-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Харитон Исповедник, епископ Иконийский
Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305–311), Максимиане (305–313) или Ликинии (311–324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой исповедник претерпел жестокие мучения, но по промыслу Божию остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Лаврой". В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.
Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника
Память 28 сентября
Преподобный Харитон жил в городе Иконии, Ликаонской епархии 6096 . Он был благочестивый христианин, отличался добродетелями и в царствование нечестивого царя Аврелиана явил себя исповедником имени Христова 6097 . Ибо, когда по всем странам разошлось безбожное повеление царя принуждать христиан к принесению жертвы идолам, неповинующихся же убивать, то, во исполнение сего предписания, в Иконии взят был под стражу игемоном той страны Харитон, как наиболее отличавшийся среди христиан благочестием и сиявший добродетелями. Он был связан и приведен на суд нечестивых, где игемон спросил его:
– Почему ты не поклоняешься великоименитым богам, пред коими царь и все народы склоняют свои головы?
Харитон отвечал:
– Все боги язычников – демоны, кои некогда восхотели сравняться с Вышним Богом, и за свою гордость свержены были с неба в глубину преисподней; ныне же стремятся они к тому, чтобы быть почитаемыми от безумных и обольщенных людей, как боги. Впрочем, и они, и те, кто им кланяется, скоро погибнут и, как дым, быстро исчезнут: посему я им не поклоняюсь; верую же в истинного Бога, Ему служу и поклоняюсь, ибо Он есть Создатель всего, Спаситель мира, пребывающий во веки.
– Уже этим первым грубым ответом, – сказал игемон, – ты сделал себя достойным смерти, потому что дерзнул похулить бессмертных богов, а нас, им поклоняющихся, осмелился называть безумными и обольщенными; за сие только следовало бы усечь мечом твою злоречивую голову. Но так как наши боги долготерпеливы и не спешат отмщать за причиненное им бесчестие, то я сделаю тебе снисхождение и не тотчас погублю тебя; быть может, придя в себя, ты рассудишь здраво и принесешь с нами жертву тем, которых ты теперь хулишь, и испросишь у них прощение за совершенный тобою грех; они же, как незлобивые, готовы принять тебя и простить тебе их бесчестие.
Харитон отвечал:
– Если ваши идолы – боги, то ты дурно поступаешь, игемон, прощая мне оскорбления, какими я их бесчещу; ибо всякий должен стоять за честь своего бога и высказывать в отношении к нему свою ревность. Если же они – не боги, то напрасно ты повелеваешь им поклоняться. Знай, что никакая мука не отторгнет меня от Живого Бога и не склонит к почитанию скверных идолов; ибо я – ученик блаженной первомученицы Феклы 6098 , воссиявшей в нашей Иконии светлою зарею мученичества. Она же была наставлена к сему подвигу великим учителем – св. Павлом, с коим ныне и я говорю: «Кто меня разлучит от любви Божией – скорбь ли, или теснота, или гонение, или беда, или меч, или другое что-то трудное?» 6099 . Игемон же сказал:
– Если бы боги наши не были богами, как ты говоришь, то не послали бы нам благополучной жизни, богатства, славы и здоровья.
Харитон отвечал:
– Ошибаешься, игемон, полагая, что всё сие ты получил от ложных твоих богов, которые и сами – нищи и ничего не имеют, кроме своей погибели; ибо бесы даже и над свиньями не имеют власти без Божия попущения ( Мф.8:31–32 ); идолы же могут ли кому дать что-нибудь, сами ничего не имея? Они не прострут рук своих, не пойдут ногами, не скажут языком, не увидят глазами, не услышат ушами, так как в них нет души. Если ты хочешь узнать истину, испытай на деле и ты увидишь их ничтожество: приложи зажженную свечу к устам идола и опали его – больно ли ему станет? возьми секиру и рассеки ему ноги – закричит ли он? принеси молот и сокруши ребра его – застонет ли он? Поистине ты ничего не услышишь, ибо он не имеет ни жизни, ни дыхания.
