- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский
Краткое житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: "Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?" Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни, под названием "Илиотропион ("Подсолнечник"), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею". Из многочисленных творений святых отцов православной церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
В 1685 году его отправили с посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра – и будешь здоров". На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия).
10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.
По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить "черниговские Афины" – школу просвещенного благочестия.
Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: "Нравоучительное зерцало" (Чернигов, 1703 и 1707), "Алфавит, рифмами сложенный" (1705 г.), "Богородице Дево" (1707 г.), "Феатрон, или Позор нравоучительный" (1708), "Толкование на 50-й псалом" (Чернигов, 1708), "Толкование на "Отче наш" и "Осмь блаженств евангельских" (1709 г.), "Царский путь Креста" (Чернигов, 1709 г.), "Богомыслие в пользу правоверным" (1710 и 1711 гг.), "Синаксарь о победе под Полтавою" (1710 г.), "Путник" (рукопись), "Духовные мысли" (М„ 1782).
В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И.А. Максимович в 1888 году перевел "Илиотропион" на современный русский язык и издал вначале по частям в "Черниговских епархиальных ведомостях", затем отдельной книгой – Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в "Журнале Московской Патриархии", 1976, №№ 5, 6). С его именем связан также "Латино-греко-российский лексикон".
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.
14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; † 1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном "Илиотропиона" на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки.
О жизни святителя в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив".
Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: "Приимите во Имя Иисуса Христа". Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.
Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу – 10 июня.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению святейшего патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
Полное житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.
Родители Иоанна были людьми не бедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.
Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в Ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.
В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чигирин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной, Лаврские монахи просили в случае нападения турок на Киев дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.
Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1695 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.
По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему, и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.
Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове Славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.
Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.
Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с именем святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.
Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.
Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, – сказал он, – но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.
11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.
Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келлии, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.
Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.
Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.
Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир – не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.
Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.
Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.
Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», – об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».
Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.
Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.
Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.
Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.
Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».
Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.
Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя Ангела святителя Иоанна Златоуста . В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.
Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.
В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.
«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» ( Пс.15,3 ). Воля Божия нашла в жизни святителя великое осуществление, поэтому образ его, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию.
Иное жизнеописание святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1651–1715), был уроженцем малороссийского города Нежина. Он был старшим в семье. В то время как все его братья поступили в военную службу, Иоанн избрал иной путь – служение Церкви Христовой. Успешно окончив Киевскую Могилянскую коллегию, он был оставлен в ней преподавателем латинского языка, пострижен в монашество и назначен на должность проповедника. В 70-е годы, во время войны с Турцией, малороссийский гетман послал в Москву посольство с просьбой о помощи. В числе прочих в составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!) Впоследствии о. Иоанн становится архимандритом Брянского Свенского монастыря, позже – архимандритом Елецкого Черниговского монастыря. А еще через некоторое время (10 января 1697 г.) архимандрита Иоанна в Москве рукополагают в архиепископа Черниговского, вместо в Боге почившего его предшественника – архиепископа Феодосия. С первых же лет своего архипастырского служения святитель Иоанн проявляет свою любовь и заботу о Церкви Христовой: основывает в 1700 г. в Киеве первую духовную семинарию (коллегию), встречается с видными деятелями своей эпохи. В одну из таких встреч с царем Петром Алексеевичем (I) он предсказал ему блистательную победу над шведами. Сложные отношения с фаворитом царя, «баловнем судьбы» князем А. Меньшиковым сыграли роковую роль в судьбе архипастыря – он был направлен в далекий и суровый сибирский город Тобольск на «вакантную» кафедру митрополитом Тобольским и Сибирским. Со слезами провожала малороссийская паства своего святителя.
14 августа (27 августа по н. ст.) 1711 года святитель Иоанн прибыл в Тобольск и был торжественно встречен воеводой, казаками и губернатором. На следующий день Владыка Иоанн возглавлял Божественную литургию в честь праздника Успения Божией Матери в древнейшем за Уралом каменном Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.
В то время Сибирская митрополия была необъятна, непросвещена. Сибирское духовенство необразовано, по всему Сибирскому краю – множество инородцев, не просвещенных Святым Крещением. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Таин. Многие из прибывших с митрополитом Иоанном вернулись обратно, не выдержав жизни в суровом крае. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было продолжено просвещение сибирских племен. В этом деле святителю Иоанну много помог схимник-митрополит Филофей (Лещинский).
Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов. Святитель поддерживал своими личными средствами основанную в 1703 году святителем Филофем славяно-латинскую школу.
Будучи архиереем, святитель никогда не злоупотреблял своей властью. Наоборот, как говорится в его житии, «в личной жизни он был тих, скромен, добродетелен, милосерден к нищим». Часто он, переодевшись в рубище, шел в лачуги бедняков и, постучавшись в дверь со словами: «примите во имя Иисуса Христа», оставлял деньги или вещи, а сам незаметно удалялся.
Для сибирской паствы святитель Иоанн был отцом и молитвенником. Ночами он, запершись в своих покоях, подолгу молился со слезами о спасении своей паствы. За короткое время своего пребывания в Тобольске он успел снискать всеобщее уважение и любовь. 10 июня 1715 года святитель Иоанн, отслужив литургию, дал обед для городского духовенства, а затем, удалившись к себе в комнату, мирно предал душу Богу. Кончину праведника предвидел просветитель Сибири и предшественник святителя Иоанна по кафедре схимитрополит Филофей (Лещинский). Мощи святителя, оставленные до приезда владыки Филофея, оставались нетленными, а по совершении отпевания, погребены в склепе под Софийско-Успенским собором.
