-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Иларион (Григорович)
Иларион (Григорович) (1696 - 1760), епископ Крутицкий (Сарский и Подонский), святитель
Родился 20 декабря 1696 года в городе Соснице Черниговской губернии.
В 1714 году, имея склонность к изучению наук, покинул родной дом и ушел в Киев учиться. По окончании образования в Киевской духовной академии в 1721 году пожелал принять монашеский постриг в Киевском Братском монастыре. Постриг совершил учитель богословия иеромонах Иосиф (Волынский). Тогда же инок Иларион получил должность учителя в Киевской академии и трудился четыре года с усердием в этом звании.
В 1726 году был рукоположен в сан иеромонаха и стал префектом Харьковского коллегиума, где преподавал риторику и философию, слыл одаренным проповедником.
29 июня 1733 года был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Успенского Святогорского монастыря на реке Северский Донец.
Был весьма требователен к себе и братии, от которой за это, как и его предшественник, архимандрит Митрофан (Шеинков), неоднократно подвергался неприятностям. Иеродиакон Иоасаф, сперва от себя одного, потом от имени братии, подал на архимандрита доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя его в излишней строгости к нему, Иоасафу, и ко всей братии, а также в неправильных распоряжениях по монастырской экономии. Но Иоасаф, вызванный следственной комиссией в Белгород на допрос, бежал из консистории, а доверенные от всей братии - иеромонах Софоний, иеродиакон Арсений и монах Ефестион - объявили в консистории, что они решительно не знают никаких вин за архимандритом; причем иеромонах Мисаил присовокупил, что он, хотя и умеет писать, но ни сам не подписывал доноса, ни другого кого не просил подписываться за него. Уже в указе консистории от 10 февраля 1735 года видим архимандрита Илариона снова начальником Святогорской пустыни. Упоминается его имя и в указах 1736 и 1737 годов.
Входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы.
С 1738 по 1740 год управлял Николаевской Белгородской обителью на реке Донец.
3 декабря 1739 году назначен настоятелем монастыря Саввы Сторожевского.
С 16 февраля 1741 года занимал должность в Канцелярии синодального правления.
В марте 1743 года назначен настоятелем Чудова монастыря, причем ему назначено жалованья 300 рублей в год из средств Синодальной типографии.
В 1743 году был кандидатом на Воронежскую кафедру, но тогда епископом был избран архим. Феофилакт (Губанов).
С 17 декабря 1744 года - архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, с прежним, "каковое за библейский труд получал", жалованьем, а в священнослужении велено ему "облачение употреблять и мантию носить и место содержать по степени Чудова монастыря".
Несмотря на болезни, занимался научной деятельностью, для чего приезжал в Москву, останавливался на подворье Новоиерусалимского монастыря. В 1744 году вошел в Комиссию по исправлению славянской Библии. Святейший Синод предписывал ему "при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни кроме недельных быть и слушание и исправление Библии иметь" вместе с архиепископом Московским Иосифом (Волчанским). За такой труд жалованье ему было повышено до половины архиерейского оклада, то есть до 750 рублей.
После смерти архиеп. Иосифа в 1745 году товарищем архимандриту Илариону по библейскому переводу был назначен учитель Московской академии греческих школ иеромонах Иаков (Блонницкий), причем им было велено положить в основание Библию, исправленную и проверенную при Стефане (Яворском), только еще раз проверить те места, которые там было признано нужным исправить.
В июне 1746 года они освидетельствовали "Требник" и "Чин присоединения к Православию иноверцев".
9 января 1747 года архимандрит Иларион доносил Синоду, что для успеха дела непременно нужно смотреть на достоверный цельный текст библейский, находящийся в греческих кодексах, и просил уволить его от такого дела, потому что "труждающиеся при чтении библейском должны знать совершенно греческий язык, а он греческому языку не учился", а к тому же "через три года при той Библии труждающийся ослабел немало глазами и повседневно продолжающемуся через четыре-пять часов и больше тому чтению удовлетворить не может" - и просил отпустить его в Воскресенский монастырь с тем, чтобы ему было оставлено и жалование за труды "по чтению Библии получаемое, понеже в Воскресенском монастыре пять только рублей определено в год архимандриту получать жалованья и больше приходу нет никакого". Просьба его была исполнена. Плодом деятельности архим. Илариона стали 290 тетрадей, которые содержали исправленный им библейский текст.
С 15 марта 1748 года - член Святейшего Синода, заседал в Московской синодальной конторе.
22 мая 1748 года был хиротонисан во епископа Крутицкого (Сарского и Подонского).
О нестяжательности святителя Илариона во время его служения на архиерейской кафедре свидетельствует следующий случай. 13 января 1752 года он был вызван в Санкт-Петербург на Синод для присутствия в качестве синодального члена. На донесение его, что он не имеет средств ехать в Петербург и что Крутицкий архиерейский дом обременен более чем четырьмя тысячами долгу, последовало от 23 февраля того же года повеление: "Синодальному члену Преосвященнейшему Илариону в Санкт-Петербурге для присутствия в Синоде быть неотменно, а на представление его из Святого Синода отписать выговор с изъяснением, что он не для того в архиерея произведен, чтоб от неумеренных доходов долги наживать".
С 14 июня 1754 по 25 января 1758 года временно управлял Московской епархией.
Вблизи мест своих первых юношеских подвигов святитель освятил деревянный храм во имя святителей Московских, построенный Киево-Печерским архимандритом Лукой в Китаевой пустыни. Также по благословению святителя Илариона был освящен придел во имя святого Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Архипастырские труды епископа Илариона в Москве стяжали ему славу святителя жизни богоугодной, подвижника и молитвенника.
Скончался 3 декабря 1760 (по др. источникам, 1759) года в 9 часов вечера "с подобающим христианским приготовлением, совершенным исповеданием и крепкой до самой кончины памятью". Был погребен в Москве, в архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице под придельным храмом Никольским при Воскресенской церкви. В 1930-х годах храм был перестроен под жилое помещение, погребение было утрачено.
Библиотека архиерея по завещанию поступила в Крутицкую семинарию.
Свидетели его праведных подвигов во множестве стекались к гробнице избранника Божия. До 1816 года из стенного оконца можно было видеть его открытую гробницу, к которой сходился народ. На стене перед склепом была изображена надпись, содержавшая сведения о его жизни и подвигах.
5 октября 1987 года был канонизирован в лике местночтимых Тульских святых, во Всехсвятском соборе Тулы состоялся чин прославления Собора Тульских святых. 8 мая 2008 года был причислен к лику святителей Собора Святогорских святых.
Вернуться к списку