Услышав сие, игемон разгневался и, как пьяный, закричал от ярости, не давая святому продолжать свою речь. Тотчас он повелел взять святого, обнажить и, растянув крестообразно, бить его нещадно жилами; святой же доблестно терпел, решившись лучше умереть за Христа Господа, чем жить в беззаконии, отрекшись от своего Создателя.
В то время как святого били, мучитель вопрошал его:
– Принесешь ли, Харитон, жертву бессмертным богам, или хочешь принять еще большие раны?
– Если бы мне, – отвечал мученик, – можно было тысячу раз умереть за Спасителя моего, то я согласился бы на сие скорее, чем на то, чтобы жить и кланяться бесам.
Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою. Заметив, наконец, что он едва жив, перестали бить его и, думая, что он скоро умрет, взяли на плечи, и отнесли его в темницу. Он не только совершенно не мог сам идти, но не в силах был и произнести хоть одно слово, а только слабо дышал: так он сильно был изранен. Положив его в темнице, мучители ушли.
Видя терпение Своего страдальца, Бог подкрепил его Своею помощью, скоро исцелил от ран, и того, кого нечестивые надеялись видеть мертвым, сотворил живым и здоровым, так что он мог сказать с Давидом: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» ( Пс.117:17 ). Тогда он снова был приведен на суд, причем, показав еще более дерзновения, чем в первый раз, возбудил еще большую ярость в мучителе. Игемон повелел опалять тело святого свечами, так что всё тело его испеклось, как мясо, приготовленное в пищу. Он же, терпя такие муки за Христа, Господа своего, радовался и снова был брошен в ту же темницу.
В то время император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы; ибо император Тацит, который по смерти Аврелиана принял царский скипетр, вразумившись казнию пред ним царствовавшего кесаря, послал по всем подвластным странам повеление, чтобы все христиане были свободны. Он боялся, что пострадает так же, как Аврелиан, если будет жесток к христианам. И наступила тогда великая радость для верующих: узники были выпускаемы, изгнанные возвращались из ссылки, из пустынь и пещер выходили епископы, священники и миряне, кои скрывались из страха пред мучителями и, приветствуя друг друга, радовались спокойствию Церкви. Тогда и преподобный Харитон исповедник был выпущен из темницы. Но он не радовался тому, что ему не пришлось пострадать до конца, ибо он желал лучше завершить свой мученический венец страданием, чем остаться в живых; ему приятнее было бы умереть за Христа, чем быть отпущенным на свободу. Впрочем, Промысл Божественный продолжил жизнь его на пользу многим, дабы он предстал Богу в небесных обителях не один только, но с ликом добровольных мучеников, как пастырь с овцами и отец с детьми.
С того времени святой Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом – умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса ( Гал.6:17 ), он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере. Он же, как и ранее, когда находился в узах и муках благодарил Бога, готовый принять всякую смерть, какая приключится ему по попущению Божию. В это время он с дерзновением говорил бесу:
– Знаю, диавол, что ты, сам боясь сойтись со мною, навел на меня разбойников и, желая положить препятствие моему намерению, поставил мне сеть на сем пути. Но знай, проклятый, что не ты надо мною, а я над тобою буду торжествовать, с помощью Бога моего; ибо если разбойники и убьют меня, то я уповаю на милость Божию, что получу в наследие святой покой Божий, а ты наследуешь геенну 6100 . Я воскресну в жизнь вечную, ты же умер вечною смертью и конца не будет твоему мучению. Впрочем, Владыка мой может и здесь еще освободить меня живым от рук разбойников и избавить от смерти, как избавил Исаака от заклания ( Быт. 22:1–24 ), отроков из печи ( Дан. 2:1–49 ), Даниила от львов ( Дан. 14:1–42 ), святую Феклу от огня и зверей.
Когда святой говорил сии слова, в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе со своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь.
