-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Мученик Дула Киликийский
Житие мученика Дулы Киликийского
Святой мученик Дула был благочестивым христианином из города Преториады. В разгар гонения на христиан при Максимине (305–313) его схватили и представили на суд правителю Киликийской области Максиму. Перед началом суда святой усердно просил Господа даровать ему силу слова для обличения идолопоклонства.
На допросах святой мученик мужественно исповедал Христа и дерзновенно обличил ложную религию язычников и их богов с постыдными человеческими страстями и пороками. Правитель пытался опровергнуть веру во Христа, но не мог противостоять благодатному слову святого Дулы. Приведенный этим в ярость, он нещадно мучил его и отправил после допросов в темницу. На каждый новый допрос святой мученик появлялся все таким же крепким и духом, и телом, готовым на новые мучения. На последнем допросе святому Дуле оторвали нижнюю челюсть, перебили колени, привязали к колеснице правителя и влачили за ней. На этом страдальческом пути святой мученик, осенив себя крестным знамением, скончался.
Его тело отвязали от колесницы и бросили в реку. Течение реки принесло останки святого мученика Дулы к его родному городу и прибило к берегу. Собаки пастухов обнаружили святое тело. Одна из них сидела и оберегала тело мученика от птиц, а другая принесла в зубах пастушескую одежду и прикрыла тело святого. Пастухи привели к телу святого мученика Дулы христиан, которые и совершили погребение.
Страдание святого мученика Дулы
Память 15 июня
В то время, как сыны диавола служили ему, и идолопоклонническое волшебство и заблуждение все более и более усиливались, в правление Киликиею 3941 игемона Максима, перед этим правителем был осужден некий раб Христов по имени Дула 3942 , муж той же Киликийской области. Он был человеком праведным и богобоязненным, и по всенародному свидетельству, старался вести жизнь добродетельную и во всем соблюдать правду.
Однажды игемону донесено было, что Дула – исповедник Христовой веры, и после того раб Христов был тотчас же ввержен в темницу; при этом нотарий 3943 сказал игемону:
– Правитель, согласно твоему приказанию, военачальники твои обошли всю Киликийскую страну до самых зефиритских городов 3944 , и за это время захватили некоего последователя нечестивой христианской веры, и вот его-то и представили мы теперь праведному и пресветлому суду твоему.
На это игемон сказал:
– Когда я буду сам обходить эти города, то прикажу узников, находящихся теперь в темницах, вести за собой и за это время по дороге на нарочно устроенных для того местах, буду мучить их.
И вот вскоре после того он отправился в один из городов зефиритской страны, называемой Преториада 3945 ; здесь игемон, сев на судилищное место, прежде всего приказал представить ему блаженного Дулу. Раб Христов, идя на истязание, так молился Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, источник всякой милости, – Ты некогда сказал через пророка Своего Давида: «открой уста твои и я наполню их» ( Пс.80:11 ); да и в Евангелии Своем Ты говоришь: «не заботьтесь, как или что сказать» ( Мф.10:19 ), – и так пошли ангела Твоего святого и дай мне слово, когда я буду говорить, дабы, представ перед нечестивейшим Максимом, я мог обличить его нечестие; а если мне придется пострадать, я не устрашусь мучений, ибо буду иметь Тебя перед очами своими и с охотой предам тело свое на истязание: ведь если я не предам тела своего на сожжение, то каких благ могу сподобиться? Какой венец восприиму? И какие тогда я могу показать Тебе, Господу моему, язвы, чтобы Ты, видя их, явил на мне милость Твою и подал прощение прегрешениям моим?»
Когда Дула так молился, воины совлекли с него верхнюю одежду и связанным представили игемону.
И сказал ему игемон Максим:
– Скажи мне, как ты прозываешься?
Святой ответил:
– Я раб Христов.
На это игемон возразил:
– Скажи нам настоящее твое имя, а не христианское: это имя тебе не может принести никакого оправдания и облегчения.
Тогда блаженный Дула сказал:
– Разве я не ясно называю свое имя перед тобой? Истинное мое имя – христианин; то же имя мое, которым называют меня люди, есть Дула, – и я так называюсь потому, что поистине есть раб Христа.
На это игемон произнес:
– Ты еще не испытал страха перед судилищем и всяких мук, потому так дерзко и говоришь с нами. Итак, скажи нам: из какой ты страны, из какого селения и рода?
