- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Средства для ухода за церковной утварью
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Мартиниан Кесарийский (Палестинский)

Жития преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии (Светланы)
Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.
Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.
Однажды во время сильной бури разбился корабль, и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, – сказал он ей, – вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", – а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.
Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.
Житие преподобного отца нашего Мартиниана, и память святых жен Зои и Фотинии
Память 13 февраля
В Палестине, близ города Кесарии 1369 , находится гора, называемая «Ковчежное место». Много пустынников подвизалось на ней, и между ними блаженный и достохвальный инок, исполненный Божественной благодати – святой Мартиниан. С юного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, восемнадцати лет от роду, оставил город, своих сродников, отрекся от мирской суеты и пришел на сию гору для безмолвного и пустынного жития. Проводя жизнь, подобно бестелесным Ангелам, он пробыл здесь 25 лет. За свою добродетельную жизнь он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Многие, по его святым молитвам, исцелялись от различных недугов; многие, одержимые злым духом, приходя к нему на гору, освобождались от козней лукавого. Много других чудес Бог творил по молитвам Своего угодника. День ото дня всё более и более преуспевал Мартиниан в своих подвигах; слава о его добродетельной жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть такой добродетельной жизни юного подвижника, столь украсившего себя духовными подвигами. Сначала он стал всячески искушать блаженного Мартиниана и старался различно устрашить его. Потом древний завистник рода человеческого употребил то оружие, коим некогда изгнал Адама из рая, желая и сего подвижника изгнать из его безмолвной пустыни и лишить вечного блаженства.
Однажды, когда блаженный Мартиниан воспевал псалмы Давидовы, диавол принял на себя образ великого змея и, приблизившись к стене келлии святого, начал сильно копать землю. Он хотел подкопать землю и обрушить келлию на блаженного. Но Мартиниан без страха и смущения, окончив пение, выглянул в оконце келлии и сказал тому змею:
– Воистину, тебе подобает ползать по земле; зачем напрасно ты трудишься? не устрашат меня твои козни. Ибо Господь мой Иисус Христос помогает мне: Он победит твои козни и посрамит твою силу.
Услышав сие, диавол, изменившись в мрачный вихрь, побежал со стыдом, говоря:
– Погоди, погоди; знаю, как тебя победить. Сделаю я тебя своим рабом, развею я все твои надежды. Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром. Тогда посмотрю, кто поможет тебе.
Сказав сие, диавол исчез. Мартиниан же был столь крепок в вере, что пребывал без всякой боязни и страха, как будто он не видал никакого привидения. Он только восхвалял Господа, упражняясь в Богомыслии и в чтении и разумении Божественного Писания.
После сего случилось следующее. Некоторые жители Кесарии однажды беседовали между собою о добродетельном житии Мартиниана. Они много дивились его мужеству и терпению. Некая жена блудница случайно услышала сию беседу. По диавольскому наущению, она приступила к сим мужам с такими словами:
– Почему вы так дивитесь житию этого подвижника? разве уже он столь твёрд в добродетели? Если только захочу, я могу поколебать его, как ветер колеблет лист на дереве. И что достойное хвалы нашли вы в нем? Уж не то ли, что он, подобно дикому зверю, удалился в пустыню, не будучи в состоянии бороться в городе с похотью плоти и мирскими соблазнами? И что удивительного, если он бесстрастным остается, не видя никогда ни одной женщины. Вы сами хорошо знаете, что без огня сено не горит; но то было бы весьма удивительно, если бы не загорелось сено, положенное близ огня. Так следует рассуждать и о сем человеке. Если я пойду к нему, и он останется столь же бесстрастным, и не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик не только пред людьми, но и пред Богом и Ангелами Его.
После сих слов она поспорила на деньги с теми мужами и отправилась к себе в дом. Здесь она сняла свои богатые одеяния, облеклась в худые и разодранные одежды, покрыла себе голову рубищем и опоясалась верёвкой. А всю свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей, – она вложила в мешок и взяла его с собою. Вечером она вышла из Кесарии и ночью пришла на ту гору в пустыне, где жил преподобный. Ночь была дождливая и бурная. Приблизившись к келлии Мартиниана, та жена притворно со стоном стала просить святого:
– Помилуй меня, раб Божий! не оставь меня, окаянную, на съедение зверям. Я заблудилась в пустыне и не знаю, куда идти. Умилосердись, сжалься надо мною в такой беде, и не возгнушайся меня грешницы, ибо и я – создание Божие. Молю тебя, святой отче, не оставь меня без помощи.
Сие и многое подобное она говорила с плачем и воплем. Блаженный Мартиниан открыл свое оконце, поглядел, и, увидев ее в таком плохом одеянии, стоящую под сильным дождём, помыслил в себе:
– О, горе мне, окаянному грешнику. Се ныне предстоит мне искушение: или я должен исполнить заповедь Божию, повелевающую быть милосердным, или должен нарушить свой иноческий обет. Если я не приму в келлию сию жену, находящуюся в таком бедственном состоянии, ее пожрут звери, или она умрет от великой стужи. Тогда я оскверню свою душу, и буду подобен убийце. Если же я введу ее в свою келлию, то боюсь, как бы не постигло меня искушение. Тогда я оскверню и свое тело и свою душу, и буду нечистым блудником пред моим Господом. Не знаю, как поступить мне.
И воздев руки к небу, блаженный Мартиниан воззвал:
– «К Тебе, Господи, возношу душу мою» ( Пс.24:1 ), не попусти мне впасть в искушение и сделаться рабом льстивого диавола. Но сохрани меня в час сей и покрой от навета врага, ибо Ты благословен во веки.
Помолившись, он открыл двери, ввел в келлию ту женщину и, разведя огонь, предложил ей обогреться, затем принес финиковых плодов, которые сорвал с дерева, стоящего недалеко от его келлии, дал ей их и сказал:
– Женщина! ешь, и грейся здесь у огня, утром же с миром оставь мою келлию.
После сего он оставил ее во внешней половине келлии, а сам ушел во внутреннюю и запер за собою двери. В третьем часу ночи он, по заведенному им обычаю, стал воспевать псалмы и молитвы. После сего он лёг на землю и уснул. Но сатана смутил его в ту ночь похотью плотскою. В полночь жена, встав, вынула из мешка все свои украшения и надела их на прельщение святого. Убрав в мешок свое бедное одеяние, она ждала, пока Мартиниан не выйдет к ней. Утром святой вышел из своей половины, желая отпустить женщину из своей келлии. Увидав ее в богатой одежде и украшенную, он не узнал ее. В ужасе он остановился и долгое время молчал. Наконец сказал ей:
– Кто ты и откуда пришла, и откуда на тебе такие бесовские одеяния?
Она отвечала ему, что она та самая женщина, которую он сам впустил в свою келлию.
– Зачем же ты переменила свои одежды? – спросил ее Мартиниан. – Вечером ты была в бедном рубище, теперь же в богатой одежде.
Тогда она сказала:
– Я из Кесарии Палестинской; я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе. Я совершила такой далекий путь ради тебя. К чему твое воздержание, к чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни жениться. Разве не сказал Апостол Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ).