Народное почитание святителя
Сразу же после кончины святителя началось его почитание, многие получали по молитве его исцеления, духовную помощь. Особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.
В 1741 году деревянный придел Софийского собора в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, где был погребен митрополит Иоанн, был из-за ветхости разобран, и могила святителя у северной стены оказалась под открытым небом. Жители Тобольска, благоговейно чтившие его память, были недовольны этим обстоятельством. Существуют предания о неоднократном явлении святителя Тобольским митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). С упреком и скорбью он говорил им: «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел». В 1753 году на пожертвования почитателей придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста , небесного покровителя св. Иоанна, митрополита Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней было сделано резное надгробие и повешен вверху портрет святителя. В 1826 году из-за трещины в стене собора потребовалось разобрать фундамент, и мощи святителя были заново перезахоронены. При этом обнаружили, что мантия и клобук святителя, которым были покрыты мощи, совершенно нетленны.
10 июня 1891 года преосвященным Иустином было сделано распоряжение тобольскому духовенству, названное «завещанием», в котором он просил, молил и властью от Бога данной приказывал, чтобы «в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!», а все, желающие себе спасения, записали бы святое имя усопшего в свои поминальники. Написанное собственноручно «завещание» преосвященного Иустина было помещено в рамку под стекло, рядом с изображением святителя.
Надо сказать, что в городе Тобольске, как и в епархии, имелось много прижизненных портретов святителя. Также и на стене собора над местом прежнего погребения митрополит Иоанн был изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии с крестом в правой и жезлом в левой руке. Видно было, что святитель был высокого роста, мужественен, имел седые волосы и такую же бороду, длинную и окладистую. На бледном лице запечатлелось глубокомыслие, кротость и человеколюбие. Церковное почитание святителя началось задолго до прославления. Уже в 1879 году в день преставления святителя Иоанна 10 (23) июня совершался Крестный ход с иконой Спасителя.
Жители Тобольска с нетерпением ожидали прославления своего любимого архипастыря. Так, в 1900 г. по распоряжению епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки святителя. Это было уже второе обретение мощей. Так же, как и при первом обретении, честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила нетление останков святителя.
Прославление святителя
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной прославление не состоялось. Однако в декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. «Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», – писал он в своем донесении Синоду.
Прославление святителя Иоанна состоялось 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину его блаженной кончины. Со всей России съехались архиереи, священники и миряне. Множество народа стремилось очистить себя покаянием – так что на помощь градским священникам с 1(14) июня пришло епархиальное духовенство. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. Паломников было больше, чем жителей города (30 тысяч). Возглавил торжества маститый старец, апостол Сибири, высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). На торжествах также присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин, множество архипастырей, впоследствии пострадавших за веру Православную и прославленных в лике новомучеников. Среди них – еп. Сильвестр Омский, митр. Вениамин Петроградский, прот. Иоанн Восторгов и др.
Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского кремля. Память совершается 2 раза в год – 23 июня и 29 октября (по н. ст.).
Источник: Сибирская православная газета
Купить иконы святого Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири
Акафист святителю Иоанну Тобольскому
Кондак 1
Возбра́нный чудотво́рче и прему́дрый па́стырю, свети́льниче Бо́жий, осия́вый страны́ Сиби́рския, восхваля́ем тя любо́вию, свя́те Иоа́нне, о чудесе́х твои́х ра́дующеся. Ты же, предстоя́й Су́щему в невече́рней сла́ве Царю́ Небе́сному, моли́ от вся́ких бед сохрани́тися пою́щим Ти: Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Икос 1
А́нгелы удиви́л еси́ пресла́вным житие́м твоим, святы́й о́тче, серафи́мски возже́г свяще́нный пла́мень ве́ры в Зижди́теля Прему́драго, и возлюби́л еси́ ма́лых сих, и́хже Бо́г Сло́во бра́тию Свою́ нарица́ет. Те́мже и мы, покланя́ющеся ти, взыва́ем:
Ра́дуйся, тве́рдый ка́меню ве́ры Православныя;
ра́дуйся, све́точе любве́ христиа́нския.
Ра́дуйся, пра́вды Христо́вы служи́телю;
ра́дуйся, И́стины Бо́жия носи́телю.
Ра́дуйся, просла́вивый Отца́ Небе́снаго до́брыми де́лы твои́ми;
ра́дуйся, ца́рствуяй во сла́ве Бо́жией со все́ми святы́ми.
Ра́дуйся, любо́вию твое́ю объе́мляй стра́ждущия;
ра́дуйся, моли́твою твое́ю спаса́яй погиба́ющия.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 2
Ви́дя жите́йское мо́ре, бу́рею напа́стей воздвиза́емое, к ти́хому приста́нищу оби́тели Пече́рския прите́кл еси́, крестолю́бче, и отре́кся тле́ннаго ми́ра, Ве́чному Бо́гу воспе́л еси́: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум чи́ст от Бо́га тебе́ дарова́ся, о́тче Иоа́нне, и ты, я́ко ве́рный раб, де́лавый и труди́выйся, умно́жил еси́ благода́ти тала́нт, те́мже призва́ тя Госпо́дь в ра́дость ве́чную. Мы же пое́м ти, Богому́дре:
Ра́дуйся, бде́нием чистоту́ ума́ сохрани́вый;
ра́дуйся, поще́нием стра́сти плотски́я умертви́вый.
Ра́дуйся, зми́я лука́ваго смире́нием победи́вый;
ра́дуйся, бога́тство нетле́нное получи́вый.
