- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Развеска колоколов. Оборудование колоколен и звонниц
Консультировать наших читателей по вопросам обустройства колокольни продолжает Николай Иванович Завьялов – кампанолог, звонарь, преподаватель колокольного звона Сретенской духовной семинарии г. Москвы.
— Николай Иванович, в прошлом выпуске «Благоукрасителя» Вы рассказали нашим читателям о правильном строительстве колокольни, ее архитектурном устройстве. А как следует развешивать колокола?
— Как мы уже не раз говорили, все технические элементы колокольни должны быть подчинены наиболее рациональному размещению колоколов и удобству их использования. Уже в XIX веке в России почти повсеместно использовалась так называемая рояльная система, при которой тяги средних колоколов (подзвонная группа, 40–400 кг) собирались на столбик к звонарю и располагались в виде веера. Рояльной эту систему назвали потому, что голоса колоколов в этом случае располагаются по нисходящей – от высоких к низким, слева направо, как клавиши на фортепиано. Ударяя по тягам, как по клавишам, мы извлекаем звук. Маленькие (зазвонные) колокола (обычно весом не более
— В церковных или архитектурных документах есть письменные правила или принципы оборудования колокольни?
— Официального документа, который бы указывал, что именно нужно делать, пока нет, но в таких случаях, как подсказывает логика, следует опираться на примеры, дошедшие до нас с давних времен, а также на здравый смысл и на практику старых звонарей. Имеется немало объектов, где сохранились примеры оборудования колокольного набора, или, как его ещё называют, «звона». Кроме того, есть множество свидетельств в виде описаний, кино- и фотодокументов, опираясь на которые можно понять правила развески и оснастки колокольных наборов. Более того, нам досталось непосредственное общение со старыми звонарями, такими как игумен Михей (Тимофеев) из Троице-Сергиевой Лавры, преемственно получившего опыт еще дореволюционных звонарей, или, например, не менее известный Владимир Иванович Машков. С недавнего времени старший звонарь Троице-Сергиевой Лавры, игумен Антоний собирает письменные документы, фотографии, упоминания. Отыскал родственников старых звонарей. Можно сказать, создал небольшой музей. Ценность этой работы не только в экспонатах и документах как таковых. Конечно же, они несут и практическую пользу. Старые звонари передали нам многое и в отношении техники звонов, и в отношении оборудования колоколен. Так что, рояльную систему можно считать легитимной, традиционной, имеющей право на то, чтобы ее тиражировать. Когда ко мне обращаются с просьбой помочь в оборудовании колокольни, я всегда предлагаю именно такую развеску. Система показала свою состоятельность: на ней, как на музыкальном инструменте, удобно исполнять все виды классических звонов, все практические элементы. Наличие универсальной системы позволяет организовывать фестивали звонарей (самый крупный из них сегодня – «Звонильная неделя»). Съезжаются звонари не только со всей России, но и из-за рубежа, посещают разные храмы и колокольни, звонят, делятся друг с другом собственным творческим опытом. Когда же за оборудование колокольни берутся непрофессионалы, то многие положения, ставшие сегодня правилом, не учитываются. Особенное беспокойство вызывают так называемые установки «компьютерный звонарь», которые кое-где входят в обиход. Никогда компьютер человека не заменит. Это сегодня так же понятно, как и то, что пение на Литургии не следует поручать проигрывателю.
— Сколько колоколов должно быть на колокольне?
— Один звонарь может управлять числом колоколов до 20 шт. Например, в Троице-Сергиевой Лавре у звонаря на помосте 5 педалей, 4 колокола в зазвоне, ещё несколько в подзвоне. И звонарь там порою нажимает на педали, как при игре на органе. Относительно того, сколько в наборе должно быть колоколов, указаний нет. Не следует быть повторам, четвертьтоновым сочетаниям. Нет смысла располагать на колокольне несколько похожих колоколов. Если колоколов много, и все они способствуют благозвучию набора, – то чем больше, тем лучше, а если множество голосов сочетается диссонансно, то лучше провести выбраковку и обойтись небольшим количеством. А минимум – это 5 колоколов. На них уже можно совершать трезвон. Впрочем, даже звон «в двои» – это уже трезвон, великопостный. По Уставу перед Литургией преждеосвященных Даров полагается ударять в два колокола поочередно. Это называется звоном «в двои» – как правило, в этом случае звонят в часовой колокол и в меньший. Выбирают два средних колокола с каким-нибудь благозвучным интервалом – например, большая терция или кварта. Так что, трезвон начинается с двух звонящих колоколов. А три колокола уже могут создать эффект праздничного трезвона. Символика трезвона – это праздник, радость, ликование. И три колокола уже могут создать это настроение. Даже в два колокола можно звонить и поочередно, и трелью – и тогда уже получается трезвон. Ну а если православная колокольня имеет пять колоколов, это уже целая симфония. На этом наборе можно полноценно воспроизводить все уставные звоны: перезвон, перебор, трезвон, благовест. Ученики у меня осваивают звон сначала в два колокола, затем в три, а когда они научаются звонить в пять – я пожимаю им руку и говорю: «многоуважаемый коллега!..»