Кто из пророков лишился Царствия небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ). Праотец Авраам имел трех жен, и был наречен даже другом Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех Лицах ( Быт.18 ). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа ( Быт.24:67 ). У Иакова были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть Божию славу ( Быт.22 ). Великий Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве не был женат ( Исх.2 )? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ Еврейский от тяжкого рабства иноплеменников и сподобился небесного царства. Также Давид, прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад – и все они водворяются в Небесном Царствии».
Говоря так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за руки и начала увлекать святого к погибели.
– Но если я сделаю тебя своей женой, – сказал Мартиниан, – как мне быть с тобою? Чем мне содержать тебя, когда у меня ничего нет? Ты видишь мою жизнь, с юности я ничего из тленных благ не старался приобрести.
На сие та жена отвечала:
– Господин, ты только пребудь со мною и позволь мне насладиться твоей красотой, а о прочем не заботься. У меня есть дом, много имения: и золота и серебра и рабов и рабынь. Всему этому ты будешь господином.
Слыша слова, какие говорила сия жена или, лучше сказать, сам диавол, древний человекоубийца ее устами, Мартиниан начал колебаться, помышляя о совершении греха. Наконец, он сказал жене:
– Пережди немного: некоторые обыкновенно приходят ко мне ради благословения. Я пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей, чтобы нас не хулили и не поносили.
Сказав сие, он вышел из келлии, и став на находившемся там камне, начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог никому не хочет погибели. Он не пренебрег и трудами святого Мартиниана, подъятыми им с юности, вспомнил о молитвах его, оказал ему Свою помощь и злой помысл его пременил на добрый. Сходя с камня, Мартиниан нашел иссохший хворост, взял его и внес в свою келлию. Положив его посредине келлии, он зажёг его. Когда огонь сильно разгорелся, святой, сняв свои сандалии и вступив в огонь, стоял там до тех пор, пока огонь не начал опалять всё его тело. После сего он вышел из пламени и сказал, как бы укоряя самого себя:
– Что, Мартиниан, хорош ли сей временный огонь? приятно ли сие мучение? если можешь ты его вытерпеть, то тогда и приступи к сей жене. Она, или диавол чрез нее, приуготовит для тебя вечный огонь. Нет, виновна не она, а диавол, внушивший ей сию мысль, – сие делает он потому, что хочет вовлечь тебя в погибельную пропасть. Помысли, недостойный Мартиниан, о предстоящей тебе муке, вспомни о вечном огне; сей временный огонь можно угасить водой. В нем есть и свет. Адский же огонь не имеет никакой светлости, не могут угасить его все моря и реки, сколько их ни существует под небом. Если ты можешь терпеть сей неугасимой огонь, то приступай к жене и соверши свое желание.
Так он говорил сам с собою. Когда же боль его начала немного утихать, он снова стал в огонь и стоял там долго, до тех пор, пока возможно было сие. Выйдя из костра, он пал на землю и с сердечным сокрушением, вздыхая и плача, он воззвал к Господу:
– Господи, Боже мой, милостив буди ко мне грешному, прости омрачение ума моего и мое поползновение ко греху. Ты, испытующий сердца и внутренние помышления, знаешь и мое сердце, Ты ведаешь, что я возлюбил Тебя с ранней юности и ради Тебя опалил огнём мое тело. Прости меня, Владыка мой Господи, ибо Един Ты благ и милостив, яко благословен еси во веки.
Так молился святой, лежа лицом к земле: от сильных ожогов он не мог стоять. После сего он начал воспевать: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» 1370 ( Пс.72:1–2 ).
Видя cиe, жена удивилась, как святой, ради спасения своего, сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное рубище, упала к ногам святого Мартиниана и со слезами начала говорить ему:
– Прости меня окаянную и грешную, раб Божий; тебе, господин, известно, как сильны и многообразны козни и прелести диавола. Он и мне внушил мысль искусить тебя. Помолись за меня, святой отче, чтобы по твоим молитвам могла получить спасение и я – великая грешница. Знай же, отче, что я уже не возвращусь более в город, не войду в дом мой, не увижу моих родных и знакомых. Нет, я твердо решила оставить мои скверные дела, я буду лишь заботиться о спасении моей окаянной души. Знай и то, господин мой: во имя Господа нашего Иисуса Христа я буду вести с диаволом борьбу тем же самым способом, каким он внушил мне восстать на тебя. И надеюсь посрамить его: сей древний льстец, восставляя меня на тебя, восставил меня на себя самого. Он хотел через меня одолеть тебя, но с помощью Владыки нашего, Который призывает к покаянию и блудниц, он сам побежден будет мною.
Сие сказала она, проливая слёзы. Блаженный же отвечал ей:
– Господь мой и Бог да простит тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься, как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу с страстями, налагая на себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого.
В ответ на сие, она сказала блаженному:
– Прошу и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить спасение?
Он же отвечал:
– Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу 1371 , которая построила там святую церковь . Пришедши к ней, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее.
Жена, встав, поклонилась ему и сказала:
– Молись, отче, за меня грешницу!
Святой, удручаемый сильной болью, с большим трудом мог подняться с земли. Он дал на дорогу женщине немного фиников, вывел ее из келлии и, указав ей дорогу к Иерусалиму, сказал:
– Иди с миром и спаси свою душу и подвизайся в покаянии. Смотри, не возвращайся назад: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганной врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся.
Слыша сие, жена еще сильнее заплакала и сказала:
– И я уповаю на Того, на Кого уповали народы и не посрамились. Я твёрдо верю и надеюсь, что отныне диавол не найдет слуги во мне.
Блаженный Мартиниан, ознаменовав ее крестным знамением, сказал:
– Господь Бог мой да сохранит душу твою и соблюдет тебя до конца.
Сия женщина, поклонившись святому, ушла, а святой возвратился в келлию, где со слезами стал молиться Господу. Между тем та женщина шла, со слезами молясь Богу, чтобы Он наставил ее на путь спасения. Уже наступила ночь, а она всё еще шла в пустыне. Здесь же она остановилась на ночлег. Встав утром, она снова продолжала свой путь, молясь и проливая слёзы. Лишь только поздно вечером на другой день она пришла в Вифлеем. Войдя в монастырь, построенный блаженной Павлой, она поклонилась ей и рассказала обо всем бывшем. Услышав ее рассказ, блаженная Павла прославила человеколюбца Бога, с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день поучала ее и наставляла на путь спасения. Сия жена стала столь подвизаться и поститься, что много раз блаженная Павла говорила ей:
– Щади, чадо, плоть свою, чтобы она не изнемогла, старайся, чтобы тебе возможно было до конца подвизаться в постничестве.
Но она не ослабляла своих подвигов. Незадолго до кончины, блаженная Зоя – такое имя носила та женщина – просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние. Во извещение Своей милости, человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления. Одна женщина, сильно страдавшая глазами, пришла в тот монастырь, надеясь получить исцеление. Блаженная Павла, желая узнать покаяние Зои, сказала ей:
– Помолись, чадо, за сию жену: быть может по твоей молитве Господь подаст ей исцеление.