Ра́дуйся, се́рдце вели́кое в терпе́нии стяжа́вый;
ра́дуйся, о́рле, к небеси́ умозре́нием воспари́вый.
Ра́дуйся, по пути́ кре́стному шествовавый;
ра́дуйся, Ца́рствие Небе́сное насле́довавый.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 3
Си́лою Креста́ неустраши́мо подвиза́лся еси́, преподо́бне Иоа́нне, проти́ву кня́зя ми́ра сего́, воинствуя за Це́рковь и водружа́я зна́мение побе́ды Христо́вы с пе́снею: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́я неоску́дное милосе́рдие ко вся́кому челове́ку, о́тче Иоа́нне, яви́лся еси́ скорбя́щим утеше́ние, заблу́дшим вразумле́ние, оби́димым заступле́ние, о си́рых и вдови́цах неусы́пное попече́ние и всем помо́щник во спасе́нии. Благодари́м о тебе́ Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, и тебе́ прино́сим пе́ние сие́:
Ра́дуйся, во́лю твою́ во́ли Бо́жией сообразова́вый;
ра́дуйся, ве́рою благода́ть позна́вый.
Ра́дуйся, благода́тию доброде́тели стяжа́вый;
ра́дуйся, всего́ себе́ ни́щим отда́вый.
Ра́дуйся, в ми́лости неизме́нный;
Ра́дуйся, врачу́ безме́здный.
Ра́дуйся, немощны́м от всея души́ послужи́вый;
Ра́дуйся, и́стинно Христу́ угоди́вый.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 4
Бу́рю за́висти воздви́же лука́вый в се́рдцах рабо́в самолю́бия, да погуби́т де́ло твое́, и научи́ гордыя клевета́ти пред цари́ на тя, побо́рниче благоче́стия. Бог же изведе́ пра́вду твою́, я́ко све́т, и спасе́ тя, во смире́нии пою́ща Христу́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́ша стена́ния бе́дствующих во дни гла́да, призва́л еси́ духо́вная ча́да твоя с тобо́ю хлеб насу́щный раздава́ти тре́бующим, до́брый и бо́дрый па́стырю, ду́ши челове́ческия милосе́рдием назида́яй, и от гла́да и безвре́менныя сме́рти лю́ди спаса́яй. Те́мже в честь и сла́ву приими́ пе́ние сие́:
Ра́дуйся, Хле́бом Небе́сным насыще́нный;
ра́дуйся, питие́м безсме́ртия напое́нный.
Ра́дуйся, Бо́га Сло́ва учени́к неизме́нный;
ра́дуйся, Ду́хом Святы́м осене́нный.
Ра́дуйся, Отцу́ Небе́сному всыновле́нный;
ра́дуйся, Пресвяты́я Тро́ицы хра́ме одушевле́нный.
Ра́дуйся, от бед и скорбе́й избавле́ние;
ра́дуйся, лука́вых серде́ц исправле́ние.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 5
Богоразу́мия звездо́, возсия́л еси́ во тьме́ неве́дения, отче Иоа́нне, луча́ми Ева́нгельскаго уче́ния проника́я в сердца́ челове́ческая и подвиза́я всех воспева́ти Со́лнцу Пра́вды Христу́: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дя мрак неве́дения, челове́ки покрыва́яй, бога́тство уче́ния Христо́ва расточи́л еси́ ще́дро, и неуста́нно труди́лся еси́, о́тче Иоа́нне, си́лу в моли́тве от Исто́чника прему́дрости почерпа́я. Сего́ ра́ди почита́ем Твою́ светоно́сную па́мять, взыва́юще:
Ра́дуйся, украше́нный седи́ною любому́дрия;
ра́дуйся, позлаще́нный доброде́телию смиренному́дрия.
Ра́дуйся, Богодухнове́нный учи́телю;
ра́дуйся, духо́внаго просвеще́ния покрови́телю.
Ра́дуйся, яснотеку́щая струя́ Богове́дения;
ра́дуйся, и́стиннаго Све́та пропове́дание.
Ра́дуйся, я́ко о́троки умудря́еши;
ра́дуйся, я́ко младе́нцем ра́зум открыва́еши.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 6
Пропове́дник сла́вы Бо́жия де́лом и сло́вом был еси́, о́тче Иоа́нне, те́мже избра́ тя прее́мника себе́ святи́тель Феодо́сий, с ним же во Ца́рствии Небе́снем пое́ши: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́л еси́ в дому́ Бо́жии, свети́льниче Христо́в Иоа́нне, егда́ избра́ша тя ве́рнии во архиере́я, по блаже́нней кончи́не свята́го Феодо́сия. Его же па́ству ве́рно упа́сл еси́, пою́щу тебе́:
Ра́дуйся, я́ко оде́я тя Прему́дрость Безле́тная;
ра́дуйся, я́ко украси́ тя Красота́ пресве́тлая.
Ра́дуйся, в ри́зу спасе́ния облече́нный;
ра́дуйся, влады́ко смире́нный.
Ра́дуйся, венце́м сла́вы венча́нный;
ра́дуйся, архипа́стырю избра́нный.
