- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Святитель Василий, митрополит Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский
Святитель Василий Острожский – один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев – наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х – 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории.
Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при Крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна – Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и святых отцов, а также полезным светским наукам.
Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана.
Из монастыря Тврдош св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории при попустительстве Мардария иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.
Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду, новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки". Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".
После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.
Вскоре св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.
На Афоне Св. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращени его в Печ патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638 г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.
Вернувшись в родные края, святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.
В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил Восточную и Западную Герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом св. Василия.
Турецкие притеснения вынудили святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.
Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, по предсказанию св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.
Неустанно подвизаясь в посте и молитве, святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671 г. мирно предал свою душу в руки Господа в своей келлии. Из скалы, у которой находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого монахи погребли в Введенской церкви.
Чудеса святителя Василия Острожского
Исцеление тяжелобольной женщины
В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжелобольную женщину по имени Лена Юнчай из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия.
Личное свидетельство об исцелении в Остроге
В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка. После этого мне предложили лечь на двадцать дней в больницу, а потом, по письменному согласию родителей, меня должны были оперировать. Несмотря на сильные боли, которые с каждым часом становились все невыносимее, я не соглашался на операцию и пошел домой. Придя домой, я лег в постель, с которой никуда не мог сдвинуться. В том же году в марте месяце, находясь на одре болезни, я видел один необычный сон. Мне снилось, что я иду по совершенно мне неизвестной дороге. Из-за неизвестности пути меня объял великий страх, который усилился, когда я с этой дороги свернул к одной маленькой пещере, наполненной мраком. Внезапно в ней появился неизвестный мне человек и спросил, почему я плачу? Я ответил ему, что мне страшно, потому что никого нет со мной. Тогда он сказал мне, чтобы я шел с ним, и я пошел. Мы дошли до небольших ворот, которые были закрыты. Неизвестный человек открыл их, и мы оба вошли внутрь. Помещение было красивым и очень светлым, хотя я нигде не видел лампы. Тогда он сказал мне: «Здесь ты будешь ночевать. Это дом святого Василия».
После этих слов я пробудился ото сна, глубоко потрясенный увиденным. Этот сон я тут же рассказал своим родителям, которые согласились, чтобы я сразу пошел в Острог. Так вместе с матерью, хоть и тяжело больной и изнеможенный, я в первый раз отправился в Острог. В монастыре я переночевал у святого две ночи. Ежедневно надо мной читалась молитва. Мне сразу стало легче, а спустя два дня я совершенно исцелился и веселый и здоровый отправился к себе домой. Радость моих родителей была безгранична. Из благодарности святому отцу Василию за исцеление я пришел и в этом году со своим дядей Дашей Цмиляничем и матерью Милей. Я всегда молюсь Богу и святому Василию, чтобы и впредь хранили меня и всех моих родных от всякой напасти».
Исцеление от нервного расстройства
Молодая девушка из окрестностей Бара Вера Й., работавшая служащей, в 1950 году внезапно заболела каким-то тяжелым нервным расстройством и была не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Обеспокоенные родители водили ее по разным врачам и искали помощи у лучших специалистов невропатологов в клиниках Белграда и Загреба, но, к сожалению, безуспешно. Изо дня в день состояние ее здоровья стремительно ухудшалось. Когда уже была потеряна всякая надежда на выздоровление, мать решила, втайне от соседей, отвести ее в Острог. В начале зимы того же года они отправилась в путь. С огромным трудом им удалось преодолеть расстояние от Нижнего монастыря до Верхнего. Девушку охватила сильная слабость. Пытаясь вернуться назад, она дергалась, как бесноватая. С большими усилиями ее довели до Верхнего монастыря, где над ней была прочитана молитва о здравии. Ночевать они остались там же, в Верхнем монастыре, и на следующее утро девушка, к великому изумлению своей матери и всех присутствующих, оказалась совершенно здорова. Она вернулась радостная к себе домой и уже через несколько дней вернулась к своим служебным обязанностям.
Исцеление тяжелобольной мусульманки
6 мая 1964 года мусульмане Асиб Гушо и Шевка Зайко привели тяжелобольную, также мусульманку, Фатиму. Фатима была тяжелобольной. Целых пять лет она страдала от каких-то ужасных судорог по всему телу. От болей несчастная приходила в бессознательное состояние и в муках кричала и ругала своих близких. За эти пять лет тяжелой болезни, переходившей в умопомрачение, они обошли с больной всех врачей, лекарей и травников, но исцеления и помощи не было.
Родственники слышали о том, что в Остроге бывают исцеления от таких болезней, и Асиб вместе с соседом Шевкой привели ее в Верхний монастырь. Когда они подвели ее к церкви, в которой почивает тело св. Василия, больная громко закричала: «Не хочу туда входить». Так повторилось несколько раз. При этом она пыталась вернуться назад. Хранитель мощей открыл им церковь, а потом и раку св.Василия, и помог подвести больную к мощам. Им удалось это сделать с большим трудом. Держа больную за руки, родственники убедили ее поцеловать мощи святого. Как только она это сделала, тело ее было охвачено сильными судорогами и дрожью, так что на Фатиму было страшно смотреть. Когда больная немного успокоилась, над ней была прочитана молитва, по совершении которой ее вновь охватили страшные судороги, от которых ее бросило в жар. Но это состояние продлилось недолго. Неожиданно на глазах у всех она совершенно успокоилась, склонилась у раки святителя и стала молиться. Прошло немного времени, и Фатима встала со словами: «Слава Богу и святому Василию – я здорова. У меня ничего не болит».