Святой отвечал:
– Родом я из сей Киликийской области, из зефиритского города – Преториады; происхожу – из знатного рода и с самых малых лет уже считаюсь христианином.
Тогда игемон сказал:
– Если ты происходишь из славного рода, то должен повиноваться непобедимым царям; и потому иди теперь во храм и с усердием принеси там жертву богам, и ты тогда – и от нас будешь вознесен, и от великих царей получишь великую и преславную почесть.
Святой на это ответил:
– Ваши почести и вся власть, какой наделяют людей цари, пусть останутся при вас и при всех тех, которые не почитают истинного Бога; от меня же да отвратит все это Господь Бог мой, дабы мне обогащаться не в ином чем, как только в вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Услышав эти слова блаженного, игемон повелел положить его на землю и бить железными прутьями; при этом он сказал своим слугам:
– Убедите его оставить свое безумие.
Святой же Дула, страдая от ударов, так взывал в это время к Господу:
– Благодарю Тебя, Христе, что Ты сподобил меня претерпевать все это ради святого имени Твоего!
Услышав такие слова мученика, Максим стал укорять святого Дулу и при этом так говорил ему:
– Как может теперь помочь тебе Христос, когда ты весь изъязвлен? Или еще этого ты не можешь понять, безумный человек?
Мученик на это ответил:
– Не говорил ли учитель веры нашей, святой апостол Павел, что никто не может увенчаться, «если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ).
Тогда игемон спросил его:
– Значит мучимый сейчас, – ты после сподобишься венца?
Святой на это ответил:
– Я ныне подвизаюсь против отца твоего диавола, и если я одержу победу над сатанинской ратью, то есть, над тобой, слугой демона, то восприиму на небесах нетленный венец.
Мучитель на это сказал:
– Зачем ты так безумствуешь, веря в Человека, пригвожденного к кресту?
На это святой Дула ответил:
– Что лучше, – веровать ли в каменные и деревянные идолы, которые есть дело рук человеческих, или в живого Богочеловека и в истинного Господа, Который по Своей воле за нас был распят?
Тогда Максим сказал:
– О беззаконный! Разве ты думаешь, что великий бог Аполлон 3946 есть дело рук человеческих?
На это святой ответил:
– Справедливо ты Аполлона назвал таким именем, ибо оно означает – погубитель 3947 : прилагая к нему сердце свое, ты губишь душу свою, и не только свою, но и тех, кого заставляешь поклоняться ему; но знай, что пребывающий на небесах истинный Бог взыщет от рук твоих души тех людей, которых ты погубил, заставляя их поклоняться идолам. Каков же был нечестивый Аполлон, – об этом я тебе сейчас расскажу: он был, как и ты теперь, невоздержен и объят нечистой любовью к одной жене, по имени Дафна 3948 ; он ей давал много золота, но обещанного от нее не получил. Итак, я спрашиваю тебя: скажи мне, – какой же он бог, если, будучи охвачен плотской любовью, не мог достигнуть расположения у той женщины, которую весьма любил? Как же ты можешь в чем-либо надеяться на него? Поистине все это, повествуемое между вами, достойно смеха, а многое достойно даже и плача: в самом деле, скажи мне, тому ли Аполлону ты поклоняешься как богу, которого даже мерзкая и исполненная всякой нечистоты блудница вменяла за ничто и плевала на лицо его? Видишь ли, сколь достойны плача ваши нечестивые дела!
Услышав это, Максим сказал слугам, избивающим мученика:
– Поворотите его на спину и бейте по животу.
Тогда Афанасий, начальник воинской стражи, сказал святому:
– Повинись правителю, – ведь разве ты не чувствуешь, как все тело твое покрывается ранами?
Святой на это сказал:
– Послушайся лучше меня, советник диавола и слуга его, и лучше посоветуй сам себе и игемону своему, – как бы поскорей убедить блудницу Дафну, чтобы она согласилась жить блудно с богом вашим Аполлоном и исполнить его желание, чтобы он, разжигаемый любовью и не получая исполнения своего желания, не погиб бы жестокой смертию – я же имею одного советника – Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда мучитель приказал принести железную доску и сказал слугам:
– Раскалите ее посильнее на огне и положите сюда этого хулителя наших богов.
Блаженный, услышав это, сказал:
– Находящийся в геенне твой Аполлон благодарит тебя за то, что ты еще более усиливаешь тот геенский огонь, в каком он теперь страдает; он воздаст тебе за это тем, что и ты вместе с ним будешь низвержен во тьму кромешную, – тогда и я посмеюсь над тобой, нечестивый благодетель Аполлона.
