- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Стефан Неманич Первовенчанный
Краткое житие преподобного Стефана Первовенчанного
Преподобный Стефан [1] , брат святителя Саввы и сын святых Стефана Неманя (Симеона) и Анны (Анастасии), правил Сербией с 1196 по 1228 год. Он был первым королем Сербии, венчанным на царство его братом Саввой, в Жичском монастыре. Старший брат Стефана, Вукан, боролся с ним за трон и за власть над страной. Святой Савва примирил их пред мироточивыми нетленными мощами их отца. Совместными трудами они заложили духовную и материальную основу православия в Сербии, превращая культуру в образ благочестия и службы Богу. Преподобный Стефан в конце жизни стал монахом, приняв от святителя Саввы постриг с именем Симеон и с миром предал свой дух Богу.
Полное житие преподобного Стефана Первовенчанного
Старший сын святого жупана Стефана Немани, брат святителя Саввы, первого архиепископа Сербского. Когда престарелый жупан, под влиянием принявшего постриг Саввы, решился посвятить последние свои годы молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии он передал правление державой Стефану, оставив его как "велнего жупана и севастократора" Рашского. Стефану было дано "стольное место среди земли Сербской", тогда как младший сын Вукан получил в удел Холм и Зету, с титулом "великого князя", под верховною властью старшего брата.
Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 года. Лишь в первое время правления он спокойно занимался делами благочестия – вскоре на него восстал Вукан. Венгерский король помог Вукану войсками и тот обрел независимость, а потом стал домогаться первого Сербского престола. Он подчинился папе Римскому, венгерский король обещал папе ввести папизм в Сербии, и их соединенные повели войну против Стефана в 1198-1199 годах. Стефан в 1199 году также обращался к папе Иннокентию с просьбой защитить его от насилий Венгрии, и также просил себе королевскую корону, изъявляя готовность присоединиться к Римской Церкви.
Чтобы упредить коронацию соперника, Венгерский король Эмерих вторгся с войском в Сербию в 1202 году. Он предоставил Вукану великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти Венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.
Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, преподобного Стефана Немани. Стефан писал: "Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего – привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но – мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников".
Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Холма западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. По примирении, Стефан, как верховный правитель, смог спокойно располагать уделами Сербии.
По усмирении домашних неурядиц Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него выступили Болгарский царь Борил и его тесть, латинский Константинопольский император, но вскоре их силы были побеждены.
В эту пору Стефан укрыл у себя Болгарского князя-беглеца Стрезу, чьей смерти искал Борил. Стефан побратался с Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, а потом передал в его управление несколько других мест. Однако, Стреза оказался беспутным и неблагодарным – теша себя жестокостями и презирая увещевания Стефана и святителя Саввы, он наконец поднялся войной против своего благодетеля и грозил согнать Стефана с престола. Но его поразил Божий гнев – однажды ночью, в ужасе от привидения, он заколол сам себя. Также неожиданно погиб другой враг Стефана – грек Михаил, захвативший у Сербии Драч (ныне Дуррес). Венгерский король также поднявшийся против Стефана по наущению латинского императора, но Стефану удалось примириться с венграми, что заставило латинянина отступить.
По окончании этих бед Стефан, благоговея к памяти своего великого отца, составил его житие.
В 1216 году Стефан вступил в брачный союз с внучкою Венецианского дожа Дандоло. Могущественная в те годы Венецианская республика могла оказывать давление на папу Римского, и когда родственники жены Стефана попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 году послал ему венец, а королю Венгерскому запретил называться Сербским королем. Стефан воспринял титул "краля всей Сербской (Рашской) и Поморской земли, Диоклитии и Травунии, и Далматии и Захолмья." В знак признательности Стефан утвердил за Млетским бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле.
Приняв венец от папы Римского, Стефан однако не изменил Православию и вскоре подтвердил это новым венчанием на царство. Когда святитель Савва был посвящен в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли он короновал своего брата венцом, присланным от православного императора из Никеи, помазал его святым миром и одел в королевскую мантию. Венчание было совершено в 1222 году в Жичском монастыре. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он – верный сын Православной Церкви. Вслед затем сделаны были распоряжения для ограничения влияния иноверия в Сербии.
Будучи таким образом коронован, Стефан стал первым королем Сербии и вошел в историю как "первовенчанный". Возвышение Сербского властителя и определенный отказ от римо-католицизма вызвал новую волну противодействия – венгерский король снова объявил Сербии войну, но по личным сношениям со святителем Саввой угроза была отведена.
При содействии святого Саввы Стефан приводил в порядок церковные дела в Сербии, утверждал Православие и установил церковную иерархию. Первовенчанный краль употребил власть свою на ослабление в народе обычаев, несогласных с Христианством. В грамоте Жичскому монастырю он изложил меры против своевольных разводов и сочетаний брака, предписав наказания для нарушителей; запретил сочетания в родстве; повелел обращаться пред браком к священнику с просьбой разыскать, нет ли родства между желающими брачиться. Для упреждения ошибок в церковных распоряжениях он входил в письменное сношение со знатоком церковных правил Охридским архиепископом Димитрием (Хоматианом).
Святой король много благотворил храмам и обителям: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, а в превую очередь – Хилендару на Афоне. Набожный христианин, мудрый и мирлюбивый властитель, Стефан вместе со святым Саввой утвердил Православие и единство Сербии.
Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки своего святого брата. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю владыка Савва все же явился, его брат уже лежал бездыханный. Пораженный скорбью святитель помолился, и Стефан ожил. По совершении пострижения он вновь предал дух свой Господу, 24 сентября 1224 или 1228 года.
Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным, и он был причтен к лику святых. Его чудотворные мощи почивают в Студеницкой обители.
В иконописи святого первовенчанного Стефана-Симона изображают с большой бородой, в монашеском облачении.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Вернуться к списку