- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Как рождается Божий хлеб? Печати для просфор
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.
Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.
Просфоры делятся на служебные – большие и малые – поминальные.
Служебные просфоры
В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:
- Агничная просфора. Из нее вырезают кубическую центральную часть – Агнец, который и освящается на Литургии, становясь веществом Таинства. Размер Агничной просфоры зависит от того, сколько людей будет причащаться на богослужении.
Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.
Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор.
В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.
- Богородичная просфора. Из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. На этой просфоре можно увидеть оттиск с начертанием имени Пречистой: «Мария» или икону Божией Матери.
- Девятичинная просфора. Из ее верхней части священник вынимает 9 частиц. Это совершается в память всех святых: Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, первомученика архидиакона Стефана и всех святых мучеников, преподобных, бессребреников, праведных Иоакима и Анны – родителей Богоматери, равноапостольных Кирилла и Мефодия Учителей словенских, равноапостольного князя Владимира и всех угодников Божиих. Вынимаются частицы и в память автора совершаемого чина литургии: святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. Оттиск на девыятичинной просфоре, как правило, несет на себе такое же изображение, как на агничной. Таким же оттиском украшаются и оставшиеся две служебные просфоры:
- Заздравная – из нее вынимают частицы о здравии живых и
- Заупокойная просфора, из которой вынимают частицу в память всех в вере скончавшихся православных христиан.
У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.
Поминальные просфоры
Из поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших молитв у священника. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.
Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.
При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.
Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.
Артос
Особое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».
Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.
Печати для просфор и артоса изготавливают из разных материалов: металла, пластика, дерева.
Каждый материал имеет свои определенные преимущества.
- Деревянные печати – наиболее традиционные. Это самый эргономичный и доступный материал. К минусам можно отнести тот факт, что дерево не дает такого четкого оттиска, как металл или оргстекло. Если неправильно хранить деревянные печати, они со временем могут растрескаться или разбухнуть.
- Печати из пищевого пластика и оргстекла. Безусловно, более практичные при правильном уходе, чем их деревянные аналоги. В то же время – достаточно хрупкие, при падении или ударе могут прийти в негодность. Надо также учитывать, что чересчур тонкие линии, которые позволяет иметь пластик, на тесте будут пропечатываться плохо. Поэтому предпочтение следует отдать тем пластиковым печатям, которые имеют достаточно выраженную рельефную поверхность.
Металлические считаются самыми лучшими: они дают наиболее четкий рисунок, тесто в них практически не залипает. Из металлов для изготовления печатей предпочтительна латунь – металл, не подверженный окислению. Такие печати на порядок дороже аналогов, но качество получающихся с их помощью просфор того стоит.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.