Когда мучившие блаженного, едва совсем не сжегши его, все-таки ничего не добились, и не могли ни льстивым советом обольстить раба Божьего, ни муками убедить его оставить веру во Христа, тогда игемон приказал воинам отвести святого, уже столь измученного, в отдельное темничное помещение и оставить его там совершенно одного, без всякого ухода за ним, – и при этом он добавил:
– Пусть никто из нечестивых христиан не называет его блаженным, ибо, беззаконно надругавшись над нашими богами, вот теперь он подвергся великим мукам.
Но святой Дула пребывал в той темнице, непрестанно славословя Бога и молясь, – да даст Он ему совершить добрый подвиг мученичества.
По прошествии пяти дней, Максим сев снова на судилищное место, спросил:
– Жив ли всезлобный последователь нечестивого христианского мудрования? Приведите его сюда! Военачальник Афанасий на это ответил:
– Он очень тверд в исповедании своего учения и при том так бодр, что как будто не имеет ни одной раны на теле своем.
И при этом он повелел ввести мученика. Игемон, увидев, что все тело святого Дулы невредимо и что лицо его сияет, сказал воинам:
– О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, – чтобы вы не лечили его и не заботились о нем?
На это Пигасий, начальник нотариев, ответил:
– Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса 3949 , тяжестью в триста литр 3950 ; каким же образом он теперь совершенно здоров, – этого никто из нас не знает.
Тогда святой мученик сказал:
– Безумный игемон! Это – Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш – есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, – а также и для того, чтобы и принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, – разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос?
На это игемон, разъярившись, ответил:
– Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его.
Мученик на это сказал:
– Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки.
Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян.
Тогда святой Дула произнес:
– Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями!
После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками.
Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился:
– Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот «на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» ( Пс.128:3 ).
Тогда игемон сказал ему:
– Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов!
Святой Дула на это ответил:
– Боги твои, а особенно Афродита 3951 и Артемида 3952 , да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.
После того игемон приказал слугам:
– Разбейте челюсти его, чтобы он не хулил богов и, переломив голени, оставьте его так, дабы он не мог и слова сказать.
На это святой мученик сказал:
– О пребеззаконнейший игемон! За что ты меня бьешь, если я говорю тебе истину, что твоя Афродита и прочие богини проводили жизнь свою в скверных похотях, блудодеяниях, и даже в споре своем о том, кто из них сладострастнее, однажды поставили над собой судьею какого-то пастуха Париса 3953 , и зачем ты гневаешься, когда тебе говорят о мерзостнейших делах скверных богинь твоих?
Только мой Бог истинен: Он восхотел стать человеком и был распят на кресте, потом был погребен, через три дня воскрес и сел одесную Бога Отца, чтобы после прийти со огнем, – дабы потребить всех твоих богов!
Услышав это игемон сказал святому:
– Видишь ли, окаянный, и ты двух Богов имеешь? Блаженный на это ответил:
– Не погрешай и не заблуждайся, говоря о двух Богах: троично есть Божество, нами почитаемое.
Тогда сказал игемон:
– Итак, у вас, значит, три Бога?
Мученик на это ответил:
– Я исповедую и почитаю Троицу: верую во Отца, исповедую Сына и поклоняюсь Святому Духу.
После этого игемон сказал;
– Поведай мне, как ты веруешь в одного Бога, а трех исповедуешь?
На это святой мученик ответил так:
– Хотя ты и плотской человек и не разумеешь того, «что от Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ), однако, ради предстоящих людей я тебе отвечу на твой вопрос. Как ты, будучи человеком, имеешь слово и дыхание, так и всесильный Бог Отец имеет Свое Слово и всесвятого Духа Своего; Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его Своим образом, вдохнув в него дух жизни, и поселил его в раю; но когда сатана, исполняющий ныне через тебя свою волю, принудил человека к преступлению заповеди Божией, как он и теперь через тебя это делает, – и таким образом отторг его от исполнения повелений Божиих, – тогда Бог, желая восстановить погибшее создание рук Своих и привести его на путь истинный, послал на землю Сына Своего, то есть – Слово; и так, сие Слово Божие вселилось в Пречистой Деве и родилось от Нее – через Него-то Бог Отец и даровал спасение миру.
