- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Евфросин Синозерский, Новгородский
Краткое житие преподобного Евфросина Синозерского
Преподобный Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, родился в Карелии близ Ладожского озера. В юные годы он жил при Валаамском монастыре, затем переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал причетником в селе Долосском в 20 верстах от города Устюжны Железопольской. Пострижение преподобный принял в Успенском Тихвинском монастыре. В 1600 году он начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить. В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей. Однажды преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. "Почему же ты не уходишь от этого святого места?" – спрашивали они. Старец отвечал: "Я пришел сюда умереть ради Христа". Кто послушался святого и ушел из обители, спаслись, а те, кто остались, все погибли жестокой смертью. Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. "Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей".
После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве. На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: "Старец, отдай нам имение монастыря". "Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы", – ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина. Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен строителем Моисеем новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года мощи преподобного Евфросина Синозерского были перенесены строителем Ионой под колокольню.
Полное житие преподобного Евфросина Синозерского
Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области. Его отец Симеон и неизвестная по имени мать жили около Ладожского озера (Нево). Близость Валаамского монастыря оказала влияние на религиозное настроение Ефрема. Он оставляет родительский дом и живет некоторое время при монастыре. Здесь он приобрел знание богослужебного устава и сроднился с суровыми условиями иноческой жизни. Но иноком Ефрем пока не стал. Он переселяется в Новгород Великий и живет там довольно продолжительное время, а потом уходит в одну из Новгородских областей, в Бежецкую пятину, и поселяется в селе Долосском, верстах в 20 от города Устюжны Железопольской. В этом селе, при храме святого великомученика Георгия, Ефрем долгое время служил чтецом. Он успел достигнуть зрелого возраста, когда благодать Божия коснулась его сердца и зажгла в нем непреоборимое желание принять иноческий подвиг. Приведя свой дом в полный порядок и распорядившись своим имуществом, Ефрем пошел в путь, не имея с собой ничего, кроме единственной бывшей на нем одежды. С тех пор его мысль не возвращалась к оставленному дому, устремляясь только к Богу, так что он уже не оглядывался вспять. В твердом решении стать иноком Ефрем приходит в Тихвинский Успенский монастырь и умоляет настоятеля и братию удостоить его пострижения. Зрелый возраст просителя, его рассказ о юности, проведенной под кровом Валаамской обители, о продолжительных годах службы Церкви Божией в должности чтеца снискали ему общее доверие, и его просьба вскоре же была исполнена. Ефрема облекают в иноческий образ и при пострижении дают имя Евфросина. Достигнув того, к чему так стремилась его душа, прп. Евфросин с радостью предается иноческим подвигам. Просвещая свой ум словом Божиим, которое он с любовью и вниманием читал, утверждая сердце на камне веры, он покоряет плоть свою постом и воздержанием, смиренным послушанием игумену и братии, усердным трудом в заповеданных ему службах, работая не ради людей, но ради Бога, в чистоте совести и нелицемерной любви. Среди трудов и подвигов он всегда памятовал о кончине жизни и будущем воздаянии от Нелицеприятного Судии.
Прожив некоторое время в Тихвинской обители, преподобный почувствовал великое, неудержимое желание уйти в пустыню, в уединение, и там потрудиться Богу суровой постнической жизнью и безмолвием. Он идет к игумену, рассказывает ему о своем желании и испрашивает благословение на задуманное дело. Настоятель благословил его, дал ему наставление о пустыннической жизни и отпустил с миром из монастыря, сказав: «Иди, чадо, Бог с тобою!»
Это было в 1600 году.
Лишенный какого бы то ни было имущества, но с сердцем, преисполненным радостей, отравился преподобный в свой путь. Его влекло в знакомые места, в вышеупомянутую Бежецкую пятину, где он и нашел себе пустыню, окруженную дебрями и лесами, среди зыбучих мхов и непроходимых болот. Реки и озера окружали ее, как оградой, и делали малодоступной для человека. Здесь, в диком бору близ реки Чагодищи, у берегов Синичьего озера, верстах в 15 от села Долосского и 50 верстах от Устюжны, преподобный выбрал место, удобное для уединения, достаточно обширное для основания обители, и остановился на нем. В горячей молитве он возблагодарил Бога, давшего ему новое жилище, как птице, которая обрела себе храмину, как горлице, отыскавшей себе гнездо.
«Призри на место сие, – взывал преподобный к Господу, – и благослови его, и сподоби меня на этом месте работать Тебе во все дни жизни моей. Ибо на то я и пришел сюда, чтобы работать Тебе, да прославится о мне Трисвятое Имя Твое».
На выбранном месте святой Евфросин поставил крест, выкопал себе пещеру и начал вести суровую подвижническую жизнь, проводя время в молитвах, бдении, песнопениях, часто всю ночь не смыкая глаз за молитвой. Подвиги поста и воздержания были для него непрерывны. Целых два года он не видел человеческого лица, скрытый дебрями лесов от внимания окрестных жителей, и потому в оба года ни разу не вкушал хлеба. Его пищей служили лесные растения – ягоды, грибы, часто приходилось питаться белым боровым мхом, который называется ягодником. Было у него и рукоделье: он плел рыболовные сети. Прожив год в пещере, святой Евфросин поставил малую келлию и продолжал уединенную жизнь среди молитвы, подвигов, труда и лишений. Еще год скрывался он от взоров людских; но потом люди нашли его.
Прошло немного времени, и слава о его подвижнической и добродетельной жизни пронеслась по всем окрестным селам. Благочестивые люди стали приходить к нему за назиданием, молитвой и советом. Другие же, ревнуя его добродетельной жизни, являлись к нему в пустыню учиться подвигам благочестия и селились рядом с ним. Мало-помалу вокруг преподобного собиралось духовное стадо, и уже в первый год его открытой жизни понадобилось более обширное помещение для совместных молитв братии. Было решено построить храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Святой Евфросин и его сподвижники сами принялись за работу, нарубили лес и поставили храм, который и был освящен священноиноком Гурием, игуменом Шалоцкого монастыря, на третьем году жизни Евфросина в пустыни.
Всего преподобный прожил здесь в подвигах одиннадцать лет – и Бог удостоил его дара прозорливости.
В те годы Русская земля переживала тяжкое Смутное время. По смерти Бориса Годунова (с 1605 года) на Руси воцарился самозванец, а после его скорой гибели и четырехлетнего правления Василия Шуйского государство осталось вовсе без царя – среди внутренних раздоров, неурядиц, междоусобиц, вызванных новыми самозванцами, и внешних опасностей от поляков и шведов. Поляки заняли Смоленск и самую Москву, шведы – Новгород. Шайки казаков и разбойников, отряды поляков и литовцев бродили по государству, грабя и убивая население. В начале 1612 года в Нижнем Новгороде по призыву Троице-Сергиева монастыря уже собиралось земское ополчение, которое под предводительством Космы Минина и князя Пожарского должно было освободить Москву от поляков и дать мир и тишину исстрадавшемуся от смуты государству и Церкви Православной; но пока смута и злодеяния царили по всей Русской земле. В этой смуте суждено было погибнуть смертью невинного страдальца и преподобному Евфросину.
Одна ватага ляхов, вероятно, принадлежавшая к отрядам пана Лисовского, с грабежом и разбоем проникла в округ Устюжны. Население, напуганное разбойниками, грабителями и насилиями иноплеменников, уже давно приучилось скрываться по лесам, среди болот и непроходимых топей. Обитель преподобного Евфросина казалась удобным и безопасным убежищем, будучи удалена от жилых мест и окружена реками, озерами и зыбучими мхами. Поэтому сюда собралось немало народа, не только простого, но и из знатных семейств, надеясь здесь скрыться от разбойничавших ляхов. Но обители суждено было потерпеть поругание от иноверных. Преподобный Евфросин прозрел надвигавшееся бедствие и предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты. В 19-й день марта 1612 года преподобный открыл им, что приближаются вооруженные супостаты, и предложил позаботиться о своей безопасности.
