- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Духовная символика классицизма
Храмовое искусство неизбежно отражает духовное состояние общества. Но в различные эпохи законы, по которым происходит взаимодействие церковного и светского, могут быть противоположны друг другу.
Было распространено предание, связывавшее классический архитектурный ордер с храмом Соломона и таким образом придававшее ему сакральный, богооткровенный характер. Известно, что структура православного храма: алтарь, основная часть, притвор – происходит от структуры храма ветхозаветного с его Святилищем и Святая святых. Мыслители классицизма полагали, что пропорции, художественные решения архитектуры были открыты Богом Соломону, а затем заимствованы античными зодчими.
В древней, Святой, Руси «мир» стремился подражать Церкви. Быт царей, бояр и простецов во многом уподоблялся монастырскому, что сказывалось и на прикладном искусстве. Убранство храмов в эту эпоху отражало духовные достижения подвижников – недаром формирование высокого тяблового иконостаса связывают с исихазмом.
В постпетровской России храмы, напротив, строились и украшались в соответствии с вошедшими в светскую моду архитектурными стилями. И все же утверждать, что церковное искусство синодального периода лишь повторяло иноземные и мирские образцы, было бы неправильно. Говоря об эпохе барокко, мы рассматривали символику различных элементов его пышных резных узоров. Особое духовное звучание имел и выразительный язык классицизма, который стал входить в свои права в царствование Екатерины II и господствовал почти до середины XIX столетия.
Русские храмы эпохи классицизма несут архитектурные ассоциации со святынями Иерусалима, Рима, Константинополя, тем самым как бы вбирая в себя часть их святости и одновременно заявляя о роли Российской империи как защитницы Христианства. Например, Казанский собор Санкт-Петербурга воплотил переработанные черты храмов Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме, базилики апостола Павла вне Стен в Риме, собора апостола Марка в Венеции...
Иконостасы эпохи классицизма
Рассматривая иконостасы наиболее значимых храмов эпохи классицизма, отмечаешь, что практически все они созданы авторами проектов самих церковных зданий. В классицизме еще более, нежели в барокко, алтарная преграда приобретает черты архитектурного сооружения. При этом она тщательнейшим образом вписывается в конструкцию строения, составляя с ней единое целое. Искусствоведы нередко характеризуют иконостас эпохи классицизма как «низкий». Этот термин требует правильного понимания. Классицистические иконостасы действительно чаще всего имели небольшое число рядов (как правило – один-два) и были горизонтально ориентированы, но высота их значительно превышала человеческий рост.
В художественной системе иконостаса эпохи классицизма, как правило, господствуют не ряды икон, а такие архитектурные элементы, как колонны, арки, фризы и т. п. Например, иконостас Троицкого собора Александро-Невской Лавры, созданный Пинкетти из белого итальянского мрамора, представляет собой увенчанную аркой нишу, в глубине которой расположены широкие Царские врата, вырезанные из дуба и позолоченные. По сторонам от них, под углом к стоящим в храме, находятся две высоких прямоугольных иконы, обрамленные коринфскими пилястрами. Лицом к молящимся обращены еще четыре образа, расположенные друг над другом, по два с каждой стороны (нижние, соответственно, украшают собой диаконские врата). Иконостас воспринимается как единое целое с убранством храма: его колоннами, сводами, а зрительный ряд икон продолжается образами, расположенными на стенах.
Идея иконостаса в форме триумфальной арки, зародившаяся в церковном искусстве барокко, в классицизме получает новую жизнь. Она несет в себе символику Воскресения Христова как победы над злом и смертью – и в то же время утверждает имперское величие Отечества.
До наших дней дошли работы Осипа Бове – иконостасы спроектированных им храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и Троицкого собора Свято-Данилова монастыря в Москве, созданные в 30-х годах XIX столетия. Оба эти творения можно назвать яркими примерами алтарной преграды периода позднего классицизма, который иначе именуется ампиром, – то есть «имперским стилем». Патриотические настроения широко распространились в русском обществе после победы над Наполеоном, что отразилось в разных областях искусства, включая архитектуру.
Описываемые нами иконостасы представляют собой вытянутую в длину алтарную преграду, дополненную массивной триумфальной аркой, как бы вырывающейся вверх и создающей энергичную и динамичную доминанту. Поддерживают арку колонны ионического ордера. Выполненные из белого мрамора, иконостасы пышно украшены лепниной и позолотой.
Иконостас Казанского собора Санкт-Петербурга, также имеющий форму арки, был создан архитектором К.А. Тоном, получившим известность скорее как автор храмов в неорусском стиле – крупнейшим его творением является Храм Христа Спасителя в Москве. Между тем рассматриваемый нами иконостас – яркий образец классицизма: широкая арка над Царскими вратами, коринфские колонны, высеченные из сибирской яшмы; немногочисленность икон… Этот иконостас был создан в 30-х годах XIX столетия и заменил собой временную алтарную преграду, спроектированную строителем собора, – архитектором А.Н. Воронихиным. Творение К.А. Тона украшало около 1600 килограммов серебра, отбитого у французов, грабивших Русскую землю в 1812 году, и пожертвованного на благоукрашение собора донским атаманом М.И. Платовым. В советское время серебро было экспроприировано, а иконостас разрушен. В наше время его воссоздали по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Наследие классицизма включает в себя и высокие, вертикально ориентированные алтарные преграды – хотя это скорее исключение из общего правила. Таков центральный иконостас Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, созданный по проекту Монферрана в 40-х годах XIX века и относящийся к позднему классицизму. Он представляет собой сплошную стену, украшенную высеченными из малахита и лазурита полуколоннами. Образную систему алтарной преграды дополняют покрытые позолотой скульптуры Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и Ангелов. Иконостас имеет три ряда образов, что для классицистической алтарной преграды уже немало, причем это правильные ряды с крупными, притягивающими взоры молящихся прямоугольными образами, выполненными в технике мозаики. Царские врата главного иконостаса Исаакиевского собора – высокие, украшенные великолепной резьбой и сплошной позолотой, – роднят его с иконостасами раннего барокко.
Церковное искусство эпохи классицизма имело свое развитие во времени: от радикализма, отвергающего традиционность и подчиняющего благоукрашение храма закономерностям светского искусства, – до возврата к относительно каноническим формам в их новом прочтении.