Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
Стремление вглядеться в народный костюм, рассмотреть его детали и особенности и воплотить их в современной жизни родилось не сегодня. В конце XIX – начале XX – на стыке времен, между традиционным и новым, земледельческим и промышленным веками – нашлись люди, понимавшие, как важно оглянуться и запечатлеть то, что пришло из глубины веков.
Один из самых ярких примеров этого стремления – знаменитый бал, устроенный в честь 290-летия Дома Романовых при царском дворе в 1903 году. Подлинные старинные элементы одежды государя, царицы, бояр соседствовали с новыми, сшитыми по образцам XVII столетия. Тонкие, благородные лица представителей русской знати в древних одеяниях выглядели величественными и прекрасными. Что ни говори, а многое мы потеряли, когда император Петр I приказал своим подданным одеваться на западный манер… И еще большая, трагическая потеря произошла в ХХ столетии, когда была изведена под корень русская аристократия…
Русский сарафан, летник, душегрея – какой статной, плавной, пригожей делают они женщину. Мужской кафтан – разве сравнятся с ним камзолы, в некоторые эпохи делавшие фигуры своих носителей попросту комичными? Конечно, «на вкус и цвет господина нет», но все же мы можем руководствоваться некоторыми объективными критериями: влиянием одежды на здоровье, а, раз уж мы с вами общаемся на страницах православного журнала, – целомудрием облика. Вот и сравним старинный русский наряд с декольтированным и перетянутым жестким корсетом, платьем европейской дамы…
Рассматривая наряды старинных русских крестьянок, часто восхищаешься не меньше, чем при взгляде на уборы цариц и боярынь. Не перестаешь удивляться, какой тщательной, а зачастую – богатой была их отделка. Вышивка, над которой явно трудились много долгих вечеров, ручные кружева, жемчужное шитье… Эти вещи готовили для себя – и делали их на века, чтобы передавать из поколения в поколение. В их создании воплотился опыт поколений мастериц, ведь понятия моды в народном костюме практически не было – а значит, здесь не существовало конфликта поколений, стремления выразить себя «от противного», перечеркнув привычные эстетические воззрения. Народная одежда была гармоничной – как гармонична природа, среди которой жили ее создатели.
То, что сегодня мы можем увидеть фотографии жительниц разных губерний России в национальных костюмах, в значительной мере является заслугой дворянки Натальи Леонидовны Шабельской и ее дочерей, Натальи и Варвары, продолживших дело матери. Конец XIX столетия: эпоха модерна, неорусского стиля. В обществе растет интерес к родной старине. Ювелиры создают драгоценные изделия, стилизованные под старину; архитекторы начинают возводить храмы, напоминающие не европейские дворцы, а старинные русские церкви. Все это – с творческим подходом, на подъеме, без слепого копирования. В эти-то годы, подобные яркому солнечному дню в преддверии всесокрушающей бури, Наталья Шабельская, выпускница Харьковского женского института и супруга крупного землевладельца, увлеклась коллекционированием русских вышивок. Произошло это так. Любящая рукоделие молодая женщина устроила в своем имении Чупаховка на Харьковщине вышивальную мастерскую, где трудились четырнадцать умелиц. В поисках интересных образцов она ездила по стране, и, приобретя работы старинных вышивальщиц, так полюбила их, что решила и впредь собирать подобные вещицы, а в своей мастерской создавать изделия по старинным мотивам. Наталья Шабельская объехала множество городов и сел, побывала на Русском Севере и в южных губерниях, в Таврии (Крыму) и Поволжье. Куда не могла добраться сама – отправляла посыльных. Коллекция росла и уже включала в себя не только вышивки, но и целые костюмы, от рубахи до головного убора и даже сумочки: крестьянские, городские, купеческие. Вскоре собрание уже состояло из нескольких тысяч предметов и представляло серьезный научный интерес.
В 1890 году в Историческом музее прошла первая выставка, на которой экспонировалось 676 вещей, собранные в 21 губернии. В 1892 г. на новой экспозиции посетители увидели уже 4000 изделий, которые были четко классифицированы и описаны. В 1893 г. коллекция вышла на международную арену: ее представили на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 г. – в Брюсселе и Антверпене и, наконец, в 1900 году – на знаменитой Парижской выставке, где собрание Натальи Шабельской было отмечено бронзовой медалью. В Москве, в собственном особняке на углу Садовой и Бронной улиц, Шабельская открыла Музей старины. Ко времени кончины основательницы коллекции, последовавшей в 1904 году, собрание насчитывало более 20 000 предметов.