Спустя немного времени, когда Зоя молилась о болящей, та получила исцеление. В благодарность за свое исцеление, та женщина постриглась в том монастыре и стала с большим рвением подвизаться в иноческих подвигах.
Двенадцать лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля. Такова была подвижническая жизнь святой, такова была ее кончина.
Но обратимся снова к повествованию о блаженном Мартиниане.
Преподобный Мартиниан только через семь месяцев исцелился от ожогов. После того он начал так размышлять:
– Если я не уйду отсюда в какое-либо другое место, лукавой враг не оставит меня и не даст мне покоя. Да и мне следует жить в таком месте, куда бы вовсе не было доступу женщинам.
Помыслив так, он встал и помолился Богу:
– Владыка неба и земли, и Творец моря! сотвори то, что будет мне на пользу, не оставь меня, не попусти погибнуть мне до конца, будь мне помощник и покровитель. Господи сил! укажи мне путь спасения.
Ознаменовав себя крестным знамением, блаженный вышел из своей келлии и направился к морю. Увидев, что подвижник покинул сие место, диавол возопил:
– Да будет славно имя мое, ибо я изгнал тебя, Мартиниан, из келлии, опалил твое тело, сделал тебя беглецом и своим пленником. Что же, Мартиниан, ты бежишь отсюда? Но знай, что куда бы ты ни пошел, я всюду последую за тобой; как изгнал тебя из сего места, так изгоню тебя отовсюду, где бы ты ни поселился; не оставлю тебя прежде, чем вконец не одолею тебя и сделаю тебя своим рабом». Блаженный же отвечал:
– Немощный и окаянный! неужели ты, сам не имея никакой силы, думаешь, что изгнал меня из сей келлии или думаешь, что я покинул ее в отчаянии? Нет, я вышел отсюда затем, чтобы лучше бороться с тобою и победить тебя. Если с тебя мало тех двух искушений, кои ты навёл на меня, то и еще старайся искусить меня. С помощью Бога моего я уничтожил твое лукавое коварство и пострадал не для тебя, а ради имени Господа Бога моего. Ведь даже та самая жена, коей ты внушил мысль искусить меня, и та знает ныне твое ничтожество и сравнивает тебя с дымом: она попрала твои нечестивые и злые козни, так что ты не смеешь приблизиться даже к ее тени.
Слыша сии слова святого, диавол исчез. Блаженный же начал воспевать псалом: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» ( Пс.67:2 ). С пением сего псалма он направился к морю. Дойдя до одной пристани, он нашел здесь некоего богобоязненного корабельщика и сказал ему:
– Брат! не знаешь ли ты на море какого-нибудь малого и необитаемого острова?
Владелец корабля отвечал ему:
– Зачем ты спрашиваешь об этом? зачем тебе это надобно?
– Я хочу удалиться от сего суетного мира и наложить на себя подвиг безмолвия, – отвечал Мартиниан, – но я не знаю места, удобного для сего.
Тот муж сказал:
– Есть одно такое место, но оно страшно: среди моря находится высокая каменная скала, откуда нельзя даже видеть земли.
– Такое место для меня удобно, – отвечал блаженный, – я желаю там поселиться, ибо туда не может быть доступа для жён.
– Но кто же тебе будет доставлять пропитание? – спросил его корабельщик.
Мартиниан сказал:
– Я хочу о сем просить тебя. Ты будешь доставлять мне пищу, а я буду молиться за тебя. Если же ты будешь привозить пальмовых ветвей, то я буду заниматься плетением; приезжая, ты будешь брать мое рукоделие и продавать его; а на сии деньги будешь покупать мне хлеб; привози мне также и воду в сосуде. Приезжать ко мне с хлебом и водою я прошу тебя два или три раза в год.
Слыша сие, корабельщик уразумел, что пред ним стоит святой муж; он обещался исполнить всё, о чем будет просить блаженный. Войдя в корабль, они отплыли на то пустынное место. При благоприятном попутном ветре они к вечеру достигли той каменной скалы. Увидев ее, блаженный возрадовался духом и восхвалил Бога. Благословив корабельщика, он вошел на скалу и стал воспевать: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2 ). (Ров страстей есть, по объяснению св. Афанасия, порок и невежество. И от брения тины, ибо в грехах, как в тине, увязают уловленные ими).
Окончив псалом, он помолился и сказал корабельщику:
– Иди с миром, брат, и привези мне хлеб, воду и ветвей, чтобы я мог делать корзины.
– Если ты желаешь, – отвечал корабельщик, – я привезу и деревьев. Здесь мы построим для тебя небольшую хижину.
Но блаженный не пожелал сего: он остался жить на сем камне под открытым небом, терпеливо перенося и дневной жар и ночной холод. Ежегодно два или три раза корабельщик привозил ему хлеб и воду, как просил его святой. Живя на скале, блаженный Мартиниан был весьма рад, что он бежал мирской суеты. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в Богомыслии. Но лукавый диавол и здесь не хотел оставить святого и старался ему всячески досадить. Однажды ночью он поднял на море великую бурю и воздвиг громадную волну над главой блаженного. Она возвышалась над скалой на пятнадцать локтей. При сем диавол взывал:
– Теперь потоплю тебя, Мартиниан!
Блаженный же без смущения ответствовал:
– Напрасно ты, немощный и окаянный, трудишься: не устрашат меня твои козни, не смутят меня твои ковы. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и именем Его посрамлю тебя.
Сказав сие, блаженный начал воспевать: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» ( Пс.68:2 ).
Окончив сей псалом, Мартиниан стал молиться:
– Господи, Иисусе Христе, – взывал он, – Единородный Сын невидимого Отца, Ты сошел на землю ради нашего спасения, Ты властвуешь и над морем, повелеваешь ветрами. Всё со страхом слушает тебя. Услышь меня, Владыка, в час сей и прекрати сию бурю, посрами диавола, который хочет погубить меня; все возможно Тебе, Господи; все находится в Твоей власти». При сих словах святого, диавол скрылся. Буря прекратилась, не причинив святому никакого вреда. После сего святой пребывал на той скале еще шесть лет, претерпевая ради своего спасения и дождь, и холод, и жар. Но диавол не прекращал своих козней. Он ввел святого в другое, еще тягчайшее искушение и подверг его еще большей напасти.
Однажды диавол увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер, пригнав корабль к одному камню, разбил его. Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица успела ухватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил Мартиниан. Схватившись за камень, отроковица начала взывать:
– Помилуй меня, раб Божий, подай мне руку, спаси меня и не оставь меня на погибель.
Увидев, что отроковицу никто, кроме его, не может спасти, блаженный сказал:
– И сие – козни бесовские, но ныне, диавол, не можешь победить меня.
Размышляя о сем, блаженный говорил:
– Увы мне грешному, ибо опять предстоит мне искушение: как мне поступить? Если не подам отроковице руки и не извлеку ее из воды, то она утонет, и на душе моей будет лежать тогда тяжелый грех, ибо я буду тогда ее убийцей. Если же я извлеку ее, то мне нельзя оставаться здесь с нею. Тогда будет для меня беда, большая первой. Прежде я, находясь на земле, мог бежать, но теперь – куда мне бежать? Ведь только и есть здесь одна малая скала, вокруг коей повсюду море.
