- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобномученик Евстратий Печерский
Преподобномученик Евстратий Печерский родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании.
Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: "Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь". Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку.
Приближалось Светлое Христово Воскресение, и еврей-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих друзей, распял на кресте преподобного Евстратия. Собравшиеся вокруг распятого святого жестокие мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. На это преподобномученик отвечал: "Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за Имя Его на кресте по образу Его страданий...". Услышав это, разгневанный еврей схватил копье и пронзил им пригвожденного ко кресту преподобномученика Евстратия. Святое тело страдальца, снятое с креста, было ввергнуто в море. Верующие христиане долго искали святые мощи мученика, но не смогли их найти. Промыслом Божиим нетленные мощи были обретены в пещере и источали множество чудес. Впоследствии они были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря.
Предсказание святого мученика Евстратия о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось тотчас после его смерти. В тот же день пришло повеление греческого императора изгнать из Корсуни всех евреев, лишив их имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Еврей, распинавший преподобномученика Евстратия, был повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.
Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского
Память 28 марта
Святой Евстратий показал себя мужественным воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего – Иисуса Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: «Я язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» ( Гал.6:17 ).
Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева. Он пожелал«облечься во всеоружие Божие» ( Еф.6:11 ), что принадлежит иноческому образу. Зная, что «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» ( 2Тим.2:4 ), он раздал имение свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак, обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы – Христа, побеждая мечом духовным, т.е. силою молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием; потому и он вооружил себя теми же добродетелями. Но зная прежде всего, что человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником.
Когда же, попущением Божиим, напал на русскую землю со множеством половцев злочестивый Боняк 2228 и пленил ее, тогда и блаженный Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в греческую землю, в город Корсунь 2229 одному еврею, вместе с другими христианами – тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами.
Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами:
– Брате! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при крещении. Христос возродил нас водою и духом, искупил нас от клятвы закона Своею кровью и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто сказал: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп 1:21 ).
Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и питья, нежели отречься Христа, Который есть пища и питьё вечной жизни.
Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые – чрез семь, более же крепкие – чрез десять. Только один Евстратий остался жив; томимый голодом уже четырнадцать дней, он все-таки оставался жив и невредим, ибо от юности привык к посту. Нечестивый еврей, видя, что черноризец был причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему.
Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом нашим Иисусом Христом. И как в древности евреи распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его.
Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он сподобил его жить без пищи и питья уже пятнадцатый день.
Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили ему:
– Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: «проклят всякий, повешенный на дереве» ( Втор.21:23 ).
Преподобный отвечал на это:
– Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: «и будет жизнь твоя висеть пред тобою» ( Втор.28:66 ). О празднике же пасхи Давид говорит: «Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!» ( Пс.117:24 ). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония.
Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного 2230 . И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!»
Тело святого мученика жидовин, сняв со креста, ввергнул в море, где совершилось после этого много чудес. Верные прилежно искали там святых мощей, но не нашли их. По промышлению Божию они были обретены в пещере, где и доныне почивают нетленно.
Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после его страдания. Ибо в тот день пришло повеление от царя греческого изгнать из области его всех евреев, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит, по пророчеству блаженного Евстратия, епарх 2231 , возбудивший евреев против христиан. А произошло это таким образом. Крестился один богатый и славный еврей, и потому царь, желая отличить его, чрез несколько дней сделал его епархом; он же, получив этот сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение евреям по всему пространству греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов. Когда этот нечестивый епарх был обличен в злой своей хитрости, царь повелел умертвить его, а также и всех евреев, живших в земле греческой. И в то время, когда избивали евреев, живущих в греческом городе Корсуни, того нечестивого еврея, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так «обратилась болезнь его на главу его» ( Пс.7:17 ), и он разделил участь Иуды.
Прочие же евреи, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали во Христа и приняли крещение. А поработивший их Христу, и по смерти своей добрый воин Его и победоносец святой Евстратий сподобился с бессмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим победителем смерти Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря с Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом в бесконечные веки. Аминь.
