Символика раннего христианства
Первые христиане, как и ветхозаветные иудеи, относились к изобразительному искусству с предубеждением, так как считали его тем видом человеческой деятельности, который в наибольшей степени подвержен влиянию язычества и идолопоклонства. Однако проникновением в Грецию и Рим, где искусство всегда играло огромную роль, христианство оказалось в среде, проникнутой античным духом, и наполнило старые античные формы новым содержанием. В таком положении христианское искусство существовало в первые свои века, в период гонений.
Катакомбы
Первые христиане собирались для совместных богослужений и трапез в местах, скрытых от посторонних взглядов, в частности, в катакомбах — обширных помещениях, где погребали умерших. Изредка у входа в подземелье строили небольшое здание, служившее гробницей наиболее уважаемого члена общины, а также часовней. Это здание первоначально не отличалось от обычных построек.
Известно множество катакомб в окрестностях Рима и во всей Италии, в Испании, Франции, Палестине, Сирии, Египте, странах Северной Африки, на острове Кипр и т. д. Римские катакомбы, забытые в течение долги веков, были случайно открыты в конце XVI в. Оказалось, что в них сохранилось в целостности внутреннее устройство, много предметов обихода и покрывавшая стены живопись. Как правило, стены и потолки христианских усыпальниц разделялись обрамлениями на части, имеющие геометрические формы: креста; круга; креста, вписанного в круг; круга, разделенного радиусами и вписанного в прямоугольник и т. д.
Содержание катакомбной живописи либо было чисто декоративным в современном ему римском духе, либо носило символический характер, воплощавший в образах христианские понятия и догматы. Катакомбная иконография была не выражением внутренних духовных созерцаний, но вынужденной тайнописью и шифром. Позднее стали появляться исторические сцены из Ветхого и Нового Завета.
На Востоке, где зародилось христианство, рели-гиозное и философское мышление всегда было связано с символизмом и иносказанием. На Западе символы также находили широкое применение в искусстве. Это влияло на творчество первых христиан, которые скрывали под покровом символов основы своего вероучения, так как вынуждены были сами скрываться от преследований и незаслуженных обвинений непосвященных. Катакомбные изображения испытывали сильное влияние античности. Действующие персонажи различных сцен часто изображались одетыми в тунику, обычно безбородыми. Иногда ветхозаветные и евангельские лица представлялись под видом кудрявых обнаженных детей, гениев и амуров. Эти крылатые и бескрылые фигуры изображались в сценах жатвы и собирания винограда, с морскими чудовищами, рыбами и птицами. В росписях первых двух веков гамма красок довольно богата, но уже с III в. античные традиции можно проследить лишь в исполнении одежд и драпировок, а также в отделке мелкого орнамента, тогда как изображение самих фигур теряет античные черты.
Росписи исполнялись, как правило, в технике фрески, фоном всегда был белый или слегка желтоватый цвет. Контур фигур намечался острием по свежей штукатурке или легким абрисом кисти. Большинство орнаментов и фигур писалось тремя красками: желтой, красной и зеленой на белом фоне. Искусство фресковой росписи достигло в катакомбах высокого совершенства.
Декоративные мотивы, обильно украшающие стены и своды катакомб, могли быть самостоятельными или служить рамкой для фигуры или сцены. Они носили, как правило, чисто античный характер: арабески, гирлянды листьев и цветов, иной растительный орнамент, геометрические фигуры.
Христианские священные изображения, возникшие очень рано, исследователи по содержанию часто делят на три группы: символические, аллегорические и исторические.
Символические изображения
Большинство религиозных символов может быть понято как концептуальные сокращения и упрощения, направленные на иллюстрацию священных книг. Они выступали в качестве посредника в представлении религиозных сюжетов. С течением времени символы изменялись, появлялись различные их интерпретации. В качестве символов часто выступали образы животных, растений, явлений природы.
Наибольшее количество символов посвящено Христу.
Агнец, бывший у язычников и иудеев жертвенным животным, изображал Самого Христа как искупительную жертву.