Простерши затем свои руки к небу, блаженный начал молиться:
– Господи, не дай мне погибнуть, но устрой всё на пользу души моей.
Сказав сие, он подал отроковице руку и вывел ее из моря на скалу. Увидев, что она весьма красива, Мартиниан сказал:
– Воистину, не может быть вместе сено и огонь; невозможно, чтобы ты и я жили здесь вместе. Оставайся здесь и не бойся ничего: тут есть хлеб и вода: их доставляет сюда некий корабельщик. Вот через два месяца он приедет сюда. Расскажи ему обо всем случившемся, и он перевезет тебя через море.
После сего святой ознаменовал море крестным знамением и сказал:
– Господи Иисусе Христе! Ты запретил ветрам, кои слушают Тебя с трепетом, призри и помилуй меня и не дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесный страстью к женщине.
Обратившись затем к отроковице, Мартиниан сказал:
– Спасайся, девица; Бог соблюдет твою душу от всех вражеских наветов и сохранит тебя до конца!
С сими словами он бросился в море и поплыл. По смотрению Божиему, два дельфина подняли его на свои хребты и понесли. Увидев сие, девица смотрела на него до тех пор, пока он не скрылся из виду. Дельфины вынесли блаженного на твердую землю. Выйдя на сушу, Мартиниан стал благодарить Господа:
– Восхваляю Тебя, Господи Боже мой, ибо Ты дивно проявил Свою милость на мне грешном и недостойном рабе Твоем. Не оставь меня и до конца.
После того он так начал размышлять:
– Не знаю, что мне делать? Враг не оставляет меня ни в горах, ни в пустынях. Не оставил он меня и на море. Но я должен всегда носить в сердце слова евангельские: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф.10:23 ).
Сказав сие, блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так:
– Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть.
Так, постоянно странствуя, он проводил свою жизнь. При сем он не носил с собою ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег – словом ничего, что необходимо для нашей жизни. Когда он входил в город или какое-либо село, он спрашивал, кто из жителей отличается своим благочестием, и у того обитал и принимал пищу. Ночевал он там, где застигала его ночь: в пустыне или в поле; при сем он ложился отдохнуть лишь на самое краткое время. Странствуя так, он в два года посетил сто шестьдесят четыре города и, наконец, пришел в Афины 1372 . Епископу того города Бог благоволил открыть всё о блаженном Мартиниане. Здесь, чувствуя приближение своей кончины, святой, уже будучи болен, вошел в церковь , возлег на землю и сказал окружающим:
– Призовите сюда скорее епископа!
Окружающие подумали, что он безумный. Когда же Мартиниан стал снова просить их, они повиновались ему, пошли к епископу и сказали ему:
– Некий человек лежит в церкви; мы не знаем, безумный ли он или что другое. Он просил нас призвать тебя к нему.
Епископ же отвечал им:
– Напрасно вы называете безумным сего человека: он гораздо лучше и выше меня!
Восстав, епископ отправился в церковь . Блаженный, увидев епископа, не мог подняться. Простирая к нему свои руки, он хотел сим воздать должную честь Божию архиерею. Епископ же также старался оказать ему честь и сказал:
– Некогда Бог обещал мне показать Своего раба. Вот ныне исполнилось Его обещание. Когда же ты удостоишься небесного Царства, то помяни и меня.
Блаженный отвечал:
– Благослови меня, отче, и молись за меня Господу, чтобы мне не осужденным предстать пред Его праведным судом.
Сказав сие, святой возвел очи свои к небу и сказал:
– Господи Иисусе Христе! в руки Твои предаю дух мой!
И перекрестившись, сказал епископу:
– Предай погребению меня, отче, Господа ради!
При этом лице блаженного озарилось улыбкой, – и так он предал Господу свою душу 1373 . Так святой Мартиниан скончал с честью свое земное поприще, сохранил веру и удостоился получить венец, приуготованный ему в Царстве Небесном. Епископ с великою честью предал погребению его святое тело в той церкви.
Кто не удивится сему подвижнику, кто не ублажит его память! Он до конца дней своих подвизался, чтобы спасти душу свою. И даже сам добровольно подверг себя мучениям. Тогда не было еще воздвигнуто на христиан гонений, но святой сам себе устроил мученичество. Он победил диавола и расторг все его козни. Он сам был для себя гонителем и добровольно налагал на себя страдания. Истинно, его следует назвать мучеником и добрым страдальцем; огнём временным он преодолел огонь вечный. Диавол воздвиг его на жену, а сей блаженный обратил ее на правый и добрый путь.
Но обратимся к той девице, оставленной Мартинианом на скале, и увидим, что ей много способствовала молитва блаженного.
Оставшись на скале, Фотиния – таково было имя сей девицы, – питалась хлебом и водой, как указал ей блаженный. По обычаю, через два месяца корабельщик направился к скале, везя для преподобного хлеб и воду. Приближаясь к скале, он увидел девицу вместо инока и подумал, что это привидение. В ужасе он стал отплывать от скалы. Фотиния же стала кричать ему:
– Не бойся ничего, я – действительно женщина и – христианка; не уезжай от меня, но приди и выслушай, что я расскажу тебе.
Но корабельщик не поверил ей. Тогда она, заклиная его, стала говорить:
– Клянусь тебе Христом, что я – христианка; без боязни подойди сюда и выслушай мой рассказ.
Тогда корабельщик, пристав к скале, сказал ей:
– Где находится бывший тут черноризец? как и куда он мог уйти отсюда? Кто привёз тебя и оставил на сем камне?
Перекрестившись, Фотиния начала рассказывать обо всем, случившемся с нею. Услышав ее рассказ, тот человек весьма изумился и сказал ей:
– Иди, я перевезу тебя отсюда на землю, чтобы ты могла идти в свой город.
– Нет, брат, – отвечала она ему, – прошу тебя, не увози меня отсюда, но окажи мне милость: сходи в селение, принеси мне мужскую одежду из власяницы; приноси мне хлеба и воды, как ты делал сие для блаженного мужа, и ты получишь обещанное им Божие благословение. Ибо нет разницы между мужским полом и женским, как сказал Апостол: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Не гнушайся мной грешницей, ибо и я хочу получить спасение. Быть может, Бог, желая спасти меня, Своим мудрым смотрением благоизволил поселить меня на сей скале. Не оставляй меня только потому, что я – женщина; вспомни, что Бог сотворил Адама и Еву, и что Сам Он благоизволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Послужи и мне, как служил ты тому праведнику и принеси мне всё, о чем я просила тебя. Принеси также и шерсти, чтобы я могла заниматься рукоделием. Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечёт меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет. Господь и Бог мой да пребудет с тобою во всю твою жизнь, и даст тебе и в сей и в будущей жизни благодать, милость и отпущение грехов.
Корабельщик же отвечал ей:
– Я сделаю всё, о чем ты просишь меня, только крепись и мужайся, и Бог исполнит твое желание.