Сказав это, она припала к раке святого и стала ее целовать. Присутствовавшие, удивленные такой милостью Божией, возблагодарили Бога и Его угодника за это чудесное исцеление.
В эту ночь больная совершенно спокойно провела в Остроге, а когда рассвело, она первая пришла на утреню, чтобы еще раз поблагодарить Бога, исцелившего ее по молитвам св.Василия.
Исцеление освященным сахаром
Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им.
И действительно, это помогает, в чем нас убеждает следующий случай. 15 августа 1962 года в Верхнем монастыре Божидар Шиякович со своей женой Славкой рассказал следующее: «Наш сын Видомир был тяжело болен какой-то болезнью головы, от которой он ужасно страдал целых два года. За это время мы искали лечения у разных врачей и обошли многие больницы. Врачи давали разные лекарства и назначали уколы, но все было бесполезно. Головная боль не прекращалась.
В позапрошлом году мать моей жены, Илинка Новакович, отправилась в Острог поклониться и помолиться свт. Василию. Мы дали ей килограмм кускового сахара, чтобы его поставили под кивот свт. Василия и над ним была прочитана молитва о здравии Видомира, что она и сделала. Вернувшись домой, она принесла нам и этот сахар.
Мы несколько дней давали его Видомиру, веря, что освященный в Остроге сахар поможет. Мы не знаем, как и каким образом, но знаем: когда он съел этот сахар, то полностью выздоровел, и до сего дня его голова больше никогда не болела. Мы пришли поблагодарить Бога и свт. Василия за исцеление сына».
Завет перед ракой
В декабре 1962 года к раке свт. Василия вместе со своей старой матерью приступил Н. из Бара. Он попросил священномонаха, хранителя святой раки, прочитать молитву о здравии. По окончании молитвы человек, лицо которого выражало внутреннее страдание и какую-то странное беспокойство, со слезами на глазах обратился к священнику со словами: «Отче, я горький пьяница. Все, что зарабатываю, трачу на выпивку. Помимо этого, живу беспорядочной, бесчестной жизнью. Не уважаю и не принимаю ничьи советы. Позавчера я с такого же грязного дела пришел домой поздно и сразу лег спать. Ночью, было это во сне или наяву, это я не смогу Вам объяснить, передо мной появился лик, в котором я узнал св. Василия, и он, укоряя меня, сказал: «Пойди в монастырь Острог и у раки дай обещание, что больше не будешь пить и жить беспорядочно!» Потом видение исчезло. С того дня и до сих пор этот образ и слова не выходят у меня из головы, и я неспокоен. Что-то непрестанно гонит меня и говорит: иди, сделай, что тебе велено. Я больше не мог выдержать и вот пришел помолиться Богу, поклониться свт. Василию и чтобы дать здесь обещание, что больше никогда не буду пьянствовать и буду жить порядочно. Позвольте мне, отец, сказать вам еще кое-что, – добавил Н., – когда я у себя дома принял решение пойти в Острог и дать этот священный завет, я ощутил некую радость и силу, так что не могу это сейчас высказать. И еще кое-что скажу вам, отец. Моему решению пойти в Острог больше всего была удивлена и обрадована моя мать, которая со слезами на глазах пала на колени и проговорила: «Слава Тебе и хвала, великий острожский святой, когда ты смиловался и призрел на мой дом».
Н. покидал Острог другим человеком. Печаль у него сменилась на радость, а беспокойство на душевный покой. Во время расставания он сказал: «С сегодняшнего дня я и мой дом будем славить Бога и свт. Василия, как умеем, прося, чтобы Господь помог нам и сохранил нас от всякого зла».
После сна под ракой с мощами немой заговорил
13 июля 1961 года Радомир Пантович из села Градца рассказал в Верхнем монастыре свой случай: «В 1929 году я тяжело заболел. Вследствие болезни я потерял и возможность говорить. Все попытки излечиться и вернуть дар речи были бесплодными. Тогда отец решил отвести меня в Острог. С большим трудом мы достигли Верхнего монастыря, где приступили ко святому. Здесь монах прочел за меня молитву, после которой я остался немного вздремнуть в церкви. Я лег и заснул, а когда проснулся, то был совершенно здоров. Я не чувствовал, чтобы у меня что-нибудь болело и, к моей великой радости, мог говорить. Монах и мой отец были немало удивлены, как и остальные присутствовавшие. После этого все мы вместе возблагодарили Бога и святого Василия за исцеление. Вместе с отцом я вернулся домой здоровый и веселый. На следующий год я пришел поблагодарить святителя, что делаю и сейчас, спустя тридцать лет, и буду делать, пока жив и в силах. Буду приходить в Острог на поклонение и в благодарность великому чудотворцу святому Василию».
Исцеление душевнобольного
Среди многочисленных паломников, приходящих в летние месяцы поклониться святому Василию, был и Славко Йованович, который, придя 4 августа 1961 года из Сараево, рассказал про исцеление своего брата.
«Мой брат, – рассказывает Славно, – по имени Радивое был тяжелый душевнобольной. Официально он был сумасшедшим. Болезнь его началась где-то в 1948 году. Около 5–6 месяцев он провел в больнице в Сараево, но какого бы то ни было улучшения и надежды на выздоровление не было. Мои родители решили взять его из больницы и отвести сюда, в Острог, ко святому Василию. Хотя врачам это и не нравилось, они все же отпустили его. Может быть, им было приятно, что они, хотя бы на короткое время, освободятся от одного тяжелобольного. Мои родители повели больного брата связанным в Острог, веря, что найдут здесь исцеление.