Крест — символ страданий Христа, Его мученической смерти и победы над ней. Он был у первых христиан одним из самых главных символов, хотя и не имел тех форм, которые имеет сейчас. Однако в глазах язычников крест был орудием самой позорной казни, поэтому почитание егo вызывало удивление, а порой осуждение и насмешки. Это заставило христиан изображать крест не отдельно, а в соединении с монограммой Христа, состоявшей первоначально из одной греческой буквы «X», а затем «X» и «Р». Иногда по краям этих букв писались еще «α» и «ω» («альфа» и «омега») первая и последняя буква греческого алфавита, которым соответствовали слова: «Яз есмъ Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22. 13). В более широком смысле крест стал символом христианской религии.
Имя Христа символически изображалось в виде рыбы — образа, связанного с воспоминанием о Господнем Крещении в водах Иордана. По-гречески слово «рыба» составляется из первых букв фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».
Якорь — один из широко распространенных христианских символов надежды и непоколебимости, дающей безопасность и спасение в бушующем море жизни.
Корабль означал Церковь Христову, особенно в композиции, где он был поставлен на спину большой рыбы, символизирующей Христа, поддерживающего Свою Церковь.
Лира — символ Христа и произнесенного Им слова. В процессе совершенствования христианской символики сильно натянутые струны лиры стали указывать на тело распятого Христа.
Пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, чтобы спасти от смертельного дыхания змеи.
Ласточка, которая замирает в гнезде на зиму и оживает весной.
Аббревиатура «INRI», помещавшаяся у головы Христа, означала «Иисус Назорей Царь Иудейский». Эти слова Пилат приказал написать на Кресте, на котором распяли Христа.
Кроме символики, связанной с именем Иисуса Христа, в раннем христианстве существовали общие символы.
Голубь был символом Святого Духа, а также невинной христианской души. Если он изображался с веткой в клюве, то знаменовал мир, подобно голубю Ноя.
Феникс, бывший в язычестве символом вечности, у христиан стал символом воскресения и бессмертия души.
Павлин означал бессмертие, так как по древним поверьям его мясо не подвержено гниению. Петух символизировал воскресение, потому что своим пением он будит людей.
Встречаются еще лев как символ силы и могущества, орел — символ юности, змея — символ зла и, в частности, диавола.
Растительные элементы символизировали: пальма — победу, оливковая ветвь — вечный мир, лилия — чистоту, венок — победу над смертью и властью диавола.
Виноградная лоза указывала на Церковь, ведомую Христом: «Я есмь Лоза, а вы ветви, кто пребывает по Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15. 5).
К символическим композициям относится этимасия (от греч. Hetoimasia — готовность, уготованность). Это изображение книги, лежащей на престоле, креста, иногда — голубя, то есть престола, уготованного для второго пришествия Господа Иисуса Христа и ожидания грядущего Страшного Суда.
Аллегорические изображения
К этим изображениям принадлежат целые композиции, имеющие иносказательный смысл, касающийся главным образом иллюстрации евангельских притч.
Одним из наиболее распространенных сюжетов была притча о Добром пастыре, который представляет прообраз Христа, согласно Его словам: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10. 14). Этот образ был широко известен и не только изображался в росписях, но и помещался на предметах церковного и домашнего обихода. Добрый пастырь на христианских памятниках обычно представлен в виде безбородого юноши с короткими волосами, одетого в подпоясанную тунику и часто с обнаженной головой. Иногда он стоит между двух деревьев, опираясь на свой посох. Очень часто он держит на плечах овцу, другие же овцы окружают их. Атрибутами Доброго пастыря бывают сосуд для молока, флейта, пастушеский посох, иногда — монограмма имени Христа, крест, а также солнце, месяц и звезды.
Вариантом этого изображения можно считать сюжет, где изображен пастух (Иисус) и по обе стороны от него — двенадцать овец (апостолов). Затем каждый из них приобрел конкретное символическое воплощение. Так, Петр изображался с саблей или рядом с рыбой либо петухом, в знак его отречения. Иоанн — с чашей, из которой выскальзывает змея (напоминание о неудачной попытке отравить его). Матфея изображали с мечом (намек на его должность сборщика налогов) и т. д.