«Братья мои и чада возлюбленные о Христе! — говорил святой. — Кто хочет избыть напрасной смерти, уходите из обители Пресвятой Богородицы и спасетесь от великой беды. Ибо так угодно праведному Суду Божию, что вскоре придут на это святое место злые супостаты».
Многие не поверили ему. «Почему же ты не уходишь от святого места сего?» – спрашивали они. Старец отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа».
Однако не все сочли ответ искренним и продолжали думать про себя, что старец говорит так из недоброжелательства к ним, желая себе одному спастись от меча врагов. Но кто послушался святого, те действительно спаслись; а кто не поверил ему, все погибли жестокой смертью от поляков.
Был среди насельников обители инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного, которое он считал внушением Святого Духа, он хотел бежать вместе с прочими, но святой Евфросин выделил его из среды других и удержал с собою, воспламенив в нем ревность к дому Божию и готовность пребыть здесь до смерти. «Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда и нужно показать подвиг мужества. Если Бог за нас, кто против нас? Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, теснота, или гонение, или глад, беда или меч; ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая ( Рим.8:35, 38-39 ) не могут сделать этого. Чего же испугался ты, брат? Нет ничего страшного в том, что угрожает. Смерть? Но она не страшна, так как мы отходим в пристанище. Ограбление? Но наг изшел, нагим отыду ( Иов.1:21 ). Заточение? Но Господня земля и исполнение ея ( Пс.23:1 ). Бояться ли оболгания? Но егда рекут всяк зол глагол на вы – мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:11-12 ). Я видел меч и небо в молниях, ждал смерти и думал о смертном, созерцал земные страдания и думал о вышних почестях и горнем венце как конце подвигов – и это было для меня достаточным утешением и умилением. Да будет же воля Божия! Но мы не устрашимся кратковременного страха ради любви Христовой. На то мы и званы, и обеты свои принесли Господу, чтобы умереть на месте сем ради имени Его святого. Иное дело мирские люди; они не связаны словом; им нужно беречь себя и для детей».
Так поучал старец инока Иону. Ободрился инок, возгорелся духом и, возложив надежду на Бога, решил не уходить из обители, но умереть здесь в пустыне со старцем Евфросином. Преподобный, поведав присутствовавшим о приближающемся бедствии, сам тотчас же облекся во всю иноческую одежду и схиму (он был уже схимником) и начал молиться Богу и Пречистой Богородице, да сподобят его удела праведных. Весь день и всю ночь без сна провел он в молитве, поя и славя Бога со слезами.
Все случилось по слову святого. На следующий день, 20 марта, явились неизвестно откуда кровожадные супостаты, окружили обитель и всех, кого нашли здесь, побили мечом. Но среди ужасов кровопролития и злодеяний страх остался неведом святому Евфросину. Укрепляемый молитвой, ограждаемый силою Святого Духа, он мужественно сам вышел навстречу полякам. В иноческом одеянии и схиме прошел он из своей келлии к тому месту, где стоял водруженный им на земле честный крест, и встал у креста. Бросились к нему ляхи, окружили его и сказали: «Старец, отдай нам имение монастыря». Преподобный, не имевший не только золота и серебра, но и никаких ценных вещей, кроме самых необходимых и бедных, ответил: «Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы». И он показал на храм, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих скрыто в Боге. Но враги подумали, что он говорит о драгоценных вещах, и, обрадованные, бросились к храму. Однако один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святый старец пал на землю мертвым. Между тем ворвавшиеся в церковь поляки не нашли там ничего и были озлоблены. Лях, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что старец был уже бездыханен, ударил его чеканом (чекан – кирка или топор) по голове и пробил ее до мозга.
Такова была страдальческая кончина святого Евфросина. Вместе с ним погиб и инок Иона, которого преподобный удержал от бегства.
Бог судил, чтобы остался в живых один из очевидцев кончины святого Евфросина. Жил в селе Долосском благочестивый крестьянин Иоанн, по прозвищу Сума, с сыном Емелианом. Оба они питали благоговение к обители Пречистой Богородицы и весьма почитали старца Евфросина. И старец любил их за благочестие. Вместе с другими Иоанн и его сын искали убежища от поляков в обители, и 20 марта, когда сюда ворвались супостаты, Иоанн находился в келлии преподобного (Емелиан случайно отсутствовал в монастыре). Злодеи нанесли ему удар мечом в правое плечо, и он замертво упал среди трупов. Когда поляки, обыскав храм и не найдя там ничего, вышли вон, один из них, осматривая трупы, предположил, что Иоанн еще жив, и нанес ему вторую рану. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине святого старца.
Тело преподобного Евфросина было с честью предано земле в 28-й день марта. На погребение собралось все окрестное население, почитавшее добродетельную жизнь святого. В тот же день похоронили инока Иону и прочих, кто погиб от меча поляков.
Спустя 34 года по кончине преподобного в его обители был построен строителем Моисеем новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. В 1655 году, 25 марта, на 44-ом году после кончины, мощи святого Евфросина по благословению Макария, митрополита Новгородского, были перенесены строителем Ионой под колокольню и положены в восточном углу правой стороны.
В 1904 году Новгородскому архиепископу Гурию был представлен журнал окружного съезда того же года, в котором просили разрешить духовенству служение молебнов и литургий в память преподобномученика Евфросина Синозерского, чтобы удовлетворить настойчивое желание почитателей преподобного, стекающихся к его гробу даже из других епархий, тогда же просили ознаменовать это событие особым торжеством с крестными ходами из церквей. В 1911 году окружной съезд духовенства возобновил свое ходатайство перед архиепископом Арсением, который и вошел с соответствующим представлением в Святейший Синод. С разрешения последнего на 29 июня в погосте «Синозерская пустынь» Новгородской губернии Устюженского уезда назначено восстановление церковного почитания преподобномученика Евфросина Синозерского.
Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского
Св. Евфросин провел юность в Карелии, недалеко от Валаамского монастыря. Покинув родителей, чтобы пожить в Валаамском монастыре, он приобрел там знание церковной службы и познакомился с монастырской жизнью. Затем он ушел оттуда и стал чтецом в одной из деревень Новгородского края. Достигнув зрелого возраста, Евфросин принял постриг в Тихвинском Успенском монастыре и выказал там пламенную ревность ко всякой добродетели.
В 1600 г. он получил от игумена благословение идти жить отшельником. Найдя удобное место в диких и непроходимых лесах в шестнадцати километрах от гор. Великий Устюг, св. Евфросин водрузил на этом месте крест и попросил Бога в молитве позволить служить Ему все дни своей жизни. Он поселился в землянке, где проводил жизнь в самом суровом подвиге, питаясь лишь лесными растениями, дикорастущими плодами и грибами, проводя зачастую всю ночь в молитве.
Но жители тех земель нашли Евфросина в его уединении, и с этого времени дикое место стало привлекать благочестивых людей, которые желали духовных наставлений человека Божия. Когда ученики попросили позволения жить рядом с ним, он построил церковь во имя Благовещения и основал монастырь, которым управлял благодаря дару прозорливости.
В ту эпоху, то есть в Смутное время (1605–1612), Россия, оставшись без царя, была ввергнута в междоусобицы и подвергалась двойной угрозе: с одной стороны, ей угрожали поляки, которые заняли Смоленск, а с другой – шведы, которые захватили Новгород. Значительная часть жителей Устюга укрылась в монастыре св. Евфросина, где нашла защиту от грабителей.