Когда его привели в Верхний монастырь к раке святого Василия и пособоровали, ему сразу стало лучше. С его рук сняли веревки, и на следующий день они радостные вернулись домой, благодаря святому Василию, подавшему моему брату здоровье и исцеление. Когда они добрались до дома в нашем местечке Зубач под Сараево, все местные жители и родные, видя Радивоя здоровым и в полном рассудке, были немало удивлены. Позднее Радивой женился, и сейчас у него своя семья. Он работает столяром и постоянно благодарит Бога и Его угодника, святого Василия Острожского».
Исцеление сумасшедшей девушки из Воеводины
Восемнадцатилетняя девушка Даница С. из одного села в окрестностях Зренянина неожиданно повредилась рассудком. Обнаружив заболевание, родные стали искать помощи у врача. Но все старания помочь ей были бесполезны. Изо дня в день ее состояние было все хуже и невыносимее не только для ее родителей, но и для соседей. Единственным средством для того, чтобы она не беспокоила окружающих, было поместить девушку в психиатрическую больницу. Но прежде, чем это сделать, ее отец решил употребить единственное оставшееся средство – отвести ее в монастырь Острог, невзирая на все трудности предстоящего пути.
В июне 1958 года отец с дочерью, руки которой были связаны крепкой веревкой, собрался в Острог. Он не жалел труда и средств, лишь бы только его больная дочь получила исцеление. После трудного путешествия они добрались до Нижнего монастыря, а оттуда пешком продолжили путь в Верхний. Когда они приблизились к нему, девушка, к великому удивлению своего отца, совершенно нормально сказала, что чувствует себя легче, попросив освободить ей руки. Отец сделал это, заметив, что дочь нормально выглядит и разговаривает. Исполненный благодарности Богу и святому Василию, отец подвел исцеленную дочь к раке с мощами святителя. Он попросил духовника, хранителя раки, прочитать над больной молитву о здравии. По совершении молитвы девушка сказала отцу, к его невыразимой радости, что чувствует себя совершенно здоровой, и попросила его оставить на раке пожертвование за свое чудесное и скорое выздоровление.
Чудесная помощь святителя Василия Острожского, явленная иноверным
Необычные роды
В черногорской Цмнице сохранилась память о том, как одна турчанка родила в доме священника. Эта история произошла в 70-е годы XIX века в селе Г. Барского среза.
Дело было так. Однажды поп Йоко из этого села был по какому-то делу в Скадаре (современная Албания) и там, сидя в дворовой кофейне, он услышал разговор о том, что в одном ближайших сел есть женщина, которая беременна уже более года и никак не может родить. Односельчане смотрели на это как на наказание Божье не только хозяину дома, но и всему селу. Услышав о таком неслыханном деле, отец Йоко тут же попросил присутствующих жителей того села, чтобы муж женщины и все село позволили ему отвести несчастную в монастырь Острог, откуда он надеется вернуть ее живой и здоровой вместе с новорожденным.
Услышав такое предложение, односельчане решили вместе со священником доставить бедную женщину в Острог и отвезли ее по Скадарскому озеру до дома попа Йоко. На следующий день они пошли под Острог, где отец Йоко вместе с монахом совершил молебен о несчастной женщине.
На следующее утро турчанка вернулись в священнический дом, где на третий день у нее начались схватки, и она родила красивого и здорового мальчика. Десять дней счастливая мать вместе с попадьей возились с новорожденным, а затем все с великой радостью вернулись в Скадар.
Отец ребенка, благодаря Бога и святого Василия, позвал священника Йоко на угощение в свой дом, где они побратались в знак вечной дружбы.
Это свидетельство было записано в 60-х гг. XX века Максимом Йововичем.
Исцеление ослепшего турка
15 января 1961 года иеромонах Серафим Кашич записал в монастырскую летопись Острога рассказ Симо Томова Станишича из села Поточила, засвидетельствованный его собственноручной подписью.
По словам Симо, его отец Томо и дядя Рашо, как и многие старые люди из тех мест, рассказывали ему со слов своих отцов историю о чудесном исцелении одного ослепшего турка.
Этот богатый турок из Скадара, управлявший, по словам некоторых, Скадарским краем, совершенно ослеп и долгое время ничего не видел. Он посещал многие мусульманские святыни, а под конец решил посетить и монастырь Острог, чтобы помолиться здесь Богу и чудотворцу Василию, потому что много был наслышан о заступничестве святого.
Когда знатный турок добрался до Верхнего монастыря, монах – хранитель раки подвел его к мощам святителя. Турок поцеловал святыню, а монах прочитал над ним молитву и, подведя его к каменному сосуду, зачерпнул оттуда воды, которой турок умылся. Умывшись, турок сказал монаху и сопровождавшим его, что ощущает перед своими глазами свет. Приехавшие попросили монаха позволить им остаться переночевать в монастыре и были гостеприимно приняты на ночлег.
На следующий день, когда рассвело, турок уже прозрел и сам пошел за монахом поклониться святому Василию. Затем он вновь умылся водой из каменного сосуда и стал собираться со своими спутниками обратно в Скадар. Из благодарности и благоговения к Острожскому святителю исцеленный не хотел ехать на коне и пошел до самого Скадара пешком.
А после своего возвращения домой он послал монастырю богатые подарки. К сожалению, за давностью лет имя этого турка в народной памяти не сохранилось.
Исцеление бесноватого мусульманина
Пенсионер из Бара Петар П. в 40-х гг. XX века рассказывал Максиму Йововичу следующий случай.
В августе 1905 года он находился вместе со своей женой в Остроге. Среди множества других посетителей его внимание привлек один связанный цепью бесноватый мусульманин из Боснии, которого водили двое крепких мужчин. Несчастный рвался, рычал и пытался освободиться от цепи, но у него ничего не получалось.
