- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Сергий Дрезненский (Скворцов), пресвитер
Священномученик Сергий родился 4 июля 1896 года в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье печника Иосифа Скворцова и его супруги Екатерины. В 1914 году Сергей окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Николаевне Михайловой, дочери служащего железной дороги; впоследствии у них родилось трое детей — Лидия, Николай и Александр.
В 1918 году в то время, когда Русская Православная Церковь была поставлена безбожниками большевиками вне закона, Сергей Иосифович, желая послужить Церкви, был рукоположен во диакона, а в 1926 году — во священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он и прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал приходу и для всех неимущих требы совершал бесплатно. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были весьма сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от захвата обновленцами. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт только в 1953 году.
Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету, подписавшись под тем, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. «Уедешь, и, может быть, минет тебя “чаша сия”», — говорили ему мнимые доброжелатели. Но и это предложение он не принял, сказав: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза?»
Весной 1937 года тяжело заболела жена священника Клавдия Николаевна. Поначалу болезнь казалась не грозной, так как это была обыкновенная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез, от которого 30 апреля 1937 года Клавдия Николаевна скончалась, оставив троих детей — четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом и с бабушкой Екатериной Никитичной.
Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован его друг протоиерей Василий Максимов [1] , он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь.
В дом вошли трое сотрудников НКВД. После обыска один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, всех благословил и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение: дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», не в силах справиться со своим состоянием и остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух.
Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети привозили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре отца Сергия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены свидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими» [2] .
Секретарь сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: “Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет”» [3] .
Выслушав зачитанные ему показания свидетелей, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал.
3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.
— Дайте показания о контрреволюционных высказываниях Максимова.
— Мне во время бесед от священника Максимова относительно новой конституции приходилось слышать: «При новой конституции нам будет лучше». Высказываний контрреволюционного характера от него слышать не приходилось.
— Следствие располагает данными, что вы среди верующих поселка Дрезна проводили антисоветскую агитацию. Признаете ли вы это?
— Нет, я этого не признаю.
— Следствие располагает данными, что весной 1937 года, будучи в сельсовете, вы высказывали антисоветские суждения о советской власти, доказывая, что государство притесняет верующих.
— Нет, этого я не признаю.
— Дайте конкретные показания о ваших контрреволюционных связях с попом Максимовым и о его антисоветской деятельности.
Нам известно, что вы заявляли: «Поп Максимов арестован за проповеди с амвона и антисоветские высказывания на поминках». Какие это были высказывания? Дайте показания.
— Я никаких связей контрреволюционного характера со священником Максимовым не имел, антисоветских высказываний Максимова не знаю и не слышал. Я слышал о причинах ареста священника от фотографа Цветкова.
На этом допросы были прекращены, и 5 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы отец Сергий был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага он был через некоторое время отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг в Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой; им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане. Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией».
Священник Сергий Скворцов умер в Безымянлаге 25 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 157-162
Священномученик Сергий (Скворцов)
Марта 12 (25)
Священномученник Сергий родился 4 июля 1896 года в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье Иосифа и Екатерины Скворцовых. Отец Сергея был печником. В 1914 году Сергей Иосифович окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Николаевне Михайловой, дочери служащего железной дороги; впоследствии у них родилось трое детей – Лидия, Николай и Александр.
В 1918 году в самом начале безбожных гонений, когда Русская Православная Церковь была поставлена большевиками вне закона, Сергей Иосифович был рукоположен в сан диакона, а в 1926 году – в сан священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал приходу и для всех неимущих требы совершал бесплатно. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были очень сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от их захвата. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял в это время деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт в 1953 году.
Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету и написал, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. «Уедешь, и, может быть, минет тебя «чаша сия"», – говорили ему «доброжелатели». Но и это предложение он не принял, сказав: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза?»
Весной 1937 года тяжело заболела его жена Клавдия Николаевна. Поначалу болезнь казалась не грозной, так как это была обыкновенная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез, от которого 30 апреля 1937 года Клавдия Николаевна скончалась, оставив троих детей: четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом Сергием и с бабушкой Екатериной Никитичной.
Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован друг отца Сергия, протоиерей Василий Максимов, он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь.
В дом вошли трое сотрудников НКВД. Они все перерыли, но ничего не нашли. После этого один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, благословил, поцеловал и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение, дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», и состояние ее было таково, что она не могла остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух.
Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими».
Председатель сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: «Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет"».
Выслушав лжесвидетельства, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал.
3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.
– Дайте показания о контрреволюционных высказываниях Максимова.
– Мне во время бесед от священника Максимова относительно новой конституции приходилось слышать: «При новой конституции нам будет лучше». Высказываний контрреволюционного характера от него слышать не приходилось.
– Следствие располагает данными, что вы среди верующих поселка Дрезна проводили антисоветскую агитацию. Признаете ли вы это?
– Нет, я этого не признаю.
– Следствие располагает данными, что весной 1937 года, будучи в сельсовете, вы высказывали антисоветские суждения о советской власти, доказывая, что государство притесняет верующих.
– Нет, этого я не признаю.
– Дайте конкретные показания о ваших контрреволюционных связях с попом Максимовым и о его антисоветской деятельности. Нам известно, что вы заявляли: «Поп Максимов арестован за проповеди с амвона и антисоветские высказывания на поминках». Какие это были высказывания? Дайте показания.
– Я никаких связей контрреволюционного характера со священником Максимовым не имел, антисоветских высказываний Максимова не знаю и не слышал. Я слышал о причинах ареста священника от фотографа Цветкова.
На этом допросы были прекращены, и 5 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы священник был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага он был через некоторое время отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой, им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане. Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией».
Священник Сергий Скворцов умер в Безымянлаге 25 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 15797.
Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 7. Тверь, 2002.
Крутова (Скворцова) Лидия Сергеевна.
Акафист священномученику Сергию Дрезненскому (Скворцову)
Кондак 1
Избранный подвижниче и истинный сыне Церкве Русския, изрядный угодниче и твердый исповедниче Христов, богоблаженне отче наш Сергие! Почитаем тя любовию и похвальная восписуем ти: ты бо в заточении неотступно пребыл еси верен Христу, в скорбех, тесноте и гонениих благодаривый Бога. Не престай молитися, поминая чад твоих, да спасет Господь взывающих и поющих ти:
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя во дни смут и нестроений церковных избра тя, святый отче Сергие, в проповедника Православия среди народа от веры отступавшего Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси учение Спасителя Нашего, за Него же многия страдания смиренне претерпевши, венцем мученическим украсился еси на небесех, идеже молишися о всех, взывающих ти сице:
Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый;
Радуйся, за веру и Отечество живот свой положивый;
Радуйся, царствия Христова сонаследниче;
Радуйся, славы Божия сопричастниче;
Радуйся, Спасителя возлюбивших покровителю;
Радуйся, кающихся с Богом примирителю;
Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающий;
Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видя благое изволение сердца твоего, Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос благодать священства дарова тебе, благоговейно восприим, священник непорочен Бога Вседержителя явился еси, вопия Ему в молитве и дерзновении мнозе: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом ти Свыше данным, богомудре Сергие, о душах чад Христовых усердное попечение имевый, темже убо ограждая их от ереси и раскола, поученьми твоими веру истинную в сердцах их насаждал еси. Мы же, ведуще тя о спасении нас тако пекущася, с любовию вопием ти:
Радуйся, друже Божий, крест Христов доблестне носивый.
Радуйся, любимаго Господа лик пресветлый видети сподобивыйся;
Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, нуждным и отягощенным неложное вспоможение;
Радуйся, скорбящим и обуреваемым присное утешение.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Промыслом Божиим во граде Дрезне просиял еси, преславный Сергие, идеже паству свою молитвами, яко орел птенцы своя крилами покрывал еси, выну очима ума своего Крест Христов созерцая, скорбных и печальных утешал еси, укрепляющему же тя благодатию своею Всемогущему и Милосердному Господу воспевая: Аллилуйя.
