся, яко тобою Бог прославлен,
Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,
Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,
Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,
Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,
Радуйся, истолкователю несмешения их.
Радуйся, возвещающий Марию Девой,
Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.
Радуйся, испивший чашу Христову,
Радуйся, правыя веры исправление.
Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.
Радуйся, победителю, увенчанный Христом.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 1
Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души:
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Молитва святому великомученику Феодору Тирону
О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Феодору Тирону великомученику
глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся;/ огне́м бо всесожже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся./ Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святой мученик Феодор радовался. Ибо он, в огне сожженный, как хлеб приятный был Троице принесен. Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.
Вернуться к списку