Бесноватого подвели к святым мощам, где священник прочел над ним молитву и помазал его маслом из лампады. Когда больной немного успокоился, то начал дремать и отчетливо проговорил: «Пустите меня, не бойтесь! Этот наверху приказал, чтобы я выздоровел!» Изнемогая от усталости, он упал на плиты около раки и тут же заснул.
Священник приказал не трогать его, пока он не проснется сам. Так мусульманин и проспал целый день и ночь. Через 24 часа он встал сам и в добром расположении духа, веселый и здоровый вернулся домой. По словам Петара, это чудесное исцеление оставило на него и всех присутствовавших неизгладимое впечатление.
Исцеление молодого албанца
Филипп Зекович из Никшича поведал иеромонаху Серафиму Кашичу об одном случае исцеления, свидетелем которого он был сам, и засвидетельствовал истинность своих слов собственноручной подписью в летописи Острога.
«Это было в 1911 году на Троицын день, когда в Остроге собирается больше всего богомольцев. Я сам тогда был там и видел, как привезли на коне одного молодого человека из Северной Албании, у которого были связаны руки и ноги.
Это было в воскресенье, а на следующий день в понедельник этого же самого человека, до этого крепко связанного, я видел совершенно здоровым и нормальным. Это видел и весь собравшийся народ. Исцеленный постоянно молился Богу и крестился.
С этого времени я почти каждый год посещал монастырь Острог».
Исцеление анатолийского хаджи
По свидетельству Байро Б. из Старого Бара, в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. В Баре с корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия). Это был высокого роста, худощавый и очень бледный человек. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на то, что он был довольно богат, он так и не смог найти необходимых лекарств.
Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что видел сон о том, что должен пойти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его отправиться в столь далекое путешествие.
Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественностью этой редкой святыни и красотой окружавшей ее природы, которая его просто очаровала. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, после чего ходжа действительно почувствовал, что здоров. Благодарный ходжа оставил в монастыре большое пожертвование и свои костыли и вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки.
Так ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, невзирая на свое вероисповедание.
Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим Кашич.
Исцеление сумасшедшей албанки
Крестьянин из Албании Зефа Сиништович рассказывал отцу Максиму Йововичу об исцелении своей соседки Дроны Бершич.
Дрона была выдана замуж за довольно богатого человека из близлежащего села, но затем повредилась рассудком и постоянно совершала грубые выходки в отношении домашних и ближайших соседей. Опасности для окружающих она не представляла, но ее частые припадки были невыносимы и для нее самой, и для близких. Муж часто водил ее к врачу, но это не приносило успеха.
Когда решили вести ее в Острог, муж не хотел и слышать об этом – как это его жена пойдет к «влашскому святому другой веры». Но все же в июле 1930 года ее повел в Острог кум Дода Кальевич, уроженец тех же мест.
Они, как это было принято, приступили в раке с мощами, а потом попросили священника прочитать особую молитву над больной. В присутствии нескольких паломников после прочитанной молитвы больная вышла наружу совершенно нормальной. Все были удивлены и поражены столь быстрым выздоровлением и Божией милостью, которая изливается на несчастных и больных.
Свидетельство албанца Зефы Сиништовича, крестьянина из Груда в Албании, записано Максимом Йововичем.
Исцеление брачной пары мусульман
Хайдар Ш. из села Кравари рассказывал: «Мой сосед, Ислам Д., состоятельный и умелый хозяин, в 1928 году женился на здоровой взрослой девушке Хаве из того же села. Не прошло и полгода со свадьбы, как однажды одновременно заболели и муж и его молодая супруга: они оба были скорченными настолько, что подбородком могли коснуться своих колен. Они лечились по советам и направлениям югославских и албанских врачей, искали помощи и совета у хаджей и попов из ближних и дальних окрестностей, но ничто им не помогало, и на протяжении долгих двенадцати лет они продолжали мучиться от сильных болей на горе своих родных.
В 1940 году по совету своих друзей они отправились в монастырь Острог, чтобы поискать помощи великого чудотворца Василия.
От Скадара до Плавницы они плыли на корабле, а оттуда добрались на поезде до Подгорицы. Доехав до Нижнего монастыря, они с великими муками стали подниматься пешком в Верхний Острог, так что эта дорога заняла у них более половины дня.
Добравшись наконец до Верхнего монастыря, они вместе с другими паломниками приступили к раке с мощами святого. Когда священник читал молитву о здравии больных, Ислам со своей женой, по совету священника, лежали под ракой и так там и уснули.
Проснувшись спустя три часа, они почувствовали облегчение и смогли встать на ноги, выпрямившись, как абсолютно здоровые…
На следующий день они вернулись пешком домой к великой радости своих домочадцев и всего села. Впоследствии у них родились здоровые дети, и они жили счастливо. В благодарность Богу и святому Василию супруги часто посещали эту великую православную святыню».
Свидетельство Хайдара Ш. из села Кравари записал Максим Йовович.
Исцеление умалишенного албанского мальчика
Саид Ч. из села Р. рассказал следующее:
«Вся округа в нашем крае знает о чудесном исцелении десятилетнего сынишки моего соседа, который несколько лет был совершенно умалишенным. Из его уст нельзя было услышать ни единого слова. Он постоянно стонал и ревел в бессознательном состоянии.
В 1950 году отец привел его пешком в монастырь Острог и попросил монаха прочитать над больным молитву о выздоровлении. После вечерней молитвы мальчик под богослужение заснул перед ракой, под которой его с большим трудом заставляли лечь.
