-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Если Вы любите посещать храмы, известные красотой архитектуры и убранства, то наверняка заметили, какие они разные. А если бываете главным образом в небогатых церквях, особенно недавно построенных, вероятно, они кажутся Вам одинаковыми. Парадоксально? – Вовсе нет. Те, кто строит храм как произведение искусства, выбирают из богатейшего опыта, который накопили за века их предшественники. Если храм строится «по средствам» – тут уже не до разнообразия.Что же оставит потомкам наше время? Рождаются ли сегодня храмы, достойные имени памятников церковного искусства?
Исаакиевский собор Петербурга, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево, Преображенский собор в Кижах – какие они разные! Мы перечислили выдающие произведения церковного зодчества разных эпох и стилей: классицизма, древнерусского искусства, модерна... и снова древнерусского зодчества, но уже деревянного, северного. А еще есть барокко – к нему относится, к примеру, храм Покрова в Филях. В каком же стиле строятся храмы в наши дни? Какую стилистику потомки смогут назвать главенствующей для церковного искусства первой половины ХХI столетия?
Церковные архитекторы, искусствоведы, художники нашего времени немало дискутируют на конференциях и совещания, критикуя друг друга и ища путей развития. И сходятся на одном: мысли, что стиль современного церковного искусства еще не определился. Причин как минимум две – и, как водится, одна плохая, а другая – хорошая. После 70-летнего периода гонений на веру в СССР, когда любое церковное искусство было фактически под запретом, его пришлось не столько развивать, сколько возрождать. Чтобы расти, нужны корни. Впрочем, едва ли в наши дни или чуть позже будет сформирован один господствующий стиль искусства – скорее разовьются несколько. Сегодня слишком много информации, свободы творчества и поиска, чтобы остановиться на чем-то одном, - и вот это уже, согласитесь, отнюдь не плохо!
И все же, каковы тенденции церковного строительства и благоукрашения в наши дни? – Рассматривая архитектуру вновь возводимых храмов, Вы заметите, что в большинстве своем они тяготеют к древнерусскому и византийскому стилям. Купола, нередко позолоченные, выраженные храмовые формы: апсиды, нефы, своды... Эта эстетика наилучшим образом соответствует церковной традиции и символике. Приведем практическое доказательство. Храм, решенный в стилистике классицизма: с колоннами, портиками, - лишившись главки с крестом, вполне сойдет за светский особняк. Древнерусский же храм, даже обращенный в руины, будет выглядеть именно как церковное здание.
Во многих районах Москвы возводятся храмы в русском стиле, которые почти не отличаются друг от друга: белые стены, золотой купол. Они хорошо смотрятся в городской застройке, вмещают достаточное количество прихожан. Внутри у них, как правило, многоярусный иконостас, вдоль стен – киоты с иконами. Образа – чаще в сдержанном академическом стиле: таком, как писали в конце XIX – начале XX века, чуть реже – в более аскетичном древнерусском или греческом. Большинство из этих храмов нельзя назвать произведениями искусства, зато они вполне соответствуют своему главному назначению: дают возможность совершать богослужение в удобной и традиционной среде. Индивидуальности и красоты им придает убранство: мозаичные или керамические иконы на фасадах, писаные – внутри, и, конечно, иконостасы: деревянные и каменные, решенные в разных стилях.
Есть разные мнения относительно того, должно ли убранство храма быть выполнено в том же художественном стиле, что он сам. Например, если храм «древнерусский» - может ли в нем быть иконостас в стилистике классицизма? Впрочем, почему бы нет? Ведь даже рассматривая исторические образцы, мы нередко видим, что церковное здание было построено значительно раньше, чем создано его убранство, сохранившееся до наших дней.
Образец храма в русском стиле, ставший безусловным событием в церковном зодчестве, - собор женского Зачатьевского монастыря в Москве. Его нежно-золотые и серебристые купола луковичной формы покрыты не металлом, а смальтой – художественным стеклом, из которого обычно делают мозаику. Согласитесь, яркое и изысканное решение! Внутри собора – множество пределов, ни один из которых не повторяет убранства других. Неспешно проходя по этому красивому храму, Вы будете любоваться великолепными росписями и иконостасами, резьбой по камню и дереву... Собор, не так давно выросший в самом центре столицы, стал ее достойным украшением!
Храмы в греческом стиле строятся реже «древнерусских», но встречаются и они. Один из таковых – кирпичная церковь священномученика Ермогена в Гольяново. Его характерные особенности – стены «в полоску» и, конечно, округлые купола. Яркое архитектурное решение этого храма прибавила самобытности и разнообразия церковному зодчеству Первопрестольной!
Интересный пример византийского стиля, воплощенного в современном церковном строительстве, – просторный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Он привлекает не только своей масштабностью, но и великолепным убранством. Внутри – мозаики на золотых фонах, созданные по лучшим образцам древней Византии, многоцветный мрамор. На фасадах – вновь мозаики и вставки белокаменной резьбы. Храм украшен продуманно, любовно, щедро. Его можно назвать достойным вкладом современности в церковное искусство!
Попытки соединить традиционное церковное зодчество с современным рождают функциональные и запоминающиеся здания – впрочем, эстетика их остается предметом споров. Таковы сразу два московских храма, посвященные преподобному Сергию Радонежскому: близ метро ЦСКА и в Гольяново. Высокие глухие стены, лаконичные формы, кубическая форма – и традиционные православные купола. Кто-то говорит, что в современном мегаполисе храм должен быть именно таким, кто-то – желает видеть в церковном зодчестве больше теплоты, мягкости, неотмирности. Безусловное преимущество этих храмов – обилие удобных помещений, которые можно использовать для организации приходской жизни: лекций, занятий с детьми и т.п.
Интересный опыт переосмысления ярких памятников храмового зодчества в наши дни – храм благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино. Его многоцветные купола явно дают отсылку к петербургскому храму Спаса-на-Крови, но воплощены в ином материале: керамике. Необычна и форма храма: его внутреннее пространство практически круглое.
Подведем итоги. Стилистика церковного искусства, в том числе архитектуры, сегодня активно формируется. Появляются храмы, которые можно по достоинству назвать произведениями искусства, но, как это обычно бывает, они в меньшинстве, поскольку не у всех храмоздателей есть возможность не думать об экономии. При строительстве и обустройстве церковных зданий в наши дни, как правило, обращают первостепенное внимание на традиционность, удобство и функциональность. Дорогие старинные технологии чаще всего заменяют более экономичными современными: например, вместо ручной резьбы по камню используют технологию лазерной резки, деревянные детали обрабатывают на станках ЧПУ и т.п. И все же, церковное зодчество и благоукрашение растет: корни восстановлены, впереди – развитие!
Автор статьи Алина Сергейчук
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.