Ра́дуйся, о́вцы твоя́ сохрани́вый;
ра́дуйся, по́двиг любве́ соверши́вый.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 7
Хотя́ получи́ти небе́сную сла́ву, блаже́нне Иоа́нне, списа́л еси́ кни́ги мно́гия, в них же науча́еши ве́рныя упова́ти на Бо́га и в ско́рби пе́ти Ему́: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вый чудотво́рец святи́тель Феодо́сий боля́щу ти, о́тче Иоа́нне, яви́ся и повеле́ тебе́ совершати Литурги́ю. Ты же а́бие воста́ от одра́ боле́зни здра́в и вознесе́ благодаре́ние Христу́, о сем ра́дуяся, пое́м ти:
Ра́дуйся, таи́нниче моли́твенныя сла́дости;
ра́дуйся, храни́телю благода́тныя ра́дости.
Ра́дуйся, в ско́рби и боле́зни небе́снаго врача́ призва́вый;
ра́дуйся, по ве́ре твое́й исцеле́ние прия́вый.
Ра́дуйся, благоуха́ния цве́те, возрасты́й в безсме́ртие;
ра́дуйся, высото́ю жития́ твоего́ посрами́вый нече́стие.
Ра́дуйся, я́ко призыва́ющим тя помога́еши;
ра́дуйся, я́ко в со́ниих и виде́ниих ве́рныя посеща́еши.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 8
Стра́нное чу́до ви́дим в тебе́, Богоно́сне Иоа́нне, ты бо в ста́рости, яко ю́ный, испо́лнен сил, послужи́ти Христу́ в Сиби́рь прише́л еси́, веща́ние же И́стины Правосла́вия труды́ твои́ми про́йде до земли́ Кита́йския, и но́вии лю́дие Бо́жии научи́шася пе́ти: Аллилу́иа.
Икос 8
Весь был еси́ в Бо́зе, Его́ же пропове́дал еси́ во стране́ изгна́ния, умножа́я стадо спасе́нных, те́мже Це́рковь велича́ет тя, пою́щи:
Ра́дуйся, лю́ди от и́дол ко Христу́ обраща́яй;
ра́дуйся, ико́нами Богома́тере духо́вных чад благословля́яй.
Ра́дуйся, яко хла́дную Сибирь благода́тно согрева́еши;
ра́дуйся, яко но́щь скорбе́й отгоня́еши.
Ра́дуйся, я́ко всем состра́ждеши;
ра́дуйся, я́ко пра́вилом жития́ твоего́ всех назида́еши.
Ра́дуйся, темни́ц посети́телю;
ра́дуйся, и́стинный Христо́в служи́телю.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 9
Все твое́ се́рдце отда́л еси́ во исполне́ние Ева́нгельския пра́вды, те́мже мно́гая до́брая дела́ соверши́л еси́, боголюби́вый о́тче, в кра́ткое вре́мя служе́ния твоего́ в Тобо́льске, та́йно благотворя́ и у́зники
посе́щая во и́мя Иису́са Христа́, Ему́ же все́х призыва́еши возглаша́ти: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́йство челове́к не мо́жет сложи́ти досто́йную похвалу́ святы́ни твое́й, о́тче, я́ко Сам Бог просла́ви тя чу́дною кончи́ною жития́ твоего́, ю́же прови́дя, соверши́л еси́ Литурги́ю и, послужи́в трапе́зе ни́щих в дому́ твое́м, уедини́лся еси́ на моли́тву и та́ко отше́л еси́ ко Го́споду, пред ико́ною Богома́тере приклони́вся. Мы же во умиле́нии пое́м Ти:
Ра́дуйся, усну́вый пло́тию на земли́;
ра́дуйся, живы́й душе́ю на Небеси́.
Ра́дуйся, со апо́столы Христу́ поклоня́яйся;
ра́дуйся, с му́ченики венчаяйся.
Ра́дуйся, в собо́ре святы́х оте́ц сия́яй;
ра́дуйся, в ли́ке преподо́бных воспева́яй.
Ра́дуйся, ико́ну Богома́тере дарова́вый Тобо́льску в благослове́ние;
ра́дуйся, я́ко сия чудотво́рная ико́на на́ше огражде́ние.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 10
Спасе́ние душа́м на́шим испроси́, о́тче святы́й Иоа́нне, да возсия́ют пра́вда и мир посреде́ па́ствы твоея́, и в це́ркви вели́цей испове́мыся Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Стена́ еси́ бе́дным и сиро́тствующим, ми́лостиве святи́телю Иоа́нне, утеше́ние на́ше во дни ско́рби, исцеле́ние неду́гующим, просвеще́ние слепо́тствующим. Сего́ ра́ди, припа́дающе ко святы́не твое́й, зове́м ти:
Ра́дуйся, яко де́ло земна́го жития твоего́ продолжа́еши;
ра́дуйся, яко на стра́же спасе́ния на́шего пребыва́еши.
Ра́дуйся, по́стниче и моли́твенниче, злы́я ду́хи изгоня́яй;
ра́дуйся, де́вственниче, разсла́бленныя укрепля́яй.
Ра́дуйся, Бо́жий свети́льниче, зре́ние уясня́яй;
ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры, слух исцеля́яй.
Ра́дуйся, я́ко мно́зи припа́дают к тебе освяща́емии;
ра́дуйся, яко издале́ча мо́лятся тебе спаса́емии.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 11
Пе́ние сие́, я́ко дар смире́нный приими́ от нас, о́тче Иоа́нне, и соверше́нный дар любве́ нам испроси́, да у́зрим сла́ву Бо́жию и в Небесе́х услы́шим: Аллилу́иа.