Когда он проснулся и встал, то его взгляд казался намного более осознанным, но он не мог ничего говорить. После чтения утренних молитв, перед тем, как отправиться домой, мальчик заговорил и отчетливо сказал на албанском языке: «Я голоден, дайте мне хлеба!»
К великой радости родителей и остальных присутствующих, сынок вернулся домой веселый и здоровый. В 1959 году он пошел в армию на срочную службу как способный и здоровый рекрут».
Свидетельство записано Максимом Йововичем.
Исцеление девочки-католички
Петар Ч. из села С. Барского среза, долгое время лечил свою восьмилетнюю дочь, но ни один врач не мог ей ничем помочь. Девочка заболела и слегла в постель в 1942 году, так что не могла уже даже встать на ноги. Ее ножки совершенно иссохли, и врачи только разводили руками, говоря, что всякое лечение уже бессмысленно. Так как в тех краях религиозная терпимость между католиками и православными с давних пор на завидной высоте, родители не считали для себя зазорным с великим упованием на Бога обратиться за помощью к Острожскому чудотворцу святому Василию в надежде, что их ребенку станет легче.
К этой мысли они пришли после того, как мать однажды намазала девочку маслом, принесенным из Острога, когда у нее была высокая температура, и после этого горячка быстро прошла.
По освобождения Югославии от оккупантов родители решили отнести ребенка в Острог и, несмотря на то, что в это время были большие проблемы с транспортом, мать в августе 1945 года отправилась с ребенком в путь. С большими трудностями они, наконец, добрались до монастыря. Немного отдохнув, мать по совету монаха оставила ребенка на несколько часов под ракой с мощами святого Василия.
Девочка тут же заснула, а когда она проснулась, ей было намного легче, и она начала уже опираться на собственные ножки. На следующий день они с радостью вернулись домой, видя, что ребенок чувствует себя хорошо.
Совершенно здоровая девочка играла с детьми и посещала школу.
Записал Максим Йовович в 50-х гг. XX века.
Исцеление скорченной мусульманки
В 60-х гг. XX века Максим Йовович записал рассказ Радоша Ч. из Хорогоша в Воеводине.
«С давних пор, – рассказывал Радош, – я начал посещать наши величайшие святыни, особенно монастырь Острог, дивясь многим чудесным событиям, которые часто там случаются, и исцелениям больных, которые до того нигде не могли найти исцеления».
Весной 1948 года он пришел вечером в Верхний монастырь и переночевал в нем. На следующий день он своими глазами видел, как двое мусульман из Боснии, из окрестностей Рогатицы, привезли на коне больную женщину возрастом около 30 лет. У женщины были скорченные ноги, и она постоянно уже на протяжении нескольких лет лежала дома. Женщина совершенно не могла передвигаться на своих ногах, и сопровождавшие внесли ее в храм и устроили лежать около раки с мощами. Так она пролежала здесь около трех часов, и над ней были прочитаны положенные молитвы. После этого, к великому удивлению присутствующих, при выходе из церкви женщина с легкостью и не испытывая боли уже могла опираться на ноги. Однако ее спутники все же поддерживали ее за руки.
Через ночь ее уже не нужно было поддерживать, потому что она могла самостоятельно ходить и немного прогуливалась. На второй день, веселая и радостная, она вместе со своими спутниками отправилась домой, а позднее пришло известие от ее соседей, что она выздоровела полностью.
Рассказ одного мусульманина из Мркоевца о своем исцелении
Асан Б. из Барского среза рассказывал Максиму Йововичу:
«Я страдал от одной неизлечимой болезни, из-за которой врачи разводили надо мной руками. Я мучался много лет, так что жизнь мне была ненавистна. Я знал по преданиям моих предков, что многие наши земляки излечились от различных болезней, отправившись в Острог, чтобы поклониться и помолиться святому Василию чудотворцу. Решил и я, чтобы мои ближайшие родственники отвели меня в монастырь Острог.
Совершенно скорченного и неспособного сдвинуться с места, двое моих родственников отвезли меня туда весной 1932 года. Там я переночевал. На следующий день перед ракой надо мной была прочитана длинная молитва, а сам я по совету священника лег под раку. Некоторое время я слушал, как монах поминает в молитве мое имя и молится Богу о моем выздоровлении. В это время мной овладел какой-то глубокий сон, и я крепко заснул, не слыша уже ничего, что происходило около меня. Проспав два часа, я проснулся, чувствуя себя легким как перышко, и встал без чьей бы то ни было помощи на свои ноги. Я вернулся с сопровождавшими меня домой совершенно здоровым и вот сейчас как здоровый человек тружусь на всякой полевой и домашней работе и не таю своего чудесного исцеления, которое мне оказано по воле Божией, как и многим в монастыре Острог».
Скорченный мусульманин выздоровел
На Петров день 1926 года вместе с другими паломниками из Боснии в Остроге была и одна мусульманка со своим сыном. Сын с трех до 16 лет сильно болел и мог передвигаться только при помощи костылей, которые повсюду брал с собой. Самое разнообразное лечение не помогало.
Однажды ночью мать видела сон о том, как один неизвестный человек говорил ей, чтобы она искала выздоровления для своего сына у влашского святого в Остроге. Недолго думая, она собралась, и вместе с одним родственником и больным они отправились в путь.
После долгой дороги они добрались до монастыря и обратились к духовнику, который их принял и разместил вместе с другими паломниками. Там они оставались девять дней, постоянно молясь Богу, по совету священника. Больной с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше, а на десятый день отбросил костыли как совершенно уже ему не нужные и оставил их в монастыре. Так он, совершенно здоровый, вернулся домой, благодаря Бога за полученное исцеление. Благодарная мать, согласно данному завету, ежегодно приезжала в Острог и оставляла там щедрые пожертвования.