С сими словами он отплыл домой; спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, взяв всё, что просила девица. Выйдя из корабля, жена его поднялась на скалу к блаженной Фотинии. Она поцеловала ее и поклонилась до земли. Затем она принесла ей из корабля одежду и хлеб. Попросив корабельщика немного отойти, блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой. При сем она молилась, взывая:
– Господи Боже! Ты от века внимал молитвам всех Твоих святых, послушай и меня грешную, помоги мне на сем месте в мужеском одеянии пожить тихо и благочестно; сохрани мою душу, утверди мое сердце, укрепи мое тело и наставь меня на путь спасения; воздай достойную мзду и сим людям, кои мне послужат. Ибо Ты благословен и препрославлен во веки. Аминь.
После сего она сказала жене:
– Госпожа моя, прошу тебя доставляйте мне и шерсть вместе с хлебом и водою, чтобы мне не есть без вознаграждения вашего хлеба, а сии одежды мои возьми себе в воспоминание моего смирения.
После сего она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе со своей женою снова приехали к Фотинии, и привезли ей с собою хлеба.
Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла сие благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни. Когда она поселилась на сей скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась шесть лет; посем с миром предала Господу чистую и святую душу свою. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лице ее было светло: она имела вид как бы спящей. Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему всё о добродетельной жизни святой Фотинии. Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавал честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8:
Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя.
Кондак, глас 2:
Яко подвижника благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.
* * *
Кесария – большой город в Палестине, при Средиземном море; там имели местопребывание Римские прокураторы.
Т.е. был в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению. – Ногами и стопами пророк называет, – как объясняет блж. Феодорит, – помыслы.
Прп. Павла вдова подвизалась в Вифлееме 20 лет, от 384 года; скончалась 26 января 404 года.
Город в Греции; теперь столица греческого королевства; в древности этот город славился своею ученостью.
Святой Мартиниан скончался в конце IV или начале V века.
Февраль
Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
16-е февраля (3 февр. церк.кал.)
Святой Симеон жил во время рождения Господа Иисуса Христа. Согласно евангелисту Луке Симеону было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Согласно преданию это обещание он получил еще за 270 лет до Рождества Христова. В то время Симеон состоял в числе 70-ти переводчиков (толковников), которые переводили священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птоломея Филадельфа. Симеон при переводе пророчества Исаии о рождении Еммануила (Мессии) от Девы ( Ис. 7:14 ) усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово “дева” на “жена.” В этот момент он и получил извещение от Духа Божия, чтобы он не смел искажать пророчества и что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества Исаии о рождении Мессии именно от Девы.
Среди бедствий своего времени, при общем упадке веры и нравственности святой старец в течение долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества. Когда Божественный Младенец наконец родился и был принесен в храм, Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и что в Иерусалимском храме он увидит Младенца-Спасителя.
Придя сюда, святой старец не только увидел обещанного Младенца и Его пречистую Деву-Матерь, но и удостоился взять Христа на свои руки. Тут в священном восторге праведный Симеон изрек те бессмертные слова, которые так часто слышны на вечерних богослужениях: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу (слову) Твоему с миром. Яко (потому что) видеста (увидели) очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей.” Здесь Симеон как бы выступил в качестве представителя ветхозаветного человечества, ожидавшего Спасителя, и, одновременно, стал проповедником новозаветной благодати.
Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. По всей вероятности, он принадлежал к священникам, служившим при храме ( Лк. 2:23–37 ).
Вместе с Симеоном удостоилась встретить Господа в Иерусалимском храме и 84-летняя праведная Анна. Из Евангелия известно, что она происходила из колена Асирова и была дочерью Фануила. После семилетнего супружества она лишилась мужа и с тех пор не отходила от храма. Она вела строгую воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ). За это она удостоилась от Бога дара пророчества. В святой Анне мы видим образец истинной вдовицы, достойный всякого уважения. По словам апостола Павла такие вдовицы очень ценны в Церкви для примера и назидания молодых жен ( 1Тим. 5:3–5 ).
Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону, с упованием ждала Спасителя. Она была очень внимательна к явлениям духовного значения и присоединила свой старческий голос к славословию Симеона во время встречи Божественного Младенца в храме. Проникнутая святым восторгом, она не ограничила свою проповедь стенами храма, а поведала о Христе многим жителям Иерусалима, ожидавших, как и она, пришествия Мессии.
В церковных молитвах праведная Анна прославляется, как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица.
Кондак:
Старец днесь моляшеся отрешитися от уз сего жи жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя (Творца) и Господа.
Великомученик Федор Стратилат
21-е февр. (8 февр. церк.кал.)
Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески – “стратилатом”) в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308–323 г.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклию и принуждал Федора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.
Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. На утро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Федора в море, увидев его совершенно здоровым уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319-ом году. Страдания его были описаны очевидцем его слугой и писцом Уаром.
Тропарь: Воинствословием истинным, страстотерпче, небесного Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружием бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя присно (всегда) верою ублажаем.
Мученицы Валентина, Павла и Еннафа
23-е февр. (10 февр. церк.кал.)
Сведения об этих трех мученицах очень скудны. Известно, что они пострадали за веру Христову в Палестине в 308-ом году при Максимиане 2-м Галерии (308–313 г.) от областного правителя Фирмилиана. Святая Еннафа была из окрестностей Газы, святая Валентина – из Кесарии Палестинской, а святая Павла – из окрестностей Кесарии. Валентину привели в языческий храм для принесения жертвы. Она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылающему на нем огню. За это ее, избив, обезглавили. Подобные мучения претерпели Еннафа и Павла.
Тропарь: А гницы словесные, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.
Благоверный Всеволод
24-е февр. (11 февр. церк.кал.)
Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха . Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. “Поучаясь в заповедях Господних всегда,” он имел “душу милостиву.” Начав управлять Новгородской областью с 1117-го года, он в 1123-ом году победоносно ходил на Ям; в 1132-ом году делал поход на Чудь и взял Юрьев.
Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных. С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устроению отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был “другом нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник” и, вообще, истинным отцом своих подчиненных.
Когда в 1127-ом году в Новгороде начался сильный голод,
попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.
Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и еще зараженным остатками язычества Новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца “пустиша из города.” Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46-ти лет от роду, в 1138-ом году.
В 1193-ом году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, “претерпевшего изгнание от своих,” а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя он княжил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни Псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.
Тропарь: Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святые церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице, молися начальником державы Русския сохраненным быти, и всем нам спастися.
Святитель Алексей митрополит Московский
25-го февраля (12 февр. церк.кал.)
Святитель Алексей, в крещении Елевфей, сын черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13-ом году жизни он удостоился особенного призвания Божия. Однажды он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: “Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом людей!” Отрок Елевферий решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексея.
Двадцать лет он жил в этой обители и сделался известен князю и митрополиту свой мудростью и духовными подвигами. Для лучшего понимания творений святых отцов Церкви он изучил греческий язык. Митрополит Феогност, родом грек, сознавал нужду в помощнике из русских для управления митрополией и выбор его пал на Алексея.
