- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
С возрождением православной веры появился еще один, не похожий на другие, вид ювелирных предприятий. Это монастырские ювелирные мастерские, работа в которых – это и творчество, и послушание.
Одна из таких мастерских работает в НилоСтолобенской пустыни – мужском монастыре, расположенном на острове Столбный, огражденном от мирской суеты водами озера Селигер.
Сюда, в глухие тверские леса, пришел в XVI столетии подвижник – преподобный Нил. Он начинал монашеское житие в ИоанноБогословском Крыпецком монастыре близ Пскова, где стяжал своими добродетелями всеобщую любовь и уважение. Не терпя земной славы, подвижник испросил благословение настоятеля и ушел на пустынное житие – на берег реки Серемхи, протекающей в Ржевском уезде. Здесь пустынник провел 13 лет, питаясь травами и желудями, хранимый благодатью Божией, которая защищала Своего служителя от диких зверей и беззаконных людей. Пытавшиеся причинить зло одинокому монаху разбойники вдруг увидели его окруженным стражей из множества воинов и, устрашенные, пав ниц, умоляли о прощении. Нападали и сами бесы: они пытались напугать отшельника, принимая вид зверей и гадов, с воем устремляясь на молящегося в ночи инока, но оказались не в силах изгнать его с места подвигов. Когда же преподобного нашли люди благонамеренные, которые стали во множестве приходить, восхваляя угодника Божия и прося его молитвы и благословения, святой Нил убоялся искушения тщеславием. Он начал слезно умолять Господа открыть ему место для уединенного жития.
В тонком сне преподобный Нил получил ответ – указание отправляться на остров Столбный. Поселившись на острове, преподобный Нил не чаял ничего иного, кроме безмолвной жизни в молитве и покаянии. Хотя в чем каяться подвижнику, от юности посвятившему себя монашескому житию? Но ум, изощривший себя в очищении от малейшего прилога греха, уподобляется искусному золотых дел мастеру, который продолжает совершенствовать свою работу, нанося на нее невидимые неискушенному взору грани… Сначала аскет жил в вырытой собственными руками землянке, затем – построил себе деревянную келью и часовню. В пустыннических подвигах преподобный провел 27 лет – с 1528 по 1555 год. Труды его были чрезвычайны: даже спал преподобный Нил стоя, опираясь на вбитые в стены кельи костыли.
По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться благочестивые отшельникипаломники, проводившие здесь в молитвенных трудах кто месяц, а кто и дватри года. Наконец ими был основан монастырь. Сначала обитель была совсем небогатой. Но затем, благодаря вкладам Царственных особ и множеству приезжавших помолиться у мощей преподобного Нила паломников, монастырь вырос один из крупнейших в Российской империи.
До революции НилоСтолобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. Паломничали в Пустынь и цари: так, в 1828 году состоялось высочайшее посещение обители императором Александром I. В 1858 году вокруг пустынного некогда острова соорудили гранитную набережную. Образки преподобного Нила, изображенного на фоне монастыря, иконописцы создавали специально для паломников – в таком количестве, что многие из этих иконок сохранились до нашего времени. К моменту революции число насельников монастыря достигло тысячи человек.
Почти сразу после октябрьского переворота 1917 года в НилоСтолобенскую пустынь наведались воинствующие безбожники. Уже в 1919 году они посягнули на главную святыню обители: вскрыли, а затем изъяли мощи преподобного Нила. В 1928 году в монастыре была открыта колония для несовершеннолетних, а оставшаяся братия начала скитальческий путь по ссылкам и лагерям.
Не все знают, что и в ХХ веке были подвижники, подражавшие своим житием древним отшельникам. Постриженник Ниловой пустыни схиигумен Михаил, изгнанный гонителями из родного монастыря, некоторое время подвизался в более отдаленной Новосоловецкой пустыни, а затем поселился на месте подвигов преподобного Нила, на берегу реки Серемхи. Круг замкнулся. Казалось бы, что обитель, начинавшаяся кельей уединенного отшельника, пройдя за столетия путь до богатейшего многолюдного монастыря, закончилась такой же одинокой пустынной кельей. Но для того Господь и попустил гонения ХХ века, чтобы верные вновь привлекли на Россию Божественную благодать, угодив Творцу своими страданиями и не сулящими земной славы трудами ради Бога. В 1990 году решением Совета министров РСФСР комплекс НилоСтолобенской пустыни передали в пользование Русской Православной Церкви и уже в 1991м в Благовещенском приделе полуразрушенного Богоявленского собора была отслужена первая Божественная литургия. Мощи преподобного Нила возвратились в монастырь в 1995 году.
С началом возрождения духовной жизни наместник с братией обители начали с усердием воссоздавать хозяйственную и творческую деятельность, которой монастырь издревле славился на весь православный мир. Так, при археологических раскопках на территории обители было доподлинно установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов. Архимандрит Аркадий принял это как сугубое благословение и послушание от преподобного Нила. Однако создать в одночасье, после семидесяти лет испепеляющей все на своем пути власти, производство, традиции которого были практически утрачены, казалось почти невозможным. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Понемногу отец Аркадий собирал вокруг этой идеи людей, имеющих соответствующее образование или горящих желанием учиться. На сегодня ювелирные мастерские Ниловой пустыни – солидное предприятие, на котором трудятся 50 человек, как монастырская братия, так и мирские специалисты, в том числе приглашенные изза границы.
Сегодня НилоСтолобенская пустынь вновь продолжает свое служение Богу. Ежедневно совершается суточный круг богослужения, братия трудится на послушаниях: от огорода и скотного двора – до издательства и ювелирной мастерской. Продолжается традиция радушного приема паломников. В монастыре оборудованы уютная гостиница и большая трапезная для дорогих гостей, действует музей «Наследие преподобного Нила», проводятся обзорные экскурсии.
Касенов Сергей Васильевич.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» № 41,
Нательный крест – неразлучный спутник каждого верного чада Русской Православной Церкви. Традиция ношения таких крестов сложилась еще в глубокой древности и прочно укоренилась в нашей стране.