* * *
Боняк – хан (или князь) половецкий, живший в конце XI в. и начале XII в., прозванный нашими летописями «хищником» за свои частые нападения на Киевскую Русь. Половцы – хищническое племя, жившее к югу от Киева и промышлявшее грабежом и разбоями.
Корсунь – нынешний Херсонес Таврический.
Кончина святого мученика последовала в 1097 г.
Епарх – начальник области.
Преподобномученик Евстратий Печерский († 1097)
Память его празднуется 28 марта в день мученической кончины, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских
В 1097 г. половцы разгромили Киев и Печерский монастырь. Св. Евстратий, инок этого монастыря, был в числе уведенных ими пленников. В числе других они продали его в рабство одному еврею в город Корсунь (Херсонес Таврический). За отказ их отречься от Христа еврей этот в течение 10 дней уморил всех в цепях голодом. Выжил только один св. Евстратай, привыкший к посту от юности. Но через 2 недели, в день Святой Пасхи, еврей распял его на кресте, и св. преподобномученик благодарил Бога за то, что Он сподобил его принять те же самые страдания, которые претерпел Он Сам. Но мучителя он предупредил, что его постигнет гнев Божий. Вне себя от ярости еврей пронзил св. Евстратия копьем. Тогда все увидели огненную колесницу и огненных коней, уносивших ликующую душу святого на небо, и услышали с неба глас: «Вот доблестный гражданин Града Небесного!» Тело его было брошено в море, но его вскоре нашли мокрым в одной пещере Печерского монастыря и там же погребли. А затем открылось, что правитель той страны, крещеный еврей,– тайный иудей и позволяет евреям иметь рабов христиан, что было запрещено по закону. Он был казнен, и с ним погибло множество иудеев, а хозяин св. преподобномученика Евстратия был повешен на дереве.
• Преподобный родился в Киеве, поступил в монастырь при прп. Антонии (память его 10 июля).
• За подвиг постничества получил прозвание Постника. Плененный половцами, находился в рабстве у иудея, распят в иудейскую Пасху.
Тропарь Евстратию Печерскому, в Ближних пещерах
глас 7
По́стником и му́чеником яви́лся еси́ похвала́, преподо́бне Евстра́тие,/ пре́жде бо воздержа́нием пло́ть умертви́в,/ после́довал еси́ Христу́, нося́ кре́ст сво́й./ Последи́ же и са́м на кре́ст вознесе́н бы́в/ и копие́м в ре́бра прободе́н,/ в ру́це Бо́жий ду́шу преда́л еси́./ Колесни́цею о́гненною возноси́м на Небеса́,/ сугу́бо венча́лся еси́ от Христа́ Бо́га// и Спа́са ду́ш на́ших.
Перевод: Ты прославил постников и мучеников, преподобный Евстратий, сначала умертвив воздержанием плоть, ты последовал за Христом, неся свой крест. В конце же и сам был вознесен на крест и копьем в ребра пронзен, в руки Божии ты предал свою душу. Возносимый на Небеса на огненной колеснице, ты особо венчался от Христа Бога и Спасителя душ наших.
Канон преподобномученику Евстратию Печерскому
Глас 1
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.
Припев: Преподобному́чениче о́тче Евстра́тие, моли́ Бо́га о на́с.
Воскресе́ния дне́ и прича́стник све́та хотя́ бы́ти, преподо́бне, в де́нь стра́сти Влады́чни возне́слся еси́ на кре́ст, и сообрази́лся еси́ стра́сти Христо́вей, победи́в ми́р, и ны́не, прича́стник сы́й сла́вы неизрече́нныя, весели́шися, побе́дную пе́снь пою́щи.
Ничто́же в ми́ре се́м многомяте́жном возлюби́л еси́, преподо́бне, я́ко Кре́ст Христо́в, и, того́ име́я в похвалу́, со апо́столом взыва́л еси́: мне́ да не бу́дет хвали́тися, то́кмо о Кресте́ Госпо́днем. О не́мже весели́шися, пе́снь побе́дную пою́щи.