Девятнадцатого марта 1612 г. святой объявил беженцам, что польское войско вот-вот нападет на монастырь, и настоятельно просил тех, кто желал избежать смерти, спасаться бегством. Но большинство из них не поверили ему и спросили: «А почему ты не уходишь из этого места?» Старец ответил: «Я пришел сюда для того, чтобы умереть за Христа». После этих слов святого один монах, по имени Иона, захотел бежать, но человек Божий удержал его, сказав: «Брат Иона, почему ты позволяешь страху и малодушию войти в твою душу? Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ( Рим. 8:31,35 )» И он продолжал увещевать инока, говоря, что его повеление спасаться бегством предназначалось мирянам, которые должны защищать своих детей и которые не связаны, в отличие от монахов, обещанием оставаться вплоть до смерти на том месте, где они принесли обет.
Затем, облачившись в свое великосхимническое одеяние, св. Евфросин начал молиться Богу и Его Пречистой Матери удостоить его жребия праведных. Он молился со слезами весь день и всю ночь, до тех пор пока поляки не окружили монастырь и не предали смерти всех, кого нашли. Чуждый страха, святой стоял около креста, который он водрузил в самом начале основания пустыни. Солдаты потребовали отдать им монастырское имущество. Он ответил, что у него нет ни золота, ни серебра и даже того, что служит для ежедневного пропитания, а единственное сокровище этого места, которое нельзя украсть и которое скрыто в Боге, находится в церкви Пресвятой Богородицы. Услышав эти слова, поляки решили, что речь идет о каком-то материальном богатстве, которое святой спрятал в храме. Бросив преподобного на землю, они поспешили в церковь , устроили погром и ничего не нашли. В ярости поляки разбили св. Евфросину голову ударом секиры, а затем убили инока Иону. Святых мучеников похоронили через несколько дней, когда это стало возможным.
Сорок три года спустя (1655) мощи человека Божия были перенесены в церковь . Верующие приходят поклониться им уже несколько столетий, а официальное признание Евфросина святым состоялось в 1911 г.
Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский († 1612)
Память его празднуется 20 марта в день гибели, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
Прп. Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карелии. Детство и юность свою провел он на берегу Ладожского озера, потом, будучи еще мирянином, провел несколько лет на Валааме, был долгое время чтецом в одной деревенской церкви и лишь в зрелом возрасте постригся в Тихвинском Успенском монастыре. Через короткое время настоятель благословил его на отшельничество. Пустынь прп. Евфросина находилась в диких и непроходимых Устюженских лесах на Синеозере. доступ к ней был почти совершенно закрыт опасными и топкими болотами. Преподобный выкопал землянку, водрузил около нее крест и стал подвизаться. Два года он не видел лица человеческого и не ел хлеба, а питался грибами и яблоками; иногда ел мох. Рукоделием его было плетение сетей. Наконец его нашли; вокруг него собрались братия, и основалась Синеозерская пустынь.
Прошло 11 лет. Настало Смутное время. Всюду бродили польские, литовские и казачьи шайки и разоряли страну. Царя на Руси не было. Лишь в октябре 1612 г. нижегородское ополчение спасло родину. 19 марта 1б12 г. прп. Евфросин, имевший дар прозрения, сказал братии, что враг приближается, и велел всем скрыться. О себе он сказал: «Я пришел сюда, чтобы умереть за Христа!» При себе он удержал лишь инока Иону – венца ради мученического. Всю ночь провел преподобный в молитве. На другой день в монастырь пришла польская шайка. Преподобный вышел из своей кельи и стал у креста. Поляки обступили его и потребовали монастырских богатств. Монастырь жил в нищете.
Преподобный ответил: «Все имение мое и этого монастыря в церкви Пресвятой Богородицы!» Он говорил о благах духовных, но поляки поняли его по-своему и бросились грабить церковь . И один из них ударил святого старца мечом по шее и убил его на месте. Не найдя ничего в церкви, поляки вышли из нее раздраженные, и убийца преподобного ударил его, уже убитого, топором по голове и рассек ее до мозга. Убит был и инок Иона, и все те из братии, кто остался в монастыре вопреки приказанию старца, и все миряне, искавшие в нем убежище от врагов. Среди них был крестьянин Иван с сыном своим Емельяном. Случайно Емельян был в этот день в отлучке. Вернувшись, он нашел всех убитыми. Жив был только его отец, потерявший сознание. Он успел рассказать о всем происшедшем сыну и через два дня скончался. Погребли его рядом с прп. Евфросином. Житие св. Евфросина было написано иноком его обители по рассказам лиц, знавших его лично. Со временем память его была забыта, но в 1911 г. почитание его было восстановлено. Тогда еще сохранялась созданная им церковь .
• До принятия иноческого пострига Ефрем, покинув родное Приладожъе, жил в Новгороде, а потом служил чтецом в сельской церкви (с. Долосское, храм Св. великомученика Георгия), в 25 верстах от Устюжны Железнопольской. После пострижения, с наречением ему имени Евфросин, в Тихвинском монастыре по благословению настоятеля он в 1600 г. удаляется на пустынножительство на р. Чагодшцу, на берег Синеозера, иначе называемого Синичъим (совр. Устюженский р-н Вологодской обл.). Основанная обитель во имя св. апостола Иоанна Богослова принадлежала Новгородской епархии, место это ныне в Вологодской обл. и епархии.
Акафист преподобномученику Евфросину Синозерскому
Кондак 1*
Избра́нный уго́дниче Христо́в, сла́вный подви́жниче, преподобному́чениче Евфроси́не, прими́ похва́льное пе́ние, тебе́ от нас с любо́вию приноси́мое и, предстоя́ на Небеси́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, моли́ о спасе́нии всех нас, с ве́рою зову́щих ти:
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Икос 1
Равноа́нгельскаго жития́ взыску́я, до́ма роди́тельскаго и всего́ мирска́го любве́ ра́ди Бо́жия удали́вся, блаже́нне, Христу́ после́довал еси́, во оби́тель Валаа́мскую всели́лся еси́ и та́мо до́бре подвиза́лся еси́, рабо́тая Го́сподеви день и нощь труда́ми, поста́ми и моли́твами. Мы же, по́двиги твоя́ зря́ще, со благогове́нием пое́м ти:
Ра́дуйся, пусты́ннаго жития́ ревни́телю;
Ра́дуйся, пресве́тлое слепы́м прозре́ние;
Ра́дуйся, боголю́бия учи́телю;