Икос 11
Светоза́рное со́лнце, возше́дшее во тьме грехо́вней, зри́шися, о́тче преподо́бне, Живы́й бо во ве́ки дарова́ тебе власть и по сме́рти изгоня́ти де́моны и собира́ти ве́рныя на моли́тву, те́мже две сте лет притека́ху ко гро́бу твоему́ лю́дие и завеща́ху ро́ду гряду́щему велича́ти Тя:
Ра́дуйся, яко ту́чи неве́рия разгоня́еши;
ра́дуйся, яко мра́чныя ду́ши ве́рою озаря́еши.
Ра́дуйся, яко наде́жду спасе́ния оживля́еши;
ра́дуйся, яко отча́янныя спаса́еши.
Ра́дуйся, я́ко па́дшия возставля́еши;
ра́дуйся, я́ко уны́лыя воздвиза́еши.
Ра́дуйся, яко вся́ку сле́зу бе́дствующих отъе́млеши;
ра́дуйся, я́ко сле́зы покая́ния исторга́еши.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 12
Благода́ть исцеле́ния пролия́ся от святы́х моще́й твои́х, о́тче Иоа́нне, и собра́шася от всех конце́в земли́ Росси́йския ча́да твоя́ под се́нию ма́тере це́рквей сиби́рских на ме́сто погребе́ния твоего́, и возопи́ша Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще ми́лостиваго Бо́га, свет в душа́х и горя́щия свещи́ в рука́х иму́ще, срето́ша ве́рнии честны́я и многоцеле́бныя мо́щи твоя́, преподо́бне Иоа́нне, архиере́и же пронесо́ша их о́крест Софи́йския це́ркве. Тогда́ со слеза́ми умиле́ния ви́деша вси́, я́ко не́бо и земля́ сторжеству́ют с на́ми, тре́петно взыва́юще:
Ра́дуйся, А́нгелом сожи́телю;
ра́дуйся, Го́рния Це́ркве служи́телю.
Ра́дуйся, яко па́ству твою́ моли́твами покрыва́еши;
ра́дуйся, яко пред чу́дною ико́ною Богома́тере мощми́ почива́еши.
Ра́дуйся, я́ко Первообра́зную лицезри́ши;
ра́дуйся, я́ко Пресвяте́й Тро́ице предстои́ши.
Ра́дуйся, Бо́гови принося́й о нас кади́ло умилостивле́ния;
ра́дуйся, неусы́пный хода́таю на́шего спасе́ния.
Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.
Кондак 13
О вели́кий святи́телю Иоа́нне, приими́ моле́ние сие на́ше и, принося́ его́ ко престо́лу Всевы́шняго, испроси́ стране́ на́шей ми́ра и ве́ры утвержде́ния, лю́дем же оправда́ния пред очи́ма стра́шнаго Судии и насле́дия Ца́рствия Бо́жия, во е́же приноси́ти пе́снь хвалы́: Аллилу́иа.
(Се́й конда́к глаго́ли три́жды. Посе́м и́кос 1 и конда́к 1).
Молитва
О па́стырю до́брый, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, пра́ведный путь жития́ твоего́ приведе́ тя к ве́чному Со́лнцу Пра́вды. Ты бо все́ю душе́ю взыска́л еси́ Бо́га, возлюби́л еси́ Его́ па́че сия́ вре́менныя жи́зни. Мы же удали́хомся Бо́жия благосты́ни, ходя́ще по зле́й свое́й во́ли, возлюби́хом су́етная наслажде́ния, вознераде́хом о спасе́нии душ наших, затвори́хом се́рдце для слы́шания сло́ва Боже́ственнаго и отверго́хомся братолю́бия.
О благостный святи́телю Иоа́нне! Не попусти́ нам поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о нас моле́ние ко Го́споду, да поми́лует нас и да́рует нам покая́ние, да не поглоти́т нас бе́здна лихои́мства, зло́бы и лжи, да умо́лкнет междоусо́бная бра́нь, да изба́вится земля́ на́ша гла́да и вся́каго гне́ва Бо́жия, да воцари́тся мир среди́ ми́ра земна́го.
Услы́ши нас гре́шных, свя́тче Бо́жий, яви́ нам чу́дное заступле́ние твое́, посети́ нас си́рых, ни́щих, бе́дствующих и заблу́дших ове́ц твоего́ ста́да: неду́ги на́ша исцели́, укрепи́ си́лы к терпели́вому несе́нию креста́ жи́зни, внемли́ стена́нию стра́ждущих, рыда́нию одино́ких, при́зри на слезы немощны́х и печа́льных. Мы боле́знуем душе́ю и изнемога́ем се́рдцем; моли́ся, побо́рниче Истины, да возвратя́тся отпа́дшии в ло́но Це́ркве Христо́вы, да сла́вится и́мя Бо́жие в нас, да ца́рствует пра́вда и любо́вь в земли́ на́шей, и мир Христа́ Бо́га на́шего да сподо́бимся прия́ти, ра́дость же о Го́споде да возсия́ет в сердца́х на́ших и благослови́м пречестное и великоле́пое имя Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому
глас 8
Наста́вниче благоче́стия,/ сиро́тствующих пита́телю,/ скорбя́щих уте́шителю, неду́гующих врачу́ безме́здный,/ душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче,/ те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Учитель благочестия, сирот воспитатель, утешитель скорбящих, больным бескорыстный врач, страдающим душой быстрый помощник, усердный молитвенник обо всех ко Господу, святитель отче Иоанн, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Канон святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому
Минея, 10 Июня, Канон святителю
Глас 1
Песнь 1
Ирмос: Пе́снь побе́дную пои́м вси Бо́гу,/ сотво́ршему ди́вная чудеса́ мы́шцею высо́кою/ и спа́сшему Изра́иля,/ я́ко просла́вися.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ве Бо́жий,/ помози́ ми досто́йно воспе́ти чудотво́рца Сиби́рскаго, святи́теля Иоа́нна,/ моя́ прегреше́ния презира́я и подава́я му́дрость се́рдцу и усто́м мои́м.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Был еси́, святи́телю Иоа́нне, ю́ноша благочести́в,/ роди́телем утеше́ние, кни́жному уче́нию приле́жен,/ умудря́я ра́зум свой высо́кими позна́нии/ и к Го́сподеви всем се́рдцем прилепля́яся.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Глубо́кия ве́ры прича́стник был еси́, преподо́бне,/ егда́, обуча́я ю́ношей,/ стремле́ние ко Го́споду в сердца́х их му́дро пробужда́л еси́,/ наставля́я их вся обраща́ти во сла́ву Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Пресвята́я Де́во,/ со святи́телем Тобо́льским Иоа́нном/ моли́ся к Сы́ну Твоему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́,/ да пода́ст нам оставле́ние прегреше́ний на́ших и от вся́ких бед спасе́т.