Икос 3
Имеяй любы нелицемерную, предал еси всего себе Создателю вышних и нижних Искупителю и был еси помощник страждущим в недузех, утешитель скорбящих, путеводитель заблудших в море житейских попечений, алчущих истины питатель, младенствующих в добродетели наставник, вопиющих таковая:
Радуйся, сеятелю слова Христова усердный;
Радуйся, молитвенниче о пасомых прилежный.
Радуйся, наставлением в законе Господнем отроки вразумивый;
Радуйся, безсребренниче, вся земная стяжания презревый.
Радуйся, плод духовный собравый;
Радуйся, любы, радость, мир, долготерпение стяжавый.
Радуйся, яко воин Господень был еси;
Радуйся, яко плоть свою со страстьми и похотьми распял еси.
Радуйся, воздержание выну имевый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, преславный Сергие, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав непрестaнно глaс Божий в сердце твоeм, блаженне отче Сергие, добротою души твоея к людем просиял еси, всего себе на служение пастве своей отдавая. Благочестивии же людие, видяще в тебе добраго пастыря и учителя, с радостию притекаху к тебе и велие утешение и ослабу в скорбех своих по молитве твоей приимаху. Мы же, прославляя Господа, давшаго ти таковую благодать, приносим тебе сицевая:
Радуйся, пастырю благий, смиренный и кроткий.
Радуйся, земли московския славо и украшение.
Радуйся, веры православной утверждение.
Радуйся, сирых и обездоленных защищение.
Радуйся, самоотвержение всецелое показавый;
Радуйся, спасение многих взыскавый.
Радуйся, яко волков хищных от паствы твоея отгнал еси;
Радуйся, яко коварство их мудро распознал еси.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобился еси, угодниче Божий Cергие, указуя спасительный путь во тьме греховней блуждающим, светом заповедей Христовых всех просвещая и вразумляя, добрых сердца в Православии утверждая, ленивых и нерадивых присно воздвизая к пению Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видим тя, прехвальне Cергие, очами веры у престола Божьего предстоящего и за нас, грешных молящегося и твоим заступлением обретая в скорбех – утешение; в недузех – исцеление; в бедах – скорое вспоможение, величаем возвеличевшего тя Царя Славы Христа; тебе же, теплому предстателю нашему от любве сердечныя вопием:
Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий!
Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий!
Радуйся, ангелов сожителю и святых сомолитвенниче!
Радуйся, вся благая прошения наша исполняющий!
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий!
Радуйся, светом любви нелицемерныя нас озаряющий!
Радуйся, старых в изнеможении укрепление!
Радуйся, юных в благочестии утверждение!
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедником добродетелей христианских был еси, священномучениче Сергие, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси во граде Дрезне, всехвальный Cергие, души верных озаряя и тьму безбожия разгоняя. Просвещал еси паству свою светом Евангелия Христова. Ты с ревностию учил еси о вере Православной, обличал еси пороки людския очищая от суеверия и лености, оберегая от неверия, нечестия века сего. Сего ради и мы в дни скорби блуждания греховнаго, припадаем к тебе, угодниче Божий, слезно взывая: буди в жизни нам вождь добрый и благонадежный, да не престанем величати тя сице:
Радуйся, каменю драгий, землю нашу всю украшаяй.
Радуйся, от потопления бурями житейскими правоверных спасаяй;
Радуйся, унывающих и мятущихся укрепляяй и от заблуждения отреваяй.
Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающий
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий.
Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.
Радуйся, упованию христианскому верныя научающий
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих новомучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуия.
Икос 7
Новую благость дарует Господь страждущему народу нашему, в горниле испытаний лютых смертельно изнемогшему, да уразумеем яко благ Господь, наказует, но не умерщевляет, показуя на избранных Своих, вчера униженных и обесславленных, ныне их Церковь святая к лику святых воздвизает. С ними же тя, священномучениче Сергие, в чертог Свой приемлет молитися за ны. Сего ради радующеся, вопием Ти:
Радуйся, слaдость словeс Господних в сердце всегда хранивый;
Радуйся, игу благому Христову самого себе всецело подклонивый.