Ко кресту́ пригвожде́н сы́й от иуде́й, всеблаже́ннейший о́тче, пригвозди́л еси́ вся́ теле́сныя стра́сти, я́ко тебе́ со апо́столом глаго́лати: мне́ ми́р распя́тся, и а́з ми́ру. Те́мже досто́йно ны́не с Воскре́сшим весели́шися, побе́дную пою́щи.
От любостра́стнаго Еги́пта ми́ра сего́ изше́д, о кресте́ всебу́рное того́ безмяте́жно преше́л еси́ мо́ре, свя́те, вопреки́ же написа́в пригвожде́нныма дла́ньма, погрузи́л еси́ мы́сленнаго фарао́на с возду́шными во́и и ны́не ра́дуешися, побе́дную пою́щи.
Богоро́дичен: Любостра́стнаго ми́ра сего́ изше́д, а́ки от Еги́пта, возвраща́юся на пе́рвая, да чре́ву угожда́ю, пита́яся ско́тски; да́ждь ми́, Богоневе́стная Де́во, поне́ ма́ло уклони́тися от си́х, да, свобо́дь сы́й, принесу́ Ти́ хвале́ние, побе́дную пою́щи.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.
Прииди́те ко Мне́, вси́ тружда́ющиися, — Ре́кшему после́довал еси́, о́тче, и Того́ Кресто́м разгна́л еси́ враги́ мы́сленныя, и́же, до конца́ побежде́нни, возврати́шася со студо́м. Моли́ и о на́с, да и мы́ проти́ву те́х ополче́ния ста́нем, на сие́ бо о Христе́ утвержда́емся.
Кре́ст возложи́в на ра́мо, свя́те, ве́рою несумне́нною к Еди́ному любо́вию привяза́лся еси́, да Христа́ приобря́щеши, и Того́ по жела́нию обре́л еси́ те́сною стезе́ю, ю́же проше́л еси́, не запе́нся, имы́й кре́ст держа́ву и утвержде́ние.
Облеки́йся во и́ноческий о́браз, ми́ра обнажи́лся еси́, блаже́нне, и, ле́гце проше́д пу́ть, во обетова́нную зе́млю, в Пече́рскую оби́тель, точа́щую, а́ки ме́д и млеко́, уче́ния богоно́сных оте́ц, от ни́хже напита́вся, бы́л еси́ кре́пок, те́х уче́нием сотвори́, да и мы́ утвержда́емся.
Глаго́лом моли́твы и посто́м чу́вственнаго врага́ покори́в ду́ху, смире́нием же и послуша́нием мы́сленнаго Амали́ка победи́в, бы́л еси́, о́тче, уго́ден Влады́це своему́ и от Него́ прия́л кре́ст, ору́жие непобеди́мое, о не́мже и мы́ утвержда́емся.
Богоро́дичен: Коле́блемь сы́й вра́жиими прило́ги вы́ну, утвержде́ния не имы́й а́з, стра́стный, к Тебе́ прибега́ю, Ма́ти Бо́жия: Ты́ бо еси́ ве́рным Необори́мая Стена́, о не́йже утвержда́емся.
Седа́лен:
Победоно́снаго страда́льца прииди́те, лю́дие, воспое́м па́мять, пе́сньми и пе́нии де́нь весе́лия его́ провожда́юще, от плаче́внаго бо удо́лия сего́ к неконча́емей ра́дости пре́йде, и, предстоя́ Влады́чню престо́лу, вопие́т к на́м: подража́тели мне́ быва́йте, я́коже а́з Христу́, И́же пода́ст все́м бога́тую Свою́ ми́лость.
В ми́ре стра́стное житие́ имы́й, обурева́юся смертоно́сных ве́тров волна́ми, Ко́рмчия ро́ждшая, Христа́, к ти́хому приста́нищу упра́ви живо́т мо́й, молю́ся, и пода́ждь ми́ бога́тую Твою́ ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Ве́дый, преподо́бне, невоздержа́ния ра́ди пе́рваго во а́д все́льшагося челове́ка, приложи́лся еси́ воздержа́нию и поще́нию зе́льному и отсю́ду стяжа́л и́мя по́стник, зане́ сло́вом Бо́жиим па́че, не́жели бра́шном, пита́лся еси́, пою́щи Христу́, я́ко Всеси́лен.
