- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Главными центрами пряничного дела в России традиционно были Тула, Городец (Нижегородская обл.), Архангельск, Вологда, Тверь, Вязьма и Москва. Само слово «пряник» говорит о характере лакомства: практически во всех видах пряничного теста содержится множество всевозможных специй и пряностей.
Самый распространенный вид пряников – печатные. Технология изготовления таких пряников требует наличия специальной пряничной доски, вырезанной из дерева. Чем богаче фантазия резчика, тем красивее и замысловатее получатся пряники. Резчиков пряничных досок даже именовали знаменщиками – так же, как и иконописцев. Иногда пряники действительно играли роль своеобразного «печатного издания»: на них наносились надписи и даже целые тексты. А уж пряники, украшенные буквами алфавита, были излюбленным подарком родителей детям: с их помощью подрастающее поколение осваивало азы грамоты. На Севере пряники лепили вручную из крутого теста, причем искусные мастера создавали лакомства, достойные именования скульптуры. Выпекали на Руси и вырезные пряники – как и следует из названия, их вырезали с помощью металлической пластины или ножа.
С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Например, отправляясь на свидание, парень не забывал взять с собой сладкий подарок – пряник, который и подносил полюбившейся девице. А когда дело уже шло к свадьбе, жених одаривал пряниками подружек невесты, чтобы им было чем полакомиться на девичнике. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке: подбрасывали вверх, причем выигрывал тот, чей пряник летел выше всех, а при падении не разбивался. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения. Они имели достаточно большой размер, украшались затейливыми узорами и надписями, например: «...сей пряник паточный, пить и есть на здравие, с добрыми людьми чиня беседу...» Такой вот предок современной открытки бытовал на Руси.
Каждый вид пряников – своя, особая история. Архангельские «козюли» выпекали раз в году – на Рождество. Их лепили вручную и расписывали разноцветной глазурью. И хотя козюлям традиционно придавали вид животных – коров, коз, лошадок, – название их произошло вовсе не от этого, а от поморского слова, означающего «завиток». В поэтическом народном сознании козюли символизировали «небесные стада» – облака и к тому же напоминали о животных, стоявших в хлеву, где родился Богомладенец.
Первое упоминание о тульском прянике относится к 1685 году. Пряники в Туле были печатными; впрочем, встречались и жамки – мелкие прянички без декоративного узора. К концу XIX столетия тульское пряничное дело стало разветвленным бизнесом. Пряничники умудрялись выражать с помощью своих творений патриотическую позицию. Например, тульские мастера вырезали доску, посвященную коронации императора Николая II, а по окончании русскотурецкой войны 1877–1878 годов в продажу поступили пряники, на которых можно было прочесть фамилии героев сражений, русских генералов Ф.Ф. Радецкого, М.Д. Скобелева и других. Народ с удовольствием раскупал такие изделия.
Городецкий пряник имеет, пожалуй, не менее древнюю историю, нежели тульский. Местные старообрядцы любят рассказывать легенду о том, что якобы печатные пряники были изобретены другом протопопа Аввакума пономарем Ерофеичем, который нанес на них обличительные тексты, а Аввакум отнес их, ни больше ни меньше, на государев пир. Там пряники имели немалый успех – сложную вязь древнерусских надписей никто не разобрал, а раскрылась дерзкая затея лишь поутру, когда царские дети начали играть оставшимися лакомствами, крича: «Дай мне одного черта Никона!», «А ты дашь мне царя в котле?» Царь, естественно, разгневался, но оборотистый Ерофеич с супругой все равно запустили изделия с «неполиткорректными» надписями в массовое производство, чем привлекли немало покупателей. Имеет ли эта легенда историческое основание – никто сегодня доподлинно не скажет, зато известно, что к концу XIX века городецкие старообрядцыпекари стали более терпимы и в 1895 году поднесли Государю Николаю II свадебный пряник в честь его бракосочетания. Пряник был квадратным и имел огромные размеры. Каждая его сторона составляла
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» № 45,
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.