Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
К X–XII вв. – времени принятия Русью христианства – византийская алтарная преграда состояла из одного–двух ярусов. Основой ее были колонны и укрепленная на них горизонтальная балка – архитрав. Эта конструкция послужила прототипом русского тяблового иконостаса, который почти сразу по Крещении Руси приобрел свою особую форму.
[caption id="attachment_94509" align="alignright" width="300"] Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло, IX-XI вв. Подобные конструкции стали прототипами первых русских иконостасов[/caption]
Первые православные храмы на Руси были возведены за некоторое время до ее Крещения святым князем Владимиром: известно, что уже при князе Святославе, сыне равноапостольной княгини Ольги, в Киеве их было несколько. По Крещении Руси над созданием церковного убранства трудились как приезжие изографы из Византии, так и отечественные мастера. С конца Х века уже действовали русско-византийские мастерские. Прототипом для храмового благоукрашения, безусловно, служили образцы, созданные в империи ромеев, но национальные черты быстро входили в православное искусство. Этому способствовали многие факторы – и самобытный колорит страны, и характер народа, и особенности национального зодчества: известно, что на Руси строили главным образом из дерева, в то время как основным строительным материалом стран Средиземноморья был и остается камень.
[caption id="attachment_94510" align="aligncenter" width="689"] Оплечный Деисис был написан для украшения алтарной преграды. XII в. Владимирская земля[/caption]
О том, с каким трепетом новокрещеный русский народ относился к созданию и украшению храмов, свидетельствует Киево-Печерский патерик – одно из первых произведений древнерусской литературы, которое столетиями оставалось излюбленным чтением соотечественников. Начальные главы патерика свидетельствуют о возведении лаврской «Великой церкви» – Успенского собора – и сообщают, что заказчиком строительства и росписи этого храма стала Сама Пресвятая Богородица. Она явилась мастерам, а затем и иконописцам в Константинополе и направила их на Русь к преподобным Антонию и Феодосию. Первой иконой в храме стал образ Успения Богоматери, врученный строителям Пречистой. Место для закладки собора преподобному Антонию по его усердной молитве Господь указал с помощью чудесного знамения. О том, как выглядела первоначальная алтарная преграда «Великой церкви», патерик не сообщает – зато говорит о том, что алтарь храма украсила мозаика, привезенная мастерами из Греции. В любом случае по самой тональности рассказа мы можем с уверенностью предположить, что алтарная преграда, как и прочие элементы интерьера этого храма, была создана и украшена с величайшей тщательностью и благоговением.
Как мы знаем, к X–XII столетиям – времени принятия Русью христианства – византийская алтарная преграда состояла из одного-двух ярусов. Основой ее были колонны и укрепленная на них горизонтальная балка – архитрав, на которой и устанавливали иконы. Эта конструкция послужила прототипом русского тяблового иконостаса, который, в отличие от мраморного византийского, почти сразу по Крещении Руси стал изготавливаться из дерева и, в соответствии с этим, приобрел свою особую форму. Впрочем, первые по времени возведения, а главное – богатейшие и украшенные наиболее торжественно русские храмы, очевидно, имели иконостасы, сделанные из драгоценного привозного мрамора (хотя, как мы увидим дальше, встречались и богато украшенные храмы с деревянными алтарными преградами).
Исследователи предполагают, что домонгольский иконостас мог как перекрывать своей длиной всю ширину храма с юга на север, так и закрывать только проем алтарной апсиды. Безусловно, существовали и различные варианты декора преграды. В мраморном иконостасе использовались колонны и полуколонны с капителями различных форм, резные архитравы и плиты. Т.А. Чукова в монографии «Алтарь древнерусского храма конца X – первой трети XIII в.» систематизирует археологические сведения об иконостасах домонгольского периода – как в Киевской и Черниговской, так и в северных русских землях: Владимирской, Новгородской, Переславской и др. Дальнейшие описания древнерусских иконостасов, предложенные различными учеными, мы почерпнули из этого труда. Знакомясь с этими описаниями, можно встретить весьма неожиданные и очень интересные варианты храмового декора.