Песнь 3
Ирмос: Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии,/ сей бы́сть во главу́ у́гла:/ Той е́сть Ка́мень,/ на не́мже утверди́ Це́рковь Христо́с,/ ю́же от язы́к искупи́.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра всеце́ло плени́ тя, святи́телю Иоа́нне,/ и в се́рдце твое́м возгоре́ся о́гнь:/ мир и я́же в ми́ре оста́вити/ и во и́ночестем зва́нии Бо́гу послужи́ти.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Умудри́л еси́, святи́телю Бо́жий, ра́зум твой веле́нием сло́ва Бо́жия/ и, в зва́нии иеромона́ха быв,/ яви́л еси́ вели́кия тала́нты в пропове́дании сло́ва Бо́жия/ и наро́дную любо́вь стяжа́л еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Бра́тию Ла́вры умиля́л еси́, святи́телю,/ егда́ в пути́ и́ноческаго жития́ своего́/ все́ю душе́ю предава́лся еси́ уси́ленным моли́твенным по́двигом,/ усе́рдному и постоя́нному посеще́нию служб церко́вных/ и воздава́л еси́ сла́ву Бо́гу,/ та́ко о тебе́ благоволи́вшему.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: О, Ма́ти Бо́жия!/ Твои́ми всеси́льными мольба́ми соде́лай нас подража́тели жития́ святи́теля Иоа́нна,/ да и на́шим житие́м сла́вится Бог,/ в Тро́ице Святе́й почива́яй.
Седален, глас 4
Боля́щу ти, святи́телю Иоа́нне, и на одре́ сме́ртнем лежа́щу,/ яви́ся тебе́ святи́тель Феодо́сий и повеле́ тебе́:/ служи́ зау́трие, и здрав бу́деши./ Нима́ло же усумне́вся во обеща́нии,/ ты повеле́л еси́ вся пригото́вити к твоему́ служе́нию во хра́ме,/ и, ми́лостию Бо́жиею соверши́в в по́лном здра́вии Литурги́ю,/ своему́ Небе́сному цели́телю соста́вил еси́ похвалу́,/ и всем лю́дем возвести́л еси́ чудоде́йственную тебе́ по́мощь святи́теля Феодо́сия.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося, разуме́хом, Богоро́дице Де́во,/ Того́ со святи́телем Иоа́нном моли́/ спасти́ся гра́ду на́шему Тобо́льску/ и всей стране́ Сиби́рстей.
Песнь 4
Ирмос: Ду́хом прови́дя, проро́че Авваку́ме, Словесе́ воплоще́ние,/ пропове́дал еси́, вопия́:/ внегда́ прибли́житися ле́том – позна́ешися,/ внегда́ приити́ вре́мени – пока́жешися./ Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
До́бре подвиза́лся еси́, святи́телю, во святе́й Ла́вре,/ моли́твенное уедине́ние соде́ла тя избра́нным сосу́дом благода́ти Боже́ственныя,/ и, позна́в твое́ чи́стое в мона́шестве житие́,/ святи́тель Черни́говский Феодо́сии призва́ тя в Черни́гов,/ и в сан архимандри́та возво́дит,/ и Еле́цкую оби́тель во управле́ние тебе́ поручи́.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
С любо́вию и до́брым послуша́нием рабо́тал еси́, святи́телю Иоа́нне, святи́телю Феодо́сию,/ по блаже́нней же кончи́не его́/ наро́дом правосла́вным избра́н был еси́ прее́мником его́ святи́тельскаго служе́ния/ и Святе́йшим Патриа́рхом Адриа́ном рукополо́жен был еси́ в архиепи́скопа Черни́говскаго.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́ко свети́льник све́тлый, на высоте́ архиере́йскаго престо́ла поста́вленный,/ ты, святи́телю, свои́ми вели́кими доброде́тельми сниска́л еси́ вели́кую любо́вь па́ствы твоея́./ Дай и нам, гре́шным, моли́твами твои́ми свет Христо́в жи́знию свое́ю явля́ти/ и бы́ти о́бразом для всех, спасе́ния и́щущих.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Моли́, Пречи́стая, Бо́га, без се́мене от Тебе́ ро́ждшагося,/ да упра́вим житие́ свое́ ко благоугожде́нию Го́споду/ и в любви́ к бра́тиям на́шим.
