- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
– Когда в 2007 году кадильные свечи – «монашенки» появились в церковных лавках, они воспринимались как нечто новое, необычное. А ведь это достаточно древняя традиция? Когда она зародилась?
– В каком столетии кадильные свечи впервые вошли в обиход православных христиан, доподлинно неизвестно, но с XV века они упоминаются в церковной литературе, словарях. В одной из книг я встретила такое определение: «Монашенки – это курительные свечки, которые состоят из угля, ароматических трав и ладана».
– Откуда произошло название?
– Вероятно, тут было несколько причин. Кадильные или, как тогда говорили, курительные свечи имели коническую форму, черный цвет – так что при некотором воображении в них действительно можно было увидеть сходство с фигурами монахинь в длинных одеяниях и остроконечных скуфейках. К тому же такие свечи использовали в своих кельях монашествующие – хотя и в быту благочестивых мирян они занимали свое место. Ладан традиционно воскуряют во время молитвы, своим благоуханием он символизирует Божественную благодать. А кадильные свечи, где ладан уже смешан с углем, намного удобнее в использовании.
– Как появилась идея начать производить кадильные свечи в наши дни?
– Все началось с исследовательского интереса, далекого от производственных замыслов. В то время я снимала жилье, и у меня возникали размолвки с хозяйкой квартиры из-за того, что, молясь, я часто кадила дома ладаном. Я разжигала уголь, при этом нередко вспыхивал огонь, шел дым, иногда возникал неприятный запах из-за некачественного угля и ладана. Понятно, что владелица квартиры опасалась, что я устрою пожар.
Родственник моего будущего мужа увлекался парфюмерией, благовониями, собирал натуральные масла, привозил их из разных стран. Однажды, когда он читал какую-то древнюю книгу, ему попался рецепт кадильных свечек… Когда мы познакомились, мне подарили «монашенки» собственного производства, и они мне очень понравились: от них нет ни едкого дыма, ни огня, запах очень приятный. Запас первых кадильных свечек был израсходован, мы решили сделать еще партию, причем мой муж сконструировал станок для их производства. Возникла идея поделиться изобретением. Мы предложили кадильные свечки на реализацию Валаамскому монастырю и некоторым другим приходам, первая партия была успешно распродана, пошли заказы. Тогда мы занялись усовершенствованием рецепта, стали расширять производство, наконец поставили дело на промышленный лад.
– Вы сказали, что раньше «монашенки» имели форму конуса. Почему у вас они получили вид ровных палочек?
– Так удобнее с точки зрения производства. Да и аромат из ровных свечей источается более равномерно. У конической свечи сначала тлеет совсем узенький кончик, потом – широкое основание, так что запах может быть сначала почти незаметным, затем излишне насыщенным, а при выбранной нами форме таких проблем не возникает.
– А компоненты современных «монашенок» отличаются от дореволюционных?
– В некоторой мере – да. Сегодня наше производство выпускает десять видов кадильных свечей разных ароматов. «Монашенки» с запахом ладана не имеют искусственных компонентов, там содержится только ладан и уголь. Начиная свое дело, мы специально обратились к производителям ладана на Афоне. Так что «монашенки» имеют такие же названия и ароматы, как и наиболее употребляемый сегодня ладан: «Византия», «София» и т.п.
– Кстати, а в Греции кадильные свечи используют?
– Нечто подобное там есть – смеси для каждения, где уголь уже соединен с ладаном и травами. Только в Греции они имеют другую форму и, конечно, иное название.
– Не приходилось ли вам встречать косность, недоверие – все-таки вы ввели в церковный обиход давно забытый продукт?
– Поначалу случалось и такое: нам иногда не верили, что угольные палочки – нашего производства, думали, что мы привезли их из Индии. Далеко не все знали, что «монашенки» традиционны для Православия, приходилось объяснять, что это наша, русская традиция, забытая в ХХ столетии. Поэтому мы и помещаем цитаты из старых книг, где упоминаются «монашенки», на упаковках – чтобы люди знакомились с нашей традицией.
– Но сегодня «монашенки» пользуются спросом в церковных лавках по всей России.
– И не только. Их закупают и Украина, Беларусь, Казахстан. Так что, слава Богу, наше производство постоянно растет, меняем оборудование, набираем людей. У нас уже работает целый заводик.
– Кадильные свечи можно использовать только дома или в храме они тоже уместны?
– Не существует никаких правил, не дозволяющих положить кадильную свечу, в которой соединены те же ладан и уголь, в кадило во время богослужения. К тому же многие священники используют «монашенки» на требах – это очень удобно при совершении молитвы вне храма, там, где нет помощников.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» №37,
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.