Ра́дуйся, земли́ Устюже́нския украше́ние;
Ра́дуйся, всем прибега́ющим помога́яй;
Ра́дуйся, свои́м оте́ческим заступле́нием не оставля́яй;
Ра́дуйся, подви́жников пресве́тлая похвало́,
Ра́дуйся, му́чеников сла́во;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 2
Ви́дя тя Госпо́дь сосу́д избра́н, прозре́в тя побо́рника ве́ры в гряду́щие времена́ тя́жкая для земли́ Ру́сской, Влады́ка всех тя к бу́дущему вели́кому служе́нию в Вели́ком Новогра́де уготовля́л еси́. Ты же, в доброде́телях возраста́я, с любо́вию воспева́л еси́ Ему́: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум благи́й стяжа́в, моли́твеннаго уедине́ния ища́, бежа́л еси́ собла́знов многолю́днаго гра́да в весь Доло́сскую, да́ в простоте́ и тишине́ богоуго́дно поживе́ши и чтеце́м во хра́ме Бо́гу послу́жиши. Мы же, зря́ще тя не о земны́х веще́х, но о небе́снем непреста́нно помы́сляюща, глаго́лем ти си́це:
Ра́дуйся, Бо́га па́че всех красо́т ми́ра сего́ возлюби́вый;
Ра́дуйся, веле́нием Бо́жиим в ве́си Доло́сстей труди́выйся;
Ра́дуйся, Бо́гу угоди́вый;
Ра́дуйся, пре́лестям су́етнаго ми́ра не покори́выйся;
Ра́дуйся, жития́ по́стническаго вожделе́вый;
Ра́дуйся, нище́ту ду́ха усво́ивый;
Ра́дуйся, на Го́спода упова́ние вы́ну име́вый;
Ра́дуйся, Ца́рствия Небе́снаго сподо́бивыйся;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 3
Си́ла Бо́жия осени́ тя, егда́ житию́ преподо́бных отце́в ревну́я, по́двигов и́ноческаго по́прища вожделева́я, во оби́тель Ти́хвинскую стопы́ своя́ напра́вил еси́, иде́же и по́стриг прия́т. Научи́ и нас еди́ному Бо́гу служи́ти, непреста́нно взыва́я Ему́: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́яй вы́ну в уме́ свое́м Го́спода и мы́сль ка́ко Ему́ угоди́ти, посто́м, смире́нным игу́мену и бра́тии послуша́нием, усе́рдными труда́ми с любо́вию Бо́гу служи́л еси́ в простоте́ серде́чней. Мы же, по́двигам твои́м дивя́щеся, ублажа́ем тя та́ко:
Ра́дуйся, на крыле́х моли́твы к Бо́гу возлете́вый;
Ра́дуйся, ве́тхаго челове́ка с себя́ совле́кий;
Ра́дуйся, непреста́нно свою́ земну́ю кончи́ну пред очи́ма име́вый;
Ра́дуйся, обе́ты целому́дрия, послуша́ния и нищеты́ испо́лнивый;
Ра́дуйся, чте́нием Сло́ва Бо́жия ум на ка́мени ве́ры утверди́вый;
Ра́дуйся, от Бо́га дар прозорли́вости прия́вый;
Ра́дуйся, стра́сти укроти́вый;
Ра́дуйся, сла́дость смире́ния позна́вый;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 4
Бу́ри грехо́вныя тебе́ не потопи́ша, пресла́вне о́тче Евфроси́не, все житие́ твое́ служе́нию Бо́гу посвяти́л еси́, себе́ в храм Бо́жий угото́вал еси́. Та́може благослови́ Христо́с устро́ити святу́ю оби́тель, иде́же ты непреста́нно моля́ся Го́споду, взыва́л еси́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шав о суро́вом пусты́нническом житии́, возжела́л еси́ уйти́ в пусты́ню спаси́тельную, и, игу́мена благослове́ние получи́в, из Ти́хвинския оби́тели в ме́сто пусты́нное прите́кл еси́, руко́ю Госпо́днею направля́ем, и зде, во бла́тех непроходи́мых всели́лся еси́, соверша́я по́стническия труды́ твоя́, по сих же и страда́ния Христа́ ра́ди прия́л еси́. Сего́ ра́ди велича́ем тя си́це:
Ра́дуйся, безмо́лвия люби́телю;
Ра́дуйся, Бо́гом да́нный покрови́телю;
Ра́дуйся, посто́м плоть ду́ху покори́вый;
Ра́дуйся, бде́нными моли́твами горды́ню сокруши́вый;
Ра́дуйся, тво́рче сете́й рыба́цких, иску́сно бе́гающий сете́й лука́ваго;
Ра́дуйся, ископа́вый пеще́ру и пруд в пусты́ни, нарече́нной Ста́рая.
Ра́дуйся, у бре́га е́зера Сини́чья оби́тель основа́вый;
Ра́дуйся, в любви́ и кро́тости Христу́ подража́вый;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 5
Боготе́чной звезде́ среди́ блат и дрему́чих лесо́в подо́бна была́ еси́ пусты́ня Синозе́рская, преподо́бне, егда́ ру́це твои́ и бра́тий твои́х сотвори́ша в ней храм Бо́жий, Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы имену́емый. И вси приходя́щии во оби́тель сию́ от тебе́, я́ко от исто́чника оби́льнаго, почерпа́ху наставле́ния спаси́тельная, ра́зум бо духо́вен име́л еси́, непреста́нно ко Го́споду взыва́я: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дяще лю́ди свято́е житие́ твое́, прихожда́ху к тебе́, да спаси́тельныя глаго́лы услы́шат. Ты же, до́брый па́стырю, любо́вию свое́ю и моли́твами слове́сное ста́до собра́л еси́. «Го́споди, при́зри на ме́сто сие́ и благослови́ его́», – к Бо́гу взыва́л еси, преподо́бне, в труде́х непреста́нных пребыва́я; мы же, в ле́ности и во гресе́х все житие́ ижди́вшии, восхваля́юще любо́вь твою́ ко Го́споду, вопие́м ти:
Ра́дуйся, преподо́бных Гу́рия и Филаре́та соприча́стниче;
Ра́дуйся, оби́тели Синозе́рския сла́во и удобре́ние;
Ра́дуйся, во гресе́х пребыва́ющих Бо́жий печа́льниче,
Ра́дуйся, сил небе́сных хвале́ние;
Ра́дуйся, убе́жище мно́гим дарова́вый;
Ра́дуйся, любо́вию Христо́вою хла́дныя сердца́ согре́вый;
Ра́дуйся, прило́ги вра́жия попра́вый;
Ра́дуйся, ду́шу твою́ храм Свята́го Ду́ха соде́лавый;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 6
Пропове́дник Бо́га и́стиннаго яви́лся еси́, преподобному́чениче Евфроси́не, егда́ в годи́ну сму́тную супоста́ты злы́я покры́ша зе́млю Ру́сскую; на Голго́фу свою́ смире́нно взоше́л еси́, воспева́я Спаси́телю всех: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́л еси́ па́че со́лнца, егда́, прозре́в кончи́ну твою́ и истоща́ние оби́тели твоея́, ве́рным Бо́гови был еси до сме́рти, па́мятствуя, яко прише́л еси́ сю́ду умре́ти Христа́ ра́ди, оба́че под угро́зою ги́бели от ра́тных супоста́т свята́го ме́ста пусты́ннаго не оста́вил еси. Когда́ прии́дет брань, тогда́ и ну́жно яви́ти по́двиг му́жества, – и́нока Ио́ну бежа́ти мы́слившаго увещева́л еси ты. Мы же, неустраши́мость ду́ха твоего́ зря́ще, воспева́ем тя в пе́снех таковы́х:
Ра́дуйся, прозорли́вче пресла́вный;
Ра́дуйся, Ду́ха Свята́го кре́посте необори́мая;
Ра́дуйся, засту́пниче, нам Бо́гом да́нный;
Ра́дуйся, моли́твы свеще́ неугаси́мая;
Ра́дуйся, малоду́шных ободре́ние;
Радуйся, от скорбе́й ско́рое избавле́ние;
Ра́дуйся, до́брый ко́рмчий, на путь и́стины наставля́яй;
Ра́дуйся, злы́я по́мыслы на́ша искореня́яй;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 7
Хотя́ обе́ты свои́ испо́лнити и ра́ди Христа́ в оби́тели умре́ти, ме́чное посече́ние от руки́ разбо́йническия смире́нно прия́л еси́, нас любле́нию Бо́га поуча́ющ. Мы же, си́лу Бо́жию, в тебе́ явле́нную, зря́ще, пое́м Влады́ке всех: Аллилу́ия.
