- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян - даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь - вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.
От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?
В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.
Общее символическое значение подрясника и рясы - это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса - это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
Подрясник - это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству - черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие - подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.
Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.
Ряса (греч. «то росон» - рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) - верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.
Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Особенности кроя. В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.
Русский крой
Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.
Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.
У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.
Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.
Греческий крой
Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.
Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.
В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Болгарский подрясник. Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.
Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.
Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».
Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.
Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.
Оформить заказ можно на сайте или в наших группах в социальных сетях https://vk.com/ortox, https://www.facebook.com/ortox.ru/, https://www.instagram.com/ortoxru/
Для уточнений вопросов обращайтесь по контактам, указанным на сайте
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.