-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Почему в православном храме не видно алтарь? Зачем нужен иконостас? – Вероятно, такой вопрос слышал, а может быть, и задавал каждый, кто хоть немного интересуется Православием. В этой статье мы разберем основы символики иконостаса и затронем историю его формирования.
Скрыть земное – чтобы открыть Небесное
В православном храме нет ничего случайного: каждая деталь убранства, каждый момент церковной службы несет в себе глубокую символику. Иконостас скрывает от взоров мирян действия священников в алтаре, - и этим помогает обращать внимание не на людей, а на духовный смысл совершаемых ими священнодействий. Он помогает избежать одной из главных опасностей церковной жизни: привыкания к святыне, когда священное становится обыденным, исчезает благоговейный трепет, а вслед за ним, зачастую, и вера.
Иконы на алтарной преграде зримо иллюстрируют происходящее во время богослужения. Мы видим образы Спасителя, Богоматери, святых и ангелов – и понимаем, что они действительно присутствуют в храме, и мы можем и должны с доверием и любовью обращаться к ним в молитве. Над Царскими вратами находится икона Тайной Вечери – последнего на земле ужина Христа с учениками, когда Он установил Таинство Евхаристии. Взирая на нее, мы веруем, что та же Тайная Вечеря, та же Евхаристия, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя, совершается на Божественной Литургии. Резная фигурка голубя, которая часто украшает Царские врата, напоминает о том, что в храме на верующих сходит Божественная благодать, ведь именно в виде голубя Святой Дух сошел на Христа, когда Он крестился в Иордане.
По словам автора книги «Иконостас» священника и философа о. Павла Флоренского, иконостас символизирует границу между видимым и незримым мирами. Отделяя алтарь – образ рая – от остальных помещений храма, он создает динамику богослужения. Открытые Царские врата говорят нам о близости Божией, о том, что Горний мир соприкасается с нашей жизнью. Закрытые – о том, что грех отдалил человека от Творца, и для того, чтобы приблизиться к Нему, мы призваны молиться, каяться, творить добро. Миряне не входят в алтарь, зато священнослужители в определенные моменты выходят из него – это указывает на то, что Господь пришел на землю, чтобы спасти нас, что ангелы сходят с Небес, чтобы помочь нам на пути к Богу. Так само наличие иконостаса говорит о связи между Небом и землей.
История формирования иконостаса
Как известно, в первых христианских храмах иконостаса не было. Как же он появился? - Житие святителя Василия Великого, жившего в IV веке и ставшего одним из авторов христианского богослужения, повествует, что именно он ввел в обиход завесу, разделяющую храм и алтарь, а возможно, и сам иконостас. Святитель был так близок к Богу, что видел, как во время Литургии в храм сходит благодать. На это ему указывало чудо: над престолом была подвешена позолоченная фигурка голубя, которая в самый ответственный момент службы трижды сотрясалась. Однажды этого не произошло. Святитель стал искать причину – и обнаружил, что служащий с ним диакон переглядывается со стоящей в храме женщиной. После этого он и велел отделить алтарь перегородкой и завесой. Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что святитель Василий лишь дополнил уже существовавший в храмах невысокий парапет с иконами завесой из ткани.
Как бы то ни было, мы знаем, что первые иконостасы были совсем небольшими, с малым числом икон. С ходом столетий иконостас становился все выше, а количество святых образов на нем – все больше. Так увеличивалась молитвенная и педагогическая роль алтарной преграды: фактически она стала изображением и схемой Горнего мира. В центре – Спаситель на престоле, по сторонам от Него – молящиеся Богоматерь и Иоанн Предтеча, затем архангелы. Свои места занимают святые, несшие на земле различные служения: пророки, апостолы… Формирование высокого русского тяблового иконостаса, достигающего 4-5 рядов, относится к XV столетию – времени духовного расцвета православной Руси. Один из первых его образцов находится в месте, откуда распространился этот расцвет – в Троице-Сергиевой Лавре. Он украшает Троицкий собор, где почивают мощи Игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.
В разные века иконостас выглядел по-разному. Русские иконостасы до XVI века были достаточно аскетичными – тябловыми. Они представляли собой конструкцию из горизонтальных опор – тябл, на которых стояли иконы. Тябла эти иногда украшали росписью или достаточно сдержанной резьбой. Получалось, что сам иконостас – лишь обрамление икон, которые и являют собой окна в Горний (Небесный, духовный) мир. Все изменилось в XVII столетии. Иконостасы приобрели сложные изысканные формы, украсились рельефной резьбой, богатой позолотой. И вместе с этим они получили новое символическое значение. Своей красотой они стали указывать на Небесную славу, которой окружены Господь и Его угодники в Небесном Царствии. Красота церковного убранства сделалась напоминанием о красотах рая, к которому призваны стремиться верующие, и о совершенстве души, украшенной добродетелями.
В XVIII веке, в правление императора Петра I, церковное искусство было подчинено светским архитектурным течениям. Иконостасы приобрели сложную форму, а число икон на них значительно уменьшилось. Яркий пример такого иконостаса можно увидеть в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Это не всегда соответствовало духу Православия, и уже во времена императрицы Елизаветы Петровны начался возврат к традиционным формам, при сохранении внешней декоративности и изысканности. Дальнейшие эпохи подарили нам разные виды иконостасов: в стилистике барокко, классицизма и т.п. Конец XIX и особенно начало XX века ознаменовались интересом к традиционной русской иконописи, церковной архитектуре – стали создаваться иконостасы в неорусском стиле и стилистике русского модерна.
В наши дни в храмах можно увидеть самые разные иконостасы: тябловые и барочные, высокие и низкие. Церковные художники изучают и осмысляют творения своих предшественников, живших в разные века, и воплощают их опыт в своих работах. Какой же иконостас можно назвать правильным? – Любой, несущий на себе расположенные в соответствии со сложившейся веками традицией каноничные иконы, красивый и гармоничный. Ведь его задача – помочь настроиться на молитвенный лад, обратиться к Богу и святым, проникнуться торжественностью и гармонией духовного мира. В частности, мастера Фабрики церковной утвари ОРТОКС создают иконостасы разной степени сложности и декоративности, которые станут гармоничной частью убранства любого храма, а также иконы для них. Ознакомиться с иконостасами производства ОРТОКС вы можете по ссылке.
Автор статьи Алина Сергейчук