Икос 7
Но́ваго му́ченика яви́ тя нам Госпо́дь, свя́те Евфроси́не, егда́ со преподо́бным Ио́ною у Креста́ сре́тив супоста́ты, мече́м их усече́н был еси́. Та́може честну́ю главу́ твою́ злый враг раздроби́. Та́ко преда́л еси́ ду́шу свою́ в ру́це Го́сподеви. Мы же му́ченичество твое́ почита́юще, тя похвала́ми ублажа́ем си́ми:
Ра́дуйся, пребыва́я те́лом на земли́, мы́слями к го́рнему возлете́вый;
Ра́дуйся, вре́меннаго стра́ха ра́ди любве́ Бо́жией не устраши́выйся;
Ра́дуйся, му́жественне Гефсима́нию свою́ претерпе́вый;
Ра́дуйся, вы́ну славосло́вити Бо́га внутрь се́рдца научи́выйся;
Ра́дуйся, вслед Христу́ смире́нно на Голго́фу свою́ восше́дый;
Ра́дуйся, и́мене Госпо́дня ра́ди пострада́вый;
Ра́дуйся, си́лою Бо́жиею одержа́вый незри́мую побе́ду;
Ра́дуйся, от Бо́га вене́ц му́ченический прия́вый;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 8
Стра́нником на земли́ пожи́л еси́, о часе́ кончи́ны твое́я непреста́нно помышля́я, егда́ же смерть встре́тил еси́, то и тогда́ моли́твы Гос́подеви возсыла́я, с любо́вию пел еси Ему́: Аллилу́ия.
Икос 8
Вси лю́дие рыда́я кончи́не па́стыря, стеко́шася ко гро́бу твоему́, собо́рне пе́вше и погребо́ша святы́я мо́щи твоя́ в наро́читом ме́сте оби́тели, ю же основа́л еси́, преподо́бне. Ны́не же в небе́сных селе́ниях пребыва́я, не оста́ви моли́твами твои́ми нас, вопию́щих ти:
Ра́дуйся, во́ли Бо́жиия исполни́телем бы́ти вожделе́вый;
Ра́дуйся, му́жески к му́ке устреми́выйся;
Ра́дуйся, ме́чное усече́ние любве́ ра́ди ко Го́споду претерпе́вый;
Ра́дуйся, пе́рвым христиа́нским му́ченикам уподо́бивыйся;
Ра́дуйся, заблужда́ющим до́брое вразумле́ние;
Ра́дуйся, бе́дствующим благо́е и ско́рое вспоможе́ние;
Ра́дуйся, я́ко по́мощь и заступле́ния твоя́ и по сме́рти не оскудева́ют;
Ра́дуйся, я́ко твои́ми моли́твами злы́я лю́бящими быва́ют;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 9
Вся а́нгельская во́инства удиви́шася свято́му житию́ и во́льным страда́ниям твои́м, преподобному́чениче Евфроси́не. Мы же, побе́ду твою́ над лука́вым восхваля́я, про́сим тя научи́ и нас вы́ну пе́ти Христу́ Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 9
Вити́я велере́чивия не возмо́гут изрещи́ вся по́двиги твоя́ и страда́ния о Христе́, я́же претерпе́л еси́. О сих свиде́тельствует Сам Госпо́дь, мно́гими чудесы́ от моще́й святы́х твои́х источа́емыми. Мо́лим тя о вразумле́нии нас, заблу́дших, и зове́м ти:
Ра́дуйся, бед на́ших прогони́телю;
Ра́дуйся, серде́ц малове́рных в ве́ре укрепле́ние;
Ра́дуйся, о спасе́нии душ ре́вностный рачи́телю;
Ра́дуйся, сла́вящий Бо́га немо́лчными песнопе́ньми;
Ра́дуйся, мирски́я лю́ди храни́ти себе́ ра́ди чад наставля́яй;
Ра́дуйся, Бо́гу рабо́тающих не оставля́яй;
Ра́дуйся, ко́зней бесо́вских разруши́телю;
Ра́дуйся, к исполне́нию во́ли Бо́жией путеводи́телю;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 10
Спасти́ хотя́ всех, Человеколю́бец Госпо́дь яви нам тя, преподо́бне, да́ мы, зря́ще богоуго́дное житие́ твое́, благоче́стию поучи́мся. Помози́ же нам, свя́те, не́мощным, моли́твами твои́ми, бога́тство и сла́ву ми́ра сего́ тле́ннаго презре́ти и Го́сподеви с любо́вию и тре́петом рабо́тати, пою́ще Ему́: Аллилу́ия.
Икос 10
Сте́нами кре́пкими сокры́ лука́вый чудотво́рныя мо́щи твоя́ в годи́ну лю́тых гоне́ний на Це́рковь Христо́ву, оба́че не вжига́ют свети́льника и не поставля́ют его под спу́дом, но на све́щнице, да све́тит всем, та́ко и тя, свеще́ негаси́мая, чрез лета́ мно́гая ве́рные обрето́ша па́ки. Сла́вим Го́спода, возвра́щшаго нам чудотво́рныя мо́щи твоя́, и с любо́вию пое́м ти:
Ра́дуйся, Бо́гови ве́рный служи́телю;
Ра́дуйся, стра́ха сме́рти искорени́телю;
Ра́дуйся, все бога́тство твое́ в Бо́зе положи́вый;
Ра́дуйся, по́двигами подо́бен дре́вним отце́м бы́вый;
Ра́дуйся, помо́щниче обездо́ленным и убо́гим;
Ра́дуйся, прогони́телю из серде́ц на́ших самолю́бия и ле́сти;
Ра́дуйся, к други́м ми́лостивый, к себе́ стро́гий;
Ра́дуйся, Бо́гом дарова́нная нам кре́посте;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 11
Пе́ние похва́льное приими́ от нас, преподобному́чениче сла́вный, и я́ко засту́пниче усе́рдный моли́ Бо́га да не у́мрем безпокая́нны, да, непреста́нно па́мятствовав о сме́рти, сря́щем чи́стым се́рдцем час кончи́ны своея́ и сподо́бимся с тобо́ю пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 11
Свеща́ светоза́рная был еси́, преподо́бне, в земле́ Устюже́нстей тьму́ неве́рия озаря́юще, ны́не же просвети́ умы́ и сердца́ на́ша, грехо́м омраче́нныя, да зове́м ти:
Ра́дуйся, ра́достью непреста́нною испо́лнивыйся;
Ра́дуйся, о́браз жи́зни непоро́чныя показ́авый;
Ра́дуйся, чистото́ю жития́ А́нгелом уподо́бивыйся;
Ра́дуйся, любо́вь к Бо́гу и бли́жнему стяжа́вый;
Ра́дуйся, звездо́ путь ко спасе́нию указу́ющая;
Ра́дуйся, кончи́ны му́ченичестей сре́тение лику́ющее;
Ра́дуйся, от оби́д свобожда́яй;
Ра́дуйся, проще́нию и терпе́нию нас наставля́яй;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 12
Благода́ть, да́нную ти от Бо́га ве́дуще, припа́даем ти, свя́те о́тче, и про́сим приле́жно: моли́ Го́спода Вседержи́теля, да храни́т Це́рковь Свою́ от раско́ла, да да́рует стране́ на́шей мир и огради́т ю от вся́каго зла, да пода́ст нам вся, я́же ко спасе́нию поле́зная, да воспои́м благода́рственне Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Бо́га, просла́вльшаго тя, восхваля́ем чи́стое житие́, по́двиги и чудеса́ твоя́, Евфроси́не богому́дре; ты бо всем се́рдцем Бо́га возлюби́в, преда́ся Ему́, кончи́ны му́ченическия не отри́нув, за Христа́ во́льно пострада́л еси. Вене́ц сла́вы от Бо́га прия́л еси́. Ны́не же пред лице́м Царя́ ца́рствующих предстоя́, моли́ о нас приле́жно, да мы в исправле́ние прии́дем и тя воспое́м си́це:
Ра́дуйся, преда́ния святы́х отец храни́телю;
Ра́дуйся, любому́дрия учи́телю;
Ра́дуйся, от озлобле́ния сердца́ на́ша избавля́яй;
Ра́дуйся, слепоту́ неве́дения отыма́яй;
Ра́дуйся, свети́льниче светоза́рный, ко Христу́ люде́й мно́жества приведы́й;
Ра́дуйся, ста́рче любоще́дрый;
Ра́дуйся, всем смире́нным мольба́м внима́яй;
Ра́дуйся, никого́же без по́мощи не оставля́яй;
Ра́дуйся, преподобному́чениче Евфроси́не, пустыннолю́бче и те́плый о нас моли́твенниче.
