Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
07.06.2024
Отзывы от покупателей
04.06.2024
Церковная мебель в Республике Коми
Наше деревянное зодчество – удивительное детище русского народного духа, отразившее его устремленность к небесам и лиричность, сродненность с природой и стремление усвоить технические новшества, находчивость и любовь к красоте.
Почему храмы и избы рубили топором?
Топор, в отличие от пилы или ножа, рассекая дерево, одновременно запечатывает поры на срезе. Это предотвращает гниение и является одной из причин того, что возведенные несколько столетий назад строения продолжают радовать наш взор.
«Небеса» – потолочные перекрытия деревянных храмов
В храмах Русского Севера к XVII столетию сложилась уникальная традиция решения внутреннего пространства – перекрытие «небо». Эта конструкция встречалась в храмах всех типов (шатровых, кубоватых, клетских, ярусных) и была распространена главным образом в Архангельской и Вологодской областях. «Небо» представляет собой потолочную конструкцию в форме усеченной пирамиды (реже – плоскую), состоящую из круглого (реже – прямоугольного) центрального образа и сходящихся к нему плоских треугольных клиньев. «Небеса» решали как эстетическую, так и инженерную задачи: в высоком храме они сберегали тепло, не позволяя ему уходить вверх, что весьма значимо в суровых северных условиях, а в низком – зрительно «поднимали» потолок. В деревянном храме «небо» выполняло функцию, аналогичную своду в каменной архитектуре, имело ту же символику. Его почти всегда покрывали росписями. В центральном медальоне чаще всего изображали Спасителя, в секторах – Ангелов или святых. Встречаются «небеса», в центре которых расположен образ Пресвятой Троицы. Вместе с иконостасом «небо» было одним из главных цветовых акцентов деревянного храма. Нередко роспись «неба» северного храма несла в себе глубокое литургическое значение. Знаменитая икона Нерукотворного Спаса, хранящаяся в Воскресенском соборе г. Тутаева – не что иное, как центральный медальон «неба» старинного северного храма, который был посвящен благоверным князьям Борису и Глебу. Величественный образ прямоугольной формы имеет высоту почти три метра. По преданию, он был написан в начале XV столетия преподобным Дионисием Глушицким. Дважды в год с этой иконой совершается многолюдный Крестный ход.
Убранство северного храма
Большинство дошедших до нас старинных деревянных храмов не сохранили своего убранства, стены их потемнели от времени. Между тем декор церквей и часовен Русского Севера был радостным, самобытным и достаточно ярким по колористическому решению. Немалое внимание уделялось украшению малых форм: клиросов, дверей, лавок, киотов. Их расписывали орнаментами, а иногда и сюжетными композициями. Тябла иконостасов также покрывали красочные многоцветные узоры. Дополняли эту самобытную красоту вырезанные из дерева и облаченные в сшитые благоговейными руками верующих одежды скульптуры: «Спас Полунощный» (Христос в темнице), Николай Чудотворец (святитель изображался в полный рост, чаще всего – с мечом в руках), вмц. Параскева. Иногда у деревянных храмов расписывали даже фасады.
Как перевозили лес
С XIX и вплоть до начала ХХ столетия лес в России транспортировали весьма оригинальным образом – с помощью грандиозных кораблей – белян. Плавали беляны по Волге, Каме, Дону, размеры их иногда достигали 6 метров в высоту и 120 в длину, а грузоподъемность – 160 000 пудов. Для проживания экипажа на беляне строились две вполне полноценные избы. Название свое эти необычные суда получили от именования белого – то есть очищенного от коры – леса. Такой лес они возили от мест рубки к низовьям Волги, где он поступал на продажу, а саму беляну разбирали и также продавали. Существовала пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Погрузка беляны требовала особого мастерства: бревна укладывали ровными штабелями, таким образом, чтобы всегда иметь доступ к дну в случае течи. Но что самое интересное – высота штабелей леса значительно превышала размеры самого судна: они выступали за борта на четыре и более метров в ширину и на несколько метров в высоту. Несмотря на утилитарное предназначение и краткий срок службы, беляну заботливо украшали: избушки команды украшали резьбой, а будку лоцмана иногда даже покрывали золотой краской. Над судном развевались флаги купца – его владельца, причем размеры полотнищ были грандиозными – под стать самому судну.