Избавившись от смерти, святой Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святой Харитон истратил на пользу, на остальное построил на том месте, обитель, по имени Фаре 6101 , и, обратив разбойничью пещеру в церковь , собрал здесь братию. Слава о нем прошла по всей той стране, и многие приходили к нему ради его добродетельной жизни; принявши от него пострижение 6102 , проводили они тихую жизнь в той обители, получая пользу от учителя и наставника своего, преподобного Харитона, на святое житие коего они взирали, как на яркий светильник, и назидалась им. Ибо он был совершен в добродетелях и иноческих подвигах, любя пост и воздержание, как сладкую пищу, почитая труд – покоем и соблюдая нищету, как богатство; был он при сем милостив и странноприимен, милосерд, братолюбив, кроток, молчалив и всем доступен. Имел он в устах и слово, солью премудрости приправленное 6103 , коим наставлял всегда братию на путь спасения. В монастыре своем он установил вкушать пищу однажды в день – и то вечером, и не особо приготовленные кушанья или пития, но только хлеб и воду, и при том в меру, чтобы, отягчив чрево излишеством в пище и в питии, братия не были ленивы к восстанию от сна в полночь и к молитве. Установил он также, чтобы братия после молитвы занимались рукоделием, остерегаясь и один час провести в праздности, дабы диавол, обретши инока праздным, не уловил его легко греховною сетью, так как леность и праздность – начало грехопадений. Святой повелел еще братии находиться в своих келлиях и безмолвствовать, не переходя с места на место и не собираясь на праздные беседы, ибо много соблазна происходит от пустых разговоров, как свидетельствует Писание: «худые сообщества развращают добрые нравы» 6104 ( 1Кор.15:33 ). Учил также преподобный хранить чистоту совести, как зеницу ока, любить нищету более золота и серебра и послушание иметь у себя как помощника, способствующего спасению; смирение же, любовь, терпение, незлобие и все другие иноческие добродетели он учил приобретать как многоценное сокровище и обогащаться ими.
Так научив братию и приведя обитель в подобающий порядок, преподобный повелел всем собраться и, избрав из братии того, кто известен был более всех своею добродетелью, поставил его вместо себя для них пастырем, сам же решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей; ибо он имел благодать исцелять недуги, прогонять бесов, почему отовсюду стекались к нему люди, принося с собою своих недужных. Приходили также и важные вельможи для получения от него благословения, так что он не мог иметь полного иноческого безмолвия. Утрудившись от сего беспокойства, он решил удалиться в уединение, избегая славы мирской. Братия же усиленно просили его, чтобы он не оставлял их, и, когда эти просьбы остались без успеха, они плакали о нем, как сироты по отце. Впрочем, угодная Богу молитва доброго отца не оставляла чад его, ибо его молитвами все преуспевали в исполнении заповедей Господних и, как крины 6105 , насажденные в пустыне, процветали святостью. Итак, простившись с братией, благословив ее и вручив Богу, преподобный ушел в дальние пустыни и непроходимые дебри 6106 .
Пройдя путь одного дня 6107 , преподобный нашел другую пещеру невдалеке от Иерихонских пределов 6108 , и, вселившись в ней, жил для Бога, день и ночь славословя Его, как бы ангел 6109 . Пищею ему служила зелень, росшая около того места, а более всего он питался Словом Божиим, беспрестанными молитвами и теплыми, исходившими от сердечной любви к Богу слезами, говоря словами псалма: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс.41:4 ).
Когда он пробыл там некоторое время, Бог открыл его людям как некое сокровище, сокрытое в поле 6110 . Так как многие скорбели о его отшествии и сетовали о лишении доброго отца, то некоторые из братий, согласившись между собою, пошли искать в пустыне своего пастыря: Сам Бог восхотел, чтобы искусный наставник и добрый правитель многих направлял и вел в Царство Небесное не только себя, но и других. С этого времени узнано было место уединения его, и к нему стали приходить черноризцы и миряне, желая жить с ним, видеть ангелоподобное лицо его и насыщаться его полезною беседою. В скором времени собралось немалое стадо словесных овец и устроен был другой монастырь по такому же чину и уставу, как и первый. Так, слава Божия возрастала и распространялась более в местах пустынных и непроходимых, нежели посреди многолюдных городов, в коих живут беззаконие и пререкание. Но недолго отец пробыл вместе со своими чадами; ибо, устроив весь порядок монастырский, как подобало, он снова ушел в самую глубокую пустыню, отстоящую от Фекуитской страны 6111 на четырнадцать или более стадий и там, уподобляясь Илии и Предтече,«далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» ( Пс.54:8 ). Он переходил с места на место, по дебрям, стремнинам, холмам, расселинам и пропастям земным, всего себя предав Богу. Кто расскажет о его трудах в пустыне? Один только Бог, ведающий сокровенное, знал его подвиги, видел его труды и за сие уготовлял ему небесное воздаяние.