Кондак 13
О пресла́вный уго́дниче Христо́в и преди́вный чудотво́рче, преподобному́чениче Евфроси́не, приими́ сие́ ма́лое моле́ние на́ше и умоли́ Всеми́лостиваго Бо́га покая́ние соверше́нное нам дарова́ти, ко пра́ведному житию́ нас напра́вити, бу́ди нам в час сме́ртный предста́тель кре́пкий, да сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с тобо́ю пе́ти Бо́гу Спаси́телю на́шему: Аллилу́иа.
* Акафист составлен сотрудниками Богослужебной комиссии Череповецкой Епархии.
Тропарь Евфросину Синозерскому, Новгородскому
глас 4
От ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу,/ блаже́нне Евфроси́не,/ ми́ра же отве́ргся,/ всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую,/ и та́мо, от Го́спода укрепля́емь,/ в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́,/ и жизнь твою́ страда́льчески/ убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́,/ сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́,/ с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы./ Сию́ моли́, мо́лим тя,/ оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших// и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: С юности устремив ум твой к Богу, блаженный Евфросин, ты покинул мир, вселился в непроходимую пустынь и там, укрепляемый Господом, в пощении и молитвах жил достойно похвалы и окончил свою жизнь мученически, будучи убит сынами противления (Еф.2:2 “сыны противления” здесь – польские интервенты), потому и получил венец вместе с преподобными и мучениками, с ними же и сейчас ты стоишь перед Престолом Пресвятой Троицы. Моли же Троицу, как и мы молим тебя, даровать нам прощение согрешений и великую милость.
Канон преподобномученику Евфросину Синозерскому, Новгородскому
Минея, 20 Марта, Канон преподобномученика
Глас 6
Песнь 1
Ирмос: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль/ по бе́здне стопа́ми,/ гони́теля фарао́на/ ви́дя потопля́ема,/ Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Страда́льче преподо́бне Евфроси́не,/ моли́твами твои́ми умири́ на́ша души́/ и сподо́би воспе́ти по́стнический по́двиги твоя́, страда́ния и чудеса́,/ и́миже Госпо́дь наш сла́вно просла́вися.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Изше́д в са́не и́ночестем от Ти́хвинския оби́тели, преподо́бне о́тче наш,/ ты, я́ко пти́ца, прелете́л еси́ в гнездо́ свое́,/ во излю́бленное тобо́ю ме́сто пусты́нное,/ и зде, на о́строве, во бла́тех непроходи́мых,/ при мно́гих е́зерех всели́лся еси́,/ направля́емь руко́ю Живонача́льнаго.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Водрузи́в на ме́сте твоего́ вселе́ния Животворя́щий Крест/ и ископа́в себе́ ма́лую пеще́ру,/ вручи́л еси́ себе́ Бо́жию промышле́нию, страда́льче преподо́бне,/ пребыва́я же та́мо в по́двизех, бы́лием тра́вным пита́лся еси́,/ до́ндеже обрето́ша тя веле́нием Бо́жии и́щущии спасе́ния.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Глаго́лов и зако́нов Бо́жиих испо́лнитель быв,/ испо́лнился еси́ в пусты́ни мно́гих дарова́ний Ду́ха,/ о ни́хже рече́ Боже́ственный Па́вел Апо́стол во свои́х писа́ниих.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Кре́постию Христа́, Его́же возлюби́л еси́ изде́тства все́ю кре́постию се́рдца твоего́,/ возмо́гл еси́ низложи́ти си́лу вра́жию,/ сего́ ра́ди дарова́ ти Бог дар прозорли́вства/ и си́лу твори́ти чудеса́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Стра́сти пло́ти моея́ и непостоя́ние ума́ моего́/ отжени́ от Мене́, Пречи́стая Де́во,/ и наста́ви мя на стезю́ спасе́ния.
Песнь 3
Ирмос: Не́сть свят,/ я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой,/ вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бли́же,/ и утверди́вый нас на ка́мени/ испове́дания Твоего́.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Благи́ми нра́вы украси́вся,/ плотски́я стра́сти умертви́л еси́ ве́лиим воздержа́нием/ и к ве́чней жи́зни му́ченически преста́вился еси́, прехва́льне о́тче наш.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́сь прилежа́ Вседержи́телю, прему́дре о́тче Евфроси́не,/ ве́лиими по́двиги отгна́л еси́ от себе́ диа́вола,/ смири́в горды́ню его́ твои́м преподо́бническим смире́нием.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
А́нгельски пожи́в на земли́,/ возвы́сился еси́, о́тче, к лицезре́нию красоты́ Небе́сныя,/ и́мже ны́не наслажда́яся, мо́лишися о спасе́нии на́шем.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Име́я споспешеству́ющую тебе́ Бо́жию си́лу, преподо́бному́чениче,/ по сме́рти твое́й оби́льно источа́еши чудеса́/ прибега́ющим к тебе́ с ве́рою.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ско́ро прише́л еси́ на по́мощь, я́ко бы́вый сам чтец,/ ко чтецу́ пусты́нныя це́ркве Иоа́нну,/ тя́жко страда́вшему от нападе́ния лю́таго зве́ря лесна́го,/ и, прикосну́вся боле́зненней его́ главе́, яви́л еси́ на нем дела́ Бо́жия./ Моли́, чудотво́рче, Христа́ Бо́га на́шего,/ да исцели́т от мра́ка грехо́внаго духо́вная на́ша очеса́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Тве́рдое упова́ние на Тя возлага́юще, Богороди́тельнице,/ Тебе́ усе́рдно мо́лимся:/ сохрани́ ве́сь сию́ и вся ве́си и гра́ды страны́ Росси́йския/ от вся́ких бед, находя́щих челове́ком согреша́ющим.
