- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Во время богослужения архиерей или священник, совершающий службу, символизирует собой Христа, а диакон – ангела, на что и указывают их одежды. Именно поэтому церковные облачения традиционно изготавливаются из особых тканей. Торжественные облачения нередко украшаются ювелирными вставками: драгоценными и поделочными камнями, накладками из драгоценных металлов. Золото и серебро зачастую использовались и при изготовлении самих церковных тканей.
В Оружейной палате Московского Кремля хранится саккос XVII столетия, принадлежавший знаменитому Патриарху Никону (годы патриаршества: 1652–1666, годы жизни: 1605–1681). Это одно из самых тяжелых и самых дорогих церковных облачений. Его вес составляет 24 килограмма. Ткань саккоса – итальянский двухпетельчатый аксамит – состоит из миниатюрных петелек крученой нити, в которой шелк переплетен с настоящим золотом. Вес облачения увеличивают вышитые жемчугом и драгоценными каменьями иконные изображения и орнаменты. Это не единственный предмет облачения Патриарха Никона, изумляющий своим великолепием. Интересен и клобук (головной убор) Никона, вышитый золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, который можно увидеть в музее Патриарших палат Кремля. Здесь же находится клобук Патриарха Филарета (1619–1633) – отца Государя Михаила Феодоровича Романова. Помимо золотого и жемчужного шитья, он украшен золотыми дробницами – тонкими прямоугольными пластинами, на которых выгравированы миниатюрные иконы святых.
Богатство облачений придает пышность не столько самому священнослужителю, надевающему их во время богослужения, сколько атмосфере храма, и русские патриархи, принимая в дар или заказывая изготовление драгоценных церковных одежд, руководствовались стремлением к славе Божией, а не к собственному возвеличиванию. Известно, что тот же Патриарх Никон в быту одевался весьма просто, а под одеждой носил тяжелые вериги. Нередко церковные облачения жертвовали цари и царицы, знатные бояре. Например, все украшения, нашитые на саккос Патриарха Никона, хранящийся в Оружейной палате, были перенесены с саккоса, заказанного еще Царем Иоанном IV в 1583 году в память убитого сына – царевича Ивана. Об этом рассказывает летопись, вышитая жемчугом на вороте. То есть облачения принадлежали не носившим их, а Русской Церкви, передавались от одного иерарха к другому. Кстати, саккосы Патриарха Никона великолепно сохранились до наших дней по простой причине: ни один из патриархов, восходивших на престол Русской Церкви после Никона, не высказал желания совершать службу в столь массивном облачении.
Двухпетельчатый аксамит необычен своей фактурой. Как и следует из названия, эта ткань сплошь состоит из петелек, жестких благодаря использованию драгоценного металла. На ощупь он больше всего напомнил бы современному человеку… металлическую мочалку для мытья посуды. Древняя Русь знала и иную драгоценную ткань – алтабас, при выработке которого использовались шелк и волоченое, то есть вытянутое в нить толщиной в волос, золото. Алтабас настолько прочен, что сшитая из него одежда кажется отлитой из металла – она не сгибается и не образует складок. Из алтабаса сшит саккос святителя Иова, первого русского Патриарха (1589–1605).
С течением времени тяжелые аксамиты и алтабасы уступили место более легким тканям, ведущее место среди которых занимали бархат, шелк, парча. В состав парчи также нередко входила золотая и серебряная нить. Впервые наладить производство драгоценных тканей на Руси повелел Государь Алексей Михайлович, выписавший из Италии искусных мастеров. При его сыне, Императоре Петре I, дело было поставлено на промышленный лад, открылись фабрики, работа которых почиталась делом государственным – за их успехами следил Сенат, а поставку сырья обеспечивала Мануфактур-коллегия.
Помимо использования собственно драгоценных тканей, великолепные одежды и облачения создавались с помощью искусства вышивальщиц. Шитье золотыми и серебряными нитями издревле было одним из излюбленных видов рукоделия русских мастериц. Они использовали нити, в которые вплеталась тончайшая металлическая проволочка из золота или серебра, именуемые канителью. Вышивка украшала кокошники древнерусских невест и царские одежды, военные стяги и церковные облачения. Лицевое шитье – умение словно выписывать по ткани тончайшими нитями образа и узоры – дошло до наших дней. Рассматривая облачения, создаваемые сегодня лучшими церковными швейными мастерскими, можно увидеть и другие детали, вышедшие из-под рук искусного ювелира: дробницы с выгравированными священными изображениями, пуговицы из драгоценных металлов и камней, ювелирные кресты на митрах.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №37,