После этого игемон спросил:
– Разве какое-либо слово рождает человека?
Святой на это ответил:
– Не разумеешь ты тайн Божиих. Но если бы ты познал силу всесильного Бога, то уразумел бы, что Тот, кто от персти создал человека и основал на водах землю, утвердил небеса и сотворил все естество, – что Тот-то именно и есть Христос. Но так как естество человеческое не может зреть Божества, то поэтому милосердый Господь, из-за Своей любви к роду человеческому, стал человеком и принял на Себя человеческое естество, дабы – как единым первозданным человеком смерть вошла в мир, так через единого Человека Господа нашего Иисуса Христа произошло бы воскресение мертвых ( Рим.5:13 ).
Тогда игемон сказал:
– Что ты говоришь? Разве будет воскресение мертвых? На это святой мученик ответил:
– Да, будет; иначе как же Бог станет судить мир, если мертвые не восстанут?
Максим сказал:
– Не хочу, чтобы ты мне говорил эти лживые слова; итак, поверь; как умрем, так мертвыми и будем лежать.
– Ты это правду сказал, – ответил мученик, – что вы мертвы, ибо веруете в мертвых идолов, и потому никогда не придете в воскресение живота, но войдете лишь в воскресение суда и вечной муки; но только подобает всем людям предстать перед судище Христово и дать ответ о всем соделанном ( 2Кор.5:10 ).
Тогда мучитель повелел воинам связать мученика железными оковами и держать его заключенным в темнице.
На другой день, рано утром, Максим снова повелел раба Божия Дулу представить на суд, и когда мученик явился, он сказал ему:
– О нечестивый, какая тебе польза хулить наших богов?
Блаженный на это ему ответил:
– Я великую награду приемлю от Бога моего, когда укоряю ваших богов; а тебя еще живым постигнет казнь Божия.
Тогда Максим, желая осквернить святого жертвоприношением, сказал предстоящим слугам;
– Вложите в рот его жертвенное мясо и вино.
После этого блаженный сказал:
– Если ты и весь свой богомерзкий жертвенник измоешь и все это вольешь в уста мои, – то и тогда нимало этим не осквернишь раба Божьего.
На это мучитель воскликнул:
– Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей!
Святой мученик на это ответил:
– Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель.
Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно.
После этого святой мученик сказал:
– Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это?
Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский 3954 , Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ 3955 , святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий 3956 возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
* * *
Киликия – в древности юго-восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев.
по греч. значит раб.
Нотарий – чиновник, на обязанности которого, между прочим, было следить за точным исполнением законов в судах, а младшие нотарии вели переписку по таким делам.
Т.е. – до самого округа Киликийского приморского города Зефирии.
Преториада – собственно одно из местечек Киликии, недалеко от города Зефирии.
Аполлон, по греч. мифологии, бог света, и именно – солнечного света, со всеми его благодетельными и вредными влияниями.
Слово Аполлон происходит от греческого глагола: ..., что значит: губить, умерщвлять.
Дафна, по греч. мифологии, дочь речного бога Ладона и Геи (земли), одновременно любимая и Аполлоном, и Левкиппом. Последний, переодетый девушкой, следовал за Дафной в числе ее подруг, но был убит Аполлоном. Тогда мать Дафны, Гея, превратила ее в лавровое дерево.
Геркулес, или Ираклий. Гераклий – национальный греч. герой, – считался у древних идеалом физической силы и мощи.
Литр – равнялся нашим 72 золотникам. Следовательно, на шее мученика висела тяжесть более, чем в 5 пудов.
Афродита – греческое название Венеры – богини любви. Празднества в честь ее так назыв. – Афродизии устраивались во многих местах Греции и Малой Азии.
Артемида – по греч. мифологии, дочь Зевса и Леты, – была богиней света и луны, почему ей, как богине света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи – факел.
По греч. мифологии, родители Париса оставили его, еще ребенком, на произвол судьбы. Но его воспитали в своей среде пастухи. Однажды к нему пришли три богини – Афродита, Гера и Афина и просили его разрешить их спор, – кто из них прекраснее. Парис нашел красивейшей из них Афродиту.
Тарс – главный город Киликии, малоазийской области; в христианской церкви особенно известен, как родина св. апостола Павла ( Деян.22:3 ).
На наши меры расстояние поприще равно приблизительно 690 саженям.
Комментарисий – начальник над тюрьмами.