Записал Максим Йовович.
Исцеление сумасшедшего мусульманина
Ольга Г. из окрестностей Бара рассказывала иеромонаху Серафиму Кашичу.
«Когда в 1921 году моя свекровь пошла со своими соседками на поклонение в монастырь Острог, они встретили перед воротами Верхнего монастыря одного сумасшедшего мусульманина из Боснии. Этот больной был связан железными цепями, которые с осторожностью держали двое мужчин, водивших его повсюду. Он рвался и рычал странным голосом: «Уведите меня отсюда! Я не хочу приступать к гяурскому святому!»
На следующий день, рассматривая паломников у Нижнего монастыря, они видели того самого боснийца, как он сидел и пел под гусли и разговаривал с народом, как совершенно здоровый. Его спутники перед всеми присутствовавшими радостно рассказывали, как насилу втолкали его в монастырь, где перед ракой святого над ним была прочитана молитва. После молитв духовника больной успокоился и через несколько часов был отпущен на свободу.
Железные цепи, которыми он был связан, были оставлены в монастыре, где их можно увидеть и сейчас. Они служат убедительным свидетельством чудесного исцеления».
Перевод и составление Андрея Шестакова.
По книге «Свети Василиjе Острошки чудотворац»
Акафист святителю Василию Острожскому, чудотворцу
Кондак 1
Богоносный архиерею Церкве Сербския, святый чудотворче отче Василие, от грешных и недостойных душ наших похвальную песнь тебе приносяще, и каясь во гресех наших, молим тя: пребуди и Дале, яко бых прежде, хранителю милосердый земли нашея, и спаси нас от всякия беды и напасти, да величаем тя во веки:
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Икос 1
Ангел во плоти между людьми явися, Василие чудотворче. Чудесною силою Духа Святаго связал еси вся искушения. Сего ради поем ти таковая:
Радуйся, отче отцов преподобных, многия вере правыя научивый!
Радуйся, неустанный служителю Евангелия, поучением и делы своя от зла нас спасавый!
Радуйся, Православия хранителю и учителю!
Радуйся, в скорбех века сего утешителю!
Радуйся, всякой болезни целителю!
Радуйся, пастырю овцы заблудшия и усердный их к Богу возвратителю!
Радуйся, душ алчущих питателю!
Радуйся, умов помраченных просветителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 2
Видих Господь великое благочестие твое от юности твоея и любовь чисту к Церкви. Сего ради украсит тя лепотою духовною и дар чудотворения ти дарова, да можеши исцеляти и спасати души человеческия от всякия недуги душевныя же и телесныя. Яко свечу негасимую посвяти тя Христос на служение архиерейское в дни тяжкия рода Сербскаго, да сохраниши и ныне всякого страждущаго и кающагося и с тобою вопиющаго Богу: Аллилуйя!
Икос 2
Разум человеческий познаша, отче богомудре, яко во тьму сомнений и неведения погружен, одарен же пребогато Духом Святым, всякаго подвигом своим вере Православной научиши. Сего ради восхваляем тя, отче преблаженне:
Радуйся, богомудре, яко неразумныя умудрил еси!
Радуйся, наставниче, яко сущих во тьме неверия просветил еси!
Радуйся, трубе богогласная, радость велию являющее!
Радуйся, ликование исцеленным дарующее!
Радуйся, на Небе и на земли прославленный!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 3
Сила Вышняго прослави тя в келии обители Острожской яко маслину многоплодную, иже точися милостию чудотворения народу Сербскому и всем взывающим к тебе, молящимся и славящим имя Господне: Аллилуйя!
Икос 3
Силу святую исповедника Христова имаши, терпением и любовию вся демонския мучения и злобу победиши. Сего ради венцем от слезы и молитвы нашея величаем тя, отче милосердый!
Радуйся, угодниче Божий, славою Небесною увенчанный!
Радуйся, служителю верный Пресвятыя Троицы, за верность свою награду Небесную приявший!
Радуйся, Церкве многострадальный обновителю, и в себе самом Храм Творцу соорудиша!
Радуйся, пустынножителю прекрасный, яко подвигами твоими пустыня Острожская яко лилия неувядаема и благоуханна процветоша!
Радуйся, силы нечистыя победителю, смиренномудрием насилие Агарянское посрамиша!
Радуйся, имя царское в своем имени носящее, и милость и славу у Царя Небеснаго в труде и бдении стяжаша!
Радуйся, слезами страдания своего слепоту нашу греховную омываеши!
Радуйся, тайн Небесных боговидче, помощь и утешение нам подавающе!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 4
Бурю посягательств безбожных усмирил еси, егда хотяше врази Божии Захумле от веры Православныя отвести, и научиши народ свой да не боится смерти, но греха, да постом и добродетельми поживе и молитвою с тобою да возвеличит Пресвятую Троицу, Триипостаснаго Бога единаго: Аллилуйя!
Икос 4
Услышаша вся дальняя о благочестии твоем от младости твоея, яко духовник сый земли святого Саввы. Сего ради слуги демонския страшным оружием злобы свое ятя гнаша. Ты же ся от брани мечем Божественнаго слова и Христу Богу до самыя кончины своея непорочно послужил, сего ради вопием ти:
Радуйся, за благочестие свое муки от врагов Христовых прияша!
Радуйся, в искушениих веру велику сохраниша!
Радуйся, народ сей от рабства Агарянскаго Крестом защитиша!
Радуйся, землю нашу духом своим освятиша!
Радуйся, великий беззащитных защитителю!
Радуйся, всякия слезы нелицемерныя утешителю!
Радуйся, всякия раны душевныя и телесныя целителю!