— Что еще, помимо расположения колоколов, важно учитывать при их развеске?
— Я бы хотел предостеречь от излишних фантазий. При креплении колокола иногда используют рессоры, пружины, амортизаторы… В одном из храмов Москвы колокол повешен так, что его наполовину не видно – все скрывают какие-то растяжки, крепления, узлы. Этого быть не должно.
— Можно ли усилить или улучшить звучание колоколов с помощью каких-либо акустических систем?
— Колокол лучше всего воспринимается в прямой слышимости. Никакие резонаторы не отобразят его голоса во всем тембровом богатстве. Обязательно появятся какие-то встречные волны, синфазные или антифазные, они могут входить в резонанс с основным звучанием и порождать комбинационные тоны, которые порою звучат просто как паразитные призвуки. Нередко спрашивают, надо ли делать над колокольным набором некое подобие колокола, – якобы, это будет, как зеркало, отражать и усиливать звук. Отвечаем – не надо. Наш современный акустик Б.Н. Нюнин провел большую работу и показал, насколько это нецелесообразно: никакие дополнительные элементы колокольни (отверстия, «зеркала») положительно влиять на звук не могут.
— Вы говорили, что на деревянных колокольнях приходится отступать от рояльной системы развески. Как размещают колокола в таком случае?
— На деревянных колокольнях мы размещаем колокола так, чтобы вес распределялся равномерно, и конструкция не покривилась. Если дерево сомнется – его уже не выправить. Мелкие колокола мы развешиваем, как и положено, веерообразно – для удобства звона, а тяжелые приходится размещать так, чтобы вся нагрузка не пришлась на один угол – то есть не рядом, а друг напротив друга. Такой случай у меня был на Валааме, в Гефсиманском скиту. Строители попросили не вешать в один угол два больших колокола – это была северная часть, а она в тех климатических условиях первой начинает состариваться и приходить в негодность. На деревянных колокольнях мы должны учитывать требование равномерной нагрузки на конструкцию, каменные же обычно строятся с большим запасом, и там это не столь актуально.
— А на звоннице колокола также развешивают по рояльной системе?
— Существует множество видов звонниц, и оборудуются они по-разному. Единого правила тут нет, но и здесь, как я уже говорил ранее, мы должны действовать по принципу максимального удобства и рациональности. Можно учитывать и внешний дизайн, но это не должно быть основным.
— Каковы основные виды звонниц?
— Если мы взглянем на старинные звонницы, то увидим такие типы, как звонница-стена, звонница-галерея, Ростовская, Псковская звонница. Интересен тип сооружения в виде храма «иже под колоколы», когда в барабане церкви сделаны проемы и колокола висят в них. Пример – Духовской храм Троице-Сергиевой Лавры. Там были очепные колокола, раскачивающиеся. Очепа выходили наружу, вниз спускалась веревка, с ее помощью и звонили. Похожая система звона сохранилась по сей день в Псково-Печерском монастыре. И сегодня строители вновь стали обращаться к этой теме. Например, в Переяславле-Залесском в монастыре построили звонницу-галерею по типу Ростовской, где разместили множество колоколов. Но сегодня и звонницы стараются привести к единой системе звона, к одному звонарю, как на колокольне, хотя это и сложнее. При постройке звонницы надо обязательно продумывать, каким образом в эти колокола звонить. Звонницу вообще сложнее оборудовать. Места для звонаря на ней иногда просто не предполагается, и как-то дооборудовать его сложно. Например, звонница-стена может располагаться над папертью, а рядом – отвесная стена и крыша. И что делать? Или ситуация, которую мы видим в усадьбе Голицыных: там неудобная для оборудования звонница-стена, являющаяся памятником архитектуры, так что к ней ничего нельзя пристроить.
— А как звонили в древние времена, когда звонницы не были декоративными, но в то же время, не подходили для принятой ныне системы звона?