После того, как преподобный уже долгое время скитался в пустыне, Бог восхотел, чтобы сей светильник, сиявший добродетелями, снова вышел из-под спуда пустынного 6112 и светил образом жизни своей всем, хотящим шествовать узким путем, ведущим в жизнь вечную. Его снова нашли некоторые из проходивших по пустыне подвижников и, упавши ему в ноги, молили, чтобы он повелел им остаться с ним и подражать благочестивым подвигам его. Когда и другие узнали о сем, то к преподобному стали собираться многие, избегая суетного мира. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою. Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе 6113 , удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И прожил он на том месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо, день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Место то было безводно, отец же не хотел, чтобы кто из братий трудился для него, принося ему издалека воду, а сам он не мог приносить ее себе – и по причине неудобного входа на высокий холм, и по немощи своего состарившегося и ослабленного трудами тела. Посему он сотворил усердную к Богу молитву, чтобы Он извел из камня воду, как для Израиля в пустыне; это совершилось, ибо Господь исполняет желания боящихся Его и слышит их молитву – и внезапно из сухого и не разбиваемого камня силою Божиею потек источник воды. Так много силы имела у Бога молитва добродетельного отца.
Прожив в совершенном благочестии и достигнув, как зрелый грозд, крайнего предела возраста, преподобный приблизился к блаженной своей кончине. Узнав о ней от Бога, он призвал из трех своих монастырей игуменов и братию, кои его молитвами и предстательством пред Богом умножились в той пустыне, как звезды небесные, и поведал им о скорой своей кончине.
– Я – сказал он – ухожу от вас, как повелевает мне Господь; ибо наступило время, которого я давно уже с нетерпением ожидал, чтобы, отрешившись от союза с плотью, мне идти и явиться пред лице Бога моего. Вы же, чада, заботьтесь о своем спасении, чтобы каждый из вас, избегнув вражеских сетей, сподобился по кончине своей войти ко Господу и получить милость от Него.
Услышав сие, все заплакали и говорили:
– Оставляешь ты нас, чад своих, отец и учитель наш! Оставляешь нас, пастырь и наставник! Угасаешь, светильник наш и вождь на пути нашем!
Он же утешал их, говоря:
– Господь наш Иисус Христос обещал пребывать с нами неразлучно до скончания века, и Он не оставит вас; а если я буду удостоен Им, то стану молить Его Благого, чтобы Он не разлучал вас друг от друга, как овец от козлов на страшном суде Своем, но чтобы всех вас поставил одесную Себя 6114 и собрал вас в одну ограду в Царствии Своем.
Братия спросили его:
– Какое распоряжение, отец, сделаешь ты о теле своем? Где погребем тебя?
Он сказал:
– Отдайте землю земле, где хотите: «Господня – земля и что наполняет ее» 6115 ( Пс.23:1 ).
Они же говорили:
– Нет, отец; ты устроил три обители и собрал три стада; каждое из них хотело бы иметь у себя твои мощи 6116 ; посему, чтобы не было между нами распри, завещай ныне же, где нам положить твои мощи.
Исполняя желание их, он соизволил на то, чтобы его похоронили в первом его монастыре, где он был взят разбойниками и чудесно, благодатиею Божиею, от них избавлен. Иноки всех трех обителей, взявши его, привели в ту обитель. Здесь он, дав много наставлений братии о совершенном иноческом житии и преподав им мир, возлег на одре и предал в руки Господа святую свою душу, не испытав никакой телесной болезни 6117 .