Песнь 5
Ирмос: Твой мир да́ждь нам,/ Сы́не Бо́жий:/ ина́го бо, ра́зве Тебе́, бо́га не зна́ем./ И́мя Твое́ имену́ем,/ я́ко Бог живы́х и ме́ртвых еси́.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
С вели́кою печа́лию Черни́говския духо́вныя де́ти твоя́/ провожда́ху тя, святи́телю, в град Тобо́льск,/ но оби́тели Тобо́льска ра́достно срето́ша тебе́,/ я́ко ве́стника ми́ра и учи́теля благоче́стия./ Ны́не же вся Сиби́рь благогове́йно соверша́ет па́мять твою́ и мо́лится тебе́,/ да огради́ши ми́ром всю зе́млю сию́/ и в Ца́рствие Бо́жие введе́ши моля́щихся тебе́.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Святи́телю Христо́в!/ ве́сь досу́г свой ты посвяща́л еси́ составле́нию книг душеполе́зных,/ и ча́да твоя́ духо́вная, пита́яся и́ми,/ о мирско́м попече́ние оставля́ху/ и устремля́хуся к получе́нию ве́чнаго блаже́нства.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Кто мо́жет изобрази́ти твое́, святи́телю бла́гостный, нищелю́бие,/ твоя́ та́йныя посеще́ния обита́лищ бе́дных,/ твоя́ бесе́ды с заключе́нными?/ Научи́ и нас не для себе́ жи́ти,/ но и о бе́дных помышля́ти и стра́ждущих посеща́ти,/ да получи́м благослове́ние от Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Святи́тель Иоа́нн святу́ю ико́ну Богома́тере, сия́ющую чудесы́,/ дарова́ гра́ду Тобо́льску,/ да ве́рнии лю́дие прославля́ют чу́дное заступле́ние Богома́тере/ и моли́твы своего́ святи́теля.
Песнь 6
Ирмос: Проро́ка Ио́ну подража́я, вопию́:/ живо́т мой, Бла́же, свободи́ из тли/ и спаси́ мя, Спа́се ми́ра, зову́ща: сла́ва Тебе́.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Благовествова́ние твое́ и́стин Ева́нгельских,/ благогове́йное соверше́ние Богослуже́ний,/ кро́тость и смире́ние/ стяжа́ша тебе́ не́жную и святу́ю любо́вь наро́дную:/ помина́й и нас, гре́шных, у Престо́ла Царя́ Сла́вы/ и да́ждь нам не о вре́меннем пещи́ся,/ но о приобре́тении благ Ца́рствия Небе́снаго.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Вдовы́, и сироты́, и вси бе́днии обита́тели Тобо́льска/ вои́стинну ви́деша в тебе́ отца́ своего́/ и, получа́юще от Тебе́ по́мощь, прославля́ху Го́спода,/ еди́наго милосе́рдия Учи́теля.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты, святи́телю, наипа́че де́лом и все́ю свое́ю жи́знию/ учи́л еси́ всех жи́ти по Христо́ву Ева́нгелию./ Твои́ми моли́твами соде́лай и нас неле́ностными испо́лнительми Ева́нгельских за́поведей,/ да с тобо́ю сподо́бимся во ве́ки в ра́йских оби́телех прославля́ти на́шего Спаси́теля.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Усе́рдная Моли́твеннице на́ша,/ при́зри на на́ша стена́ния,/ боле́зни на́ша исцели́,/ грехо́в бре́мя разреши́,/ любо́вь к Бо́гу и бра́тиям в се́рдца на́ша всади́,/ да, изба́вльшеся от злых, просла́вим Тебе́,/ Вино́вницу на́шего спасе́ния.
Кондак, глас 2
Яви́лся еси́ во тьме́ неве́дения пребыва́ющим просвети́тель,/ вдов и сиро́т уте́шитель,/ ди́вный врач немощству́ющих,/ младе́нцев и отроко́в наста́вник,/ роди́телем же пресве́тлое ра́дование,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние,/ во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние,/ лю́дем же свои́м ве́лию ми́лость.
Икос
Блаже́нна кончи́на твоя́, святи́телю:/ по Боже́ственней Литурги́и пита́я дру́ги своя́, с ни́миже труди́лся еси́, и ни́щих,/ ты сам трапе́зы не вкуша́л еси́,/ но по о́бразу Спаси́теля, был еси́ я́ко служа́й:/ кро́тко бесе́довал еси́ со свои́ми детьми́ духо́вными,/ к ве́черу же, удали́вшися в свою́ моли́твенную ке́ллию,/ в моли́тве излива́л еси́ ду́шу свою́ пред Го́сподем и Пречи́стою Богоро́дицею/ и коленопреклоне́нно пре́дал ду́шу свою́ Го́споду./ Сего́ ра́ди мы вси со умиле́нием взыва́ем ти:/ о вели́кий святи́телю!/ умоли́ Го́спода и нам пода́ти кончи́ну непосты́дную/ и всем, живу́щим в ми́ре, ве́ры укрепле́ние,/ в до́брых де́лех утвержде́ние,/ да получи́м от Христа́ Бо́га ве́лию ми́лость.