Помимо народных костюмов и образцов вышивки, в него входило множество образцов церковного шитья: иконы и оклады для них, пелены, покровцы и т. п. Богатые разделы составляли кружева и образцы тканей из разных стран мира. Помимо текстильных изделий, в коллекции была представлена старинная мебель, в том числе ларцы и сундуки, в которых русские красавицы хранили свои кокошники, сарафаны и ленты, домашняя утварь и даже изразцы. Наталья Леонидовна вела серьезную работу по увековечиванию экспонатов, состояла в переписке с учеными – например, с историком и археологом И.Е. Забелиным; коллекция документировалась, ее предметы запечатлевали на фотографиях – благо, это искусство в России того времени было весьма распространено и модно.
После кончины матери – дочери Натальи Леонидовны продолжили дело ее жизни. В 1910 году они издали книгу «Собрание русской старины», посвященную входившим в коллекцию кружевам.
Судьба предметов коллекции сложилась различно. Часть из них Наталья Шабельская передала в Исторический музей еще в 1892 году, часть в 1906 году подарили Этнографическому отделу Русского музея ее дочери. Еще 2596 ценных предметов выкупил у владелиц коллекции и поместил в Русский музей император Николай Александрович – известно, что государь любил отечественные древности и интересовался ими. После революции сестры Шабельские покинули Россию и жили во Франции. Оттуда часть их собрания попала в музей Метрополитен в США. Сегодня вещи из уникальной коллекции, собранной тремя увлеченными русскими женщинами, занимают видное место в перечисленных выше музеях, а также в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, музеях Архангельска, Ярославля, в частных коллекциях США и Франции.
Благодаря коллекции Шабельских мы можем оценить богатство и разнообразие русского национального костюма. Тот же кокошник мог иметь множество различных форм: от «коруны», напоминающей цветок с округлыми лепестками, – такие кокошники можно назвать классикой русского костюма, именно их обычно надевают участницы различных народных ансамблей, – до весьма экзотически выглядящего «рогатого» рязанского головного убора, дополнявшегося подвесками из гусиного пуха и бисера. А чего стоит кокошник, на оборотной стороне которого кропотливо вышит стилизованный герб Российской империи – двуглавый орел? Наши современники иногда печатают патриотическую символику на футболках – а кто-то из их «прапрабабушек» кропотливо вышивал ее тончайшими золотыми нитями по малиновому бархату, чтобы украсить таким венцом свою голову.
А чего стоят «накосники» – особые, также украшенные золотным шитьем, привески к главному украшению русской девушки – ее пышной косе! Нам думается, что создававшие их мастерицы не сдерживали полета своей фантазии: в этом убеждает хотя бы накосник, разительно напоминающий… орден. Вышитый золотом и обрамленный золотым же кружевом медальон крепится к сложенному из полосатой ленты банту… Так и представляешь себе: увидела девица награду у проезжего барина – да и смастерила себе нечто подобное, на зависть подругам.
Известно, что в каждой области был свой «извод» одеяния для девочек, девиц, женщин разного возраста и звания – но и внутри одной губернии разнообразие традиционных одеяний было велико. Сарафаны были распространены главным образом на севере России, юбки-поневы – на юге, впрочем, эти традиции потихоньку смешивались друг с другом. И тот, и другой комплект дополнялся вышитой рубахой. Сарафан мог быть глухим (цельным) или распашным – соединявшимся впереди; косоклинным или «круглым», такой сарафан называли еще московским. Косоклинный сарафан, как и следует из названия, шили из клиньев, а круглый – из прямоугольных полотнищ, собранных на сборку вверху. Поверх сарафанов носили короткие кофты разных фасонов: душегреи, епанечки, кафтаны, шугаи…
Рассказывать о русском народном костюме можно очень долго – ведь в праздничном женском уборе присутствовало до трех десятков предметов, а одних головных уборов на просторах Российской империи бытовало более сотни. Надеемся, что в следующих выпусках нашего журнала мы продолжим этот разговор.
Алина Сергейчук
Смотрите также