Радуйся, пастырю добрый, Захумля, Черногоры, Приморья и всех краев Сербских просветителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 5
Яко звезда пресветлая, от Бога свыше дарованная, в вышине духовной засияша и просветиша вся, седяща во тьме греха и сени смертныя. Сего ради славят тя вси, иже Творцу поющее:Аллилуйя!
Икос 5
Видих вся неправды и насилия, иже племя твое родное от врагов Христовых приях, пострадал еси с народом своим яко изгнанный правды ради. Сего ради пришед в келию Острожску и молитве и бдению всего ся предаде. Ради добра всех скорби великия претерпел еси и Бога чудесьми прослави, сего ради вопием ти:
Радуйся, до самыя смерти твоея свято Богу послуживый!
Радуйся, у Бога в светлости вечной заблиставый!
Радуйся, новаго престола митрополии Захумской зиждителю!
Радуйся, великий и непостижимый благодетелю!
Радуйся, вся молящиися тебе спасавый!
Радуйся, и забывши тя помогавый!
Радуйся, высоты Серафимов достигший!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 6
Славный проповедниче, отче святый, возжелал еси для мира мир и мир для души своея, и дабы братския вражды избегнути, чрез страдания великия Горы Афонстей достигоша. В край же свой возвратихомся, мудраго совета патриарха Сербскаго Паисия книголюбца послуша, и яко архипастырь нестрашимо взыдоша, да народ свой спасеши от напасти Агарянской и да тако Христу Спасу нашему послужиши: Аллилуйя!
Икос 6
Просия в Остроге святость жития твоего, сего ради люди, чудеса много познаша и болести и пороки свободишеся, Бога прослави и тебе благодарную песнь вопиюще:
Радуйся, владыко, в бедах сильный, нас, немощных, Небесной силой спасаеши!
Радуйся, в камени хладном теплоту Божественную обретоша!
Радуйся, многия пред честными мощами твоими примиривый!
Радуйся, труд апостольский показавый!
Радуйся, славы Ангельския удостоенный!
Радуйся, силою, Богом дарованною, яко древле Илия чудеса творящий!
Радуйся, теплою милостию своею и по упокоении своем нас не оставляющий!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 7
Егда пришед время оставити братию и из сего мира бреннаго отойти в Царство Небесное, учил еси пастыри и монаси: да хранят веру святую в народе твоем. Душу же твою чисту Херувимы ко Христу носяше и дивно вопияше Богу: Аллилуйя!
Икос 7
Новаго святаго дарова нам Господь и по преставлении твоем тело твое прослави, силою душ спасения и всякия немощи исцеления украсив. Сего ради вся вселенная днесь вопиет ти:
Радуйся, многоценных даров ковчеже!
Радуйся, источниче, слезми покаяния и прощения грешныя омываяй!
Радуйся, в себе жертвенник любви Евангельской воздвигоша!
Радуйся, злобу молитвою угасивый!
Радуйся, на камени веры православныя лозу благочестия утвердивый!
Радуйся, бессмертие на Небе унаследавый!
Радуйся, милостию Божией тление победивый!
Радуйся, мощи своя в ризницу исцелений претворивый!
Радуйся, другом духов бестелесных на Небеси учинивыйся!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 8
Люди великой тайне дивящееся, яко тленное в нетленное претваришеся и источником исцеления сташа. Разум наш то неразуме и верою единою познати могущее, яко сила Божия во святом теле присно живее. Сего ради припадем к твоим мощам святым, воспевая Богу: Аллилуйя!
Икос 8
Освящен и одарен свыше еси, Василие чудотворче, заступничеством твоим всим милостивно помогаеши, и молитв с верою взывающих к тебе не забываеши. Темже празднество твое святое празднующе, вопием ти:
Радуйся, Православия столпе непоколебимый!
Радуйся, доброте всяческия люди своя научивый!
Радуйся, смирения и незлобия торжество!
Радуйся, подвижничества украшение!
Радуйся, от путей погибели спасителю!
Радуйся, неусыпный за верных молитвенниче!
Радуйся, за вся люди теплый заступниче!
Радуйся, радости великия дарителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 9
Вси чины Ангельстии возрадовалися подвигам твоим и на Небо отшествию. С силами бестелесными в неизреченной славе пребываеши, и с нами телом освященным. В кратком житии земном заботился еси о всякой душе и бедах ея, и по преставлении своем чрез благодатныя мощи твоя милость на нас, грешных, изливаеши. Сего ради Бога благодарящее за сие восклицаем: Аллилуйя!
Икос 9
Чудесами твоими яко светом негасимым просветися земля наша и вси, иже притекают к честным мощам твоим, об исцелении души и тела молят тя. Сего ради вопием ти:
Радуйся, великий чудотворче, люди грешныя спасающий!
Радуйся, лекарю, раны вси исцеляющий!
Радуйся, расслабленным силу возвращаяй!
Радуйся, хромым хождение даруяй!
Радуйся, немых вещание возвращенное!
Радуйся, глухих слышание отворенное!
Радуйся, яко бесноватыя излечивый!
Радуйся, яко скудоумныя умудривый!
Радуйся, болящих исцеление!
Радуйся, страждующих радование!
Радуйся, верным в вере утверждение!
Радуйся, малодушных великодушие!
Радуйся, всих нас хвала и радование!
Радуйся святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 10
Всем людем возжела спастися Господь и сего ради тя показа прославлена и чудеса творяща, да Его учение им благовестише и покаянием к Богу приведоше, славящи Его: Аллилуйя!