Двенадцать лет Алексей жил в святительском доме, в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита Феогноста (1353 г.), его возвели на кафедру владимирского епископа, а после кончины Феогноста выбрали его преемником.
Святой митрополит Алексей управлял церковью в то опасное для русского государства время, когда власть великого князя, управлявшего в Москве, ослабела и даже перешла в другие руки. Это было во время великого князя Иоанна Красного и особенно после его кончины (1359 г.), когда наследником его остался восьмилетний Димитрий (впоследствии герой Донской), и князь суздальский стал великим князем. Святитель Алексей, несмотря на убеждения нового великого князя, не оставил Москвы и всячески старался доставить великокняжеское достоинство малолетнему Димитрию. Он много помогал Димитрию своими советами и усмирял удельных князей, для чего иногда решался и на строгие пастырские меры. При этом митрополит Алексей пользовался помощью и содействием современника своего великого угодника Божия преподобного Сергия, игумена Радонежского, который, по поручению святителя, ходил в Нижний Новгород и Рязань для усмирения тамошних беспокойных князей.
Заботясь о благе церкви и отечества, святитель Алексей три раза путешествовал в Орду. В первый раз – по установившемуся обычаю в начале своего святительства; во второй раз – по вызову хана Чанибека. Жена Чанибека, Тайдула, три года сильно болела и лишилась зрения. Между тем, в Орду дошел слух о святой жизни Алексея, и Чанибек написал великому князю, прося его прислать святого митрополита Алексея для исцеления Тайдулы. В противном случае грозил опустошить русскую землю. Отказать было невозможно. Святитель возложил все упование на Бога и был подкреплен ободрительным знамением: когда он перед отправлением в путь служил молебен в соборной церкви, перед ракой святого митрополита Петра сама собой зажглась свеча.
Приехав в Орду, митрополит Алексей отслужил молебен об исцелении Тайдулы и, когда окропил ее святой водой, она внезапно прозрела. Памятником этого чуда стоит в Москве Чудов монастырь, устроенный в Кремле святителем на земле, подаренной Тайдулой.
Едва святитель возвратился из Орды, как должен был ехать туда третий раз. Новый хан Бердибек требовал от всех русских князей усиленной дани и собирался войной на Русскую землю. Святитель Алексей, при помощи исцеленной Тайдулы, укротил ярость Бердибека и даже получил от него новый ярлык, подтверждавший права церкви и духовенства.
Перед своей кончиной (12 февраля 1378 г.) святитель Алексей имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Россию на пути к освобождению от тяжкого и многовекового татарского ига.
Тропарь: Я ко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексее, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнях и пениях радующеся, и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшего исцелений, и граду твоему великое утверждение.
Преподобные Мартиниан, Зоя и Светлана (Фотиния)
26-е февр. (13 февр церк.кал.)
Преподобный Мартиниан с молодости поселился в пустыне, в окрестностях Кесарии Палестинской. В его юном теле бушевали плотские страсти, душа его смущалась дьявольскими искушениями, но святой Мартиниан побеждал их строгим постом, молитвой и трудами. Так он подвизался в пустыне 25 лет. Им была обращена к праведной жизни святая Зоя, бывшая раньше блудницей и нарочито явившаяся к нему, чтобы соблазнить его. Святой, став босыми ногами на раскаленные угли и с великим усилием перенося боль, говорил: “Каков же будет огонь геенский!”
Пораженная терпением и страданием отшельника, Зоя раскаялась в своем поступке и просила святого Мартиниана помолиться о ней. По его указанию, она отправилась в Вифлеемский монастырь святой Павлы, где прожила лет 12 до своей кончины и строгими подвигами искупила свои грехи. До самой кончины святая Зоя не пила вина, питалась только хлебом и водой, и то через день-два, и спала на земле.
Святой же Мартиниан удалился на необитаемый каменистый остров и прожил на нем несколько лет под открытым небом, получая пищу от одного корабельщика, для которого преподобный плел корзины.
На месте подвигов святого Мартиниана, подражая его богоугодной жизни, спасалась девица Светлана (Фотиния), после кораблекрушения выброшенная волнами на этот остров. Приняв девицу на остров, святой подвижник, в предупреждение искушения, бросился в море и, с помощью Божией, достиг суши на юге Греции. После этого Мартиниан странствовал в течение двух лет и мирно скончался в Афинах около 422-го года. Святая же Светлана осталась на острове. Проведя в уединении и подвигах лет шесть, она тоже мирно скончалась.
Тропарь: Мартиниану: Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: Препрославлен еси Всесильне, от огня и бури спасый мя.
Великомученик Федор Тирон
2-е марта (17 февр. церк.кал.)
В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286–305 г.) воин Федор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище “тирон” по-латыни значит “новобранец”). Отказавшись исполнить это, Федор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через несколько времени мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Федор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305-го года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.
Лет 50 после кончины святого Федора император Юлиан Отступник (361–363 г.), желая осквернить христианский Великий пост , приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Федору Тирону и благословляется кутья.
Тропарь: Велия веры исправление, во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Святитель Лев папа Римский
3 марта (18 февр. церк.кал.)
Святой Лев, папа Римский (440–461 г.), известен был своим благочестием и ученостью. Как истинный пастырь, он неустанно защищал Православное учение от манихейской и евтихианской ересей. Он принял личное участие в осуждении ереси Евтихия на Четвертом Вселенском соборе в городе Халкидоне. В 452-ом году святой Лев силой своего слова удержал Аттилу, предводителя Гуннов, от разорения Рима, а в 455-ом году убедил Гензериха, короля Вандалов, не проливать кровь и не предавать Рим огню. За свое благочестие и успешную защиту Православия он назван “великим.” Скончался он в 461-ом году, оставив после себя послание к Флавиану, патриарху Царьградскому, о двух природах (естествах) Иисуса Христа – Божеской и человеческой. Кроме того дошло до нас около 100 простых, но сильных его проповедей и около 140 писем к разным лицам, богатых психологическими наблюдениями. Мощи святителя Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе в Риме.
Кондак:
На престоле священства седь, славне, и словесных львов уста заградив, богодухновенными догматы честныя Троицы озарил еси свет богоразумия твоему стаду. Сего ради прославился еси яко божественный таинник Божия благодати.”
Преподобные жены Марина и Кира
13-го марта (28 февр. церк.кал.)
Святые Марина и Кира, родные сестры, происходили из города Берии в Сирии и жили в 5-ом веке. Пренебрегая знатностью своего происхождения, они удалились за пределы города и поселились в пещере, чтобы вести монашеский образ жизни. Здесь они жили более 40-ка лeт, пребывая в молчании, строгом посте и непрестанной молитве. Ради большего подвига они под иноческой одеждой носили тяжелые вериги. Свой затвор они покинули только однажды, чтобы поклониться Гробу Господню в Иерусалиме. Они мирно скончались около 450-го года, оставив после себя добрую память истинных подвижниц.
Тропарь: И стинному желанию уневестившеся, христославнии, и отвергшеся временнаго обручника совокупления. Добродетельными подвиги возрастше, на высоту востекосте нетления, краснодушнии и многобогатнии, столпи инокующим женам и правило. Темже о нас молите непрестанно, иже любовию вашу память празднующих.