[caption id="attachment_94512" align="aligncenter" width="396"] Интерьеры северных храмов в значительной мере сохранили черты, которые в еще более древние времена были присущи церквям по всей Руси. Фрагмент двухрядного тяблового иконостаса с заворотами в часовне Архангела Михаила. XVII в. д. Леликозеро[/caption]
[caption id="attachment_94513" align="aligncenter" width="394"] Фрагменты декора фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, по мнению некоторых ученых, когда-то могли быть частью иконостаса этого храма[/caption]
[caption id="attachment_94514" align="aligncenter" width="396"] Фрагмент древнего расписного тябла церкви Рождества Богородицы из с. Передки под Боровичами, Новгородская обл.1531 г.[/caption]
Автор приводит несколько вариантов реконструкции облика алтарной преграды «Великой церкви» Киево-Печерской Лавры (освящена в 1089 г.). Она упоминает предположения одного из ученых, работавших над исследованием собора в XIX столетии, – П. Г. Лебединцева, который описывал древний иконостас как состоявший из мраморных столбов и плит. Согласно приведенной там же реконструкции 70-х годов ХХ века, принадлежащей Н. В. Холостенко, алтарная преграда собора представляла собой каменную колоннаду с парапетом, несущую на себе архитрав. Все это вполне соответствует конструкции византийского иконостаса того времени.
[caption id="attachment_94515" align="aligncenter" width="700"] Икона «Спас Эммануил с Ангелами», написанная для украшения алтарной преграды. XII в. Владимирская земля[/caption]
Интересно, что алтарную преграду из дерева в древнерусских храмах устраивали отнюдь не только из стремления к использованию более доступного и экономичного материала. Например, известно, что именно деревянный иконостас украшал Борисоглебский собор в Чернигове (1120-е гг.) – усыпальницу князей рода Давидовичей, выстроенную и украшенную ими с большим тщанием и щедростью. Престол и полы этого каменного храма были выполнены из шифера; скорее всего, в интерьере использовался резной мрамор, – а иконостас из дерева, вероятно, был выбран в соответствии со вкусом заказчиков строительства, предпочетших этот вариант любому другому.
[caption id="attachment_94516" align="aligncenter" width="704"] Иконостас Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря своей небольшой высотой и простотой конструкции в значительной мере восходит к древним образцам. Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Исследователи предполагают, что древнерусский деревянный иконостас мог быть декорирован даже… стеклом – вариант, неожиданный и для современного церковного благоукрашения. Так, воссоздавая облик алтарной преграды Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове, Н.В. Холостенко предполагает, что он украшался разноцветными стеклами различных форм, расписанными растительными орнаментами. Фрагменты этих стекол были во множестве обнаружены археологами при раскопках.
Еще один вариант, кажущийся неожиданным для древнерусского иконостаса, – его создание из плинф (плоских кирпичей), оштукатуренных и украшенных росписью. Именно такими были алтарные преграды на галереях храма Иоанна Богослова в Смоленске (2-я пол. XII в.), фрагменты которых обнаружены археологами.
Реконструировать по найденным археологами фрагментам подлинный облик древнерусского иконостаса – дело непростое. Художественный вкус наших предков рождал композиции, которые поразили бы воображение жителей XXI столетия сложностью и богатством. Так, анализ сохранившихся деталей иконостаса Нижней церкви в Гродно позволил Н.Н. Воронину создать довольно причудливую картину. Деревянная алтарная преграда украшалась позолоченными металлическими пластинами с рельефными изображениями святых, а также цветными стеклянными вставками, которые то ли обрамляли металлические образа, то ли являлись частью декора самого иконостаса (скорее всего, оба эти варианта сочетались). Присутствовала в композиции и мозаика – возможно, из нее были выложены некоторые иконы. На алтарной преграде крепились светильники, а также вышитые пелены. Затейливому иконостасу соответствовало убранство храма: например, пол его был сделан из узорных поливных плиток, составлявших сложный и разнообразный рисунок.
Интереснейшую версию относительно облика иконостаса Георгиевского собора в Юрьеве-Польском выдвинул С.Г. Щербов. Как известно, этот древнерусский храм, возведенный в XIII столетии, сплошь украшался белокаменными плитами с диковинной резьбой, в которой фигуры святых соседствовали с растительными орнаментами и изображениями животных. В XV столетии здание обрушилось. Его восстановили, но первоначальные пропорции воссоздать не удалось. Более того: орнаменты не были собраны в прежнем порядке и стали хаотичными. С.Г. Щербов предполагает, что это произошло потому, что реставраторы поместили на фасадах храма не только те панно, которые украшали их первоначально, но и детали внутреннего убранства, в том числе и иконостаса, который, согласно данной версии, также был выполнен из резного белого камня. При всей смелости предположения, красота его заслуживает внимания.
