Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
Формирование классического русского иконостаса
Ключевым моментом в формировании русского иконостаса можно назвать XV век. За это время алтарная преграда «выросла» до четырех ярусов. Увеличение размеров и усложнение продолжалось и в дальнейшем: пятиярусный иконостас распространился в следующем – XVI столетии, а в XVII веке в некоторых храмах появились шести- и даже семиярусные алтарные преграды. И все же, точкой роста, временем формирования самой идеи большого иконостаса стало XV столетие.Считается, что этим первым иконостасом была трехъярусная алтарная преграда Благовещенского собора Московского Кремля, созданная в 1405 году. Над ее созданием трудился уже престарелый Феофан Грек с помощниками: молодым чернецом Андреем Рублевым и старцем Прохором с Городца и артелью мастеров. Современные исследователи ведут дискуссии о том, сохранились ли созданные тогда великими изографами образа: летописи свидетельствуют, что Благовещенский собор сгорел вместе со своим убранством, но, быть может, хотя бы часть икон удалось спасти из огня. В любом случае, факт, что первый известный нам высокий иконостас создавался талантливейшими из иконописцев и украшал моленный храм великих московских князей, говорит о значимости этого явления. В качестве иллюстрации данной мысли приведем интересную деталь: позднее, начиная с Иоанна IV Грозного, в местном ряду Благовещенского собора, как раз напротив царского места, будут ставить ростовой образ небесного покровителя правящего государя. По кончине царя образ этот перенесут к месту его погребения – в Архангельский собор, а святое место займет икона «ангела» нового самодержца... Как мы видим, Благовещенский собор для русских царей был главным местом их моления, а его иконостас – точкой, в которой для них соединялись земной и небесный миры, жизнь временная и вечная. То же значение имеет иконостас православного храма и для каждого из нас. Об этом значении мы скажем чуть ниже, пока же обозначим основные этапы формирования пятиярусного иконостаса.
В 1408 г. прп. Андрей Рублев принимает участие в создании четырехъярусного иконостаса Успенского собора г. Владимира, а в 1425–27 гг. – Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – наилучшим образом сохранившейся алтарной преграды того времени: мы и сегодня можем увидеть его на историческом месте, за исключением переданного в Третьяковскую галерею знаменитого образа Пресвятой Троицы письма прп. Андрея. Отметим неслучайную связь: мы говорили о духовном влиянии Прп. Сергия Радонежского на эпоху, породившую высокий иконостас, а теперь узнаем, что ярчайшим из иконостасов данного типа является алтарная преграда, украсившая храм в обители Преподобного, где почивают его святые мощи. В 1600 году по заказу Бориса Годунова в иконостасе Троицкого собора появился еще один, пятый, ряд – праотеческий. Одновременно по всей Руси храмы украсило еще множество четырех- и пятиярусных иконостасов: традиция сформировалась и стала повсеместной. Иконостасы эти, как и их невысокие предшественники, были тябловыми – то есть состояли из горизонтальных темплонов, на которых стояли иконы, иногда – разделенные между собой небольшими столбиками. В центре располагались Царские врата, по бокам – диаконские. Декор таких иконостасов был достаточно скромен: это могла быть плоская резьба, роспись, либо басменное убранство – в любом случае, иконостас оставался лишь «рамой», несущей в себе иконы, которые и привлекали к себе взоры молящихся.
Каков же духовный смысл высокого иконостаса?
