- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Апостол от 70-ти Артема Листрийский, епископ
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Артема
Имя Артемы – сокращенное от имени Артемидор или Артемон – Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу ( Тит.3,12 ); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца , октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов». В славянской Четьи Минее (св. Димитрия ) сказано: «Артема святый, его же Павел святый (воспоминает) к Титу: егда послю Артему к тебе ( Тит.3,12 ) бысть епископ в Листре» (4 января, л. 47) и под 30 октября: «Артема бысть епископ в Листре». Преосвященный Феофан в толковании на послание к Титу пишет: «о Артеме говорится в первый раз ( Тит.3:12 ) и более о нем ничего неизвестно. Предание передает, что он был епископом в Листре. Он причисляется к 70 апостолам. Память его 30 октября» (1882. Москва, 135 стр.). В православной богословской энциклопедии, изданной под редакцией А.П. Лопухина (1900 г., т. I., стр. 1080), сказано: «Артема (сокращ. от Артемидор – дар Артемиды) один из апостолов, о котором св. ап. Павел упоминает в своем послании к Титу ( Тит.3,12 ). О жизни его ничего неизвестно. Полагают, что он впоследствии был епископом в Листре. Память его 30 октября». Западные церковные писатели о св. Артеме сообщают: Аббат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Артема, ученик ап. Павла ( Тит.3,12 ); он был послан ап. Павлом в Крит на место св. Тита, пока сей последний пребывал при апостоле в Никополе, где и провел зиму. Ничего не известно ни о жизни, ни о смерти св. Артемы, но из поручения, которое делает ему св. Павел, видно, что он пользовался большим доверием». В Богосл. Словаре (Dewette et Weltzer) и Герцога (Богосл. Энциклопедия) сказано: «предполагают что Артема был житель Малой Азии и, быть может, его родина была Листра или один из городов, в коих проповедовал ап. Павел в первое свое путешествие с Варнавою, и тогда же, вероятно, Артема принял Евангельское учение и был рукоположен тем же апостолом во пресвитера церкви г. Листры (ср. Деян.14,21-23 ). «Проповедавши Евангелие сему городу – Дервии и приобретши довольно учеников, они – Павел и Варнава – обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Рукоположивши пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». «Кто был Артема, или Артемидор? (спрашивает Фаррар). Что он был, подобно Трофиму или Тихику ( Деян.20:4, 21:29 ), ефесеянином, это с большею или меньшею вероятностью можно замечать из его имени, и ап. Павел мог встретиться с ним при последнем своем посещении Ефеса» (Жизнь св. ап. Павла, стр. 1055). В правосл. церкви память св. Артемы 30 октября вместе с ап. Клеопою, Иустом, Марком и Тертием и 4 января в Соборе св. 70 апостолов. Г. Листра ныне не существует; по раскопкам, произведенным в 1892 г. в 50 верстах от Конии, по направлению к горе Али Сумас, найдены развалины, свидетельствующие о процветании здесь христианства, и думают, что здесь был древний город – Листра, близ нынешнего поселка Хотын Сарая. Во времена апостольские был ещё св. Артемон, епископ Селевкии Писидийской, которого некоторые смешивали с ап. Артемою. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, кратко изложив житие св. Артемона, замечает: «зде же ведати потребно яко ин есть св. Артема, един от 70 апостолов, св. ап. Павлом в послании к Титу, в главе третьей воспомяновенный, епископ в Листре бывший; а ин есть св. Артемон, не от числа 70 апостолов, и не в Листре, но в Селевкии Писидийской первый бывший епископ» (Четьи Минеи, 24 марта).
Память святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста и Артемы
Память 30 октября
Святый Тертий писал послание апостола Павла к Римлянам, в котором так говорит о себе: «привествую вас в Господе и я Тертий, писавший сие послание» ( Рим.16:22 ). Он был вторым, после Сосипатра 7018 , епископом в Иконии, где претерпел мученическую смерть.
Святый Марк, племянник Апостола Варнавы , был епископом в Аполлониаде 7019 , о котором святый апостол Павел вспоминает в послании к Колоссянам: «приветствуем вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» ( Кол.4:10 ).
Святый Иуст был епископом в Елевферополе; святой Артема – в Листрахе 7020 . О последнем воспоминает св.апостол Павел в послании к Титу : «Когда пришлю к тебе Артему, или Тихика, поспеши прийти ко мне» ( Тит.3:12 ).
* * *
Память его 10 ноября и 4 января
Такое название имели в древности несколько городов: город в Сицилии, в Иллирии, жители которого назывались Аполлониаты, во Фракии, на Халкидоне и др.
Листры – один из городов Ликаонии; здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, видев это чудо, признали его и Варнаву за богов.