-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Хоругвь: наследница императорского знамени
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен. Чем, как не своеобразной хоругвью, был лабарум Константина Великого – стяг с крестом, который царь приказал изготовить после того, как сияющий крест с надписью «Сим победиши» явился ему на небе перед решающей битвой.
Как же выглядел этот прообраз православных хоругвей? Древний историк Евсевий Кесарийский свидетельствует: «На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху, на конце копья, неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами (X), из середины которых выходила буква Р... На поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного Царя и его детей». Как мы видим, воинский штандарт первого христианского императора представлял собой хоругвь – с изображением на ткани, прикрепленным к поперечине, которая, в свою очередь, соединялась с древком, увенчанным крестом. Приблизительно так же (конечно, со значительной степенью упрощения))) и выглядят современные хоругви.
В наши дни хоругви можно увидеть, главным образом, на крестных ходах. Между тем, в армии Царской России знамена со священными изображениями и хоругви были в каждом полку. На них могли быть изображены святые – небесные покровители воинских подразделений, а также Спаситель (чаще всего – образ Нерукотворного Спаса), Пресвятая Богородица.
Хоругви могут быть выполнены как из ткани, так и из металла. В некоторых из храмов, не закрывавшихся в советские времена, вы непременно обратите внимание на огромные тяжелые хоругви из просечного металла. К их мощным древкам приделаны по две ручки-ответвления: чтобы нести такую хоругвь, требовались усилия трех крепких мужчин. Издревле были распространены вышитые хоругви. Благочестивые мастерицы с любовью создавали изображения Христа, Богоматери, угодников Божиих, нередко применяя для этого золотые и серебряные нити и ценные каменья.
Хоругви в наши дни
Как и остальные предметы церковного обихода – хоругви покупаются не на год, и не на два.
На что стоит обратить внимание при выборе хоругвей?
В первую очередь на материал!
В наши дни распространены хоругви двух видов:
- Выполненные из ткани;
- Металлические – обычно изготавливаются из тонкой листовой латуни.
Каждый вариант имеет свои плюсы и свои минусы.
Сегодня мы остановимся на хоругвях, выполненных из ткани.
Хоругви из ткани
Обычно – более доступные по цене, более легкие и удобные для транспортировки.
В среднем цена может колебаться от 6 000 до 60 000 руб.
Почему такая большая разница? От чего зависит стоимость тканых хоругвей?
1. Материал
Габардин.
Ткань диагонального или саржевого переплетения. Историческая родина – Англия, где для ее изготовления использовалась плотно скрученная шерсть (меринос).
В наши дни габардин производят из хлопчатобумажных, синтетических, шерстяных или шелковых волокон. Основные характеристики ткани: очень плотная, упругая, прочная, не пропускает воду, свет, воздух. Главная особенность габардина – диагональные рубчики. Они образуются благодаря тому, что более толстые нити переплетаются с более тонкими под углом 60-70 градусов. Следует отметить, что материя из натурального сырья - матовая, а синтетика добавляет ей блеск, и чем больше в составе искусственных волокон, тем этот блеск сильнее.
В целом, ткань - легкая в уходе. При стирке габардин обычно не деформируется, цвет не меняет, если только правильно выбран режим и температура (смотрим по составу), пятна хорошо выводятся. Гладят габардин теплым утюгом, но не слишком горячим, поскольку это может повредить или деформировать ткань. Точную температуру и режим опять же определяет состав ткани. Обязательно гладить изделие с изнанки и через марлю.
Хоругви, пошитые из габардина – наиболее доступные по цене.
К минусам можно отнести некоторую скромность внешнего вида.
Атлас
В переводе с арабского языка означает «гладкий».
В мире тканей атлас относят к шелковым или наполовину шелковым материалам, имеющим плотную структуру. Его изготавливают методом, известным под названием атласного переплетения, благодаря которому лицевая сторона получается гладкой с блестящей поверхностью, что придает материи роскошный дорогой вид, а изнаночная часть остается шершавой и матовой.
Удивительный способ переплетения шёлковых нитей изобрели китайские мастера более 2 000 лет назад. Долгие века он держался в глубоком секрете, а сияющая ткань доставляемая по Великому Шелковому пути, была невероятно дорога и украшала только дворцы и одеяния самых знатных и богатых особ. В России материал известен с XV столетия.
Особенность плетения позволяет создавать в наши дни не проигрывающие в декоративности, но более дешёвые смесовые ткани. В них в качестве основы применяются шёлковые нити, а для утка используются хлопчатобумажные или синтетические. В результате их добавления удается не только снизить стоимость, но и повысить общее качество и долговечность полотна.
Вещи из атласа подлежат ручной стирке или машинной стирке при деликатном режиме в холодной воде (не более 30°C). Важно использовать только качественные моющие средства, предназначенные для нежных тканей. Атласной материи свойственно терять цвет под воздействием солнца и тепла, в связи с чем сушить ее следует в недоступных для попадания солнечных лучей и воздействия высоких температур местах. Гладить вещи из атласа необходимо при минимальной температуре утюга без пара через ткань с изнанки.