Седален, глас 4
Покори́л еси́ ду́хови, пресла́вне о́тче наш, вся плотска́я мудрова́ния,/ ве́лиим же воздержа́нием и те́плыми ко Христу́ моли́твами/ возсия́л еси́ в пусты́ни, я́ко луча́ со́лнечная./ Сего́ ра́ди воспева́ем хвалу́ тебе́,/ по достоя́нию тя ублажа́юще.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Стена́ необори́мая христиа́ном еси́, Богоро́дице Де́во,/ к Тебе́ бо прибега́юще, невреди́ми пребыва́ем/ и, согреша́юще, и́мамы тя моли́твенницу./ Те́мже благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Песнь 4
Ирмос: Христо́с моя́ си́ла,/ Бог и Госпо́дь,/ честна́я Це́рковь/ боголе́пно пое́т, взыва́ющи,/ от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Процвела́ е́сть, я́ко крин, пусты́ня Синеезе́рская,/ егда́ преподо́бнии ру́це твои́ и притека́ющих к тебе́ бра́тии/ сотвори́сте в ней храм Бо́жий,/ тобо́ю же, о́тче, основа́на бы́сть та́мо и оби́тель и́ноческая,/ в не́йже и́щущия спасе́ния на пу́ть пра́вый наставля́л еси́.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́льми му́дрый путево́ждь к Ца́рствию Бо́жию, о́тче, был еси́,/ не то́кмо бо и́ноцы, но и вси, приходи́вшии к тебе́,/ а́ки от исто́чника, почерпа́ху от Тебе́ свято́е уче́ние:/ вели́к бо ра́зум име́л еси́, све́дущ в Боже́ственных догма́тех,/ зане́ изде́тства к науче́нию в Боже́ственных Пи́саниих попремно́гу прилежа́л еси́.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Оби́тель твоя́, о́тче,/ в годи́ну сму́ты в Росси́йстей земли́/ яви́ся убе́жище мно́зем правосла́вным христиа́ном:/ тогда́ бо Росси́йстии лю́дие мече́м злове́рных ля́хов;/ а́ки кла́сы серпо́м, пожина́хуся,/ сего́ ра́ди укрыва́хуся во твое́й оби́тели,/ обрета́юще та́мо душ и теле́с спасе́ние.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Соде́яв ду́шу твою́ храм Свята́го Ду́ха, пресла́вне о́тче наш,/ насле́дник Го́рняго Ца́рствия и сожи́тель Вы́шних сил яви́лся еси́/ и прия́л еси́ от Бо́га дар содева́ти зна́мения и чудеса́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́коже Госпо́дь наш прикосну́ся ру́це те́щи Петро́вы,/ огне́м жего́мыя, и а́бие исцели́ ю,/ та́ко и ты, уго́дниче Христо́в,/ предста́тельством твои́м пред Го́сподем/ укроти́л еси́ огневи́цу отрокови́цы Мари́и,/ на одре́ сме́рти лежа́вшия,/ внегда́ призва́ тя на по́мощь иере́й Проко́пий в моли́тве свое́й.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Де́ва пребыла́ еси́ по рождестве́,/ я́коже и пре́жде рождества́ была́ еси́,/ зане́ Бо́га Сло́ва родила́ еси́,/ изба́вльшаго нас от тле́ния кре́стною сме́ртию Свое́ю,/ Де́во Пренепоро́чная.
Песнь 5
Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же,/ у́тренюющих Ти души́ любо́вию озари́, молю́ся,/ Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий,/ и́стиннаго Бо́га,/ от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
У́мныма очи́ма, я́ко прозорливец,/ предзре́л еси́ кончи́ну твою́ от иноплеме́нных/ и истребле́ние и́ми твоея́ оби́тели,/ те́мже умоля́л еси́, о́тче, укрыва́вшияся в ней прише́льцы и са́мыя и́ноки/ ра́ди сохране́ния жи́зни изы́ти из оби́тели./ Сам же ты, си́лою Свята́го Ду́ха огради́вся,/ я́ко началово́ждь, в сре́тение супоста́том изше́л еси́,/ и безтре́петно стал еси́ у креста́,/ водруже́ннаго тобо́ю при основа́нии оби́тели,/ и та́ко приве́л еси́ сам себе́, я́коже овча́, на закла́ние.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Бе́снии ля́хове, ви́девше тя, о́тче, безтре́петно стоя́ща у креста́/ и разуме́вше, я́ко ты еси́ нача́льник оби́тели, ре́ша ти де́рзостно:/ да́ждь нам име́ние монастыря́ твоего́./ Ты же со смире́нием и́ноческим отве́тствовал еси́,/ указу́я на созда́нный тобо́ю храм:/ все име́ние мое́ обрета́ется в сем хра́ме Пречи́стыя Богоро́дицы.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Услы́шавше безбоя́зненный отве́т твой о име́нии,/ дерзостнии ля́хове разъяри́шася,/ и се еди́н от во́ин вы́ю твою́ пресече́ мече́м до полу́,/ други́й же раздроби́ честну́ю главу́ твою́,/ и та́ко пре́дал еси́ чи́стую ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
На уби́йцы укрепи́вый тя, о́тче, Подвигополо́жник Христо́с,/ прии́м твой дух в Небе́сная селе́ния по сконча́нии твое́м,/ сотвори́ тя исто́чник чуде́с/ с любо́вию и ве́рою к тебе́ прибега́ющим.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
От нанесе́ния главотя́жей и убру́сцев апо́стола Па́вла ве́рующий исцеля́хуся,/ я́коже Богоглаго́ливый Лука́ повеству́ет./ Не про́сты же си́лы твори́т Госпо́дь прикоснове́нием и твои́х веще́й:/ нагла́вник бо твой, о́тче,/ и пе́рсть от гро́ба твоего́,/ и еле́й от лампа́ды у ра́ки моще́й твои́х/ источа́ют, твои́ми моли́твами о нас, исцеле́ния боля́щим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Исцели́, Пречи́стая, неду́гующаго ума́ моего́ помраче́ние,/ Врача́ ро́ждшая, Христа́, Всенепоро́чная Де́во.
Песнь 6
Ирмос: Жите́йское мо́ре,/ воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею,/ к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти:/ возведи́ от тли живо́т мой, Многоми́лостиве.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Прии́м му́ченическую теле́сную кончи́ну, о́тче,/ возне́слся еси́ ду́хом твои́м в Го́рняя селе́ния моли́тися о нас Вседержи́телю,/ моща́ми же твои́ми с на́ми пребыва́еши,/ явля́я те́ми мно́гая зна́мения и чудеса́.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Глаго́лом Бо́жиим свиде́тельствована бы́сть си́ла чуде́с твои́х, о́тче Евфроси́не:/ одержи́ма бо су́щи ве́лиим бесо́вским пла́чем,/ раба́ Бо́жия Ага́фия, егда́ бы́сть в ра́зуме, слы́ша глас свы́ше:/ гряди́ в пусты́ню Синеезе́рскую,/ помоли́ся чудотво́рцу Евфроси́ну и исцеле́еши./ Та́яже прии́де, и помоли́ся, и исцеле́.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Ели́цы притека́ху с ве́рою к моще́м твои́м, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче, вси исцеля́хуся,/ мо́лим тя у́бо:/ по́мощию твое́ю посети́ и ны,/ те́лом и душе́ю немощству́ющих.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Умиле́нно призыва́юще свято́е и просла́вленное и́мя твое́, о́тче,/ кре́пость и исцеле́ние приима́ху от Тебе́ немощству́ющии пло́тию и ду́хом,/ ско́рбнии же и удруче́ннии печа́льми жите́йскими/ обрета́ху от Тебе́ ско́рую по́мощь и утеше́ние.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Невозмо́жно е́сть исчи́слити мно́гое мно́жество чуде́с твои́х,/ цели́телю душ и теле́с на́ших, о́тче Евфроси́не,/ сего́ ра́ди творя́ще па́мять твою́,/ благода́рственно благословля́ем просла́вльшаго тя,/ отце́в Бо́га благослове́ннаго.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Отцу́ Собезнача́льнаго Сы́на пло́тию родила́ еси́, Пренепоро́чная Де́во,/ Его́же моли́ со преподобному́чеником Евфроси́ном,/ да сотвори́т ны сы́ны Своего́ Ца́рствия/ и насле́дники обетова́ния ве́чнаго.
Кондак, глас 8
Подража́я житию́ дре́вних отце́в,/ Богому́дре о́тче Евфроси́не,/ красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́,/ с не́юже изше́л еси́, я́ко добр во́ин Царя́ Небе́снаго,/ не на бра́нь проти́ву пло́ти и кро́ве,/ но на бра́нь проти́ву ко́зней неви́димаго врага́,/ и сего́ вознесе́нную горды́ню,/ по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти,/ глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́,/ и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́./ Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти:/ ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.