Песнь 7
Ирмос: Су́щим в пещи́ отроко́м Твои́м, Спа́се,/ не прикосну́ся, ниже́ стуши́ о́гнь./ Тогда́ трие́, я́ко еди́ными усты́, поя́ху/ и благословля́ху, глаго́люще:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Возлюби́л еси́, святи́телю, просвеще́ние духо́вное:/ и в Черни́гове, и во гра́де Тобо́льске усе́рдно обуча́л еси́ бу́дущих па́стырей,/ сам посеща́я шко́лу,/ и учи́л еси́ наста́вников и пито́мцев шко́лы взыва́ти Го́споду:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Кто не восхва́лит па́стырския труды́ твоя́, сиби́рский моли́твенниче,/ кто не восхва́лит твоего́ попече́ния о язы́чницех Тобо́льскаго кра́я,/ кто не удиви́тся твоему́ руково́дству па́стырей Це́ркви в пропове́дании сло́ва Бо́жия/ и в непреста́нней восклица́нии Го́споду:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И при жи́зни твое́й/ стра́ждущии и боля́щии утеше́ние и исцеле́ние от Тебе́ получа́ху,/ по блаже́нней же кончи́не твое́й ко гро́бу твоему́ прибега́ху,/ и благода́тную по́мощь ты, святи́телю, оби́льно источа́л еси́,/ да вси благода́рно воспева́ют, глаго́люще:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Приклони́ся на́шим мольба́м, Чи́стая Богороди́тельнице,/ моли́твою ми́лостивно подви́гнися к Бо́гу/ и Сего́ ми́лостива сотвори́ нам,/ на Тя, Блага́я, при́сно наде́ющимся и взыва́ющим:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.
Песнь 8
Ирмос: Песносло́вцы в пещи́ спа́сшаго де́ти/ и громопла́менную прело́жшаго на ро́су,/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Глас наро́дный – глас Бо́жий по кончи́не твое́й, блаже́нне,/ именова́ше тебе́, святи́телю, ми́лостивым чудотво́рцем/ и Го́споду, дарова́вшему тебе́ благода́ть исцеле́ний, взыва́ше:/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
В зно́йное ле́тнее вре́мя сконча́лся еси́, святи́телю Бо́жий,/ и те́ло твое́ до́лгия дни пребы́сть без погребе́ния,/ до́ндеже блаже́нный Филофе́й из миссионе́рскаго стра́нствования не возврати́ся,/ и, ви́дя нетле́нным твое́ те́ло, взыва́ше:/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Устремля́хуся ко гро́бу твоему́, святи́телю Иоа́нне,/ вси, душе́ю стра́ждущии и грехи́ обремене́ннии,/ и, твои́м моли́твенным заступле́нием благода́тную от Го́спода по́мощь получи́вше, ра́достно взыва́ху:/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
О вели́цем дерзнове́нии твое́м пред Бо́гом свиде́тельствоваху ве́рнии/ и, повеству́юще о твое́м мо́щнем предста́тельстве,/ всех уча́ху Спаси́телю восклица́ти:/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Бе́здна после́дняя обы́де мя безме́рных прегреше́ний/ и во глубину́ низво́дит мене́ лю́таго отча́яния./ Ро́ждшая бе́здну милосе́рдия, ускори́ и спаси́ мя,/ да из глубины́ се́рдца вопию́:/ Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Песнь 9
Ирмос: Светоно́сный о́блак,/ в о́ньже всех Влады́ка,/ я́ко до́ждь с небесе́ на руно́, сни́де/ и воплоти́ся нас ра́ди,/ быв Челове́к, Безнача́льный,/ велича́ем вси я́ко Ма́терь Бо́га на́шего Чи́стую.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
О святи́телю Иоа́нне,/ моли́ Го́спода и Пречи́стую Его́ Ма́терь/ дарова́ти всем нам си́лу,/ Го́спода от всея́ души́ и всего́ се́рдца люби́ти/ и И́мя Его́ Пречи́стое сла́вити и воспева́ти:/ сла́ва Го́споду, да́вшему святи́телю кре́пость,/ сла́ва Го́споду, чрез святи́теля благода́тно нам помога́ющему.
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
О, коли́ка чуде́с твои́х си́ла!/ О, коли́ка назида́тельна жития́ твоего́ све́тлость!/ Ка́ко, земна́я вся оста́вив,/ на Небеси́ несказа́нным блаже́нством наслажда́ешися,/ не забу́ди нас в твои́х святы́х моли́твах,/ ди́вный святи́телю.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
О вели́кий сиби́рский святи́телю Иоа́нне, митрополи́те Тобо́льский,/ гре́шных на́шу моли́тву приими́/ и оте́чество твое́ в ми́ре сохрани́,/ земна́я бла́га не отыми́ от нас/ и упра́ви пу́ть наш к Ца́рству Небе́сному.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: О Пресвята́я Де́во!/ При свое́й жи́зни святи́тель Иоа́нн/ усе́рдно своя́ излива́ше моли́твы пред чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ ны́не же на Небеси́ созерца́ет сла́ву Твою́/ и слы́шит моли́твы Твоя́ о всем ми́ре./ Со святи́телем Тобо́льским моли́ся, Пренепоро́чная, о стране́ Сиби́рстей/ и упра́ви пу́ть наш к Небе́сному Ца́рствию.
Светилен
Святи́тель Тобо́льский и моли́твенник всея́ страны́ Сиби́рския/ дне́сь Це́рковию прославля́ется, я́ко му́дрый упра́витель церко́вный,/ я́ко милосе́рдия о́браз, я́ко святи́телей украше́ние.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Седмосве́тлый Тя све́щник,/ о́гнь Богоразу́мия нося́щ, Отрокови́це, проро́к дре́вле прови́дя,/ светя́щ во тьме́ неве́дения бе́дствующим,/ те́мже вопие́м Ти, Всенепоро́чная:/ со святи́телем Иоа́нном моли́ся дарова́ти нам свет ра́зума,/ дух прему́дрости и просвеще́ние очесе́м се́рдца на́шего/ к позна́нию Еди́наго Бо́га на́шего.
Вернуться к списку