Вы́шняго попуще́нием плене́н, свя́те, бы́в от по́ловцев, апо́стольски взыва́л еси́: свобо́дь е́сть, и́же пленя́ет у́м сво́й в послуша́ние Христо́во. Те́м в ско́рби не изнемога́л еси́, но па́че, судьба́м Бо́жиим дивя́ся, славосло́вил еси́ Христа́, я́ко Всеси́лен.
Пре́даннаго Иису́са всегда́ нося́ на те́ле свое́м о́браз, про́дан бы́л еси́ в гре́ческую зе́млю, во гра́д Корсу́н, не́коему богоуби́йце иуде́янину, и то́й тебе́ тща́шеся отврати́ти от любве́ Бо́жия, ея́же ра́ди и на сме́рть гото́в бы́л еси́, пою́щи: воскре́се Христо́с, я́ко Всеси́лен.
Затворе́н бы́в в темни́це с про́чими христиа́ны и гла́дом му́чимь от евре́ина, терпя́, сла́дце ре́кл еси́: кто́ мя разлучи́т от любве́ Христо́вы? ни гла́д, ни сме́рть, ни теснота́ — вся́ бо ма́ла су́ть сия́ к хотя́щей сла́ве яви́тися в на́с, пою́щих: воскре́се Христо́с, я́ко Всеси́лен.
Богоро́дичен: Плене́н бы́в от враго́в мы́сленных и бли́з уже́ су́щи а́довы темни́цы, к Тебе́ обра́щся, вопию́: Ма́ти Бо́жия, внегда́ возврати́ши пле́н души́ моея́, тогда́ язы́к мо́й весе́лия испо́лнится и воспое́т: воскре́се Сы́н Тво́й, я́ко Всеси́лен.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.
У́треневал еси́ любо́вию ко Христу́, до́блественне Евстра́тие, проти́вящеся понужда́ющему евре́ину отступи́ти от Христа́ твоего́, И́же е́сть Пра́вды Со́лнце, все́м присносу́щную жи́знь возсия́ющее.
Твои́м, о́тче, уче́нием вси́ пле́нницы, су́щии в темни́це, богоуби́йственнаго евре́ина поплева́ша бу́йство и изво́лиша па́че гла́дом и жа́ждею умре́ти, не́же отврещи́ся Христа́, все́м жи́знь подаю́щаго.
По́лк му́ченик пятьдесяточи́сленный, гла́дом и жа́ждею убие́н от жидови́на, предпосла́л еси́, блаже́нне, Христу́ своему́, са́м последи́ то́жде пострада́ти хотя́ за любо́вь Иису́са, все́м жи́знь подава́юща.
Ви́дев окая́нный, я́ко изме́ршим все́м у́зником в темни́це погуби́ зла́то и наде́жду привлече́ния к злоче́стию своему́, умы́сли распя́ти тя́ на кресте́, на него́же те́кл еси́ спе́шно, преподо́бне, зовы́й: Христе́ мо́й, изведи́ из темни́цы плотски́я ду́шу мою́.
Богоро́дичен: Преблаже́нная Де́во, уще́дри бла́гостию Твое́ю ду́шу мою́, ги́блющую гла́дом, и насы́ти ю́ а́нгельским хле́бом, напо́й пото́ком сла́дости небе́сныя, да отсю́ду ми́р души́ мое́й обря́щу.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.
А́ки во́днаго зве́ря, бы́сть утро́ба беззако́ннаго иуде́янина, и́же хотя́ше тя́ поглоти́ти и в число́ привести́ омраче́ннаго евре́йскаго со́нмища, но ты́, о́тче, дерзнове́нно ста́л еси́ проти́ву того́ зия́ния и одоле́л еси́ тому́, по́мощию Вы́шняго укрепля́емь.