Икос
А́нгельски пожи́в на земли́,/ дости́гл еси́, о́тче, лицезре́ния красоты́ Бо́жия,/ и́мже наслажда́яся на Небеси́, мо́лишися о спасе́нии на́шем./ Сего́ ра́ди мы, земни́и, дне́сь па́мять твою́ пра́зднующе, любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, благочести́ваго ко́рене правосла́вных роди́телей пречестна́я о́трасле;/ ра́дуйся, от младе́нства Христа́ возлюби́вый./ Ра́дуйся, в де́тстве и ю́ности и́ноческим подвиго́м научи́выйся;/ ра́дуйся, дре́вним пусты́нником подража́телю./ Ра́дуйся, Новгоро́дстей Це́ркви в чи́не чтеца́ церко́внаго послужи́вый;/ ра́дуйся, кри́не, посреде́ блат пусты́нных процветы́й./ Ра́дуйся, му́дрый наста́вниче и́щущим душе́внаго спасе́ния;/ ра́дуйся, цели́телю душ и теле́с прося́щим твоего́ пред Бо́гом заступле́ния./ Ра́дуйся, похвало́ мона́шествующих;/ ра́дуйся, дар прозорли́вства и си́лу чуде́с от Бо́га прие́мый./ Ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.
Песнь 7
Ирмос: Росода́тельну у́бо пе́щь/ соде́ла А́нгел/ преподо́бным отроко́м,/ халде́и же опаля́ющее/ веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Распали́в се́рдце твое́ любо́вию кре́пкою ко Христу́, о́тче,/ пла́мень по́хоти плотски́я и о́гнь я́рости ея́ претвори́л еси́ в ро́су/ и всю си́лу их угаси́л еси́, поя́ Бо́гу в безмо́лвии пусты́ннем:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Пло́ти твое́й не послужи́л еси́,/ но, апо́стольски распина́я ю со страстьми́ и похотьми́, покори́л еси́ ду́ху/ и че́стен храм Ду́ху Свято́му себе́ сотвори́л еси́, взыва́я:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Просвети́в твое́ се́рдце смиренному́дрием,/ ве́рен был еси́ нача́льник собо́ра и́ноков,/ наставля́я, и уча́, и вся приводя́ к Бо́жией во́ли, пою́щия:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́лиим благоразу́мием, о́тче наш Евфроси́не,/ покори́л еси́ ду́хови го́рдость ума́ жите́йскаго, со смире́нием поя́:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Прекра́сный цвет, о́тче, в до́му Бо́жий произра́сл еси́,/ мно́гими доброде́тельми красу́яйся/ и арома́ты чуде́с благоуха́яй.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ум наш плени́ в послуша́ние ве́ры,/ дух и ду́шу всесоверше́нны сотвори́/ и те́ло в прише́ствие Го́спода на́шего Иису́са Христа́/ соблюди́ непоро́чно моли́твами Твои́ми, Всенепоро́чная Богороди́тельнице.
Песнь 8
Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́/ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́:/ вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти./ Тя превозно́сим во вся ве́ки.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Широ́кий пу́ть, вводя́щий в па́губу, презре́л еси́, страда́льче преподо́бне,/ и те́сными враты́ вшел еси́ в Небе́сное Ца́рствие./ Те́мже мо́лим тя:/ укрепи́ нас моли́твами твои́ми понести́ благо́е и ле́гкое и́го креста́,/ да и мы во вре́мя благопотре́бное/ вни́дем в поко́й Бо́га благослове́ннаго.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Бо́дренным ума́ трезве́нием и те́плым ко Христу́ моле́нием/ диа́вола посрами́л еси́, прехва́льне страстоте́рпче,/ стра́стныя же того́ прило́ги отгна́л еси́,/ кре́пкою ве́рою во Христа́ вооружи́вся,/ и та́ко вшел еси́ в поко́й Бо́га благослове́ннаго.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
А́нгельски, о́тче, на земли́ пожи́л еси́,/ те́мже ны́не со А́нгелы лику́ет на Небеси́ дух твой,/ моли́ у́бо о нас, чту́щих па́мять твою́, Небе́сный жи́телю,/ да всели́т Христо́с и нас в поко́й Бо́га благослове́ннаго.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Во вся дни жития́ твоего́/ неукло́нно ше́ствовал еси́, прему́дре о́тче наш, стезя́ми Боже́ственными к Небеси́,/ иде́же ны́не пребыва́я,/ с ли́ки А́нгельскими ра́достно воспева́еши отце́в Бо́га благослове́ннаго.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Предстои́ши ны́не Престо́лу Вседержи́теля, преблаже́нне о́тче Евфроси́не,/ нам же, на земли́ су́щим, явля́ешися вои́стинну А́нгел храни́тель,/ утвержда́я ны в ве́ре уче́ньми твои́ми и зна́меньми чуде́сными/ и соблюда́я ны в чи́стем испове́дании отце́в Бо́га благослове́ннаго.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Богоуго́дне пожи́вшему и страда́льчески житие́ сконча́вшему/ преподо́бному́ченику Евфроси́ну после́довати наста́ви нас, Всенепоро́чная,/ потребля́ющи от душ на́ших прило́ги лука́вых де́монов/ и возводя́щи при́сно умы́ на́ша к зре́нию и исполне́нию за́поведей Сы́на Твоего́, Бо́га на́шего.
Песнь 9
Ирмос: Бо́га/ челове́ком невозмо́жно ви́дети,/ на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти,/ Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком/ Сло́во воплоще́нно,/ Его́же велича́юще,/ с Небе́сными во́и Тя ублажа́ем.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Изба́вився от сете́й ловя́щих тя,/ почи́л еси́ во благоуха́нии святы́ни/ и Го́сподеви ны́не предстои́ши, поя́ со Безпло́тными:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Тро́ице Вседе́тельная.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко победи́тель мы́сленных враго́в, прехва́льне о́тче,/ венце́м побе́ды неувяда́емым увенча́лся еси́ от Царя́ всех./ Сего́ ра́ди мо́лим тя усе́рдно:/ моли́ бла́гость Вседержи́теля/ дарова́ти правосла́вным лю́дем на супоста́ты побе́ду.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко предста́телю на́шему и ско́рому помо́щнику,/ су́щему в Небе́сных оби́телех, мо́лимся тебе́:/ Влады́ку всех моли́/ сохрани́т от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́,/ от наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни ве́сь сию́/ и вся ве́си, гра́ды и страны́ христиа́нския/ и вся ны спасти́, благоче́стно тя почита́ющия.
Припев: Преподобному́чениче Ефроси́не, моли́ Бо́га о на́с.
Честна́я ра́ка святы́х моще́й твои́х, о́тче пречу́дне,/ бога́тно источа́ет исцеле́ния приходя́щим к тебе́ с ве́рою/ и воздвиза́ет ве́рныя сла́вити ве́лия твоя́ по́двиги и чудеса́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Приими́, преблаже́нне о́тче наш Евфроси́не,/ хвале́бная на́ша песнопе́ния, любо́вию тебе́ возноси́мая,/ осеня́й нас твои́ми моли́твами/ и ускори́ на по́мощь благода́тным заступле́нием твои́м во вре́мя благопотре́бное.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ка́мень краеуго́льный – Христо́с – ве́рным е́сть основа́ние,/ неве́рным же ка́мень претыка́ния и собла́зна;/ на ве́рнем ка́мени, Влады́чице, утверди́ мое́ помышле́ние/ и спаси́ мя Ма́терним Твои́м дерзнове́нием к Сы́ну Твоему́, Бо́гу на́шему.
Светилен
Све́та Пода́тель, Госпо́дь,/ поста́ви тя свети́льника све́тла Це́ркви Свое́й, о́тче пресла́вне Евфроси́не,/ озари́ у́бо све́том твои́м и вся ны,/ почита́ющия святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Свеще́ та́инственная, Богоневе́сто,/ возсия́й свет ра́зума су́щим во тьме́ неразу́мия/ и спаси́ вся ны, благоче́стно пою́щия Тя/ и я́ко Ма́терь Бо́жию велича́ющия.
Вернуться к списку