- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Одна из интереснейших находок археологов, свидетельствующих об этом, – фрагмент большой иконной ризы, относящийся к XII столетию, найденный в Великом Новгороде. До нас дошли суздальские иконы XIII—XIV веков, декорированные тонко проработанной басмой и чеканкой с серебряными и золотыми орнаментами, оклад Евангелия, принадлежавшего князю Симеону Гордому. Но наибольшего расцвета басменное дело достигло в XVI – XVII веках
Басма выполняется как из драгоценных металлов – золота и серебра, так и из более простых – мельхиора, латуни, с камнями и без. Нередко она сочетается с чеканкой, эмалью, сканью, чернением. Созданная искусным мастером, басма оставляет впечатление благородной, сдержанной роскоши и ювелирно-точной проработки орнамента.
Басма обрамляет отдельные иконы и целые иконостасы, предметы церковного убранства и богослужебные книги. Ее издревле применяли для благоукрашения самых чтимых и богатых соборов. Замечательные примеры басменного искусства – иконостасы соборов Московского Кремля: Успенского, Благовещенского, церкви Ризоположения, а также Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и многих других величественных древних храмов.
В музее Лавры хранится и старинный образ преподобного Сергия, украшенный уникальным басменным окладом, который можно назвать одним из лучших образцов древнерусского искусства. В узор на полях оклада вплетены искусно выполненные медальоны-дробницы с тиснеными изображениями святых, чье житие связано с преподобным Сергием. Над головой святого расположена икона Пресвятой Троицы. Образ украшен драгоценными камнями: бериллами, сапфирами, изумрудами, жемчугами, которые как будто вырастают из тисненого узора, продолжая его, словно плоды – ветви деревьев. Композицию дополняют великолепные венец и цата.
Примечательно, что этот образ в точности повторили современные мастера, радеющие о возрождении древнерусского искусства. Художники мастерской «Киноварь», расположенной на территории древнего Симонова монастыря, не только пишут иконы, но и работают с драгоценными металлами. Они создают эмалевые образки и украшенные каменьями кресты, чеканные и басменные оклады для икон, а также целые иконостасы, убранные басмой.
Опыт мастерской «Киноварь» позволяет проследить пути басменного искусства от древности до наших дней. Образ преподобного Сергия, о котором мы говорили выше, – одна из лучших работ мастеров XVI столетия. Создание его реплики позволило художникам постичь и впитать дух того далекого времени. К XVII веку относится по стилю басменный иконостас, созданный мастерской «Киноварь» для храма Троицы в Никитниках. Уникальность этой работы – в том, что басма занимает значительную площадь: не только обрамляет образа, но и декорирует «тело» иконостаса. А вот – совершенно другая эпоха и стиль: иконостас Покровского собора Марфо-Мариинской обители, украшенный басмой. Мастера участвовали в реставрации этого замечательного произведения стиля модерн. Адресуясь к нему, они выполнили и утварь: раку для хранящейся в соборе обители частицы мощей преподобномученицы Елисаветы, басменные киоты, мощевики.
В наши дни басмой нередко украшают храмовые и домашние иконы. Заказывая убранство для чтимого образа, верующие выражают этим свою любовь к тому, кто написан на нем. Но не всякая басма имеет равную художественную ценность. Есть простые узоры, не несущие в себе ни исторической, ни символической наполненности, а есть – сложные и причудливые орнаменты, повторяющие работы древних мастеров, у которых каждая деталь имела религиозное значение. Так, стилизованные цветы и травы указывают нам на Божий рай; в украшении церковной утвари нередко применяются мотивы процветшего креста, указывающего нам на тайну спасения Христом человеческого рода: Крест, древо смерти, стал источником Воскресения и вечной жизни.
Художники «Киновари» создают басменные оклады по старинным образцам, хранящимся в Музеях Московского Кремля, Оружейной палате, Третьяковской галерее. По договоренности с музеями мастера непосредственно работают с лучшими произведениями древнерусского искусства либо, беря за образец фотографии этих произведений, в мельчайших деталях повторяют их убранство.
Подлинно русский вид православного искусства, басма завоевывает все большую любовь наших современников, не только в России, но и за рубежом. Так, художники «Киновари» написали и украсили басмой икону святого Иоанна Предтечи для Бигорского православного монастыря, находящегося в Македонии.
Лавданский Михаил Валентинович.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №35,