- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Мученик Райко-Иоанн Болгарский, Шуменский
Мученик Райко-Иоанн Болгарский, Шуменский [1] (ок. 1784–1802) был весьма красив лицом, чист душою и всем сердцем веровал во Христа. Примерно 18 лет от роду, был ювелиром, жил и работал в городе Шумене Силистрийского эялета Османской империи (ныне в Болгарии). Его мастерская была расположена в самом центре города, а напротив был дом некоего турка, чья незамужняя дочь прельстилась красотой юноши и сгорала от страсти. Не имея возможности достигнуть своей цели иным путем, она решила прибегнуть к коварству. Однажды она вышла из дому и, отойдя немного от ворот, позвала Райко якобы для того, чтобы снять мерку с пальца для перстня. Когда Райко приблизился, развратница схватила его изо всех сил и попыталась втащить в дом. Юноша вырвался и оттолкнул ее, так что она упала на спину. Тогда она стала кричать и звать на помощь, а затем оклеветала Райко, обвинив его в том, что он покушался на ее девическую честь.
Разъяренные турки схватили юношу и привели к судье, который постановил: либо Райко примет ислам и возьмет девушку в жены, либо его будут бить, пока он не умрет. Святой ответил, что отречению от Христа предпочитает смерть. Судья и все присутствовавшие уговаривали его согласиться. Отец девицы обещал простить Райко, сделать его своим зятем и любить как собственного сына, сделав наследником всего своего имения, лишь бы он принял ислам. Но святой отвечал одно: "Я христианин, христианином и умру". Его били немилосердно, но не смогли склонить к принятию мусульманства. Тогда мучители связали и подвесили Райко, и так он провел остаток дня до вечера. Потом мученика отвязали и вновь принялись убеждать то ласками, то угрозами, но напрасно. По наступлении вечера его бросили в темницу и дали сроку на раздумье два дня.
Спустя два дня Райко вывели из темницы, и поскольку он оставался непоколебимым, он был опять подвешен на крюках и провисел так до вечера, после чего был брошен в затвор. На следующий день всё повторилось снова, но блаженный не принял ни ласк, ни обещаний и не испугался угроз. Единственным его ответом были слова: "Я христианин! Не потурчусь!"
Его подвесили в третий раз, а потом поставили под него разожженный мангал. Поворачивая тело мученика, они жгли и коптили его, не переставая уговаривать. Затем они привели врача, который сказал Райко, что полученные раны можно вылечить. Турки также обещали ему: "Скажи, что потурчишься, и будешь свободен, а мы сделаем тебя великим агой!" Но мученик был тверд: "Верую во Христа. Я христианин, им и останусь".
Посрамленные мучители придумали еще более суровое истязание: разрезали Райко кожу на животе и вырезали из нее ремень, а затем - такой же ремень на спине. Потом они обильно посыпали его раны солью, а после жгли горящими свечами. Когда изобретательность мучителей иссякла, муфтий распорядился перестать истязать его и обезглавить. Райко-Иоанн принял мученическую смерть 14 мая 1802 года.
Что сталось с его многострадальным телом, сведений не сохранилось. Очевидцем всего этого был иеромонах, который и передал рассказ о нём. Житие святого было написано иеромонахом Никифором Хиосским. Православные греки сохраняли память о его подвиге. Не сумев перевести его имя на греческий, они называли его Иоанном Болгарином, Хрисохским [2] .
Примечания
[1] Память 14 января (греч.), 14 мая (болг., греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[2] Хрисоху – залив на северо-западном побережье Кипра. Причина появления такого прозвища неизвестна.
Вернуться к списку