Радуйся, иерейския благодати пред Богом не посрамивый;
Радуйся, даный тебе талант добродетельми преумноживый.
Радуйся, стадо Христово, мечем веры от неверия оградивый
Радуйся, образ терпения и себе отречения добльственне явивый.
Радуйся, образ страдaния и любве ко Господу нaм являяй;
Радуйся, на узкий путь спасeния нaс наставляяй.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странно и уязвленно бе слышати проповедание Евангелия Христового обкраденных умом, святый Сергие, тобою проповеданного. Ты же, любовию ко Христу пламенея и взирая на страдания Его, и на сраспинавшихся за Истину благочестия Евангельскаго, безбоязненно призывал еси паству свою: имети совесть незазорную и любити друг друга, якоже Господь возлюбил нас, во еже, не токмо зде, но и в селении праведных, милостиво сподобимся воспевати творцу нашему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь исполнен любве Христовы, священномучениче Сергие, яко пастырь добрый ему же суть овцы своя, видев волка грядуща, не оставил еси их и не бегал еси, но пред ними ходил во всеоружии силы и истины даже до смерти от богоборцев. Ныне же ты яко Ангел – хранитель православным христианом града Дрезны пребываеши и молитвы о них возносиши ко престолу Вседержителя. Мы же, усердно светлую память твою почитая, с верою, надеждою и любовию воспеваем ти сице:
Радуйся, стези правы ногама своима прошедый;
Радуйся, Спасителя пред людьми исповедавший;
Радуйся, нищетою Христовою обогативыйся.
Радуйся, служение беспорочно совершивый;
Радуйся, святою ревностию о спасении паствы твоея пламеневый.
Радуйся, возжещи сию ревность в чадех твоих восхотевый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, наeмником лукавым пaствы твоея расхитити не дaвый
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Всякие труды подъял еси, отче наш Сергие, всякие лишения, обиды и болезни претерпел еси ради паствы твоея. Егда открыся гонение на православных, враги устремились на тя, ищущие души твоея, уповая на Всемудраго Господа нашего, глаголал еси: мне еже жити Христос, и смерть приобретение. Сего ради вся находящия ти скорби сладце терпел еси, рассуждая, яко недостойны суть страсти века сего хотящей явитися в нас славе, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети страдания твоя за Христа, всехвальный священномучениче, яко николиже возроптал еси, поминающе глаголы Господни: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы же, сии глаголы почитающе, славим подвиг исповедничества твоего и вопием ти сице:
Радуйся, врeменныя жизни покой, прaвды Божия рaди презревый.
Радуйся, за Христа узы и темницу всерадостно приявый.
Радуйся, истинную рaдость во страдaниих о Господе обретaвый;
Радуйся, томления и труды тяжки в заточeнии от злочестивых богоотступников претерпевый;
Радуйся, всем сердцем твоим возлюбивый Христа, и вся до конца за того претерпевый;
Радуйся, безпреткновeнно во обители горния душeю возлетевый.
Радуйся, всем житиeм твоим и кончиною праведною Бога прослaвивый;
Радуйся, свящeнную пaмять твою на земли нaм остaвивый.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спастися хотяй всем человекам, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Сергие, в сонме святых новомучеников во основание храмины страны Российския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стену необориму стяжал еси благодать Господню, отче наш Сергие, защищaюшую тя от враг невидимых, не могущих души твоея погубити: достойна бо тоя благодати явился еси богоугодными труды твоими и умилeнными молитвами и велиим упованием на Распятаго Спасителя, веровал бо еси несомненно, яко смерть тела не есть конец, что Сам Христос есть путь в святыне веры и в лице Своем – истина, и в таинствах благодатных, и в существе своем – жизнь безконечная. Мы же, неизреченное величие любви твоея к Богу воспеваем и велией вере твоей подражати желая, таковыя похвалы смиренне приносим ти:
Радуйся, во испытаниях своих веру крепку, яко Авраам, явивый;
Радуйся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавый;
Радуйся, не суетному унынию, но Божьему благоволению себе предавый;
Радуйся, Христу Богу в кротости и смирении подражавый;
Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.
