- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Мы побеседовали с руководителем мастерской «Божий Дар», известной своими лампадами, – Александром Михайловичем Ивановым, который рассказал немало интересного об истории стеклодувного искусства.
– Как вышло, что в храме Гроба Господня в наши дни вновь затеплились русские лампады?
– Несколько лет назад ко мне обратился эконом Троице-Сергиевой Лавры, ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и рассказал, как на Святой Земле ключарь Храма Гроба Господня посетовал, что многие из лампад побились. Владыка предложил воссоздать лампады, ведь старые были русского происхождения. И для нас стало делом чести проявить преемственность российских традиций церковного благоукрасительства. По сохранившимся образцам мы изготовили новые. Это достаточно большие лампады, украшенные выгравированной символикой Братства Гроба Господня. А вот для храма Рождества Христова в Вифлееме наш Центр изготовил не только стеклянные вставки в лампады, но и бронзовые подлампадники. Также мы делали лампады для храма г. Бари (Италия), где почивают мощи святителя Николая Чудотворца.
Особой честью для нас стал заказ на стеклянные лампады восстанавливаемого храма Христа Спасителя в Москве.
– Вставка, подлампадник… Давайте уточним термины.
– Охотно. Лампада состоит из трех частей: подлампадника – металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки – собственно стаканчика в который наливают масло, и подвеса – цепочки, на которой держится сама лампада и дымник, улавливающий копоть.
– Почему заказ на лампады для Храма Гроба Господня поступил именно вам?
– Все очень просто. Практически мы – монополисты по лампадному стеклу. Других серьезных производителей в нашей стране нет. Поэтому лампады «Божьего Дара» горят во Франции, в Австралии, в Греции и на Кипре, США, а в нашей стране практически во всех храмах. К сожалению, на рынке появилась контрафактная продукция от недобросовестных коммерсантов, которые используют выверенные и отработанные нами за годы нашей деятельности, а это свыше двадцати лет, формы, технологии, рисунки. Не гнушаются даже маркировать левый товар нашими артикулами и названиями. Ну да Бог с ними. Достаточно, что теперь весь спектр производимых ныне лампад именуют лампадами от «Божьего Дара».
– По каким эскизам вы создаете лампады?
– Мы возрождаем старое церковное искусство. Я много лет собираю старинные образцы лампад и на их основе создаю новые модели. Например, для храма Рождества в Вифлееме мы взяли за основу дореволюционные лампады храма Всех святых на Соколе, любезно предоставленные нам из ризницы по благословению настоятеля отца Василия Бабурина, и изготовили их в бронзе. Езжу по монастырям и храмам всей России, работаю с антикварами, музеями. Завод Болотина в Вышнем Волочке, который в советское время назывался «Красный Май», еще до революции выпускал лампады со стеклянными подлампадниками, – они сохранились в музее завода. Мы воссоздали их в первозданном виде. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) дал экспертное заключение о том, что лампады, выполненные Центром «Божий Дар», соответствуют уровню лучших образцов конца XIX – начала XX веков. Теперь и наши лампады украшают музейные экспозиции, а коллекция лучших образцов выставлялась в Третьяковской Галерее, в павильоне «Культура» ВВЦ и в других местах.
– Кажется, что может быть проще стеклянного стаканчика, а вы говорите о создании вставок для лампад как о целом искусстве. В чем секрет?
– Сварить цветное стекло – это действительно искусство, которое, к сожалению, сегодня может быть утеряно. Существуют различные виды стекла: простое и хрустальное, цветное и бесцветное, а также разные способы выработки: выдув, прессование и другие. В одной лампаде может быть соединено стекло нескольких цветов – мастера изготавливали двух-, трехслойные лампады, с так называемым молочным стеклом. Его использование дает особый оптический эффект - вся лампада равномерно наполняется цветным сиянием.
– Лампады и сегодня создают по столь сложной технологии?
– К сожалению, сейчас профессия стеклодува исчезает. В Вышнем Волочке было ПТУ, где обучались этой профессии, оно закрылось. Старое поколение мастеров уходит, а молодежь на их место не идет. Сегодня практически никто уже не умеет работать в наклад. Настоящего цветного стекла в стране практически нет. Вместо него на бесцветное стекло наносят специальный лак и обжигают в печи. У нас есть небольшие остатки былой роскоши, а новые изделия уже приходится делать с применением современных технологий.
– Есть ли сегодня храмы, где не используется электрический свет и лампады являются основным источником света?
– Да. Особенно это распространено у староверов и единоверцев. Кстати, старообрядцы всегда предпочитали лампады из бесцветного стекла, поскольку они дают больше света. Для храма Михаила Архангела единоверческого монастыря в Михайловской Слободе (Московская область) я делал вставки из бесцветного хрусталя в многоярусные хоросы. Эти хоросы перед каждым богослужением опускают вниз и заправляют маслом каждый стаканчик – лампады являются единственным источником освещения в храме. Во время богослужения храм наполнен приглушенным, преломленным через хрустальные грани радужным свечением.
– А хрустальные лампады вы выпускаете?
– Цветной хрусталь в России сейчас практически не производится, а прозрачный – выпускается, но качество, к сожалению, уже не то. В хрустале высшего сорта – баккара – должно быть 24 % свинца. Чем меньше свинца, тем ближе хрусталь к простому стеклу. Сейчас при производстве хрусталя в лучшем случае используют 20 % свинца – чтобы хоть как-то окупить себестоимость. Но мы вырабатываем нашу продукцию только из хрусталя высшего сорта.
– Можно ли надеяться, что искусство создания цветного стекла возродится?
– Да, такие планы существуют, и мы надеемся осуществить их в ближайшее время.
– Выпускали ли до революции лампады из фарфора?
– Конечно. Известный завод Кузнецова делал из фарфора подлампадники, расписанные вручную специальными красками для фарфора и золотом, в которые помещали стеклянную вставку. Была очень распространена и еще одна форма лампады – «голубка». Это фигурка голубя, в спинке которого расположена полость с отверстием для заполнения маслом и установки поплавка с фитилем.
– Кажется, из фарфора изготавливали и трубы для подсвечников и кандил. Что это за предмет церковной утвари?
– Труба устанавливается на подсвечнике, а уже на нее ставят лампаду. Дело в том, что лампада, горящая на храмовом подсвечнике, – его центр. В соответствии с православной символикой и художественной гармонией она должна находиться выше свечей, а не у их основания, как это нередко можно увидеть сегодня. Поэтому на подсвечник устанавливалась специальная труба, а уже на нее – лампада. Если посмотреть дореволюционные каталоги Оловянишникова и Мешкова, можно удостовериться, что на всех подсвечниках и кандилах были смонтированы трубы, а на них уже ставились стеклянные вставки. Такие трубы делали и из металла, окрашенного в белый цвет, и из полированной латуни, но в основном их выполняли из фарфора. Фарфоровая труба была достаточно дорогой, ее декорировали цветной росписью с золотом.
– Сегодня такие трубы изготавливают?
– Мы возрождаем традицию создания этих фарфоровых труб, взяв за основу старинные образцы, например прототип с известным орнаментом «Цветочный крест» из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Старинные трубы можно увидеть в храме Ильи Обыденного (Москва) – он не закрывался, туда свозили утварь из разрушаемых храмов.
Вообще старинная церковная утварь – это очень интересная тема. Например, встречались напольные подсвечники, полностью выполненные из цветного стекла, причем из золотого рубина с молочным накладом. Потрясают размеры этих изделий, ведь выдуть фрагменты диаметром до
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» №38,