Производитель церковной утвари 19 века
В 1873 году проходившую в Вене выставку посетил сам Император Александр II. Представители России под-несли своему Государю хлеб и соль на серебряном блюде, покрытом прекрасным «вышитым» полотенцем, сделанным… из серебра. Здесь же лежала икона Спаси-теля филигранной работы. Цесаревне, сопровождавшей своего державного отца, подарили серебряную чашку с блюдцем и узорчатое полотенце — также серебряное, украшенное имитирующей вышивку эмалью. Другой царственный посетитель выставки, король Италии, приобрел у русских мастеров серебряную корзинку с наброшенной на нее салфеткой, «исполненной так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна». Все эти предметы были созданы фирмой Павла Овчинникова.
Павел Акимович Овчинников — один из лучших представителей русского ювелирного искусства. И — яркий пример несостоятельности стереотипа о сословной закрытости царской России, якобы делавшей практически невозможным творческое и деловое развитие людей, рожденных в невысоком звании. Крепостной князя Волконского, он рано обнаружил блестящие способности к рисованию и был отправлен на учебу в Москву. Здесь Павел стал подмастерьем в мастерской своего старшего брата. Сделавшись самостоятельным художником, Павел получил вольную, женился и в 1850 году завел собственное дело. А уже в 1865 г. талантливый ювелир обратил на себя всеобщее внимание на престижной московской выставке. П. Овчинников был награжден золотой медалью и удостоен звания Придворного поставщика от Наследника Цесаревича Александра Александровича. Мастерской Павла Овчинникова принадлежит величайшая заслуга перед ювелирным искусством — возрождение утерянной техники перегородчатой эмали. Эмаль в различных ее видах: витражная, перегородчатая, расписная и т.п. — стала подлинной визитной карточкой мастеров конца XIX — начала XX в., включая Фаберже. Но именно П. Овчинников уделял ей особое внимание. Тончайшая золотая или серебряная нить — скань — укладывалась в замысловатые узоры русских орнаментов, промежутки заливали эмалевым составом. Перегородчатая и расписная эмаль украшала созданное фирмой П. Овчинникова для Храма Христа Спасителя напрестольное Евангелие, признававшееся современниками лучшей церковной утварью своего времени. Следует отметить, что предметы богослужебного назначения, создававшиеся в описываемое нами время, нередко становились подлинными произведениями искусства, сочетавшими в себе верность традиции с художественными и технологическими находками мастеров. Среди работ П. Овчинникова — множество драгоценных литургических наборов, икон, оклады богослужебных книг и т.п. Над созданием драгоценной утвари для храмов трудились художники фирм Сазикова и братьев Грачевых, Фаберже и Хлебникова.
Великой потерей для русского и мирового искусства явилось прокатившееся в двадцатые годы ХХ столетия по стране изъятие церковных ценностей, в результате которого большинство из этих предметов было безжалостно превращено в лом и по бросовой цене продано за рубеж. Та часть бесценного наследия ювелиров, которая уцелела, сегодня становится предметом пристального внимания.
Залогом успеха П. Овчинникова, признанного главы национальной школы ювелирного искусства и владельца фирмы с годовым оборотом 250 000 рублей, безусловно, стал личный талант, способность увидеть суть дела, не гнаться за сиюминутной выгодой, а всматриваться вдаль. При своем предприятии он открыл школу на 130 учеников, где помимо предметов, относящихся к ювелирному производству, преподавали Закон Божий, пение, русский язык, арифметику, географию. По кончине П. Овчинникова его дело продолжили сыновья, и изделия фирмы по-прежнему занимали высочайшие места на международных выставках. Одна из таких выдающихся работ — серебряный иконостас по рисункам В. Васнецова, украшенный прекрасной эмалью.
Алина Сергейчук.
«Церковный Ювелир» №21, 2009 г.
Русиздат - ORTOX