Дни памяти святых в алфавитном порядке
Примечание: Дни памяти святых указаны сначала по современному календарю, а в скобках – по церковному календарю.
Имя, день памяти, сборник
Адриан и Наталия, мученики, 8 сент. (26 авг.) ................................................. 4
Александр Невский, благ.князь, 12 сент, 6 дек. (30 авг, 23 ноя.) .................... 4
Александр и Антонина дева, мученики, 23 июня (10 июня) ........................... 3
Александра, царица мученица, 6 мая (23 апр.) ................................................. 2
Алексей, человек Божий, преподобный, 30 марта (17 марта) ......................... 2
Алексей, митр. Московский, святитель, 25 февр. (12 февр.) ........................... 1
Алла, Лариса и иже с ними мученицы, 8 апр. (26 март) .................................. 2
Амвросий Медиоланский , святитель, 20 дек. (7 дек.) ...................................... 6
Анастасия Римлянина, преподобномученица, 11 нояб. (29 окт.)................... 5
Анастасия Узорешительница, великомученица, 4 янв. (22 дек.) .................... 6
Анатолий, мученик, 6 мая (23 апр.) .................................................................... 2
Ангелина, блаженная, (Сербская) 23 дек. (10 дек.) .......................................... 6
Андрей, Христа ради юродивый, преподобный, 15 окт. (2 окт.)..................... 5
Андрей Первозванный, апостол, 13 дек. (30 нояб.) .......................................... 6
Андрей еп. Критский, святитель, 17 июля (4 июля) ......................................... 4
Анисия, мученица, 12 янв. (30 дек.)................................................................... 6
Анна Пророчица 16 февр. (3 февр.) .................................................................... 1
Анна, праведная, смотри Иоаким и Анна. 22 сент. (9 сент.)........................... 5
Антоний Великий , преподобный, 30 янв. (17 янв.) .......................................... 1
Антонина дева, мученица, см. Александр и Антонина. 23 июня (10 июня)... 3
Антонина, мученица, 14 март (1 март).............................................................. 2
Афанасий Великий , святитель, 15 мая (2 мая).................................................. 3
Борис и Глеб, князья-страстотерпцы, 6 авг. и 15 мая (24 июля и 2 мая)........ 4
Вадим, преподобномученик, 22 апр (9 апр.) ..................................................... 2
Валентин, священномученик, 12 авг. (30 июля) ............................................... 4
Валентина, Павла и Еннафа, мученицы, 23 февр. (10 февр.) ........................... 1
Валерий, мученик, 22 марта (9 мар.) .................................................................. 2
Варвара, великомученица, 17 дек. (4 дек.)......................................................... 6
Василий Великий , святитель, 14 янв. и 12 фев. (1 янв. и 30 янв.)................... 1
Василий, Христа ради юродивый, блаженный, 15 авг. (2 авг.) ........................ 4
Василисса, мученица, 16 сент (3 сент.).............................................................. 5
Вера, Надежда, Любовь и София, мученицы, 30 сент. (17 сент.).................... 5
Вероника (Виринея), мученица, 17-е окт.(4 окт.) ............................................. 5
Виктор и Стефанида, мученики, 24 нояб. (11 нояб.)........................................ 6
Виталий, преподобный 5 мая (22 апр.) .............................................................. 2
Владимир, равноапостольный князь, 28 июля (15 июля)................................. 4
Виктория (Ника), Леонид и другие, мученики, 29 апреля (16 апреля).......... 2
Всеволод Псковский, благоверный князь, 24 февр. (11 февр.) ........................ 1
Вячеслав Чешский, князь мученик, 12 окт. (28 сент.)...................................... 5
Гавриил, архангел, 8 апр. (26 март) .................................................................... 2
Галина, мученица, 29 апр. (16 апр.) ................................................................... 2
Геннадий Костромский, преподобный, 5 февр. (23 янв.)................................. 1
Георгий, великомученик, 6 мая и 16-е нояб. (23 апр. и 3 нояб.) 2
Герман Аляскинский, преподобный, 25 дек (12 дек) ....................................... 6
Глеб, князь страстотерпец, см. Борис и Глеб (6 авг.) ....................................... 4
Григорий Богослов , святитель, 7 февр. (25 янв.) ............................................... 1
Дамиан, мученик, бессребреник, см. Косьма и Дамиан 17 окт.(4 окт.)......... 5
Даниил, пророк, 30 дек. (17 дек.) ........................................................................ 6
Дария, мученица, см. Хрисанф и Дария 1 апр. (17 мар.) ................................ 2
Димитрий Ростовский , святитель, 4 окт. (21 сент.) .......................................... 5
Димитрий Солунский, великомученик, 8 нояб. (26 окт.)................................ 5
Евгений и другие, мученики, 26 дек. (13 дек.) .................................................. 6
Евгения, Клавдия, преподобномученицы, 6 янв. (24 дек.)............................... 6
Евдокия, преподобномученица, 14 марта (1 март) ........................................... 2
Евфросиния Полоцкая, преподобная княжна, 5 июня (23 мая)....................... 3
Екатерина, великомученица, 7 дек. (24 нояб.) 6
Елена, равноап. царица, см. Константин и Елена 3 июня (21 мая).................. 3
Захария и Елизавета, праведные, 18 сент 5 сент ............................................... 5
Зинаида, мученица, 24 окт. (11 окт.).................................................................. 5
Зоя, Светлана и Мартиниан, преподобные, 26 февр. (13 февр.) 1
Зоя, мученица, 31 дек. (18 дек.) .......................................................................... 6
Иаков, брат Господень, апостол, 5 нояб. (23 окт.) ............................................ 5
Игнатий Богоносец , священномученик, 2 янв. (20 дек.) .................................. 6
Игорь, благоверный князь, 18 июня (5 июня) .................................................... 3
Илия, пророк, 2 авг. (20 июля)............................................................................ 4
Инна, Пинна и Римма, мученики, 2 февр. (20 янв.).......................................... 1
Иннокентий Иркутский, святитель, 9 дек. (26 нояб.) ....................................... 6
Иоаким и Анна, праведные, 22 сент. 7 авг. (9 сент. 25 июля)......................... 5
Иоанн Богослов, апостол и евангел., 21 мая и 9 окт. (8 мая 26 сент.)............ 3
Иоанн Златоуст , святитель, 9 фев. 12 февр. и 26 авг.
