- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Как развивались традиции церковной резьбы
Образцы резьбы по дереву древних мастеров сохранились до наших дней. Так, изделия резчика Амвросия, жившего во второй половине XV века, представляют собой не только бесценные произведения искусства, но и предмет пристального исследования ученых. Деревянные иконы и кресты, изготовленные умелым резчиком, впечатляют уровнем сложности и аккуратностью исполнения. Особенно если речь идет о многофигурных композициях, изображающих сцены из Священного Писания.
Для придания особой декоративности резные иконы часто расписывали цветными красками, ориентируясь на требования канонов. Кресты для наперсного ношения и вершин иконостасов украшали инкрустацией, аппликацией и росписью. Однако сохранились и монохромные изображения в технике «чистого реза», лишенные декоративного слоя.
К сожалению, в истории имели место случаи, когда церковная резьба по дереву оказывалась под запретом. В разные века ее существования в натуральной древесине видели то языческие пережитки, то следы влияния католического Запада. Так, указом Синода в 1722 году был введен запрет на изготовление резных икон из дерева. Такое ограничение стало следствием борьбы со старообрядцами, в обиходе которых деревянное украшение храмов занимало особое место.
Вторая волна неприятия церковной резьбы началась в 1832 году. Не исключено, что в период «гонений» часть произведений умелых резчиков была уничтожена. Однако в период «затишья» мастерам удалось воплотить свои умения в нескольких шедеврах. Наиболее известный из них — иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме, который в течение 2-х лет вырезали Петр Золотарев и Макар Быков с бригадой помощников.
Для нанесения рельефных узоров на натуральное дерево использовался специальный инструмент с острыми наконечниками разной ширины и формы. Они легко вгрызались в волокна, извлекая небольшие фрагменты точно по линии рисунка. Постепенно ручные приспособления сменили автоматизированные станки, благодаря которым резьба стала богаче, а ее нанесение — проще и быстрее. Однако стили этого вида декорирования остались без изменений, предлагая выбор оптимальной технологии для каждого конкретного случая.
Современная церковная резьба
Сегодня изделия из натуральной древесины по-прежнему украшают храмовый интерьер. Они одинаково гармонично смотрятся и в храмах под старину с деревянной отделкой, и в каменных сооружениях, стены которых покрыты росписью. В зависимости от типа изображений и особенностей их исполнения различают:
-
геометрическую резьбу в виде узоров и орнаментов, состоящую комбинаций нескольких видов фигур – квадратов, треугольников, ромбов и кругов в разных сочетаниях;
-
растительную резьбу, повторяющую формы растений, цветов и плодов;
-
зооморфную резьбу, с помощью которой удается натуралистично изобразить птиц и животных;
-
сюжетную резьбу, с помощью которой воссоздают сюжеты из Священного Писания и житий святых.
Разнообразие способов резьбы по дереву охватывает немало необычных стилей и направлений. Но всех их объединяет особая привлекательность и неповторимость, превращающие каждое изделие в воплощение красоты и изысканности.
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.