Классицизм… в дереве
Деревянное зодчество часто воплощало в своих формах детали каменной архитектуры, все увереннее занимавшей главенствующее положение в строительстве общественных зданий. В результате рождались самобытные, а иногда – весьма неожиданные решения. В некоторых городах можно увидеть деревянные храмы, несущие на себе отпечаток мировых архитектурных стилей. Таков, например, храм Вознесения Господня в маленьком городке Рязанской области Спасске-Рязанском, украшенный деталями в духе классицизма. Построенный в восьмидесятых годах XVIII столетия, он встречает своих посетителей портиками и колоннами, имеет высокий четверик с декоративной главкой и пятигранный алтарь, а главка, венчающая колокольню, украшена шпилем, наводящим на воспоминания о городе на Неве.
Возрождение или исчезновение?
Русское деревянное зодчество – одновременно возрождающийся и умирающий вид архитектурного наследия. В наши дни возводится немало деревянных храмов, церковные строители проявляют все больший интерес к традициям старинной деревянной архитектуры – и в то же время множество древних зданий доживает свои последние годы, нуждаясь в срочной реставрации. Некоторые из них удается спасти усилиями энтузиастов.
Как построить храм, чтобы он стоил недорого
И в то же время отвечал эстетическим требованиям и соответствовал церковной традиции? Ответ: построить деревяную церковь. Деревянный храм может быть подлинным памятником архитектуры, он способен простоять не одно десятилетие. Но к возведению его следует подходить профессионально и ответственно. И тогда храм наградит той особой атмосферой, напитанной запахом дерева, неповторимым уютом, который может быть только в деревянном здании.
За последние годы было возведено немало деревянных храмов. Нередко этот вариант выбирают общины, не имеющие возможности сразу осилить крупное строительство, но стремящиеся, чтобы и маленькая церквушка самым своим видом проповедовала о красоте Горнего мира. Деревянная церковь не является «времянкой»: красивая и добротная, она радует глаз, а после постройки большого каменного храма становится крестильней, либо службы в ней продолжают совершаться в будние дни, когда наплыв молящихся не столь велик.
Наконец, церкви рубят из дерева просто по любви к древнерусскому зодчеству, стремясь внести в суетную жизнь современности частицу традиционности, близости к природе, рукотоворной одушевленности. И в будущем лицо земли Русской украсят еще многие храмы Божии, срубленные из звонкого дерева и радующие глаз своей красотой!
Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» № 51, 2016 г .
Русиздат - ORTOX Смотрите также
«Сухой очеп не чапок, не упруг, не зыбок» «Мы под матицей сиживали, от людей спасибо слыхивали» «У царя колокол на всю Русь» (Русские пословицы)
Подробнее
Оснащение автоматическими системами кондиционирования и вентиляции в ряде случаев невозможно по архитектурным и другим соображениям. Кроме того, эксплуатация таких систем предполагает значительные затраты на электроэнергию и техническое обслуживание. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Где создаются ювелирные изделия? В цехах ювелирных заводов, расположенных в промышленных зонах больших городов? В мастерских потомственных ювелиров – жителей старинных поселков, где мастерство передается из поколения в поколение? Подготовлено ortox.ru
Подробнее
«Греческие» иконы можно увидеть в церковных лавках и ювелирных магазинах; они все увереннее занимают место в домашних иконостасах. Один из крупнейших поставщиков «греческих» икон в России – компания ИП Юрьев А.Е. представляет новую коллекцию под брендом «СильверЮГ». Подготовлено ortox.ru
Подробнее