Так скончался преподобный отец наш Харитон, Христов мученик, исповедник и добрый подвижник. Возрыдали о нем все пустынные отцы и вся пустыня наполнялась плачем по таком великом отце и учителе, озарявшем мир как солнце. Проплакавши о нем довольно времени, иноки погребли с почетом его святые мощи, славя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.
Кондак, глас 2:
Насладився богомудре воздержания, и плоти твоея вожделения обуздав, явился еси верою возращаемь: и яко жизни древо, посреде рая процвел еси, Харитоне всеблаженне священнейший.
* * *
Ликаонская провинция и вместе ликаонская епархия, в Малой Азии, заключала в себе 18 городов. Икония – главный город Ликаонской епархии. В нем был собор по вопросу о крещении еретиков (Евсевия Цер. Ист. кн. 7, гл. 6-я).
Исповедниками в древней церкви назывались христиане, которые не отрекались от веры Христовой, когда их призывали на суд язычников и предавали мучениям, не оканчивавшимся, впрочем смертью. Кроме того, этот титул прилагался и к тем христианам, которые вели в высшей степени добродетельную жизнь, борясь с миром и его соблазнами и этим свидетельствуя о своей преданности Христу Спасителю.
Ученик – в смысле последователя, ибо действительным учеником прп. Феклы, современницы Апостолов, прп. Харитон быть не мог: он жил во второй половине III века и в первой половине IV века.
Несколько измененный текст из Рим.8:35 , где Апостол Павел выражает свою преданность Христу Спасителю.
Геенна – то же, что ад.
Обитель Фаре или Фарус отстояла к югу от Иерусалима на шесть миллиариев, или на 60 000 шагов.
Пострижение – это особый богослужебный чин принятия в иноки, которому дано такое название потому, что в древности пострижение волос было первым внешним знаком посвящения в иноки. Только уже вслед за пострижением посвящаемый облачался в монашеское одеяние.
Т.е. речь его была приправлена мудростью, как бы солью, без которой кушанья не вкусны. См. Кол.4:6 .
Т.е. хорошие обычаи и нравы часто портятся от участия в дурных обществах и праздных разговорах. См. 1Кор.15:33 .
Т.е. полевые, дикие лилии.
Дебрь – долина, низина, покрытая густым лесом, или же пространство, стесненное скалами.
Т.е. сколько обыкновенно пешеход проходит в день.
Вероятно, в пустыне иудейской.
Ангелы, по слову Св. Писания, славословят Бога непрестанно. Пс.21:4 .
См. притчу о сокровище, сокрытом в поле. Мф.13:44 .
Фекуя – древний иудейский город, находившийся не далеко от Вифлеема.
Спуд – мера сыпучих тел, которою иногда покрывали на ночь светильник, не желая тушить его; под спудом – сокровенно.
Здесь, очевидно, разумеются те деревянные башенки, какие палестинские пастухи устраивали для наблюдения за стадами своими, рассеянными по обширному пастбищу.
Стоять одесную – значит быть оправданным Богом. Мф.25:33 .
Т.е. всё принадлежит Богу, всякий кусок земли. Пс.23:1 .
Мощи – тело умершего христианина вообще, а затем, в особенности, святые останки прославленных угодников Божиих.
Около 350 года по Р. Х.
Акафист преподобному Харитону Исповеднику
Кондак 1
Избранный угодниче Божий и чудотворче, пресветлый Фаранския пустыни светильниче, величая прославльшаго тя Господа, благодарственное пение приносим ти, чтуще святую память твою. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Икос 1
Ангел во плоти явился еси, преподобне Харитоне, да явиши собою образ истиннаго благочестия и добрых дел. Мы же, чудящеся неизследимым путем Господним, на тебе явленным, и прославляя велие благоутробие Божие, во умилении сердечнем воспеваем ти:
Радуйся, Господеви поработати пламенне вожделевый.