Икос 10
Стено и защито сый всем, к тебе прибегающим, о преблаженне. Верою вознесся еси и любовию, иже языки Ангельстии превосходиши. Тобою хвалится и радуется Церковь Сербская и с нею вся вселенная:
Радуйся, предание апостолов сохранивый!
Радуйся, пророческое дарование приумноживый!
Радуйся, яко мученик, за веру пострада!
Радуйся, яко Иов Многострадальный, беды претерпе!
Радуйся, ревностию о Боге, яко пламенем невещественным пылаяй и святым отцам в богомудрии уподобивыйся!
Радуйся, дело богоноснаго владыки Саввы продолжиши, землю Сербскую просвещающе!
Радуйся, зеркало славы Небесныя!
Радуйся, чистым сердцем Бога узривый!
Радуйся, наитеплый Солнца Правды луче!
Радуйся, яко молния сети демонския попалиша!
Радуйся, яко огнь мысли нечистыя сжигоша!
Радуйся, зорю, мрак скорби велия прогнавша!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 11
Песнь не могуща прославити великия чудеса твоя, имиже ты всякому новому поколению человеческому о Боге проповедуюши! Пред тобою слово умолкни и суета земная пропаде. В деяниих твоих рай отверзешися, в Соборе святых поюще Богу: Аллилуйя!
Икос 11
Свеча света негасимая был еси на земли и ныне телом прославлен, к Свету Истинному нас приводиши. Во сне явил еси монаху радость велию, иже обрадова нас Господь! Братия обители Острожския приидоша и целоваша мощи твоя, взывающее:
Радуйся, святый отче Василие, яко живот бессмертный унаследова и засвидетельствова нам сие мощей твоих честных нетлением!
Радуйся, славой твоей нас спасающий!
Радуйся, веру правую нам показующий!
Радуйся, душ праведных веселие!
Радуйся, в бедах сущих к животу возвращение!
Радуйся, к высоте блаженства Богом вознесенный!
Радуйся, щитом воздержания вся ложныя чары мира сего посрами!
Радуйся, отче богоносне, Христа Бога в сердце непорочно носивый!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 12
Богом дарованную благодать на земли в благодеяниих людям приумножил еси. Сего ради к тебе в бедах и скорбех с теплою молитвою в сердце люди земли твоея притекают и стран сущих далече. И вси ожидают даров от Бога в чудесах твоих, вопиюще: Аллилуйя!
Икос 12
Воспеваем славное упокоение твое – Храма Бога Вышняго и селения Духа Божия чудотворящаго и со умилением покаянно вопием ти, величающее:
Радуйся, отче богомудре и милосерде!
Радуйся, сосуде воды животворящия!
Радуйся, Церкви Сербския диадемо многоценная!
Радуйся, смирения и кротости дивный светильниче!
Радуйся, смертен быша, для жизни вечныя душу сохранивый!
Радуйся, душу чисту и святу Создателю всяческих предавый!
Радуйся, от Господа славы вящея удостоенный!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 13
Угодниче Божий, Василие чудотворче, прими милостивно сие моление наше яко молитву покаянну и измоли нам прощение и спасение у всемилостиваго Спаса Христа Бога нашего: Аллилуйя!
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел во плоти между людьми явися, Василие чудотворче. Чудесною силою Духа Святаго связал еси вся искушения. Сего ради поем ти таковая:
Радуйся, отче отцов преподобных, многия вере правыя научивый!
Радуйся, неустанный служителю Евангелия, поучением и делы своя от зла нас спасавый!
Радуйся, Православия хранителю и учителю!
Радуйся, в скорбех века сего утешителю!
Радуйся, всякой болезни целителю!
Радуйся, пастырю овцы заблудшия и усердный их к Богу возвратителю!
Радуйся, душ алчущих питателю!
Радуйся, умов помраченных просветителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Кондак 1
Богоносный архиерею Церкве Сербския, святый чудотворче отче Василие, от грешных и недостойных душ наших похвальную песнь тебе приносяще, и каясь во гресех наших, молим тя: пребуди и Дале, яко бых прежде, хранителю милосердый земли нашея, и спаси нас от всякия беды и напасти, да величаем тя во веки:
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!
Молитва
Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помоги и мене грешному. Великий защитниче веры Православныя, защити и нас, твою веру святую исповедающих, и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне – последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай нас от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко вечную свечу пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным ныне пути наша освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех краев света притекают к кивоту твоему больныя и немощня, и ты им помог еси: демонов отогнаша, путы диавольския растерзаша, здоровие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещенным и нкрещенным помози; иже во веки всим помогаеши, помози и мене грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели,. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
Тропарь Василию, еп. Захолмскому (Серб.)
глас 4
От ю́ности твоея́ всего́ себе́ Го́сподеви отда́л еси́,/ пребыва́я в моли́твах, труде́х и посте́х, о́тче Богоно́сне,/ о́браз был еси́ доброде́тели своему́ ста́ду;/ сего́ ра́ди ви́дя Бог твое́ благо́е произволе́ние,/ поставля́ет тя Свое́й Це́ркви па́стыря и до́бляго архиере́я/ и по преставле́нии твое́м соблюде́ свято́е те́ло твое́ неруши́мо, святи́телю Васи́лие./ Те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние,/ моли́ся Христу́ Бо́гу// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: С юности твоей всего себя Господу отдал, пребывая в молитвах, подвигах и постах, отец Богоносный, примером добродетели был для своего стада, поэтому Бог, видя твое благое произволение, поставил тебя пастырем и прекрасным архиереем Своей Церкви, и по преставлении твоем сохранил святое тело твое нетленным, святитель Василий. Потому, как имеющий дерзновение, молись Христу Богу о спасении душ наших.
Вернуться к списку