В о́ньже де́нь, возшата́вшеся, иуде́е Животода́вца на Кресте́ пове́сиша, тогда́ и тебе́ окая́нный евре́ин распя́; да с Ни́мже страда́л еси́, с Те́м и просла́вишися, блаже́нне, в немерца́емом све́те прие́мь возме́здие от Спа́са своего́.
Руга́нием помина́юще стра́сть Влады́чню скве́рнии богоуби́йцы, я́коже отцы́ и́х — Христа́, та́ко си́и к дре́ву кре́стному, руга́ющеся, пригвозди́ша тя́, о́тче: но бы́сть и́м дре́во кре́стное — юро́дство, тебе́ же, спа́сшемуся, — си́ла Бо́жия.
Обличи́л еси́ пра́здники скве́рныя иуде́йския, на кресте́ ви́ся, свя́те, не боя́ся и́х кля́твы, я́ко та́ потреби́ся пло́тию пригвожде́нна Христа́ Бо́га и тридне́вным Воскресе́нием ми́р просве́щшаго.
Богоро́дичен: Я́же пра́дедную кля́тву потреби́вшая благослове́нным Рождество́м Твои́м, Ма́ти Чи́стая, благослове́ния избра́нных Бо́жиих, молю́, да мя́ сподо́биши, Благослове́нная и Просла́вленная.
Конда́к:
Я́ко ревни́тель стра́сти Влады́чней и по́стников усе́рдный после́дователь сы́й, пле́нники уче́нием твои́м наста́вль, Христо́ви приве́л еси́, Евстра́тие, и на́с, плене́нных страстьми́, мольба́ми свои́ми свободи́ и подража́тели честно́му твоему́ житию́ покажи́, зову́щих: ра́дуйся, испи́вый сла́достне ча́шу Христо́вых страда́ний.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Безу́мное веле́ние иуде́йское, пригвожде́н сы́й, о́тче, на кресте́, обличи́л еси́ проро́ческими Писа́ньми и па́схи зако́нныя не восхоте́л еси́ вкуси́ти, жела́я прича́стник бы́ти Па́схи, Я́же за ве́сь ми́р пожре́ся — Христо́с Бо́г благослове́нный.
Разоре́ние кля́твы, я́же от дре́ва, приводи́л еси́, блаже́нне, от проро́к сказу́я, и, вхо́д живота́ на дре́ве кре́стном живото́м, ви́сящим пред очи́ма и́х, пропове́дуя, посрами́л еси́ иуде́и, неве́дущия пе́ти: Бо́же, благослове́н еси́.
Распе́ншим тя́ иуде́ем проро́чествовал еси́, о́тче преподо́бне: прии́дет вско́ре отмще́ние на вы́ за кро́вь мою́ и про́чиих христиа́н, и́хже уби́сте непови́нне, и пра́здники ва́ша в се́тование обратя́тся, ненави́дит бо суббо́т ва́ших Госпо́дь, в ни́хже отверго́стеся пе́ти: Христе́ Бо́же, благослове́н еси́.
Словеса́ твоя́ бы́ша о́стрыя стре́лы беззако́нным, и́миже пробода́еми, не стерпе́ша, но копие́м ре́бра твоя́ прободо́ша, и отше́л еси́ ко Источи́вшему от прободе́ннаго ребра́ жи́знь всему́ ми́ру пе́ти: Бо́же, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Прободе́нну ми́ грехолю́бным копие́м лю́таго велиа́ра, ско́ро приложи́ пла́стырь ми́лости Твоея́, Богоневе́стная Де́во Ма́ти, я́ко да, исцеле́в, вы́ну Ти́ пою́, Влады́чице: Благослове́нна еси́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Почти́те, лю́дие, до́браго страда́льца, и́же, вся́ у́ды пре́жде собо́ю мы́сленне распя́в, последи́ чу́вственне от иуде́й распя́т, возопи́л ко Христу́: се́ а́з я́звы Твоя́ на те́ле мое́м ношу́ и пою́ Тя́ во вся́ ве́ки.