Радуйся, Его единаго паче всего возлюбивый.
Радуйся, благое иго Христово на рамена своя вземый.
Радуйся, семя слова Божия в сердце своем всеявый.
Радуйся, веры Православныя и благочестия ревнителю.
Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 2
Видя Господа пред собою выну и на милость Его уповая, во благочестии преуспел еси, отче Харитоне, добродетельми христианскими душу свою обогащая и истинным исповедником имени Христова себе являя, непрестанно вопия: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом истиннаго богопознания свыше руководимый, отче преподобне, положил еси в сердце твоем за Христом неуклонно следовати и во всем исполняти волю Его. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:
Радуйся, плоти мудрование умертвивый.
Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый.
Радуйся, воине Христов добропобедный.
Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный.
Радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси.
Радуйся, яко со святыми мучениками и преподобными водворился еси.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 3
Сила Божественныя любве, еюже от юности исполнено бысть сердце твое, богомудре Харитоне, тако укрепи тя во благочестии, яко веру истинную пред всеми исповедуя и мучения жестокая претерпевая, николиже вспять обратился еси, радостно воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в сердце своем твердую веру во Христа Бога, не убоялся еси, святе Харитоне, гнева нечестиваго Аврелиана, обаче, презрев славу мира сего, исповедал еси себе христианина быти; сего ради от него биения претерпев, яко злодей, в темницу всажден был еси. Таковому твоему дерзновению и мужеству дивящеся, глаголем ти сице:
Радуйся, исповедниче Христов неустрашимый.
Радуйся, столпе правоверия несокрушимый.
Радуйся, за имя Христово нещадно биенный.
Радуйся, за Господа твоего в темнице заключенный.
Радуйся, Его ради муки жесточайшия претерпевый.
Радуйся, венец победный от Него приявый.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 4
Буря страданий лютых не поколеба тя, отче Харитоне, егда игемон новыя прещения на тя воздвиже; ты же, на камени веры Христовы твердо стоя, со дерзновением глаголал еси: «Аз во Истиннаго Бога верую и Ему токмо служу и покланяюся, яко Той есть Создатель всего, Спас мира, пребывающий во веки, Емуже Ангели на Небеси вопиют: Аллилуиа».
Икос 4
Слышаще твердое исповедание твое, страстотерпче Христов, и видяще ран твоих исцеление, яряшеся мучитель и предаде тя на жесточайшия муки, повелевая тело твое свещами опаляти; ты же тверд яко адамант пребывая, Господа, во страданиях тя укрепляющаго, славословил еси. Сие твое пачеестественное терпение благоговейно воспоминающе, взываем сице:
Радуйся, Господем чудесно от ран исцеленный.
Радуйся, к лику святых исповедников сопричтенный.
Радуйся, Христовых страстей истинный причастниче.
Радуйся, Пресвятыя Троицы пламенный исповедниче.
Радуйся, благодатию Тоя яко бронею защищенный.
Радуйся, огнем страданий яко злато очищенный.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 5
Боготечною стезею к тихому пристанищу спасения устремився, преподобне, егда из темничнаго заключения изведен был еси и стопы твоя во Святый Град Иерусалим направил еси, воспевая Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша тя разбойницы лютии, отче Харитоне, во Святый Град путь совершающа, умыслиша смерти предати тя: сего ради, связавше тя, в пещере затвориша, но по мале времени сами от яда змиина погибоша. Ты же, Господу за чудное спасение твое хвалу воздав, пещеру разбойничу в храм Божий претворил еси и с братиею, пришедшею вслед тебе, Создателя всяческих в нем славословил еси. Сего ради воспеваем ти:
Радуйся, себе и весь живот твой Господеви предавый.
Радуйся, все упование свое на Бога полагавый.
Радуйся, покорным себе воле Божией сотворивый.
Радуйся, горнее любомудрие возлюбивый.
Радуйся, яко вся любезная и красная мира сего презрел еси.