— Есть версия, что в древности традиционной для нас системы развески колоколов еще не было, потому, что сам трезвон был другим. Сегодняшняя система звона зародилась под влиянием партесного пения. Именно тогда в храмовом пении появилась вертикальная партитура: бас, тенор, альт и сопрано. Вошла в обиход итальяно-немецкая система, под которую подстроили весь церковный певческий материал. А до этого трезвоны были более горизонтальны – похожи на монодию, а не на аккордовое пение. Звонили либо одновременно во все колокола хаотично, либо – в каждый колокол поочередно. Сам по себе колокол – это уже самодостаточная звуковая система. Его можно слушать, не отрываясь, – так же, как смотреть на огонь или на текущую воду. В Древней Руси была совсем другая эстетика, нежели у нас. Если мы посмотрим на культуру современного общества, то увидим, что она в значительной мере отличается даже от шестидесятых годов прошлого столетия – и этические ценности, я уж не говорю о музыке или внешних изобразительных элементах. А в древности, конечно, была своя культура, и звоны были близки по типу к пению, существовавшему тогда. Даже в одно и то же время в разных местностях у людей могут быть совсем разные вкусы. Обратите внимание: там, где архитектура скромная – там и звон лаконичен. А, например, на Украине – и пение, и звон, и архитектура более цветисты, чем в России. Даже знаменный распев в киево-печерском обиходе звучит весьма оригинально. Или Валаам: суровая природа, своё, особенное пение – совсем другая ментальность.
— То есть, было бы логично, возводя звонницу старинного типа, заранее решить, что и звонить на ней мы будем не так, как это привычно в наши дни?
— Звонница-стена, не имеющая приспособления для звонаря, – система, где невозможно по-современному трезвонить, она должна воспроизводить звоны древнерусской культуры. На ней располагают раскачивающиеся колокола, – задачи собрать колокола в вертикальный аккорд в то время, возможно, просто не было. Впрочем, сегодня все же находят вполне законные компромиссные решения. В Псково-Печерском монастыре сохранилась звонница-стена, но сегодня на ней звонят не так, как в древности. Малые колокола собраны в отдельную связку, в них звонит один человек, в средние – другой. А в большие колокола звонят с помощью раскачивания, как в старину. То есть в Печорах сохранился очепной звон древнего типа, применяемый одновременно с современной системой.
— Но чтобы осуществить такой синтез, приходится работать сразу нескольким звонарям…
— Если мы посмотрим на древние развески, например, на ту же Ростовскую звонницу, то увидим, что один звонарь там со всеми колоколами не справится. Если колокола гигантские, тысячепудовые, то, опять же, одному звонарю освоить их не под силу. Есть примеры, когда на разных ярусах колокольни располагаются большие колокола, там должен работать ансамбль звонарей.
— Стоит ли сегодня строить храмы древнего типа, со звонницей-стеной? Ведь это так красиво… И что делать с древними звонницами – особенно, если они находятся при приходском храме, где нет возможности иметь сразу несколько звонарей?
— Звонницы-стены строить можно, но – до конца продумывая, как эта система будет функционировать. Иногда оказывается возможным оборудовать место для звонаря и там, где оно изначально не было предусмотрено: соорудить помост около стены или в барабане храма иже под колоколы, как сделали, например, в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры – но тогда возникают другие проблемы. Например, не предусмотрена возможность подъема на колокольню. В Лавре звонарь поднимается на храм по пожарной лестнице и проходит на звонницу через проем. Храм иже под колоколы – хорошая конструкция, но она должна быть ещё и достаточно просторной. Тогда там можно оборудовать все, как на обычной колокольне. Существует еще старинный тип небольших наземных звонниц: т-образные – вежи, г-образные – локотники и т.п. Такие конструкции нередко устраивают при храмах, где еще нет колокольни. Размещают на них небольшой набор колоколов – лишь бы звонить. В древности встречались колокола, висящие в проёмах входных ворот, на деревьях, на локотниках, опирающихся на подоконник. Известный художник Аполлинарий Васнецов любил реконструировать на своих полотнах древнюю Москву – и там мы можем увидеть подобные сооружения. Когда же современные строители обращаются к этой теме, мне хочется порекомендовать им не придумывать ничего супер-нового, ведь можно воспроизводить и то, что было в древности. Настоящую древнюю вежу – перекладину с крышей можно увидеть в Москве, в Спасо-Андронниковом монастыре. Очень симпатичная конструкция.
— В прошлом выпуске журнала мы говорили о том, что хорошо использовать для развески колоколов металлические балки. Читатели интересуются: какой именно профиль тут подойдет?
— Следует применять двутавровые металлические балки, если таковых нет – их нередко заменяют швеллером. Его тоже можно использовать, но важно правильно сваривать такие балки: в разные стороны (буквой х квадратной), а не коробом (буквой о квадратной), – потому что в коробе может возникать ненужный резонанс. И проваривать швеллер следует фрагментарно, иначе балка от нагрева деформируется. Впрочем – опытные инженеры это прекрасно знают.
Беседовала Александра Бахманова
Журнал «Церковный строитель» №27, 2010-