Алтарная преграда Софийского собора в Великом Новгороде изучена довольно хорошо. Исследователи утверждают, что она была деревянной, имела пять пролетов и включала в свою конструкцию столбики, которые в различные годы могли быть то каменными, то деревянными. Иконостасы церкви Спаса-на-Нередице и многих других новгородских храмов также были выполнены из дерева. Колонны и тябла иконостасов украшала резьба с низким рельефом. В основе ее сюжетов, вероятно, были изображения Креста, образы Господа и Богоматери, святых, Ангельских Сил, а также растительные и зооморфные мотивы. Основанием для такого предположения стало, в частности, известное олонецкое тябло, относимое частью исследователей к XIII столетию и трактуемое ими как образец убранства новгородских алтарных преград. Покрывала иконостасы и роспись: документы свидетельствуют, что еще в начале ХХ века в храме Спаса-на-Нередице сохранялось старинное расписное тябло.
Безусловно, главным смысловым центром древнерусской алтарной преграды были иконы. В домонгольском иконостасе, судя по сохранившимся данным, непременно присутствовал Деисис: образ Спасителя с предстоящими ему Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эти изображения могли быть написаны на трех отдельных иконных досках – как это чаще всего бывает в наши дни, либо на одной общей, горизонтальной. Подобный деисис, устанавливавшийся на архитрав и датируемый XII–XIII веками, хранится в Третьяковской галерее. Присутствовали – во всяком случае, в значительной части иконостасов – и образы святых, а также двунадесятых праздников. Из них и начинал формироваться местный ряд иконостаса.
Рассматривая развитие русского иконостаса, начиная с Крещения Руси и завершая началом татаро-монгольского нашествия, мы видим, что со временем он становился все выше и сложнее. К XIII столетию появляются Царские врата, возрастает разнообразие декора и иконописных образов. Все это стало началом формирования высокого иконостаса, о котором мы, с Божией помощью, поговорим в следующих публикациях.
Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Алина Сергейчук
[blockquote align=""] Великолепие церковного убранства, красота иконостаса и утвари – отличительные черты русского православного искусства. Думается, стремление к благоукрашению храма, ставшее частью ментальности нашего народа, коренится еще в истории принятия Русью христианства. Вспомним: одним из мотивов, подтолкнувших послов князя Владимира к выбору православной веры, явилось великолепие храма Софии Константинопольской, показавшегося им Небом на земле. Красота храмового убранства стала для русских людей отражением духовной реальности Горнего мира – и этот факт, сохраненный в народной памяти, запечатленный в «Повести временных лет», способствовал развитию в Русской Церкви особого стремления к благолепному украшению святынь. [/blockquote] [caption id="attachment_94517" align="aligncenter" width="700"] Одноярусный иконостас Успенского храма Зачатьевского монастыря г. Москвы.Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры[/caption]
Смотрите также
Праздник Крещения Господня и предшевствующий этому двунадесятому празднику крещенский сочельник — единственное время, когда с колокольни можно услышать особый Водосвятный Перезвон. Этот звон сопровождает, подчеркивает важность момента, сообщает тем, кто не может быть в храме, об особом чине — чине Великого освящения воды.
Подробнее
«Сухой очеп не чапок, не упруг, не зыбок» «Мы под матицей сиживали, от людей спасибо слыхивали» «У царя колокол на всю Русь» (Русские пословицы)
Подробнее
Оснащение автоматическими системами кондиционирования и вентиляции в ряде случаев невозможно по архитектурным и другим соображениям. Кроме того, эксплуатация таких систем предполагает значительные затраты на электроэнергию и техническое обслуживание. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Где создаются ювелирные изделия? В цехах ювелирных заводов, расположенных в промышленных зонах больших городов? В мастерских потомственных ювелиров – жителей старинных поселков, где мастерство передается из поколения в поколение? Подготовлено ortox.ru
Подробнее