Иногда можно видеть изображение Агнца в нимбе и с крестом, стоящим на холме, на которого истекают четыре водных потока. Холм символизирует Голгофу, а по другим толкованиям — Церковь Христову. Реки — святые Евангелия и четыре райские реки. Этот тип изображения признавала только Римская Церковь.
Из античной мифологии был заимствован образ поэта Орфея, который стал замечательным символом Христа. Орфей изображался играющим на лире в окружении слушающих его животных: как он своей песней укрощал диких зверей, так Иисус Христос словом привлекает людские сердца и руководит ими.
Очень часто иллюстрировались притчи о десяти девах, о сеятеле, о виноградарях и т. д.
Исторические изображения
Эти изображения представляют собой отражение событий Ветхого и Нового Завета, а также изображения Спасителя, Богородицы и апостолов. Из Ветхого Завета иллюстрировались преимущественно те события, которые или имели прямое отношение к Новому Завету, или являлись прообразами новозаветных событий и символами христианских идей.
Очень часто изображался Ной в ковчеге, встречающий голубя, возвращающегося после потопа с веткой в клюве. Из истории пророка Ионы обычно изображалось три момента:
— корабельщики бросают Иону в пасть фантастического морского чудовища, подплывающего к кораблю;
— чудовище извергает пророка на берег;
— Иона лежит на берегу под деревом.
Излюбленность этого сюжета объясняется его сопоставлением с трехдневными событиями смерти, погребения и воскресения Спасителя. Тот же смысл имели изображения Даниила во рву со львами и трех отроков в печи огненной.
Очень часты изображения Моисея, снимающего сандалии, чтобы приблизиться к горящей купине, или изображение изведения Моисеем своим жезлом воды из скалы в пустыне. Так же часто в катакомбах изображали Адама и Еву в момент грехопадения, Каина и Авеля, Сампсона, Давида, Илию, вознесшегося на небо, Сусанну в виде овечки между двумя волками.
Из новозаветных композиций чаще всего встречаются поклонение волхвов, Крещение Господне, Тайная вечеря, чудеса Христовы. Особенно излюбленной была картина, изображающая воскрешение Лазаря. Она почти всегда повторяется в одних и тех же формах: Христос в виде юноши касается жезлом лежащей в гробнице спеленатой мумии. Иногда гробница имеет вид пещеры, иногда форму римского колумбария — небольшого стоящего на возвышенности здания, к которому ведет лестница, и фасад которого украшен двумя колоннами, поддерживающими фронтон.
В изображении Христа почти до конца IV в. господствует тип молодого римлянина без бороды, чаще всего с короткими волосами, в плаще, с жезлом или свитком в правой руке. Лишь в IV в. начинает формироваться тип изображения Спасителя, принятый в византийском искусстве: лицо становится строгим и выразительным, появляются слегка раздвоенная бородка и длинные, ниспадающие на плечи волосы.
Богоматерь первоначально изображалась в виде римской женщины, очень часто с молитвенно понятыми вверх руками. Иногда ее изображали сидящей, с покрытой головой, в обычном костюме римлянки и с обнаженным Младенцем на руках. Рядом с ними — молодой человек (возможно, Иосиф) со свитком в руке, одетый в мантию и указывающий правой рукой на Богоматерь. Изображения апостолов появляются почти тогда же, когда и Христа, и Богоматери. Первоначально их представляли символически в виде агнцев или в виде юношей, причем их атрибутом становится свернутый свиток.
С IV в., когда отношение к христианству в римском обществе стало меняться, начинается строительство христианских храмов. Символика раннехристиан-ского искусства оказала сильное влияние на их мозаичное украшение, а также на развитие иконографии. Раннехристианские символические изображения стали связующим звеном церковного искусства первых веков со священными изображениями нашего времени. Именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописи будет осознано как образ и первообраз (архетип).
Ольга Владимировна Розина.
Журнал «Иконописец» №25, 2010 г.
Русиздат - ORTOX