Итак, плюсы хоругвей из атласа – экономическая доступность, роскошный внешний вид, легкость, прочность и долговечность.
К минусам этого материала применительно к хоругвям можно отнести капризность в уходе и высокую гигроскопичность
Бархат
Вероятнее всего, слово пришло в русский язык от немецкого выражения barchent (напыщенный). Родиной бархата считают Италию.
В XVI веке материал подчинил своему обаянию все королевские дворы Европы. Для изготовления применялся натуральный шелк, дорогие красители, золотые и серебряные нити. Из бархата шили мантии, плащи, платья, изготавливали головные уборы и обувь. Готовые вещи украшали драгоценными камнями и вышивкой. В России эту благородную ткань начали самостоятельно производить только в XVII столетии
В настоящее время бархат изготавливают как из натуральных нитей, так и с добавлением синтетики.
Достоинства хоругвей из бархата:
-
эстетичный, привлекательный и дорогой внешний вид;
-
плотный, и в то же время мягкий на ощупь, красиво драпируется;
-
не электризуется;
-
хорошо держит форму, не садится и не деформируется.
Недостатки:
-
собирает пыль и впитывает загрязнения, очень гигроскопичен;
-
выгорает на солнце;
-
долго сохнет;
-
тяжелый, особенно при намокании.
Искусственный бархат (велюр) – дешевле своего натурального собрата и все вышеперечисленные недостатки свойственны ему в гораздо меньшей ситепени.
2. Способ нанесения ликов
Огромную роль при выборе хоругвей играет способ нанесения ликов.
В наши дни наиболее распространены 3 варианта:
-
напечатанные иконы полиграфическим методом;
-
вышитые иконы (ручная или машинная вышивка);
-
комбинированный способ.
И тот, и другой способ имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
Полиграфическое нанесение, термопечать – более современная технология, которая стала альтернативой писанным иконам на полотне. Полиграфия позволяет не только снизить стоимость хоругвей (т. к., несомненно, такой способ нанесения гораздо дешевле и быстрее рукописных икон или вышивки), но и сохранить большую четкость и каноничность лика.
Но при этом полиграфическое нанесение – менее долговечно, и может быть легко поцарапано при неаккуратном хранении.
Вышивка, особенно ручная, значительно повышает стоимость хоругвей, поскольку работа над ликом требует кропотливой работы и большого искусства мастера.
Но и срок жизни таких изделий несравнимо дольше.
Поэтому чаще всего на современных хоругвях используется комбинирование этих техник.
Обычно лик наносится полиграфическим способом, а одеяния и орнамент – вышивка.
3. Односторонние или двусторонние
При выборе хоругвей для храма следует обратить внимание на тот факт, что по традиции в каждой церкви должны быть хоругви с образами Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Но в каждом храме есть и свои особо почитаемые святые или праздники, изображения которых используются на хоругвях.
Поэтому часто хоругви делаются двусторонние – на одной стороне изображен Спаситель или Богородица, а на другой стороне – лик святого или почитаемая икона.
4. Отделка
Дополнительную пышность, красоту и законченный вид хоругвям придает отделка – бахрома, кисти, галун, витые шнуры и т. п.
Исторически отделка для хоругвей, как и сама вышивка, делалась с использованием настоящего золота или серебра, поэтому стоила немыслимо дорого. Так, до XI века употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро.
В наши дни бахрома, кисти, шнуры и прочая швейная фурнитура изготавливается из шелковых или искусственных волокон, которым придается золотой или серебряный цвет. Это позволяет существенно снизить их стоимость, но придает особую роскошь и торжественность церемонии.
5. Наличие древка
Обычно тканевые хоругви представлены в интернет-магазинах без древка.
Это имеет практическое значение – хоругвь легко крепится к древку, которое несложно подобрать или изготовить на месте. Тогда как пересылка древка существенно удорожает доставку.
Но если Вы понимаете, что не сможете справиться с этим вопросом самостоятельно, лучше заблаговременно уточнить вопрос наличия древка.
Прекрасным дополнением к древку является насадка-наконечник, которая может увенчиваться крестом и позвонцами.
6. Главные практические характеристики хоругвей
– прочность и легкость. Крестный ход может совершаться и в ветреную погоду: важно, чтобы сильный порыв не сорвал хоругвь с древка и не вырвал ее из рук несущего.
Вместе с хоругвями удобно приобрести подставки для них. Наиболее устойчивые имеют форму тумбы. В некоторых храмах хоругви хранятся, прикрепленные специальными кольцами к стенам или к напольным киотам.
Отличная находка – детские хоругви, которые отличаются от взрослых малым размером и, соответственно, легкостью. Какая радость для ребятишек чинно выступать впереди крестного хода, старательно удерживая в руках священные знамена! Богослужение, в котором ребенок лично принял участие, запомнится ему на всю жизнь и даже много лет спустя будет отзываться в душе теплым чувством.
В интернет-магазине ORTOX представлен ассортимент хоругвей, а так же подставок и держателей к ним.
Оформить заказ можно на сайте или в наших группах социальных сетях
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.