- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Утверди, Боже, святую православную веру
Утверди́, Бо́же, святу́ю правосла́вную ве́ру, правосла́вных христиа́н во век, и в век ве́ка!
***
Это краткое песнопение исполняется в конце вседневной и великой (кроме совершаемой в составе бдения) вечерни, а также в конце утрени (на любой утрени, кроме великопостной); во всех случаях пению «Утверди Боже…» предшествует возглас пресвитера «Сый благословен Христос Бог наш…».
Полный текст этого прошения находится только в Типиконе (7‑я глава) и в Служебнике (в других богослужебных книгах отсутствует).
На великопостной утрени вместо пения «Утверди, Боже…» читается другой текст, имеющий аналогичное содержание — «Небесный Царю, веру утверди…».
В современной практике «Утверди Боже…» чаще всего поется «поскору» («читком); однако в праздничные дни и на торжественных богослужениях (например, на архиерейских службах) существует практика пения этого молебствия с участием солиста, которым может быть как диакон или протодиакон (предпочтительнее), так и певец из хора.
Важно, что это короткое молебное прошение претерпело существенные изменения после революции 1917 года: до этого времени основу этого песнопения составляло поминовение императора, а текст выглядел так: «Утверди Боже, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Николая Александровича и святую православную веру, православных христиан во век века». После же 1917 года упоминание императора и все связанные с ним эпитеты были удалены, а текст песнопения приобрел современную краткую форму.
Исторически это молебствие об императоре возникло в Константинополе и упоминается уже в почти всех источниках, начиная с X – XI вв. Правда, там оно имело несколько иной вид: «Утверди Боже царей наших, ей, Господи, на многая лета сохрани святое царство их». В современном греческом богослужении так же (как и в славянском) нет упоминания монарха, но текст песнопения чуть обширнее и имеет следующий вид: Στερεώσαι, Κύριος ὁ Θεός, τὴν ἁγίαν ἀμώμητον πίστιν τῶν εὐσεβῶν καὶ ὀρθοδόξων Χριστιανῶν, σὺν τῇ ἁγίᾳ αὐτοῦ Ἐκκλησίᾳ καὶ τῇ πόλει (ἢ τῇ μονῇ, ἢ χώρᾳ, ἢ τῇ νήσῳ) ταύτῃ εἰς αἰῶνας αἰώνων. Ἀμήν. = «Да утвердит Господь Бог святую непорочную веру благочестивых и православных христиан, вместе со Святой Его Церковью и градом (или монастырем, или селением, или островом) сим во век веков. Аминь».
Вернуться к списку