Радуйся, яко небесных и нетленных желанием вожделел еси.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 6
Проповедником нищелюбия явился еси, отче преподобне, егда все богатство, егоже разбойницы неправедно стяжаша, на пользу общую обратил еси, нищия и алчущия питая и обитель иноческую в пустыни Фаранстей созидая. Темже поминающе подвиги и труды твоя, во славу Бога Вышняго подъятыя, воспеваем Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси яко солнце пресветлое в пустыни Фаранстей, отче Харитоне, и сиянием подвигов твоих привлекл еси во обитель твою многи ревнители богоугождения истиннаго, иже стекахуся к тебе отвсюду, да руководствуеши их ко спасению. Темже убо и мы, тобою наставляеми, ублажаем тя и зовем:
Радуйся, авво богомудрый, иноков множество собравый.
Радуйся, послушание братии твоей законоположивый.
Радуйся, селение Духа Святаго в себе показавый.
Радуйся, пост и воздержание яко сладчайшую снедь возлюбивый.
Радуйся, милосердие и братолюбие чудное явивый.
Радуйся, примером богоугоднаго жития твоего всех поучавый.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 7
Хотение имел еси, преподобне, в безмолвии пребывати: сего ради удалился еси в место безлюдное, идеже в подвизех пустынножительства добре подвизался еси. Обаче, содержа во уме слово Господне: «Грядущаго ко Мне не изжену вон», никогоже отринул еси от приходящих к тебе, но всех отечески наставлял еси, за вся благодаря Христа и воспевая Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя наставника иночествующих разумеем, отче Харитоне: мнози бо прихождаху к тебе, благословения ради и добродетельнаго жития; ты же всех с любовию приимал еси, поучая от Божественнаго Писания, еже творити заповеди Господни, хранити чистоту телесную и имети любовь нелицемерную друг ко другу. Темже благодарственно вопием ти:
Радуйся, в законе Господни непорочно ходивый.
Радуйся, в трезвении умнем все житие твое проводивый.
Радуйся, страхом Господним вся пути своя ограждавый.
Радуйся, ученики твоя неленостно во благочестии назидавый.
Радуйся, Христовы словесныя овцы ко спасению подвизаяй.
Радуйся, нерадивыя от сна греховнаго возбуждаяй.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 8
Странника и пришельца в мире сем помышляя себе быти, преподобне, о часе смертнем непрестанно памятовал еси; темже обители Иерихонскую и Сукийскую хотящим спастися устроив, в пещеру, безмолвия ради, вселился еси, идеже дни и нощи в молитве и подвизех пребывая, воспевал еси Сладчайшему Иисусу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь в Бозе быв, отче Харитоне, о Бозе и благоугождении Ему со ученики твоими беседовал еси, со слезами умоляя их вся заповеди Христовы верно хранити. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, наставляй и нас по пути спасения, да и мы тебе поем:
Радуйся, узок путь в Царствие Небесное избравый.
Радуйся, пустынничества подвиг волею подъявый.
Радуйся, Христа Бога в сердце твоем вместивый.
Радуйся, имя Его спасительное во уме своем носивый.
Радуйся, молитвенную сладость сердцем твоим познавый.
Радуйся, слез благодатных поток умилительный источавый.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, богоблаженне Харитоне, ты бо на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси и дар чудотворения от Господа приял еси. Ныне же, Того благостию к Небесным причтен еси Силам, в Небесех поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не довлеют изглаголати вся подвиги и страдания твоя, отче Харитоне, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую. Обаче мы, любовию к тебе побеждаеми, дерзаем смиренномудренно благохвалити тя пением таковым:
Радуйся, яко Святей Троице ныне радостно предстоиши.
Радуйся, яко о спасениии нашем Бога умоляеши.
Радуйся, христианскому роду присное утешение.
Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения.
Радуйся, приводяй грешных ко исправлению.
Радуйся, теплый о всем мире предстателю.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 10
Спасения подвиг добре совершивши, жития же временнаго отрешаяся и отходя к животу вечному и блаженному, Харитоне преподобне, утешал еси ученики твоя, глаголя: «Пецытеся о спасении своем, яко да избегнув сетей вражиих, сподобитеся по кончине своей Господа усрести и милость от Него получити, воспевая со избранными: Аллилуиа».