Радуйся, стратотерпче, Христа безстрaшно исповедавый;
Радуйся, боязни и стрaха человеческаго не ведавый.
Радуйся, пaстырю, душу за овцы твоя полагaвый;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, священномучениче Сергие, прославляюще твоя за Христа страдания и молим тя: испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа крепко в вере истинней стояти, козней злолукавых избегати и с тобою купно воспевати: Аллилуиа.
Икос 11
Светоносен светильник во тьме безумия и мрaце беззакония горяй, воистину явился еси, прехвальне отче наш Сергие, егда кротце последовал еси на страдание, уготованное ти от мучителей, ты бо узах суще, от гонителей веры Христовой оскорбления и иныя муки душевныя, надругания, заушение и лютыя биения незлобливе приял еси, в полуденном крае заключение свое до самыя кончины твоея отбывая. Сего рaди покланяющеся Всемилоcтивому Богу, воспевaем тя, единаго от добропобедных страстотерпец Его, хвалении таковыми:
Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.
Радуйся, воине Христов в терпении твоем непобедимый.
Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.
Радуйся, яко милость Божию твоими молитвами изливаеши.
Радуйся, яко своим предстательством от бед избавляеши.
Радуйся, яко плачущих и страждущих с любовию утешаеши.
Радуйся, яко в райских обителях ныне пребываеши.
Радуйся, яко с высоты небесной нас назираеши.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодать божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва твоя ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще песнь благодарения Всещедрому и Человеколюбцу Богу, прославльшему тя, яко вернаго исповедника Церкве Русския, ублажаем болезни и труды твоя, имиже во славу Божию поработал еси, восхваляем подвиги твоя, яже за Христа претерпети сподобился еси, почитаем пастырскую кротость и смирение твое, яко добре упасл еси чада твоя, и воспеваем тя хваленьми сицевыми:
Радуйся, за Христа на земли страдавший и со Христом на небеси царствующий;
Радуйся, с высоты небесныя милостивно на нас, недостойных, призирающий.
Радуйся, похвалы наша, аще и недостойнии вас, благосердно приемлющий;
Радуйся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовию внемлющий.
Радуйся, от всея души и сердца возносимая к вам прошения наша исполняющий;
Радуйся, во всех нуждах, бедах и обстояниих нам помогающий.
Радуйся, вражды и ссоры наша умиротворяющий;
Радуйся, всякий мрак заблуждения от нас прогоняющий.
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О преславный пастырю, cвященномучениче Сергие! Приими ныне от нас грешных похвальное пение сие, и твоими святыми молитвами поющих тя в мире сохрани, в вере правой утверди, от бед и напастей избави, скорбь пути многобедственнаго жития нашего в радость претвори, да совершивше поприще своего спасения, сподобимся Христу Богу предстати и вкупе с тобою в селениих райских воспевати: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя во дни смут и нестроений церковных избра тя, святый отче Сергие, в проповедника Православия среди народа от веры отступавшего Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси учение Спасителя Нашего, за Него же многия страдания смиренне претерпевши, венцем мученическим украсился еси на небесех, идеже молишися о всех, взывающих ти сице:
Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый;
Радуйся, за веру и Отечество живот свой положивый;
Радуйся, царствия Христова сонаследниче;
Радуйся, славы Божия сопричастниче;
Радуйся, Спасителя возлюбивших покровителю;
Радуйся, кающихся с Богом примирителю;
Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающий;
Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий;
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Кондак 1
Избранный подвижниче и истинный сыне Церкве Русския, изрядный угодниче и твердый исповедниче Христов, богоблаженне отче наш Сергие! Почитаем тя любовию и похвальная восписуем ти: ты бо в заточении неотступно пребыл еси верен Христу, в скорбех, тесноте и гонениих благодаривый Бога. Не престай молитися, поминая чад твоих, да спасет Господь взывающих и поющих ти:
Радуйся, свяшенномучениче Сергие, теплый молитвенниче о душах наших.
Тропарь и кондак священномученику Сергию (Скворцову)
Вернуться к списку