В ставшем хрестоматийным труде «Богословие иконы Православной Церкви» Л.А. Успенский говорит о том, что высокий иконостас являет нам Промысл Божий о спасении человечества – в последовательности рядов от верхнего (праотеческого) к нижнему (местному), и ответную устремленность человека к своему Творцу и Искупителю – по линии снизу вверх, от Царских врат с образами несущих Благую Весть евангелистов, через икону Благовещения, знаменующую сочетание воли человеческой с волей Божией, к Евхаристии и, наконец, к Церкви Небесной, которую являют изображения святых в верхних рядах иконостаса. В ракурсе этой мысли рассмотрим последовательность рядов иконостаса XV-XVI веков – конструкции, которую можно увидеть в храмах и сегодня. Верхние ряды – праотеческий и следующий за ним пророческий – символизируют Ветхий Завет с его ожиданием явления в мир Искупителя. В центре праотеческого ряда расположен образ Пресвятой Троицы, «Гостеприимство Авраама» – икона величайшего из богоявлений Ветхого Завета и в то же время – образ Предвечного Совета, на котором Единый в Троице Бог постановил создать человека и затем искупить его ценой Крестной Жертвы Христа. Смысловой центр пророческого ряда – икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – казалось бы, хронологическая неточность: во времена ветхозаветных пророков Пречистая еще не родилась. Но нет, это – зримый образ пророчества Исайи о Деве, Которая «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23) Ниже пророческого ряда расположен праздничный: иконы главнейших событий, ежегодно отмечаемых Православной Церковью – событий, в которых стало реальностью то, чего ожидали праотцы, о чем говорили пророки: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, главные вехи земной жизни Спасителя и наконец – Пасха, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. Годовой круг – исторический и в то же время литургический. Под праздничным рядом располагается Деисис – смысловой центр всего иконостаса, зародившийся еще в древних алтарных преградах, а в большом русском иконостасе получивший свое развитие. Спасителю, изображенному на центральной иконе, теперь предстоят не только ходатайствующие о спасении человечества Богоматерь и Креститель Господень Иоанн Предтеча, но и Архангелы, апостолы, мученики, святители, преподобные. Деисусный ряд являет нам образ Церкви Небесной, неразделимой с Церковью земной; Церкви, созданной Спасителем через Его подвиг. Под Деисисом расположен местный ряд, центром которого являются Царские врата – вход в алтарь, символизирующий врата Небесного Царствия. Этот ряд обычно включает икону праздника, в честь которого освящен храм, а также изображения особо почитаемых святых. И – практически непременно – по сторонам от Царских врат располагаются крупные иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Можно предположить, что, в то время как Деисусный ряд показывает нам происходящее в Горнем мире, ряд местный – это уже присутствие духовного мира в земной жизни. Наши небесные покровители и святые покровители храма (вспомним об иконе патрона царя, перед которой тот стоял), образы святых, особо почитаемых в данной местности... Как известно, каноническая православная икона пишется в обратной перспективе, которая не раскрывает изображение перед взирающим на нее, а как бы «втягивает» в себя смотрящего. Иконостас – символическая граница между земным и небесным мирами. Местный ряд – тот уровень, где через эту границу осуществляется «переход» – путем возведение мыслей и чувств от дольнего к Горнему. Указанием на этот переход и являются священнослужители, проходящие Царскими вратами в положенное чином богослужения время.Иконостас – не стена, закрывающая от мирян Святая Святых, но зримое явление единства Церкви от древнейших времен до тех дней, в которые живут молящиеся, перед этим иконостасом; он показывает нам то невидимое, что происходит во время Богослужения. Миряне не могут наблюдать за действиями священника в алтаре – зато они созерцают то, что совершается вместе с этими действиями в том же храме: предстоящих Господу Ангелов и святых, Спасителя, преподающего верным Свои Пречистые Тело и Кровь...
В XVII-XVIII вв. иконостас стал еще выше: в некоторых храмах были устроены шести- и даже семиярусные алтарные преграды: к описанным нами ранее рядам прибавились повествующие о Страстях Христовых и страданиях апостольских, а также ряд икон Серафимов и Херувимов. Дополнительным рядом стал пядничный – составленный из небольших, всего в пядь размером, икон. Есть версия, что эти иконы приносили в храмы миряне, и их было решено ставить на иконостас, чтобы верующие не молились каждый перед своим образом, повернувшись к разным стенам храма. Традиция сверхвысоких иконостасов практически не прижилась, так что классической осталась пятиярусная алтарная преграда, наиболее распространенная и в наши дни. В следующих выпусках нашего журнала мы, с Божией помощью, поговорим о том, какие духовные и эстетические изменения претерпела эта преграда в истории, а также – как из России она распространилась едва ли не по всему православному миру.
Смотрите также
То, как верующие воздавали честь святыням, как украшали и обрамляли их, немало говорит о жизни людей того времени и особенностях их восприятия. В наших изданиях мы уже рассказывали о судьбах великих реликвий Христианства – например, о Терновом Венце Спасителя. Сегодня же обратим взор на гвозди, которыми был распят Божественный Страдалец. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Восьмиконечный крест — самый распространенный в России
Подробнее
Константин Константинович Сараджев. Человек, чья судьба заставляет задуматься. О чем? О его пути и о пути каждого из нас как звонаря. Звонящий в колокола человек — обязательно ли звонарь? И что такое одаренность в звонарском деле? Имеем ли мы право рассуждать о ней?.. Подготовлено ortox.ru
Подробнее