Икос 10
Стеною молитв твоих, угодниче Христов, огради нас от всякаго душевреднаго искушения диавольскаго, яко тебе дарова нам Преблагий Бог в помощь и защиту душам и телесем нашим. Тебе убо просим: помози нам во всякой скорби и обстоянии, сице тебе вопиющим:
Радуйся, яко свято и праведно на земли пожил еси.
Радуйся, яко воистину ангел земный и человек небесный был еси.
Радуйся, яко отверзошася тебе врата райския.
Радуйся, яко душу твою Господь прият в Небесныя обители.
Радуйся, дерзновение молитвенное ко Господу стяжавый.
Радуйся, по кончине твоей чад твоих не оставивый.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 11
Пение всеумиленное приношаху тебе духовная чада твоя по чуднем твоем, отче, к Богу отшествии, с плачем велиим провождающе тя на место упокоения в первую обитель твою: слезы многия о разлучении твоем проливаху, со воздыханием вопиюще псаломскую песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная звезда явился еси, богоносе Харитоне, небо церковное украшающая и мрак демонский далече отгоняющая; темже и наша сердца, омраченная грехми, просвети и к свету покаяния возведи, да зовем ти:
Радуйся, свеще, Божественным огнем пламенеющая.
Радуйся, деннице, верных души и сердца просвещающая.
Радуйся, благочестию прибегающих к тебе научаяй.
Радуйся, уз греховных молящихся тебе свобождаяй.
Радуйся, смиренномудрия искусный наставниче.
Радуйся, иноком в брани духовней помощниче.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 12
Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, преподобне Харитоне, у Всещедраго Бога, вразумляющую и укрепляющую ны во спасение, да уклоняющеся от путей нечестия и заблуждений, ходим во свете заповедей Божиих, воспевающе ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще славное житие твое, страдания и подвиги, ублажаем тя, отче Харитоне, яко угодника Божия преподобнаго и исповедника преславнаго. Ты же, Богу предстоя, присно поминай нас, любовию совершающих память твою и во смирении зовущих ти таковая:
Радуйся, чтущих тя наставниче благодатный.
Радуйся, притекающих к тебе покровителю благонадежный.
Радуйся, яко воздвизаемых от мира, плоти и диавола искушений ходатайством твоим нас свобождаеши.
Радуйся, яко нераскаянных грешников к совершенному покаянию побуждаеши.
Радуйся, духов лукавых прогонителю и полчищ бесовских победителю.
Радуйся, ран греховных и недугов душевных всеблагий целителю.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 13
О, преподобне и богоносне отче Харитоне, приими сие малое, от любящих сердец приносимое тебе хваление и, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, молися за ны, да благоприятным твоим ходатайством избавлени будем от всякаго искушения противнаго и, богоугодне зде на земли поживше, сподобимся выну на Небеси воспевати со бесплотными песнь Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел во плоти явился еси, преподобне Харитоне, да явиши собою образ истиннаго благочестия и добрых дел. Мы же, чудящеся неизследимым путем Господним, на тебе явленным, и прославляя велие благоутробие Божие, во умилении сердечнем воспеваем ти:
Радуйся, Господеви поработати пламенне вожделевый.
Радуйся, Его единаго паче всего возлюбивый.
Радуйся, благое иго Христово на рамена своя вземый.
Радуйся, семя слова Божия в сердце своем всеявый.
Радуйся, веры Православныя и благочестия ревнителю.
Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Кондак 1
Избранный угодниче Божий и чудотворче, пресветлый Фаранския пустыни светильниче, величая прославльшаго тя Господа, благодарственное пение приносим ти, чтуще святую память твою. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, преподобне отче Харитоне, монашествующих похвало и утверждение.
Молитва
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Харитоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, недостойных, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь Харитону Исповеднику
глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нныя,/ сия́я чудесы́, Харито́не о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Харитон, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Вернуться к списку