(27 янв., 30 янв. и 13 нояб) .................................................................................. 1
Иоанн Креститель, пророк, 7 июля, 20 янв., 9 марта, 7 июня,
11 сент. и 6 окт. (24 июня, 7 янв., 24 февр., 25 мая, 29 авг. и 23 сент.) .......... 3
Иоанн Дамаскин , преподобный, 17 дек. (4 дек.)............................................... 6
Иоанн Кронштадтский , праведный, 1 нояб. и 2 янв. (19 окт. и 20 дек.)......... 6
Ирина, мученица, 18 мая (5 мая)........................................................................ 3
Ирина, мученица, 29 апр. (16 апр.) ..................................................................... 2
Иулиания, мученица, см. Павел и Иулиания 17 мар.и 30 авг. (4 мар. и 17 авг.) 2
Иулиания, мученица, 3 дек. (21 дек.) ................................................................. 6
Кира, преподобная, см. Марина и Кира 13 мар. (28 февр.).............................. 1
Кирилл и Мефодий, равноапостольные, 24 мая (11 мая) ................................. 3
Клавдия, преподобномученица, см. Евгения, Клавдия и иже с ними
6 янв. (24 дек.)...................................................................................................... 6
Константин и Елена, равноапостоль. цари, 3 июня (21 мая) ........................... 3
Ксения Петербургская, блаженная, 6 фев. (24 янв.) и 24 сент. (11 сент) ....... 1
Ксения Римлянина, преподобная, 6 фев. (24 янв.)............................................ 1
Косьма и Дамиан, мученики бессребреники, 30 окт. (17 окт.) ....................... 6
Лариса, мученица, см. Алла, Лариса и иже с ними 8 апр. (26 марта)............. 2
Лев папа Римский, святитель, 3 март (18 февр.)............................................... 1
Леонид, мученик, 18 июня (5 июнь) .................................................................. 3
Леонид, мученик, см. Виктория, Галина и другие 29 июля (16 июля) ........... 4
Леонида, преподобномученица, 8 июля (25 июнь).......................................... 3
Леонилла, мученица, 29 янв. (16 янв.) ............................................................... 1
Леонтий, мученик, 22 марта (9 мар.)................................................................. 2
Леонтий, мученик, 1 июля (18 июня)................................................................. 3
Леонтий, мученик см. Косьма и Дамиан 17 окт. (4 окт.)................................. 5
Лидия, мученица, 5 апр. (23 марта) .................................................................... 2
Любовь, мученица, см. Вера, Надежда, Любовь и София 30 сент. (17 сент.) 5
Людмила, княжна Чешская, мученица, 29 сент. (16 сент.) .............................. 5
Марина и Кира, преподобные жены, 13-го марта (28 февр.) ........................... 1
Марина, великомученица 30 июля (17 июля)................................................... 4
Мария Египетская, преподобная, 14 апр. (Пятая неделя В.поста и 1 апр.) .... 2
Мария Магдалина, равноапост., 4 авг. (22 июля).............................................. 4
Милица, праведная княгиня, 1 авг. (19 июля)................................................... 4
Митрофан, святитель Воронеж., 6 дек. (23 нояб.) ............................................ 6
Михаил, архангел, 21 нояб. (8 нояб) ................................................................... 6
Михаил, мученик князь, 3 окт. (20 сент.) .......................................................... 5
Михаил митр. Киевский, святитель, 13 окт. 28 июня (30 сент., 15 июня) ..... 5
Надежда, мученица, см. Вера, Надежда, Любовь и София .............................. 5
Наталия, мученица, см. Адриан и Наталия 8 сент. (26 авг.)............................ 4
Никита Новгородский, святитель, 13 февр. (31 янв.) ........................................ 1
Никита, великомученик, 28 сент. (15 сент.)...................................................... 5
Николай Чудотворец, святитель, 22 мая и 19 дек. (9 мая и 6 дек).................. 6
Нина, равноапостольная, 27 янв. (14 янв.) ......................................................... 1
Нонна, праведная, 18 авг (5 авг.) ......................................................................... 4
Олег Брянский, благоверный князь, 3 окт. (20 сент.)....................................... 5
Олимпиада диаконисса, блаженная исповедница, 7 авг. (25 июль) ............... 4
Ольга, равноапостольная княгиня, 24 июля (11 июля)..................................... 4
Павел, апостол, см. апп. Петр и Павел 12 июля (29 июня)............................... 3
Павел и Иулиания, мученики, 17 марта и 30 авг. (4 марта и 17 авг.)............. 2
Павла, мученица, см. Валентина, Павла и Еннафа 23 февр. (10 февр.)........... 1
Пантелеймон, великомученик и целитель, 9 авг. (27 июля) ............................ 4
Параскева (Пятница), преподобномученица, 10 нояб. (28 окт.)..................... 5
Пахомий Великий , преподобные, 28 мая (15 мая) ............................................ 3
Пелагея, преподобная, 17 мая (4 мая)................................................................. 3
Пелагея, преподобная, 21 окт. (8 окт.)............................................................... 5
Петр и Павел, первоверховные апостолы, 12 июля (29 июня)......................... 3
Пинна, мученик, см. Инна, Пинна и Римма 2 февр. (20 янв.).......................... 1
Прокопий Устюжский, преподобный, 21 июля (8 июля)................................. 4
Раиса, мученица, 18 сент. (5 сент.) ..................................................................... 5
Римма, мученик, см. Инна, Пинна и Римма...................................................... 1
Роман Сладкопевец , преподобный, 14 окт. (1 окт.).......................................... 5
Ростислав, благ. князь 27 марта (14 марта) ....................................................... 2
Светлана, преподобная, см. Зоя и Светлана 26 февр. (13 февр.).................... 1
Серафим Саровский , преподобный, 1 авг. и 15 янв. (19 июля и 2 янв.) ......... 4
Сергий Радонеж., преподобный, 18 июля и 8 окт. (5 июля и 25 сент.) .......... 5
Симеон и пророчица Анна, праведные, 15 февр. (3 февр.) .............................. 1
Симеон Столпник, преподобный, 14 сент. (1 сент.)......................................... 5
София, мученица, см. Вера, Надежда, Любовь и София. ................................. 5
Стефан Пермский, святитель, 9 мая (26 апр.)................................................... 2
Стефан, первомученик и архидиакон, 9 янв. (27 дек.) ..................................... 6
Стефанида, см. мученики Виктор и Стефанида 24 нояб. (11 нояб.)............... 6
Сусанна (Сосанна), мученица, 24 авг. (11 авг.) ................................................. 4
Таисия, преподобная, 21 окт. (8 окт.) ................................................................. 5
Таисия, блаженная, 23 мая (10 мая) .................................................................... 3
Тамара, благоверная царица, 14 мая (жен мироносиц или 1 мая).................. 3
Татьяна, мученица, 25 янв. (12 янв.)................................................................... 1
Тихон Задонский , святитель, 26 авг. (13 авг.)................................................... 4
Федор Стратилат, великомученик, 21 февр. (8 февр.)...................................... 1
Федор Тирон, великомученик, 30 февр. (17 февр.) ........................................... 1
Федор, боярин мученик, см. Михаил и Федор 3 окт. (20 сент.) ...................... 5
Филарет Милостивый, праведный 14 дек. (1 дек.)........................................... 6
Филипп, митроп. Моск., святитель, 16 июля 22 янв. (3 июль 9 янв).............. 4
Хрисанф и Дария, мученики, 1 апр. (19 март.)................................................. 2
Христина, мученица, 6 авг. (24 июля) ................................................................ 4
Христофор, мученик, 22 мая (9 мая) .................................................................. 3
Мученики за Христа – смотри во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце этого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска.
Вам может быть интересно:
Вернуться к списку