Тебе́, о́тче, на не́бо о́гненною колесни́цею и ко́ньми восхище́нну, изыдо́ша в сре́тение му́ченик и пра́ведник ли́ки, восхвали́ша ру́чныя и но́жныя я́звы твоя́ и бо́к прободе́нный, прие́млюще тя́ в ски́нию святы́х хвали́ти Го́спода во ве́ки.
Гла́с принесе́ся к тебе́, свя́те, от велеле́пныя сла́вы: се́ до́брый небе́сный граждани́н, его́же не бе́ досто́ин ве́сь ми́р, восхо́дит от су́етнаго ми́ра к преми́рным селе́ниям пе́ти Го́спода во вся́ ве́ки.
Сокро́вище многоце́нное — мо́щи твоя́, — преблаже́нне, беззако́нный евре́ин хотя́ утаи́ти, вве́рже в мо́ре, но Бо́жиим смотре́нием обрето́шася зде́, в пеще́ре, и́мже покланя́ющеся, прославля́ем просла́вльшаго тя нетле́нием и чудесы́ Го́спода во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Сокро́вище многоце́нное, дража́йшаго Иису́са, от Ма́терних не́др произве́дшая, искупи́ ду́шу мою́ от плене́ния любостра́стнаго ми́ра, да пою́ Тя́ зде́ и в немерца́ющем Све́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: О́браз чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.
Свети́ся, свети́ся, Бо́жия Ма́тере Пече́рская оби́тель, в тебе́ бо цвету́щее дре́во возрасте́, чу́дный Евстра́тий, благово́нными цве́ты страда́ния укра́шен. Красоте́ того́ и мы́ прича́стницы да бу́дем, покланя́емся моще́м его́ и пе́сньми велича́ем.
Открыва́яй та́йны Бо́г скве́рных уби́йцев яви́ благочести́вому царю́, я́ко, лицеме́рствующе, иуде́е в та́йне христиа́н убива́ют, и взы́де непра́вда на главу́ и́х: ра́вную бо сме́рть восприя́ша по твоему́ проро́честву, о́тче блаже́ннейший.
Кро́вь твоя́, непови́нне излия́нная от иуде́й, а́ки А́велева, о́тче, вопия́ше к Бо́гу, И́же пра́ведным судо́м за ню́ наведе́ отмще́ние, и, пове́шен бы́в на дре́ве, тво́й мучи́тель получи́ ча́сть со Иу́дою в гее́нне, твоя́ же ча́сть — Госпо́дь, Ему́же покланя́ющеся, дне́сь велича́ем.
Кро́вь твоя́, свя́те, и нело́жное проро́чество мно́гия по́слежде приведе́ к ве́ре: сбытие́ бо того́ ви́девше, и́стинно пока́явшеся, ве́роваша во Христа́, и, кре́щшеся, до́бре пожи́ша, и блаже́нныя сподо́бишася жи́зни, ея́же и мы́ да не лиши́мся, кла́няемся ра́це моще́й твои́х и тя́ велича́ем.
Богоро́дичен: Жи́знь присносу́щную в не́дрех Свои́х объе́мля, от вре́менной жи́зни к ве́чной на́с упра́ви Твои́м хода́тайством, Непоро́чная Ма́ти, и да́ждь все́м зре́ти невече́рний де́нь Ца́рствия Сы́на Твоего́.
Свети́лен:
Присносу́щную прови́дя жи́знь, блаже́нне, о вре́менней неради́л еси́, вся́, наноси́мая от иуде́й, претерпе́в до́блественне, и, зако́нныя па́схи не восхоте́в вкуси́ти, ко кресту́ пригвожде́н бы́л еси́, и, о́гненною от земли́ восходя́ колесни́цею, свиде́тельствовал еси́: Христо́с е́сть Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.
Присносу́щнаго Све́та Предста́тельница су́щи, Богоневе́стная Де́во, на́м, во мра́це живу́щим, предста́ни и упра́ви жи́знь на́шу, да безпреткнове́нно до́йдем, иде́же Христо́с е́сть Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.
Вернуться к списку