- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Святитель Вассиан II, архиепископ Ростовский
Святитель Вассиан II (Санин) († 1515), архиепископ Ростовский. Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († 1475–1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого. Вассиан от "юности сопребывал" с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре. Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре, где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы, "осквернивъшаго святительский великий престол", т. е. в 1491–1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих. Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем. В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик.
Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря. В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей – Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков).
18 января 1506 года Вассиан (Санин) был хиротонисан во архиепископа Ростовского и Ярославского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Симон. До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная архиеп. Вассианом в июле 1506 года Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского монастыря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»).
При архиеп. Вассиане в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора. Архиеп. Вассиан неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа, о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева), добавляя при этом: "А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана". В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве "у пустынников" в заволжских обителях, то он "послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю".
После перехода Волоколамского монастыря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. Серапионом, в епархии которого находился монастырь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 году, лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона архиеп. Вассиан спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием архиеп. Вассиана на митрополита, характеризуя его "легка умом и легчайша разумом". Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил. 8 июля 1509 года прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 августа 1511 года ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви – митр. Варлаама.
Архиеп. Вассиан скончался 28 августа 1515 года в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в Ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского монастыря под 28 августа отмечена память вл. Вассиана, при жизни сделавшего в монастырь значительный вклад – 730 р.
Сочинения: Архиеп. Вассиан является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в двух редакциях – отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия – Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии, расписавшем монастырский храм. Опись Волоколамского монастыря 1545 года называет ряд рукописей, переписанных Вассианом или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник "старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго", Ирмология, один из которых переписан Вассианом. Вассиан был адресатом послания Н. Булева, католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католической и православной Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ Вассиана не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора.
Вернуться к списку